"Использование различных форм и методов, позволяющих преодолеть родительское сопротивление и активизировать взаимодействие "родитель-ребенок"
консультация (младшая группа)
Педагогическое просвещение родителей является одним из важнейших направлений сотрудничества образовательной организации и семьи, которое позволяет преодолеть родительское сопротивление и активизировать взаимодействие "родитель-ребенок-детский сад".
Но, к сожалению, опыт показывает, что современные родители не всегда готовы к взаимодействию. при посещении родительских собраний и индивидуальном общении им не хочется слушать "назидательные консультации, поучения", которые зачастую вызывают только раздражение и негативную реакцию с их стороны.Значительно охотнее родители идут на контакт, когда сам педагог настроен на сотрудничество, а не на наставничество, и использует в своей работе нетрадиционные формы взаимодействия. Одной из таких форм является игра.Она стирает границы, носит неформальный характер, помогает родителям раскрыться.
В связи с этим, одной из наиболее эффективных форм работы с родителями является игровой практикум.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_.docx | 72.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
«Использование различных форм и методов, позволяющих преодолеть родительское сопротивление и активизировать взаимодействие «родитель-ребенок»»
Ревякина Надежда Алексеевна - воспитатель
Родионова Галина Валерьевна - воспитатель
Балашов -2018
Добрый день, уважаемые коллеги!
Представляем вашему вниманию доклад на тему: «Использование различных форм и методов, позволяющих преодолеть родительское сопротивление и активизировать взаимодействие «родитель-ребенок»». (Приложение №1 Слайд № 1)
Актуальность темы позвольте обозначить цитатой:
«Сколь-нибудь успешной воспитательная работа была бы совершенно немыслима, если бы не система педагогического просвещения, повышение педагогической культуры родителей» - эту цитату, принадлежащую В.А. Сухомлинскому, привела в своем выступлении на Всероссийском Съезде по вопросам семейного воспитания и родительского просвещения, посвящённого 100-летию со дня рождения этого великого педагога, Ольга Васильева, министр просвещения РФ.
Фактически эта позиция закреплена в Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации», где обозначено, что родителям принадлежит приоритетная роль в воспитании ребенка, при этом внимание акцентируется на том, что педагоги дошкольного образования призваны оказывать им помощь.
Сегодня общепризнанным является тот факт, что педагогическое просвещение родителей является одним из важнейших направлений сотрудничества образовательной организации и семьи, позволяет преодолеть родительское сопротивление и активизировать взаимодействие «родитель-ребенок-детский сад».
Однако, справедливо будет отметить, что в практике работы дошкольного учреждения с семьями воспитанников, процесс организации общения педагогов с родителями воспитанников отличается рядом недостатков: построением общения воспитателей и родителей на уровне взаимных претензий, отсутствием согласованности, четко очерченными границами и формальностью общения.
Осознавая важность взаимодействия детского сада и семьи в развитии детей, необходимость решения вопросов, связанных с просвещением родителей, наш детский сад организует работу в данном направлении, с учетом того, что общение педагога с родителями в дошкольной организации обладает определенным рядом преимуществ: непосредственностью контактов и их постоянством, возможностью осуществлять индивидуальный подход к каждому родителю и наличием «обратной связи». Основа этой концепции определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие"
Слайд №2 (текст слайда выводится на экран, в ходе представления доклада не зачитывается)
(Педагогика сотрудничества - направление в отечественной педагогике 2-й половины XX века, представляющее собой систему методов и приёмов воспитания и обучения на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности. Среди авторов этой теории: Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин, В.А. Караковский, С.Н. Лысенкова, Л.А. и Б.П. Никитины, В.Ф. Шаталов, М.П. Щетинин и др.)
Технология сотрудничества рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам работы с обучающимися, основными положениями которой являются: отношение к обучению как творческому взаимодействию; обучение без принуждения; самоанализ (индивидуальное и коллективное подведение итогов деятельности), свободный выбор, коллективная творческая деятельность, личностный подход к воспитанию, сотрудничество участников образовательных отношений.
Опираясь на исследования С.Л. Соловейчика, который отмечает, что эта технология имеет разные варианты, позволяющие решать различные задачи обучения и развития, считаем возможным ее использование не только в работе с детьми, но и в организации работы педагогов по родительскому просвещению с использованием активных методов обучения.
В приоритете – доброжелательное общение с родителями, организация мероприятий с учётом запросов реально существующих и интересных родителю.
Наш детский сад использует как традиционные формы проведения мероприятий, так и активные формы взаимодействия (круглые столы, творческие мастерские, совместные праздники, нод и др.). Активно используется информационная среда группы и в целом ДОУ (стенды, сайт), и, конечно, индивидуальная работа с родителями.
Но, к сожалению, опыт показывает, что современные родители не всегда готовы к взаимодействию. При посещении родительских собраний и индивидуальном общении им не хочется слушать «назидательные консультации, поучения», которые зачастую вызывают только раздражение и негативную реакцию с их стороны. В этой связи, порой можно столкнуться со сложностями в отношениях между семьями и педагогическими коллективами, так называемым «родительским сопротивлением» к осуществлению совместной работы, так как многие из них возлагают ответственность за воспитание и развитие собственных детей только на образовательные учреждения.
Значительно охотнее родители идут на контакт, когда сам педагог настроен на сотрудничество, а не на наставничество, и использует в своей работе нетрадиционные формы взаимодействия. Одной из таких форм является игра. Она стирает границы, носит неформальный характер, помогает родителям раскрыться.
В связи с этим, одной из наиболее эффективных форм работы с родителями на наш взгляд, является игровой практикум.
Предлагаем вашему вниманию методическую разработку родительского собрания в форме игрового практикума «Играем вместе» по развитию педагогической компетентности родителей в организации игровой деятельности детей в семье (на примере младшего дошкольного возраста 2-3 лет), который был проведен с родителями воспитанников нашей группы и получил их высокую оценку, а также рекомендации использовать эту форму взаимодействия в дальнейшей работе.
При выборе формы проведения родительского собрания учитывали следующие факты: основной контингент родителей группы имеет возраст до 34 лет, не имеет педагогического образования, большинство семей воспитывают первого ребенка, предпочитают практические методы получения информации, а не «назидательные консультации и поучения».
Тема родительского собрания включена в годовой план работы с родителями по инициативе педагогов, т.к. большинство родителей не считают игровую деятельность важным условием всестороннего развития ребенка, отдавая предпочтение в этом направлении посещению развивающих занятий в системе дополнительного образования. В большинстве случаев, игру расценивают как самостоятельную организацию свободного времени дошкольника.
(Слайд №3)
Цель проведения игрового практикума - формирование у родителей (законных представителей) воспитанников представлений о значении игры (игровой деятельности) в развитии ребенка, основных компетенций в организации игровой деятельности детей в семье.
(Слайд №4) цели и задачи вы можете увидеть на экране (задачи не зачитываются)
Задачи:
- Продемонстрировать родителям (законным представителям) воспитанников развивающие и воспитательные возможности игры, значимость включения родителей в совместную с детьми игровую деятельность;
- Сформировать у родителей (законных представителей) воспитанников основные компетенции организации игровой деятельности детей;
- Стимулировать родителей (законных представителей) воспитанников к участию в образовательных инициативах дошкольного учреждения.
(Слайд №5)
Игровой практикум рассматриваем как модель взаимодействия «родитель – ребёнок - педагог», где родителю и ребенку отводятся ведущие роли, им принадлежит инициатива.
Педагог, выполняет роль консультанта, снабжающего родителя необходимыми сведениями, и обучает его некоторым специальным умениям, приёмам взаимодействия с ребёнком с опорой на имеющийся педагогический опыт и возможности родителей, образовательную программу ДОУ.
При организации игрового практикума рекомендуем соблюдать следующие условия:
(Слайд № 6) (текст слайда выводится на экран, в ходе представления доклада не зачитывается)
-формирование мотивации и познавательной потребности в конкретной игровой деятельности;
- планирование, прогнозирование деятельности;
- предварительная работа: стендовые и индивидуальные консультации для родителей по организации игровой деятельности детей; создание игротеки «Играем дома», подготовка совместно с детьми приглашений принять участие в родительском собрании;
- индивидуальный подход к каждому участнику;
- добровольное участие,
- проведение рефлексии.
А также на экране представлены ожидаемые результаты:
(Слайд № 7) (текст слайда выводится на экран, в ходе представления доклада не зачитывается)
Ожидаемые результаты:
- У родителей (законных представителей) воспитанников сформированы представления о развивающих и воспитательных возможностях игры, о значимости их участия в совместной с детьми игровой деятельности;
- Родители (законные представители) воспитанников владеют базовыми компетенциями в организации игровой деятельности детей;
- Родители (законные представители) воспитанников проявляют заинтересованность в совместной работе с педагогическим коллективом ДОУ, интерес к участию в образовательных инициативах дошкольного учреждения;
Содержание собрания в форме игрового практикума
«Играем вместе»
"ИГРА ПРАКТИЧЕСКИ С ДРЕВНИХ ВРЕМЁН
ВЫСТУПАЕТ КАК ФОРМА ОБУЧЕНИЯ"
Ян Коменский
Уважаемые коллеги! Сегодня мы хотим рассмотреть содержание самого игрового практикума не в форме доклада, а в форме активного взаимодействия.
Предлагаем вам тоже немного поиграть, и побыть некоторое время на месте родителей и их детей. Приглашаем для участия всех желающих, необходимо четное количество человек. Задания очень простые, доступные и интересные.
(выбираются участники)
Итак, все участники выбраны, мы начинаем.
Вступительное слово педагога:
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы вместе с детьми пригласили вас в путешествие в «Страну детских игр», а пока наши дети к нему готовятся, предлагаю вам проанализировать достаточно ли времени и внимания мы уделяем организации игр детей дома (второй педагог с детьми готовит атрибуты)
1.Игра — самоанализ «Играем ли мы с детьми дома?» Оборудование: цветная бумага (желтая и голубая) в форме лепестков ромашки.
Педагог: Вам предстоит ответить на вопросы с помощью лепестков из цветной бумаги, которые лежат перед вами на столах, обратите внимание, они разного цвета: жёлтые - означают положительный ответ, т.е. «да», а голубые лепестки - отрицательный ответ «нет». Из лепестков мы соберем 2 цветка, которые позволят определить количество положительных и отрицательных ответов. Пожалуйста, ответьте на вопросы, положив лепесток соответствующего цвета. Попрошу отнестись к этому заданию со всей серьёзностью и искренностью.
На экране представлены вопросы, на которые предлагалось ответить родителям
(Приложение №1 Слайд № 8)
- Считаете ли Вы, что игра в жизни ребенка играет очень важную роль?
- Знаете ли Вы, что такое конструктивно-модельная деятельность?
- Знаете ли Вы, что предпочитает ваш ребенок, сооружать элементарные постройки по образцу или придумывать самостоятельно?
- Есть ли у Вас дома строительный материал, конструкторы, соответствующие возрасту Вашего ребенка?
- Вы играете с ребенком дома со строительным материалом с использованием дополнительной сюжетной игрушки (куклы, машины и т.д.)?
- Знаете ли Вы, что такое дидактические (познавательные) игры и зачем они нужны?
- Знаете ли Вы, в какие игры познавательного характера любит играть ваш ребенок?
- Вы играете с ребенком дома в дидактические игры?
- Знаете ли Вы, что такое подвижные игры?
- Знаете ли Вы, в какие подвижные игры любит играть ваш ребенок?
- Есть ли у Вас дома атрибуты (необходимые предметы) для подвижных игр?
- Вы играете с ребенком дома в подвижные игры?
- Вы устраиваете дома детские праздники с играми для детей?
- Кто из вас сам любит играть в компании друзей и коллег по праздникам?
Рефлексия:
Давайте посчитаем, в каком цветке больше лепестков. (Далее педагог анализирует результат, и в зависимости от того, каким он получился, подводит итог: если больше лепестков с утвердительными ответами, то благодарит родителей за осведомленность в вопросах организации игры дома, если преобладают отрицательные ответы, то дает установку на большое значение игры в развитии детей дошкольного возраста)
Каждый из родителей хочет, чтобы его ребенок вырос активным, умным, самостоятельным, но, к сожалению, недооценивает роль игры в развитии и воспитании дошкольника, с радостью оставляя детей за компьютером или телевизором, объясняя это недостатком времени, которое уходит на решение бытовых проблем, усталостью после рабочего дня и т.д. В итоге ребенку просто неоткуда черпать игровой опыт. Решать эту проблему нам необходимо вместе с вами, т.к. каждый из вас обладает уникальными игровыми навыками, сформированными на основе традиций той среды, в которой выросли. Соответственно, вы можете передать игровые традиции, естественным образом, включаясь в совместные с детьми игры, которые являются для ребенка основным видом деятельности и источником приобретения социального опыта.
Комментарий: Опыт нашего взаимодействия с родителями показывает, что они активно включаются в обсуждение проблемы, после того как педагог использует прием ее визуализации. Этот прием берем на вооружение при проведении игрового практикума и на этот раз.
Педагог: предлагаем родителям посмотреть сюжет из фильма «Усатый нянь» (фрагмент, где молодой сотрудник детского сада пытается организовать детей и свою работу)
(Приложение №2 часть 1)
Рефлексия: Как вы думаете, почему Иннокентий Петрович не смог организовать детей? (ответы родителей).
Педагог: действительно, герой сюжета не владеет навыками организации детского коллектива в режимных моментах, игре.
Чтобы у нас не было подобных ситуаций, предлагаю вам отправиться в путешествие в «Страну детских игр». (Приложение №1 Слайд № 9)
Педагог: Предлагаю выбрать капитана корабля.
(выбирается 1 родитель – капитан; при отсутствии желающих воспитатель берет на себя роль капитана корабля)
-Кто будет матросом? (выбираются несколько детей – матросов), (ввиду возраста, дети вводятся в игру, им выдаются атрибуты, но они не выполняют определенных функций, как, например, дети более старшего возраста);
(педагог предлагает выбрать атрибуты для игры-путешествия, закрепить правила поведения на корабле.)
Педагог: Товарищ капитан, матросы, гости, занимайте свои места, и мы отправляемся в путешествие в «Страну детских игр»
Звучит детская песня: Ксения Ситник «Маленький кораблик» (музыкальное сопровождение используется для создания благоприятной эмоциональной атмосферы, мотивации к совместной деятельности) (Приложение №3)
Наш корабль приближается к городу «Строителей» (на экране – тематическая заставка с надписью: город «Строителей»). (Приложение №1 Слайд № 10)
.
Педагог: предлагает капитану объявить место прибытия.
Капитан: «Уважаемые путешественники! Рады приветствовать вас в городе «Строителей»
Педагог: Товарищ капитан разрешите высадиться на берег? (ответ капитана корабля).
Педагог: предлагает родителям ответить на вопросы «Есть ли у ваших детей конструкторы, другой строительный материал (например, кубики)» для элементарного конструирования? Для чего он нужен детям?
(предполагаемые ответы родителей или подсказка педагога: игры со строительным материалом развивают воображение ребенка, его конструктивные способности, мышление, приучают к сосредоточенной, упорной деятельности. Они способствуют культуре движений, формированию самостоятельности, активности, ориентировке в пространстве. Строительный материал знакомит с геометрическими формами, величиной, развивает чувство равновесия, знакомит с основными цветами (кубики и кирпичики красные, синие, желтые, зеленые), обогащается словарь ребенка.
На экране подсказка (Приложение №1 Слайд № 11):
«Игра со строительным материалом » - разновидность творческой игры, рассматривается как деятельность детей, основным содержанием которой, является отражение окружающей жизни в разнообразных постройках и связанных с ними действиях.
Вспомните, что Вы любили строить в детстве? (предполагаемые ответы родителей: постройка башен, гаражей, домиков и т.д.)
Педагог: действительно, это те игры, которые пользуются у детей популярностью. Наверно, в каждом доме, где есть маленькие дети, имеются разнообразные кубики, конструкторы, пирамиды и другие «строительные материалы».
Вы согласитесь с тем, что большинство родителей просто дают ребенку конструктор, изначально подразумевая, что он будет играть самостоятельно, позволив взрослым заниматься своими делами? Ребенку необходимо не просто дать эти игрушки, но и научить простейшим навыкам конструирования, подойти к этому с фантазией, придумать игровую ситуацию, помочь в преодолении трудностей, похвалить за успехи.
Жители города, где мы сейчас находимся, знают об этом и подарили нам предметы, с помощью которых мы можем поиграть.
Дети и взрослые рассматривают предметы (кубики, кирпичики, игрушка - котенок). Что это за игра? Что мы будем строить? (предполагаемые ответы: дом, дом для кого - для котенка).
Правильно, «Домик для котёнка». Хотите попробовать поиграть вместе? (предполагаемые ответы родителей). Сегодня мы построим домик для котенка, но вы в своих играх можете использовать различных животных, кукол и другие предметы. Все зависит от вашей фантазии и цели игры.
(выбираются желающие родители вместе со своими детьми)
Игра со строительным материалом «Домик для котёнка».
Цель: Обучение детей сооружению построек из строительного материала. (Приложение №1 Слайд № 12)
Предварительная работа: игры со строительным материалом в группе в течение года в рамках проведения НОД, самостоятельной деятельности и т.д.
Атрибуты: кубики, кирпичики, игрушка - котенок
Правила: Игра проводится с несколькими желающими семьями. Они располагаются за столами, на которых представлены наборы строительных фигур (кубики, кирпичики). (Родители и дети, не участвующие в игре, наблюдают, потом могут поменяться местами).
Введение в игровую ситуацию:
Итак, представьте: Идёт проливной дождь, котёнок по имени Гав промок. Он спрятался под лавочкой во дворе и совсем продрог, ему нужно построить тёплый и уютный домик.
Я возьму два кубика,
Поставлю их близко.
Крышу на них положу —
Будет домик киске.
Дети и родители самостоятельно придумывают домик для котёнка. Родители помогают, поддерживают самостоятельность и инициативу малышей.
Рефлексия: Понравилось ли вам играть со своими детьми? Будете ли вы играть совместно в такие игры дома? Почему? (предполагаемые ответы родителей)
Педагог: (делает вывод) Самое главное - в строительных играх раньше, чем в других появляется цель. Ведь в строительной игре ребенок видит результат своей деятельности. К трем годам у ребенка складывается определенное представление о результате того, что он хочет сделать, и это представление начинает мотивировать действия ребенка с целью получения определенного результата
Комментарий: во время рефлексии с родителями, второй воспитатель занимает детей.
Педагог: Товарищ капитан мы готовы путешествовать дальше. Товарищ капитан, к какому городу мы приплыли? (на экране – тематическая заставка с надписью: город «Дидактических игр») (Приложение №1 слайд №13)
Капитан: «Уважаемые путешественники! Рады приветствовать вас в городе «Дидактических игр».
Педагог: предлагает родителям вспомнить, какие игры называют дидактическими (предварительная работа: стендовые, индивидуальные консультации). (Приложение 1 Слайд № 14) На экране подсказка: Дидактические игры — это обучающие игры с правилами. Они развивают познавательные и умственные способности детей, развивают память, речь, внимание, наблюдательность; умение высказывать свои суждения, делать умозаключения.
Педагог: Уважаемые родители, давайте вспомним, с чего начинается дидактическая игра? (предполагаемые ответ родителей или подсказка педагога: с объяснения правил игры) Может случиться так, что ребенок не сразу поймёт, как правильно играть в игру. В таких ситуациях рекомендуем поиграть вместе с ребенком, если позволяют правила устроить соревнование с участием других членов семьи.
Педагог: мы с вами находимся в городе, жители которого очень любят такие игры, которые развивают память, внимание, речь, сообразительность. Смотрите, какой большой сундучок они нам передали. (открывает сундучок, в котором находятся различные по цвету и размеру кубики, ведерки)
Дидактическая игра «Цветные кубики»
Цель: закрепление знания основных цветов, обучение сравнивать цвета по принципу «такой – не такой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов. (Приложение 1 Слайд № 14)
Предварительная работа: изучение основных цветов во время пребывания в ДОУ
Материалы: пары разноцветных кубиков (красные, желтые, зеленые, синие).
Ход игры: Роль ведущего выполняет воспитатель (одновременно с организацией игры демонстрирует родителям методику ее проведения).
Разложите на ковре кубики. Затем возьмите один кубик и покажите его детям: «Вот какой кубик я выбрала. Давайте найдем такой же кубик». Возьмите кубик контрастного цвета и приложите его к выбранному кубику. И так пока кубики не совпадут. Комментируйте свои действия: «Такой? Нет, не такой. И этот тоже не такой. Вот этот такой. Одинаковые кубики». В следующий раз увеличьте число кубиков каждого цвета и попросите детей найти все кубики заданного цвета. (Со временем можно ввести дополнительные цвета, например оранжевый).
Родители с детьми пробуют самостоятельно провести данную познавательную игру.
Далее условия усложняются.
«Большие и маленькие кубики»
Цель: формировать умение сравнивать предметы по величине методом зрительного соотнесения; сортировать два предмета, резко отличающиеся по размеру; учить понимать и использовать в речи понятия: большой, маленький, такой же, одинаковые по величине. (Приложение 1 Слайд № 15)
Предварительная работа: изучение основных цветов, знакомство с понятиями «большой-маленький» во время пребывания в ДОУ.
Материалы: разноцветные кубики, значительно различающиеся по размеру, большое и маленькое ведерки.
Ход игры: Роль ведущего выполняет воспитатель (одновременно с организацией игры демонстрирует родителям методику ее проведения).
Положите большие и маленькие кубики в соответствующие по размеру ведерки.
Покажите малышам ведро с большими кубиками, предложите достать их и поиграть с ними: «Какое большое ведро. А в ведре лежат большие кубики – вот такие».
Затем покажите маленькое ведро, пусть они достанут маленькие кубики и поиграют с ними: «А вот маленькое ведро. В нем лежат маленькие кубики. Сравните маленький кубик с большим. Поставьте их рядом».
Когда дети поиграют с кубиками, предложите сложить их обратно в ведерки соответствующей величины. Раздайте малышам по одному или по два (большой и маленький) кубика и попросите положить их в нужное ведро.
Родители с детьми пробуют самостоятельно провести игру.
Педагог: вариантов этой игры и других дидактических игр на закрепление цветов, формирование понятий «большой-маленький», и т.д. может быть много, всё зависит от фантазии и находчивости играющих. Давайте и мы с вами пофантазируем и придумаем варианты игр на предложенную тему, которые не требуют подготовки, и в которые вы могли бы поиграть с ребенком, например, по дороге из детского сада домой.
Предлагаемые варианты (найди красный цвет в окружающей обстановке, например, на улице: красная машина, красный шарфик, красная крыша, и т.д.; «большие - маленькие» лужи, дома и т.д.);
Педагог: Уважаемые родители, мы подготовили для вас картотеку игр, в которые Вы можете поиграть дома с детьми и назвали ее «Игры выходного дня». Нам будут интересны ваши впечатления о предложенных играх. Главное, постарайтесь заинтересовать ребенка, а не принуждать к игре. (Приложение 1 Слайд № 16)
Педагог: Наш корабль отправляется дальше. Просьба занять свои места.
Мы приближаемся к городу «Хороводных игр».
(на экране – тематическая заставка с надписью: город «Хороводных игр») (Приложение 1 Слайд № 17)
Педагог: предлагает капитану объявить место прибытия.
Капитан: «Уважаемые путешественники! Рады приветствовать вас в городе «Хороводных игр».
Педагог: Люди, которые живут в этом городе, любят играть в подвижные игры с музыкальным сопровождением.
Педагог: предлагает родителям вспомнить, какие игры называют хороводными? (предварительная работа: стендовые, индивидуальные консультации). На экране подсказка (Приложение 1 Слайд № 18): Хороводные игры — это разновидность подвижных игр, в которые входит комплекс игровых упражнений, включающих в себя музыку, пение, свободные движения. Этот вид игр относится к числу тех, в которые дети нашей группы любят играть больше всего.
Педагог: Сейчас, уважаемые родители, мы вместе с детьми научим вас играть в хороводную игру «Матрешки»
Цель: совершенствовать умение становиться в круг, согласовывать свои движения с произносимыми словами. Воспитывать дружеские доброжелательные отношения между детьми и взрослыми (Приложение 1 Слайд № 19)
Предварительная работа: знакомство с игрушкой-матрешкой, обучение правилам правильной сборки, закрепление понятий «большой-маленький», «больше-меньше». Предварительное разучивание предлагаемой хороводной игры с детьми во время пребывания в детском саду.
Правила игры «Матрешки»: (игра проводится со всеми желающими)
Дети вместе с воспитателем и родителями организуют большой хоровод и начинают движение по кругу, далее останавливаются и согласовывают свои движения со словами игры, после чего продолжают движение дальше.
Ход игры: Все игроки берутся за руки, образуют круг и начинают водить хоровод, приговаривая или напевая (ведущая роль принадлежит воспитателю):
Ходим, ходим хороводом
Перед всем честным народом.
Сели,- (присаживаемся)
Встали, - ( встаем)
Себя показали. ( руки на поясе, покрутились в разные стороны)
Попрыгали, - (прыгаем)
Потопали, - (топаем)
В ладошки мы похлопали.- ( хлопаем)
После этого начинают игру сначала, и повторяют несколько раз.
Рефлексия: Ну что, уважаемые мамы и папы, научили мы вас играть в хороводную игру? Ведь не только мы с вами учим детей, но и они учат нас, согласны? Вызвала ли она у вас положительные эмоции? А какие хороводные игры знаете вы? Как вы считаете, хороводная игра имеет воспитательное и образовательное значение или является просто развлечением для ребенка? (предполагаемые ответы родителей, обсуждение известной хороводной игры «Каравай»).
Комментарии: (выслушиваем мнение родителей), даем установку, что хороводные игры для детей дошкольного возраста просто необходимы, так как, несмотря на простоту основного игрового момента, они развивают чувство ритма и музыкального слуха, способствуют совершенствованию двигательных навыков (от медленного шага до бега), облегчают процесс адаптации, формируют умение детей вместе сотрудничать, знакомят с древними традициями и обычаями.
Как вы думаете, можно ли организовать хороводные игры дома?
(предполагаемые ответы родителей: во время отдыха на природе, даче, семейных праздниках и т.д.)
Педагог: Совершенно верно, игры с музыкальным сопровождением в младшем дошкольном возрасте вызывают у детей особый интерес, так как музыка добавляет положительные эмоции, создает особенную атмосферу праздника.
Учитывая наличие современных гаджетов, музыкальное сопровождение не является проблемой в любом месте отдыха.
Педагог: в картотеке «Игры выходного дня» есть и хорошо вам известные хороводные игры, и малознакомые, которые могут быть удачно использованы при организации совместного отдыха с детьми. Вы можете ими воспользоваться.
Педагог: Уважаемые родители, дети, это был последний город в нашем путешествии. Нам пора на корабль, возвращаемся в детский сад. Просьба вернуться всем на свои места.
(Звучит фоновая музыка «Шум моря») (Приложение 1 Слайд № 20)
Итог собрания
Педагог: Уважаемые родители! Давайте вместе подведем итоги о значимости игры для детей дошкольного возраста и вашего в ней участия (предполагаемые ответы родителей).
В случае затруднения выводы педагога: Это не просто забава, а источник получения знаний, успешная адаптации в современном мире через проигрывание ситуаций, возможность выражения эмоций детей, их физического и интеллектуального развития.
Предлагаем вашему вниманию второй сюжет из фильма « Усатый нянь», который мы смотрели в самом начале встречи.
(Предлагается просмотр сюжета из фильма «Усатый нянь») (Приложение №2 сюжет 2)
Педагог: Изменилась ситуация, почему? (предполагаемые ответы родителей)
Педагог: Пока смотрели сюжет, не заметили, как пролетело время, мы ждем вашей команды капитан.
(на экране заставка – фото МДОУ д/с «Ландыш») (Приложение №1 Слайд №21)
Капитан: «Уважаемые путешественники! Рады приветствовать вас в городе Балашове, в детском саду «Ландыш».
Педагог: Пока наши дети собираются домой, предлагаю вашему вниманию цитату Мишеля де Монтеня «Игры детей - вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста». (Приложение №1 Слайд №22)
Педагог: Вернемся к нашим цветам. Возьмите лепестки соответствующего цвета и выразите ваше согласие, либо несогласие с автором. Напоминаю, жёлтые - означают положительный ответ, т.е. «да», а голубые лепестки - отрицательный ответ «нет». Из лепестков мы снова соберем 2 цветка, которые позволят определить количество положительных и отрицательных ответов и посмотрим, что получилось на этот раз. (Возможные варианты: остался только желтый цветок, остался только синий цветок, один из цветов больше).
Педагог совместно с родителями делает вывод о необходимости продолжения работы по формированию компетенций родителей через включенность в совместную с детьми игровую деятельность.
Заключение
Роль игры в формировании активной позиции родителей невозможно оценить и исчерпать развлекательно-познавательными возможностями. Феномен игры состоит в том, что, являясь отдыхом, развлечением, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель человеческих отношений и проявлений в жизни.
При проведении подобных игровых практикумов, мы пришли к выводу, что данный вид деятельности наиболее эффективен при условии проведения их в системе, затрагивая все ступени дошкольного образования, подбирая материалы, соответствующие возрастным особенностям и потребностям детей.
В ходе этой работы, в течение учебного года, планируются родительские собрания в форме игровых практикумов, посвященные обзору и изучению одного из видов игры, даются «домашние задания», практикуются индивидуальные консультации с родителями по возникающим вопросам. В конце учебного года проводится итоговый игровой практикум, где родители делятся опытом, какие знания они приобрели, какие сложности испытывали, каких проблем удалось избежать в общении и воспитании своего ребенка.
По итогам проведенной работы создаются картотеки по каждому виду игр, находящиеся в свободном доступе для родителей, с целью использовать их в любое удобное время при проведении занятий с детьми дома.
Важным результатом применения технологий сотрудничества является то, что родители дошкольников начинают чувствовать осознанность своего родительства, компетентность в вопросах педагогического воздействия на ребенка. Наш опыт работы показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не «зрители» и «наблюдатели», а активные участники жизни своего ребенка. Приглашая родителей поучаствовать в жизни группы, посетить занятие, совершить совместную прогулку, оказать помощь в организации и проведении праздника, мы формируем у них объективное представление о ребёнке, о своевременности развития его психических процессов. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования данной формы в работе с родителями.
Список литературы:
1.Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду. Москва: Просвещение, 1991
2.Н.Е.Веракса,Т.С. Комарова, М.А.Васильева общеобразовательная программа «От Рождения до школы», Москва Мозаика-Синтез,2015.
3. Данилков А. А., Данилкова К. Е. Игры на каждый день с тинейджерами. /авт. -сост. Данилков А. А., Данилкова К. Е. -Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2007.-232с. 3.Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры в обучении. — М., 20014.
4. Жукова, Г. Е. Зацепина, М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Средняя группа. (4-5 лет) ФГОС. Мозаика-Синтез, 2017.
5.Михайленко Н. Я., Короткова, Н. А. Организация игр в детском саду. Линка-Пресс. Москва. 2009
6.Маханева, В. Д. Театарлизованные игры в детском саду. Сфера, 2004.
7. Никитина А. Б. Театр где играют дети: Учебно-методическое пособие для руководителей детских коллективов/Под ред. Никитиной А. Б. -М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2011.-288с.
8.Шаршова Н. Сотрудничество с семьей по воспитанию здорового ребенка / Н. Шаршова // Работа с родителями. – 2009. – Режим доступа:
Интернет ресурсы:
1.http://www.detskiysad.ru / fizvos/sotrudnichestvo.html
2.http://studbooks.net/1757506/pedagogika/teoreticheskie_osnovy_izucheniya_teatralizovannoy_igry_sredstva_esteticheskogo_vospitaniya
3.http://mirznanii.com/a/208021/teatralizovannye-igry
4.http://xreferat.com/78/1456-1-teatralizovannye-igry.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование различных форм взаимодействия с семьей по развитию речи дошкольников, имеющих ОНР.
В консультации раскрываются формы взаимодействия с родителями....
использование различных форм и методов в работе с педагогами
инновационные мотоды и формы работы с педагогами для повышения педагогической компетентности...
«Использование различных форм и методов, позволяющих преодолеть родительское сопротивление и активизировать взаимодействие «родитель-ребенок»»
Актуальность темы позвольте обозначить цитатой: «Сколь-нибудь успешной воспитательная работа была бы совершенно немыслима, если бы не система педагогического просвещения, повышение педагоги...
Совершенствование использования нетрадиционных форм и методов работы с родителями. Построение партнёрского взаимодействия семьи и детского сада
Сообщение из опыта работы: «Совершенствование использования нетрадиционных форм и методов работы с родителями. Построение партнёрского взаимодействия семьи и детского сад...
«Использование различных форм и методов работы по физической культуре с родителями дошкольников по вопросам физического воспитания и оздоровления подрастающего поколения»
Наверное, сейчас уже никого не нужно убеждать в том, что решение проблем физического воспитания и укрепления здоровья детей невозможно без участия родителей.Целью моей педагогической деятельности, как...
Использование различных форм и методов работы по физической культуре с родителями дошкольников по вопросам физического воспитания и оздоровления подрастающего поколения»
.«Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги. А если эти главные люди будут работать в тесном контакте друг с друго...
Консультация для родителей «ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ»
Консультация для родителей дошкольников об использовании ЛФК в домашних условиях....