Рабочая программа музыкального руководителя по реализации основной образовательной программы дошкольного образования группы общеразвивающей направленности от 5 до 6.
рабочая программа (старшая группа)

Гришаева Ольга Витальевна

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации основной образовательной программы дошкольного образования группы общеразвивающей направленности от 5 до 6.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5-6.docx67.57 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.

Целевой раздел

3

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Цель и задачи программы

4

1.3.

Принципы и подходы к формированию программы

4

1.4.

Возрастные, психологические и индивидуальные характеристики особенностей развития детей

5

1.5.

Планируемые результаты освоения программы

7

2.

Содержательный  раздел

8

2.1.

Учебный план

8

2.2.

Планирование образовательной деятельности

8

2.3.

Календарно-тематический план

9

2.4.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие. Музыка»

16

2.5.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

18

2.6.

Взаимодействие с семьями воспитанников

19

2.7.

Взаимодействие с воспитателями

20

3.

Организационный раздел

21

3.1.

Расписание образовательной деятельности

21

3.2.

Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

21

3.3.

Развивающая предметно-пространственная среда

22

3.4

Материально-техническое обеспечение

22

4.

Литература

23

  1. Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка

Нормативное обеспечение программы

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155);
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26);
  • Устав        муниципального        автономного        дошкольного        образовательного        учреждения        №1

«Сказка»;

  • Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения №1 «Сказка», парциальная программа «Музыкальные шедевры» Радыновой О.П., парциальная программы «Ладушки» под    редакцией    Каплуновой    И.М.,    Новоскольцевой    И.А.,    парциальная    программа «Ритмопластика» Бурениной А.И.

Срок реализации программы 1 год.

1.2.Цель и задачи программы

Программа реализует цели, определенные федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО):

        1.повышение социального статуса дошкольного образования;

        2.обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

        3.обеспечение государственных гарантий уровня качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;

        4.сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Программа направлена на решение следующих задач:

        1.охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

        2.обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

        3.обеспечения преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

        4.создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

        5.объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

        6.формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

        7.обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

        8.формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

        9.обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Программа направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

1.3.Принципы и подходы к формированию программы

        1.полноценное проживание ребенком всех этапов детства (раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

        2.построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

        3.содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

        4.поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

        5.сотрудничество Организации с семьей;

               6.приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

        7.формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

        8.возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

        9.учет этнокультурной ситуации развития детей.

1.4. Возрастные, психологические и индивидуальные характеристики особенностей развития детей

На шестом году слушание музыки у ребенка остается по-прежнему одним из наиболее привлекательных видов детской музыкальной деятельности.

В этом возрасте продолжается дальнейшее становление его личности; расширяются знания об окружающей жизни, о сферах общественно полезной деятельности взрослых, не связанной с обслуживанием детей в детском саду; о природе родного края; о предметном мире, не находящемся в непосредственной близости с ребенком. Ребенок шестого года жизни любит фантазировать,  поэтому  при  слушании  музыки,  опираясь  на  имеющийся  запас  жизненных впечатлений, а также на знакомые ему внемузыкальные компоненты, эмоционально реагирует на нее.

При правильно организованном педагогическом процессе большинство детей к этому возрасту овладевают культурой слушания. Имея достаточный запас музыкальных впечатлений, они помнят, просят повторить наиболее любимые произведения. Легко различают только первичные жанры музыки, но и их виды, а также эмоционально-образное содержание музыки. Дошкольники могут воспринимать форму произведения, чувствовать смену характера музыки, динамики развития музыкального образа. Они выделяют большинство средств музыкальной выразительности, отдельные интонационные ходы.

Кроме того, интенсивно продолжается развитие музыкально-сенсорных способностей, дети могут довольно тонко слышать и различать выразительные отношения музыкальных звуков.

Далее развиваются такие музыкальные способности, как высотный слух, дошкольники начинают различать интонационно-мелодические особенности музыкального произведения.

Развитие умственных способностей влияет на дальнейшее появление музыкального мышления ребенка. Он уже способен к анализу музыкального произведения, его оценке: может сравнивать, обобщать, выделять отдельные музыкальные произведения по кому-либо признаку (жанру, характеру, содержанию и т. п.).

Таким образом, дети шестого года жизни обладают большими возможностями для дальнейшего развития восприятия музыкальных произведений различных стилей, жанров, видов и т. д. Однако необходимо помнить, что имеющиеся у детей этого возраста знания, умения и навыки часто не обладают особой прочностью и в какой-либо период могут временно утрачиваться.

На шестом году жизни, как правило, у ребенка сформирована потребность в пении: он способен петь гораздо более сложные по мелодическим и ритмическим особенностям песни, владеет разнообразным по тематике репертуаром. В этом возрасте можно отметить следующие положительные особенности пения детей:

  • Голос стал более звонким.
  • Более дифференцированно выделяются дети с высокими или низкими голосами, для большинства характерен диапазон в пределах ре-си первой октавы.
  • Налаживается вокально-слуховая координация; дети начинают осознанно следить за правильностью и точностью певческой интонации, начинают пользоваться самоконтролем, исправлять неточности своего пения (но лучше слышат пение другого ребенка).
  • Могут петь не только выразительно напевно, но и отрывисто, если это необходимо для передачи выразительности музыкальных образов и настроений, переданных в песне.
  • Могут петь на одном дыхании фразы песни.
  • Певческая дикция у большинства детей правильная.
  • Совместное пение отличается слаженностью голосов по тембру и динамическим оттенкам.

В то же время голос у детей остается достаточно хрупким, продолжается формирование вокальных связок. Поэтому педагог должен помнить об охране детского голоса. При этом условии дети могут успешно осваивать далее певческую деятельность.

На шестом году жизни продолжается дальнейшее физическое, психическое, а также музыкальное развитие ребенка. У него формируется осанка, движения становятся более свободными и выразительными, а в сюжетных играх, танцах — более осмысленными и управляемыми, более слаженными и уверенными. С окончанием движений, выполненных под одну часть музыки, дети осознанно могут переходить к выполнению другого движения под следующую часть.

Ребенок может и желает овладевать игровыми навыками и танцевальными движениями, требующими ритмичности и координированности их исполнения. Дети этого возраста имеют достаточный  запас  игровых  и  танцевальных  умений,  для  них  характерно  большое желание участвовать в играх, танцах,        упражнениях, этюдах.        

Они свободно        ориентируются        в пространстве помещения, в достаточной мере легко выполняют основные движения.

Большинство детей с удовольствием включаются в творческие игровые ситуации, в свободные пляски; любят придумывать свои танцы, главным образом на основе знакомых движений.

Однако, безусловно, возможности ребят шестого года жизни еще несколько ограничены:  в движениях еще нет необходимой пластичности, выразительности. Тем не менее, эта возрастная ступень имеет большое самостоятельное значение в последовательном музыкально- ритмическом развитии каждого ребенка.

Таким образом, в этом возрасте у детей имеются прекрасные возможности для овладения музыкально-ритмическими движениями. Однако необходимо при физических нагрузках (в играх, танцах) учитывать группу здоровья каждого ребенка.

На шестом году жизни движения детей становятся все более координированными, поведение — более осмысленным и управляемым самим ребенком. Продолжают развиваться основные музыкальные способности: ритмическое чувство и мелодический слух. Все это во многом объясняет большое желание детей заниматься игрой на музыкальных инструментах, в частности на металлофоне, поскольку этот детский музыкальный инструмент наиболее часто встречается в ДОУ.

В элементарных импровизациях на металлофоне наибольших успехов дошкольники добиваются в использовании таких средств музыкальной выразительности, как динамические оттенки, ритмические особенности, тембровая окраска звука. Мелодическая линия музыкальной ткани привлекает детей, но передача ее удается им лишь пока в свободной импровизации.

При обучении игре на металлофоне ребята легко осваивают игру только на двух пластинках, не соседствующих друг с другом. Это объясняется недостаточностью развития в данном возрасте микрокоординации движения руки.

Дети могут запоминать правильные названия пластинок металлофона, ориентируясь на низкие и высокие звуки. Это способствует довольно легкому освоению элементов нотной грамоты.

В этом возрасте у дошкольников проявляется чувство ансамбля, прежде всего ритмического.

Таким образом, они физически и психически готовы осваивать далее игру на ведущем детском музыкальном инструменте — металлофоне, а также и на других музыкальных инструментах.

1.5.Планируемые результаты освоения программы

Результаты освоения Программы формулируются в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами через раскрытие динамики формирования целевых ориентиров воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей с использованием педагогической диагностики. Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы     развития     каждого     ребенка     основан     на     педагогическом  мониторинге  разработанный Ю.А. Афонькиной.

  1. Содержательный  раздел

2.1.Учебный план

Организованная образовательная деятельность

Базовый вид деятельности

Виды образовательной деятельности

Периодичность в неделю

ОН 56

Объём ОД  (часов/минут) в неделю

1

2

3

Обязательная часть ОД (инвариантная)

Художественно- эстетическое развитие

Музыка

2

Итого

2/50 минут

2.2. Планирование образовательной деятельности

Базовый вид деятельности

Периодичность

Организация культурно - досуговой деятельности

Развлечение, досуги

1 раз в неделю

Праздники

В соответствии с планом работы Учреждения

2.3. Календарно-тематический план

Тема

Срок

Цель

Программный материал

Педагогическая диагностика

1-2 неделя сентября

Определение

уровня музыкального развития

Диагностические материалы Ю.А Афонькина

Слушание музыки:

 «Песня жаворонка»,«Времена года»

П. И.Чайковский

Артикуляционная гимнастика, Пальчиковая гимнастика «Поросята»

«Детский сад», А. Филиппенко Попевка: «Андрей-воробей»

Разучивание танцевальных движений, упражнение с осенними листочками. Повторение знакомых музыкальных композиций.

Музыкальные игры: «Найди себе пару»

Детский сад всех видеть рад

3 неделя сентября

формировать

музыкальные предпочтения детей

Слушание музыки:

М. Глинка «Жаворонок»

Пение:

Артикуляционная гимнастика Пальчиковая гимнастика «Поросята»

«Детский сад», А. Филиппенко

«Песенка для бабушки», О. Конопенко Попевка: «Андрей-воробей»

Разучивание танцевальных движений: Упражнение с осенними листочками Повторение знакомых музыкальных композиций.

Игра на ДМИ: «Капельки»

Осень

Хлеб – наше богатство

4 неделя сентября

1 неделя октября

формировать

исполнительские навыки в пении

Слушание музыки:

«Марш деревянных солдатиков» П.Чайковский

Пение:

Артикуляционная гимнастика Пальчиковая гимнастика «Овощи»

«Песенка для бабушки», О. Конопенко

«Витамины», О. Девочкиной

Разучивание танцевальных движений Ритмопластика «Птички»

«Парная пляска»

Музыкальные игры:

«Самолет», «Марш»

Золотая осень.

2 неделя октября

формировать

исполнительские навыки в танцах

Слушание музыки:

Р. Шуман «Солдатский марш»

Пение:

Артикуляционная гимнастика

Я в мире человек

Организм свой надо знать,

чтоб здоровье укреплять.

4 неделя октября

формировать

исполнительские навыки в пении

Слушание музыки:

С. Прокофьев «Сказочка»

Пение:

Артикуляционная гимнастика Пальчиковая гимнастика «Замок» Попевка: «Я шагаю вверх»

«Падают листья», М. Красева

«Витамины», О. Девочкиной

Разучивание танцевальных движений: Упражнение «Дождик»

Игра на ДМИ:

«Капельки»

Россия, Россия – края дорогие!

1-2неделя

ноября

формировать

музыкальное восприятие произведений через слушание классической музыки

Слушание музыки:

А. Лядов «Музыкальная табакерка»

 Пение:

Артикуляционная гимнастика

Игровой массаж «Кто пасется на лугу?»

Попевка: «Андрей-воробей»

«Снежная песенка», Д. Львова-Компанейца

Разучивание танцевальных движений Ритмопластика «Фонарики»,

«Робот Бронислав»

Музыкальная игра:

«Зимняя прогулка»

День матери

Наша дружная семья

3-4 неделя ноября

Формировать музыкальное

восприятие произведений через исполнительскую деятельность

Слушанье музыки:

В. Ребиков «Музыкальная табакерка»

2. Пение:

Артикуляционная гимнастика Пальчиковая гимнастика: «Поросята» Попевка: «Солнышко»

«Снежная песенка», Д. Львова-Компанейца «Мама дорогая»

Разучивание танцевальных движений: Ритмопластика «Фонарики», «Робот Бронислав»

Музыкальные игры:

«Танец у елочки», М. Грузовой

Зима

Поёт зима, аукает.

1-3 неделя декабря

формировать

музыкальное восприятие произведений через импровизационную  деятельность

Слушание музыки:

П.Чайковский «Декабрь»

Пение:

Артикуляционная гимнастика Попевка: «зимушка»

Пальчиковая гимнастика: «Вьюга» Новогодние песни, новогодние хороводы

Разучивание танцевальных движений Ритмопластика «Снег летает» Упражнение с султанчиками

Музыкальные игры:

«Мы мороза не боимся»

Новогодний карнавал.

4 неделя декабря

формировать

исполнительские навыки в пении

Слушание музыки:

«Метель», Г.В. Свиридов

Пение:

Педагогическая диагностика

2 неделя января

Определение

уровня музыкального развития

Диагностические материалы Ю.А Афонькина

Артикуляционная гимнастика

Дыхательная гимнастика Пальчиковый массаж:

«Зимняя разогревалочка»

«Елочка, здравствуй!», Ю. Михайленко

Разучивание танцевальных движений Ритмопластика «Морские жители» Ритмопластика «Сыщики»

Музыкальная игра:

«Передай варежку»

Человек и окружающий мир

Пришла зима, снег и радость

принесла.

2 неделя января

формировать

исполнительские навыки в танцах

Слушание музыки:

Повторение знакомых музыкальных произведений

Пение:

Артикуляционная гимнастика Дыхательная гимнастика Пальчиковый массаж:

«Зимняя разогревалочка»

«Дед Мороз на санках едет», З. Роот

Разучивание танцевальных движений Ритмопластика «Новогодние игрушки»

«Под Новый год»

Музыкальная игра:

«Передай варежку»

«Лавата»

У лисы в лесу глухом, есть

нора – надёжный дом.

Покормите птиц зимой!

3-5неделя января

формировать

музыкальное восприятие произведений через исполнительскую деятельность

формировать

исполнительские навыки в пении

Слушание музыки:

Д. Шостакович «Медведь»

Пение:

Артикуляционная гимнастика Дыхательная гимнастика

«К нам гости пришли», А. Александрова

Разучивание танцевальных движений Парный танец «Отвернись - повернись»

Музыкальная игра:

«Роботы и звезды»

Слушание музыки:

И. Стравинский «Медведь»

Пение:

Артикуляционная гимнастика Дыхательная гимнастика

«Скворушка», Ю. Слонова

Разучивание танцевальных движений Игра «Птицы»

Музыкальная игра:

«Птицы»

Мой город, моя страна

Мой дом, моя улица

1 неделя февраля

Формировать

музыкальное восприятие произведений

Слушание музыки:

А. Николаев «Ученый медведь»

Пение:

Артикуляционная гимнастика Дыхательная гимнастика

«Вовин барабан», В. Герчик

Разучивание танцевальных движений

Ритмопластика «Граница»

Игра на ДМИ:

работа с ритмическими карточками.

Дорожная азбука для детей.

2 неделя февраля

Формировать

музыкальное

восприятие произведений через исполнительскую деятельность

Слушание музыки:

П. Чайковский «Камаринская»

Пение:

Артикуляционная гимнастика Дыхательная гимнастика

«Наша Родина сильна» А.Филиппенко

Разучивание танцевальных движений

«Вальс для мамы»

Игра на ДМИ:

работа с ритмическими карточками.

На страже воин и народ спокоен.

3-4 неделя февраля

Формировать

музыкальное

восприятие произведений через импровизационную деятельность

Слушание музыки:

М. Глинка «Марш черномора»

2. Пение:

Артикуляционная гимнастика Дыхательная гимнастика «Кончается зима» Т.Потапенко

 Разучивание танцевальных движений

«Вальс для мамы»

Игра на ДМИ:

работа с ритмическими карточками.

Я в мире человек

Мамочка милая, мама моя.

Как хорошо, что ты есть у меня.

1 неделя марта

формировать

исполнительские навыки в пении

Слушание музыки:

«Весна», П.И. Чайковский

Пение:

Артикуляционная гимнастика Дыхательная гимнастика

«Скворушка», Ю. Слонова

«Бабушка», Т. Кривовой.

Разучивание танцевальных движений

«Полька – Кремена»

Игра на ДМИ:

Колыбельная с колокольчиками

«Спи моя радость усни» Моцарт

Сокровищница народного

искусства.

2-3 неделя марта

формировать

исполнительские навыки в танцах

Слушание музыки:

«Весна», Вивальди

Пение:

Артикуляционная гимнастика Дыхательная гимнастика

«Снежная песенка»

«Скворушка», Ю. Слонова

Разучивание танцевальных движений

«Пяточка – носочек» Подскоки – Маршевый шаг

Музыкальная игра:

«Платочек»

Мы опасности не боимся, мы с

ними справимся!

4 неделя марта

формировать

музыкальное восприятие произведений через исполнительскую деятельность

Слушание музыки:

Д. Кабалевский «Клоуны»

Пение:

Артикуляционная гимнастика Дыхательная гимнастика

«Веселые путешественники», М. Старокадомского

Разучивание танцевальных движений

«Морячка», ритмопластика

«Рыбачок»

Музыкальная игра:

«Платочек»

Есть много профессий

хороших и нужных.

1 неделя апреля

формировать

исполнительские навыки в пении

Слушание музыки:

Р. Глиэр «Арлекин»

Пение:

Артикуляционная гимнастика Дыхательная гимнастика

«Не поверил!», Ю. Забутова

«Правила движения», Г. Короткова

Разучивание танцевальных движений:

«Веселый танец» Подскоки – маршевый шаг

Игра на ДМИ:

Игра на погремушках «Танец Скоморохов»

Космические путешествия.

2 неделя апреля

формировать

музыкальное восприятие произведений через слушание классической музыки

Слушание музыки:

Упражнение на расслабление

«Космическое путешествие»

Пение:

Артикуляционная гимнастика Дыхательная гимнастика

«Песенка друзей»

Разучивание танцевальных движений:

«Морячка» ритмопластика

музыкальная игра:

«Волшебная ракета»

Весна

Весна – красна, стучит в

ворота!

3 неделя апреля

формировать

музыкальное восприятие произведений через исполнительскую деятельность

Слушание музыки:

«Колосок», О. Буйновской

Пение:

Артикуляционная гимнастика Дыхательная гимнастика

«Песенка о хлебе», В. Витлина

Разучивание танцевальных движений:

«Морячка» ритмопластика Повороты рук, корпуса

музыкальная игра:

«Ручеек с платочком»

Волшебница вода.

4 неделя апреля

формировать

музыкальное восприятие произведений через импровизационную  деятельность

Слушание музыки:

Знакомые музыкальные произведения П.И. Чайковского

Пение:

Артикуляционная гимнастика Дыхательная гимнастика

«Скворушка», Ю. Слонова

«Любим армию свою», В. Волкова

Разучивание танцевальных движений:

«Морячка» ритмопластика,

«Веселый танец»

музыкальная игра:

«Ручеек с платочком»

Спасибо деду за победу!

1 неделя мая

формировать

исполнительские навыки в пении

Слушание музыки:

Песни военных лет на выбор

Пение:

Артикуляционная гимнастика Дыхательная гимнастика

«Скворушка», Ю. Слонова

«Любим армию свою», В. Волкова

Разучивание танцевальных движений:

«Морячка» ритмопластика,

«Веселый танец» Полька Кремена

музыкальная игра:

«Ручеек с платочком», «Салют»

«Сундук сокровищ»

2 неделя мая

формировать

исполнительские навыки в танцах

Слушание музыки: Прослушивание знакомых композиций

Пение: Артикуляционная гимнастика

Дыхательная гимнастика

«Скворушка», Ю. Слонова

«Любим армию свою», В. Волкова

Разучивание танцевальных движений: «Морячка» ритмопластика,

«Веселый танец» Полька Кремена

музыкальная игра:

«Ручеек с платочком», «Салют»

Педагогическая диагностика

3-4 неделя мая

Определить

уровень сформированности

музыкального развития детей

диагностические материалы Ю.А. Афонькина

Слушание музыки:

Прослушивание знакомых композиций

Пение:

Артикуляционная гимнастика Дыхательная гимнастика

Повторение знакомых песенных композиций о лете

Разучивание танцевальных движений:

«Морячка» ритмопластика,

«Веселый танец» Полька Кремена

музыкальная игра:

Повторение знакомых игровых композиций

2.4.  Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие. Музыка»

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает:

  • развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
  • становление эстетического отношения к окружающему миру;
  • формирование элементарных представлений о видах искусства;
  • восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
  • стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
  • реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Продолжать развивать интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на нее. Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с классической, народной и современной музыкой. Продолжать развивать музыкальные способности детей: звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух. Способствовать дальнейшему развитию навыков пения, движений под музыку, игры и импровизации мелодий на детских музыкальных инструментах; творческой активности детей.

Слушание. Учить различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня). Совершенствовать музыкальную память через узнавание мелодий по отдельным фрагментам произведения (вступление, заключение, музыкальная фраза).Совершенствовать навык различения звуков по высоте в пределах квинты, звучания музыкальных инструментов (клавишно-ударные и струнные: фортепиано, скрипка, виолончель, балалайка).

Пение. Формировать певческие навыки, умение петь легким звуком в диапазоне от «ре» первой октавы до «до» второй октавы, брать дыхание

перед началом песни, между музыкальными фразами, произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню, эмоционально передавать характер мелодии, петь умеренно, громко и тихо. Способствовать развитию навыков сольного пения, с музыкальным сопровождением и без него. Содействовать проявлению самостоятельности и творческому исполнению песен разного характера. Развивать песенный музыкальный вкус.

Песенное творчество.

Учить импровизировать мелодию на заданный текст. Учить детей сочинять мелодии различного характера: ласковую колыбельную, задорный или бодрый марш, плавный вальс, веселую плясовую.

Музыкально-ритмические движения. Развивать чувство ритма, умение передавать через движения характер музыки, ее эмоционально-образное содержание. Учить свободно ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие перестроения, самостоятельно переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, менять движения в соответствии с музыкальными фразами. Способствовать формированию навыков исполнения танцевальных движений (поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке; приставной шаг с приседанием, с продвижением вперед, кружение; приседание с выставлением ноги вперед). Познакомить с русским хороводом, пляской, а также с танцами других народов. Продолжать развивать навыки инсценирования песен; учить изображать сказочных животных и птиц (лошадка, коза, лиса, медведь, заяц, журавль, ворон и т. д.) в разных игровых ситуациях.

   

Развитие танцевально-игрового творчества.  Развивать танцевальное творчество; учить придумывать движения к пляскам, танцам, составлять композицию танца, проявляя самостоятельность в творчестве. Учить самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание песни. Побуждать к инсценированию содержания песен, хороводов.

Игра на детских музыкальных инструментах. Учить детей исполнять простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах; знакомые песенки индивидуально и небольшими группами, соблюдая при этом общую динамику и темп. Развивать творчество детей, побуждать их к активным самостоятельным действиям.

2.5. Образовательная область«Социально- коммуникативное развитие»

Игры. «Ловишка», муз. Й. Гайдна; «Не выпустим», муз. Т. Ломовой; «Будь ловким!», муз. Н. Ладухина; «Игра с бубном», муз. М. Красева;

«Ищи игрушку», «Будь ловкий», рус. нар. мелодия, обр. В. Агафонникова; «Летчики на аэродроме», муз. М. Раухвергера; «Найди себе  пару», латв.нар. мелодия, обраб. Т. Попатенко; «Игра со звоночком», муз. С. Ржавской; «Кот и мыши», муз. Т. Ломовой; «Погремушки»,  муз. Т. Вилькорейской; «Береги обруч», муз. В. Витлина; «Найди игрушку», латв. нар. песня, обр.Г. Фрида.

Игры с пением. «Колпачок», «Ой, заинька по сенечкам», «Ворон», рус.нар. песни; «Заинька», рус. нар. песня, обр. Н.   Римского-Корсакова;

«Как на тоненький ледок», рус. нар. песня, обраб. А. Рубца; «Ворон», рус. нар.мелодия, обр. Е. Тиличеевой; «Две тетери», рус. нар. мелодия, обраб. В. Агафонникова; «Кот Васька», муз. Г. Лобачева, сл. Н. Френкель; «Ежик», муз.

А. Аверина; «Хоровод в лесу», муз. М. Иорданского; «Ежик и мышки», муз.М. Красева, сл. М. Клоковой; «Цветы», муз. Н. Бахутовой, слова народные.

Музыкально-дидактические игры

  • Развитие звуковысотного слуха. «Музыкальное лото», «Ступеньки»,«Где мои детки?», «Мама и детки».
  • Развитие чувства ритма. «Определи по ритму», «Ритмические полоски», «Учись танцевать», «Ищи».
  • Развитие тембрового слуха. «На чем играю?», «Музыкальные загадки», «Музыкальный домик».
  • Развитие диатонического слуха. «Громко, тихо запоем», «Звенящие колокольчики».
  • Развитие восприятия музыки и музыкальной памяти. «Будь внимательным», «Буратино», «Музыкальный магазин», «Времена года»,

«Наши песни».        

2.6 Взаимодействие с семьёй воспитанников

№ п\п

Месяц

Форма работы

Цель:

1

Сентябрь

Индивидуальные беседы с родителями Анкетирование, опросы родителей

Создание благоприятной музыкальной среды дома Выявления условий музыкального развития ребёнка в семье

2

Октябрь

Выступление на родительских собраниях дошкольного образовательного учреждения с докладами о музыкальном образовании детей от 5 до 6 лет.

Привлечение родителей к участию развлечениях

Просветить в вопросах муз. образования детей в ДОУ

Содействовать активному участию семей в мероприятиях ДОУ

3

Ноябрь

Рекомендации «Правила поведения при встрече с музыкой»

Оказание помощи в музыкальном развитии ребёнка дома, в Доу, в социуме

4

Декабрь

Участие в  новогодних праздниках. Изготовление

новогодних костюмов и атрибутов

Оказание помощи  в  создании  элементов новогодних

костюмов

5

Январь

Консультация «Музыкальное развитие ребёнка»

Оказание помощи  в вопросах музыкального развития ребёнка

6

Февраль

Привлечение к участию в утренниках

Содействовать активному

мероприятиях ДОУ

7

Март

Привлечение к участию в утренниках

Содействовать активному

мероприятиях ДОУ

8

Апрель

Индивидуальные консультации «Музыкальное

развитие        вашего ребёнка        в дополнительных учреждениях»

Оказание помощи в музыкальном развитии ребёнка  в

дополнительных учреждениях г.Мегиона

9

Май

Привлечение        к        участию

проведении праздников

Содействовать активному участию семей в мероприятиях ДОУ

  1. Взаимодействие с воспитателями

Месяц

Форма работы

Цель:

Сентябрь

Папка – передвижка «В мире музыки»

Освещение вопросов по музыкальному образованию детей в ДОУ

Октябрь

Консультация        «Музыкальная образовательная среда в группах»

Оказание консультативной помощи в организации предметно- пространственной музыкальной развивающей среды в группах

Ноябрь

Консультация - практикум «Педагогические технологии организации процесса восприятия музыки детьми дошкольного возраста»

Оказание консультативной помощи по вопросам использования педагогических технологий организации процесса восприятия музыки детьми дошкольного возраста

Декабрь

Совместная        подготовка        и        проведение праздников и развлечений

Осуществлять работу по освоению и развитию музыкально- исполнительских умений педагогов, в изготовлении праздничных декораций, костюмов, в оформлении интерьера ДОУ

Январь

Консультация «Музыкальное        развитие детей»

Оказание консультативной помощи по вопросам содержания и методов работы по музыкальному образованию детей в каждой возрастной группе

Февраль

Совместная        подготовка        и        проведение праздников и развлечений

Осуществлять работу по освоению и развитию музыкально- исполнительских умений педагогов

Март

Совместная        подготовка        и        проведение праздников и развлечений

Осуществлять работу по освоению и развитию музыкально- исполнительских умений педагогов

Апрель

Консультация        «Взаимодействие музыкального руководителя с родителями»

Оказание консультативной помощи по вопросам взаимодействия музыкального руководителя с родителями в ходе подготовки к мероприятиям городского и окружного уровня

Май

Совместная        подготовка        и        проведение праздников и развлечений

Осуществлять работу по освоению и развитию музыкально- исполнительских умений педагогов

Ежемесячно

Индивидуальные консультации

Оказание   консультативной   помощи   по   вопросам  организации

муз. деятельности в ДОУ

Совместная        интегрированная

образовательная деятельность

Разработка интегрированной образовательной деятельности

3.

Организационный раздел

3.1.

Расписание образовательной деятельности

Дни недели

Группы

Вторник

10.15 – 10.40 – ОН 56А

                Пятница

10.15 – 10.40  – ОН 56 А

3.2. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

№ п\п

Месяц

Форма работы

Цель:

1

Сентябрь

Праздник «День Знаний» Развлечение «Ярмарка»

Развивать положительные эмоции от встречи с любимыми героями.

2

Октябрь

Праздник « На балу у Осени»

Формировать положительные эмоции от самостоятельного исполнения танцев, песен, игр

3

Ноябрь

Праздник «Цветок дружбы»

Формировать положительные эмоции от самостоятельного исполнения танцев, песен, игр

4

Декабрь

Праздник «Новогодняя сказка»

Формировать положительные эмоции от самостоятельного исполнения танцев, песен, игр

5

Январь

Праздник «Святки»

Развивать положительные эмоции от встречи с любимыми героями

6

Февраль

Музыкально – спортивный праздник

«День защитника Отечества»

Формировать положительные эмоции от самостоятельного исполнения танцев, песен, игр

7

Март

Праздник «Мамин день»

Формировать положительные эмоции от самостоятельного исполнения танцев, песен, игр

8

Апрель

День воды

День Земли

Формировать положительные эмоции от самостоятельного исполнения танцев, песен, игр

9

Май

Праздник «День Победы»

Музыкально – спортивный праздник «Лето, ты какого цвета?»

Формировать положительные эмоции от самостоятельного исполнения танцев, песен, игр

3.3. Развивающая предметно – пространственная среда

Фонотека

Аудиозаписи

Наглядный материал: портреты композиторов; иллюстрации(времена года, музыкальные инструменты);  маски; костюмы для персонажей

Дидактические пособия: музыкально – дидактические игры, настольно-печатные игры

Музыкальные инструменты: барабаны, деревянные ложки, бубны, гитара, трещотки, погремушки, треугольники; маракасы, колокольчики, кастаньеты, губные гармошки, тарелки, металлофоны, ксилофон, свирели, набор деревянных музыкальных инструментов, скрипка, аккордеон.

Предметы для танцевальных композиций: султанчики, платочки, ленты, флажки, цветы, осенние листочки.

3.4. Материально – техническое обеспечение

Пианино

Баян

Музыкальный центр

 Микшер  

Компьютер

Мультимедийная установка

Стулья детские – 40 шт.

Стулья большие – 20 шт.

Микрофоны

4. Литература

  1. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
  2. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  3. Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Праздники и развлечения в детском саду. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей. / Под ред. Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  4. Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей. / Под ред. Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  5. Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  6. Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду. – В.: Учитель, 2011. В
  7. Бекина С.И. Музыка и движение. Упражнения, игры и пляски для детей 5 - 6 лет / авт. -сост. С.И. Бекина и др. – М., 1981.
  8. Буренина А.И. Ритмическая мозаика: программа по ритмической пластике для детей 3-7 лет – СПБ: композитор, 2014
  9. Ветлугина Н.А. Детский оркестр. – М.: Просвещение, 1976.
  10. Ветлугина Н.А.Музыка в детском саду. Старшая группа. Песни, игры, пьесы / сост. Ветлугина Н.А. и др. – М., 1987
  11. Каплунова И., Новоскольцева И.. Праздник каждый день. Конспекты музыкальных занятий в старшей группе детского сада с аудиоприложением. – СПб.: Композитор, 2007
  12. Колодницкий Г. А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. – М.: Гном - Пресс, 2000.
  13. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. – М.:Просвещение, 1990.
  14. Костина Э.П. Камертон: Программа муз. воспитания – М.:Просвещение,, 2006, 223с.
  15. Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников: пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. – М.2000.
  16. Орлова Т.Н. Учим детей петь: песни и упражнения для развития голоса у детей 5 - 6 лет / сост. Т.Н. Орлова, С.И. Бекина – М., 2016
  17. Радынова О. П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. – М.: ВЛАДОС, 2000.
  18. Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. – М., 2000.
  19. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М., 1997.
  20. Роот З.Я. Музыкально -дидактические игры. – М.: Айрис Пресс, 2004.
  21. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Со-Фи-Дансе. Танцевально-игровая гимнастика детей. Учебно-методическое пособие для дошкольных и школьных учреждений. – СПб.: Композитор, 2000.
  22. Щетинин М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей.– М.:Айрис-Пресс, 2007.

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации ООП для детей от 5 до 6 лет  

МАДОУ №1 «Сказка»Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации основной образовательной программы дошкольного образования на 2016-2017 учебный год.

Целью программы является формирование общей культуры личности воспитанников, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности...

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации основной образовательной программы дошкольного образования на 2017-2018

Целью программы является формирование общей культуры личности воспитанников, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности...

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации основной образовательной программы дошкольного образования группы общеразвивающей направленности от 2 до 3.

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации основной образовательной программы дошкольного образования группы общеразвивающей направленности от 2 до 3....

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации основной образовательной программы дошкольного образования группы общеразвивающей направленности от 3 до 4.

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации основной образовательной программы дошкольного образования группы общеразвивающей направленности от 3 до 4....

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации основной образовательной программы дошкольного образования группы общеразвивающей направленности от 4 до 5.

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации основной образовательной программы дошкольного образования группы общеразвивающей направленности от 4 до 5....

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации основной образовательной программы дошкольного образования группы общеразвивающей направленности от 6 до 7.

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации основной образовательной программы дошкольного образования группы общеразвивающей направленности от 6 до 7....

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации основной образовательной программы раннего музыкально-эстетического развития дошкольного образования разновозрастного возраста 1-3 года

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации основной образовательной программы раннего музыкально-эстетического развития дошкольного образования  разновозрастного возраста 1-3...