Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста
статья (старшая группа) на тему

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekovospitanie.doc56.16 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Детский сад присмотра и оздоровления

№ 38 «Аленький цветочек»

г. Набережные Челны РТ

Тема: «Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста»

Воспитатель:

Соловьева Ирина Николаевна


Экология как наука появилась еще в конце XIX века, однако долгое время она оставалась чисто биологической наукой, которая интересовала лишь ученых, и только в середине XX столетия приобрела широкую известность среди людей. Она стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать среду их обитания приемлемой для существования.

В переводе с греческого «экология» - это наука о доме. Экология -наука комплексная. Существует три основных направления экологии:

  • биологическая - это наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом;
  • социальная экология - рассматривает взаимоотношения общества и природы;
  • прикладная экология, или охрана природы.

Цель экологического образования - формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

В настоящее время между целями и задачами экологического воспитания дошкольников и его содержанием существует определенное противоречие. Суть противоречия заключается в следующем: декларируемые цели и задачи экологического воспитания базируются на новой экологической парадигме (био(эко)центризме), а отбор содержания и методик нередко производится на основе старой - антропоцентрической. Эта проблема наиболее актуальна именно для дошкольной педагогической системы.

Многие годы в нашем обществе преобладал потребительский подход, в соответствии с которым человек считался мерой всех вещей, «властелином и хозяином» природы, способным изменять ее для удовлетворения своих потребностей.

В настоящее время многие исследователи отмечают необходимость перехода к новой парадигме - системе взглядов, которая строится на основе био(эко)центризма. Ее суть заключается в следующем: при решении любых проблем приоритет отдается не социально-экономическим, а природным факторам. Конечной целью новой парадигмы также является человек, но не прямо, а опосредованно, через сохранение его среды обитания.

Рассмотрим основные различия между традиционным и новым подходами к экологическому образованию.

Антропоцентрическая (традиционная) парадигма

Экоцентрическая, или биоцентрическая, парадигма (новая)

Мир для человека (экология)

Человек - часть природы (экология)

Мера вещей - человек

Мера вещей - уникальность жизни

Технократический расчет пользы природы, ее утилитарная ценность

Согласование потребностей с экологическими требованиями

Человек - «хозяин», «царь» природы

Уважение ко всем формам жизни

В системе непрерывного экологического образования именно дошкольное звено в наибольшей степени все еще сохраняет традиционные подходы. Такой стереотип как «человек - царь, хозяин природы» сохраняется в работе педагогов до сих пор. Предполагается, что человек может изменять природу по своему усмотрению, для создания наиболее комфортных для своей жизни условий, без учета природных закономерностей.

В широко распространенной до сих пор в экологическом образовании дошкольников классификации живых организмов на «вредные и полезные» основной признак выделения групп также отражает потребительский подход к природе. В результате у дошкольников уже на подсознательном уровне формируется негативное отношение, прежде всего к хищникам, ядовитым растениям, грибам. А ведь в природе нет вредных, вредное и полезное существуют по отношению к человеку. Так или иначе  они  конкурируют в  борьбе  с  человеком  за ресурсы.

Употребление такой классификации правомочно с точки зрения сельского хозяйства, но не экологического образования. Помимо деления объектов окружающего мира на полезных и бесполезных, наблюдается и деление на красивых и безобразных.

Несомненно, восприятие красоты природы усиливает эмоциональное к ней отношение ребенка, является крайне важным воспитательным моментам. Однако, с точки зрения экологического образования, необходимо еще и показать ребенку, что внешний вид любого организма - это его приспособление к жизни в определенных условиях, научить видеть красоту как проявление целесообразности, понимать необходимость существования любого организма, независимо от наших симпатий и антипатий. Не обязательно любить всех животных, но уважать все формы проявления жизни - необходимо.

Еще ряд стереотипов, распространенных в дошкольном экологическом образовании - это «улучшить природу», «помогать природе», «умножать ее богатства». Все эти выражения имеют право на существование, но только в том случае, если параллельно ребенку дается информация о необходимости соблюдения человеком законов природы. На практике же стремления людей «улучшить» природу часто оборачивается негативными последствиями. Ребенок уже с детства должен понимать, что «улучшать природу», «помогать» ей можно только в измененной человеком среде: в городе, поселке, природном парке, на участке детского сада, в живом уголке.

Уход за живыми организмами, забота о них оказывает огромное эмоциональное и нравственное воздействие на ребенка. Но при этом он должен понимать: в дикой природе помощь человека, если она действительно необходима, должна быть хорошо продуманной. В природе многие правила, законы не могут быть оценены с точки зрения человеческой морали. Таким образом, мы должны четко различать действия людей в окружающей среде и в природных условиях.

Оценочные суждения по отношению к объектам природы должны быть исключены из экологического образования дошкольников. С позиции экоцентризма, живые организмы не могут быть хорошими или плохими, полезными или вредными. Все они имеют равное с человеком право на существование, каждый из них играет свою, исключительную роль в природе. Оценочные суждения могут применяться только для характеристики поступков по отношению к миру природы, животные же не могут поступать плохо или хорошо, их поведение определяется биологическими законами. Дошкольникам необходимо дать представление о том, что в бережном отношении нуждаются все организмы, вне зависимости от степени опасности или полезности для человека, так как любой живой организм включен в сложную цепь природных взаимодействий, и его потеря может вызвать непредсказуемые последствия. Природа не должна рассматриваться только с утилитарной точки зрения. Прежде всего, необходимо показать детям ее уникальность, красоту и универсальность.

Чтобы человек не привык смотреть обыденными, равнодушными глазами на окружающую природу, начинать экологическое воспитание малышей надо с воспитания эмоционального восприятия природы.

«Мир, который окружает ребенка - это мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой, - говорил В.А. Сухомлинский, - «Погружаясь в этот мир, впитывая его звуки, запахи, краски, наслаждаясь его гармонией, ребенок совершенствуется как личность. А любознательный и жадный до всего нового ум ребенка стремится проникнуть в суть явлений, пытается понять их закономерность и целесообразность».

Наиболее простыми формами работы, обеспечивающими ежедневный контакт детей с природой, являются: продуманная организация наблюдений труда (в уголке природы и на участке), игр.

Надо учить детей любить природу, понимать ее. В этом очень помогает литература. Через произведения Чарушина, Бианки, Паустовского, Сладкова и др. в душе ребенка рождается нежность к природе, к живому. Некоторые произведения помогают устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Например: «Сова» Бианки. Не говоря уже о воспитании морально-нравственных качеств у детей. Например: рассказ Астафьева «Белогрудка».

При ознакомлении детей со стихами русских классических поэтов - Бальмонта, Фета, Жуковского, Баратынского, Тютчева, Пушкина - о природе, они душой понимают красоту Родины. Эти классики своими стихами о природе учат детей доброте, радостному восприятию всех времен года, всех особенностей и неожиданностей погоды. На эмоциях воспитывается любовь к окружающей природе.

В общении с детьми можно использовать и силу художественного воздействия через картины пейзажистов. Например: И.И. Шишкина «Рожь», «Лесные дали», «Утро в сосновом бору», картины И.И. Левитана «Март», «Золотая осень», а также других художников: Васнецова, Репина, Крамского.

Не стоит забывать и о творчестве художников-анималистов. Например: Евгений и Никита Чарушины.

Практически в каждой группе проводится работа с календарями природы, дневниками наблюдений, беседы и разговоры с детьми на экологические темы, дидактические игры, различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику.

С детьми старшего дошкольного возраста можно провести опыты по изучению свойств воды, воздуха, почвы и т.п.

Большая подготовительная работа требуется для проведения целевых прогулок и экскурсий на природе. Надо приучать детей вести себя экологически культурно на природе, по необходимости исправлять ошибки других людей в этом плане и учить оценивать влияние людей на природу.

Прекрасное чувство в детях вызывают экологические праздники. Например: «Встреча перелетных птиц», «Проводы зимы», «Праздник цветов и леса». Особенно если праздники проводятся непосредственно на природе. Дети любуются убранством леса, красотой и нежностью цветов, радуются цветущим травам.

Нравственное начало праздников неоценимо.

Пристальное внимание к экологическому воспитанию поставило на повестку дня необходимость разработки социально-экологического идеала, того образа совершенства отношений общества и природы, который определяет способ мышления и деятельности, который должен быть сформирован у подрастающего поколения.

Формирование социально-экологического идеала должно базироваться на определенной совокупности знаний, в частности, основ экологии, которые необходимо закладывать с дошкольного возраста. Но экологическое воспитание - это не только сумма знаний, но и оценка, осознание экологической ценности природы, в ее единстве с человеком, что позволяет сформировать не только экологическое мышление, но и верное поведение.

Наибольший воспитательный эффект в дошкольном возрасте имеют эстетическая и нравственная стороны социально-экологического идеала.

Мы должны показать детям уникальность природы, ее красоту и универсальность; объект познания, удовлетворения его этических и эстетических потребностей; и только затем - объект человеческого потребления. Мы должны охранять природу не потому, что она нам что-то дает, а потому, что она самоценна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей " Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста"

Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых...

Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста

Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста...

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

Дети и их экологическое воспитание. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

В последнее время мы часто слышим такие слова, как «экологическое воспитание», «экологически чистые продукты». Что же это такое?...

Доклад "Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста".

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возра...

Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста

Природа и человек… Когда-то эти понятия в сознании людей были слиты воедино. Человек чувствовал целостность мира и считал себя его частью. В наше время отношения человека и природы претерпели и...