Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста
статья (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
МБДОУ Детский сад присмотра и оздоровления
№ 38 «Аленький цветочек»
г. Набережные Челны РТ
Тема: «Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста»
Воспитатель:
Соловьева Ирина Николаевна
Экология как наука появилась еще в конце XIX века, однако долгое время она оставалась чисто биологической наукой, которая интересовала лишь ученых, и только в середине XX столетия приобрела широкую известность среди людей. Она стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать среду их обитания приемлемой для существования.
В переводе с греческого «экология» - это наука о доме. Экология -наука комплексная. Существует три основных направления экологии:
- биологическая - это наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом;
- социальная экология - рассматривает взаимоотношения общества и природы;
- прикладная экология, или охрана природы.
Цель экологического образования - формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
В настоящее время между целями и задачами экологического воспитания дошкольников и его содержанием существует определенное противоречие. Суть противоречия заключается в следующем: декларируемые цели и задачи экологического воспитания базируются на новой экологической парадигме (био(эко)центризме), а отбор содержания и методик нередко производится на основе старой - антропоцентрической. Эта проблема наиболее актуальна именно для дошкольной педагогической системы.
Многие годы в нашем обществе преобладал потребительский подход, в соответствии с которым человек считался мерой всех вещей, «властелином и хозяином» природы, способным изменять ее для удовлетворения своих потребностей.
В настоящее время многие исследователи отмечают необходимость перехода к новой парадигме - системе взглядов, которая строится на основе био(эко)центризма. Ее суть заключается в следующем: при решении любых проблем приоритет отдается не социально-экономическим, а природным факторам. Конечной целью новой парадигмы также является человек, но не прямо, а опосредованно, через сохранение его среды обитания.
Рассмотрим основные различия между традиционным и новым подходами к экологическому образованию.
Антропоцентрическая (традиционная) парадигма | Экоцентрическая, или биоцентрическая, парадигма (новая) |
Мир для человека (экология) | Человек - часть природы (экология) |
Мера вещей - человек | Мера вещей - уникальность жизни |
Технократический расчет пользы природы, ее утилитарная ценность | Согласование потребностей с экологическими требованиями |
Человек - «хозяин», «царь» природы | Уважение ко всем формам жизни |
В системе непрерывного экологического образования именно дошкольное звено в наибольшей степени все еще сохраняет традиционные подходы. Такой стереотип как «человек - царь, хозяин природы» сохраняется в работе педагогов до сих пор. Предполагается, что человек может изменять природу по своему усмотрению, для создания наиболее комфортных для своей жизни условий, без учета природных закономерностей.
В широко распространенной до сих пор в экологическом образовании дошкольников классификации живых организмов на «вредные и полезные» основной признак выделения групп также отражает потребительский подход к природе. В результате у дошкольников уже на подсознательном уровне формируется негативное отношение, прежде всего к хищникам, ядовитым растениям, грибам. А ведь в природе нет вредных, вредное и полезное существуют по отношению к человеку. Так или иначе они конкурируют в борьбе с человеком за ресурсы.
Употребление такой классификации правомочно с точки зрения сельского хозяйства, но не экологического образования. Помимо деления объектов окружающего мира на полезных и бесполезных, наблюдается и деление на красивых и безобразных.
Несомненно, восприятие красоты природы усиливает эмоциональное к ней отношение ребенка, является крайне важным воспитательным моментам. Однако, с точки зрения экологического образования, необходимо еще и показать ребенку, что внешний вид любого организма - это его приспособление к жизни в определенных условиях, научить видеть красоту как проявление целесообразности, понимать необходимость существования любого организма, независимо от наших симпатий и антипатий. Не обязательно любить всех животных, но уважать все формы проявления жизни - необходимо.
Еще ряд стереотипов, распространенных в дошкольном экологическом образовании - это «улучшить природу», «помогать природе», «умножать ее богатства». Все эти выражения имеют право на существование, но только в том случае, если параллельно ребенку дается информация о необходимости соблюдения человеком законов природы. На практике же стремления людей «улучшить» природу часто оборачивается негативными последствиями. Ребенок уже с детства должен понимать, что «улучшать природу», «помогать» ей можно только в измененной человеком среде: в городе, поселке, природном парке, на участке детского сада, в живом уголке.
Уход за живыми организмами, забота о них оказывает огромное эмоциональное и нравственное воздействие на ребенка. Но при этом он должен понимать: в дикой природе помощь человека, если она действительно необходима, должна быть хорошо продуманной. В природе многие правила, законы не могут быть оценены с точки зрения человеческой морали. Таким образом, мы должны четко различать действия людей в окружающей среде и в природных условиях.
Оценочные суждения по отношению к объектам природы должны быть исключены из экологического образования дошкольников. С позиции экоцентризма, живые организмы не могут быть хорошими или плохими, полезными или вредными. Все они имеют равное с человеком право на существование, каждый из них играет свою, исключительную роль в природе. Оценочные суждения могут применяться только для характеристики поступков по отношению к миру природы, животные же не могут поступать плохо или хорошо, их поведение определяется биологическими законами. Дошкольникам необходимо дать представление о том, что в бережном отношении нуждаются все организмы, вне зависимости от степени опасности или полезности для человека, так как любой живой организм включен в сложную цепь природных взаимодействий, и его потеря может вызвать непредсказуемые последствия. Природа не должна рассматриваться только с утилитарной точки зрения. Прежде всего, необходимо показать детям ее уникальность, красоту и универсальность.
Чтобы человек не привык смотреть обыденными, равнодушными глазами на окружающую природу, начинать экологическое воспитание малышей надо с воспитания эмоционального восприятия природы.
«Мир, который окружает ребенка - это мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой, - говорил В.А. Сухомлинский, - «Погружаясь в этот мир, впитывая его звуки, запахи, краски, наслаждаясь его гармонией, ребенок совершенствуется как личность. А любознательный и жадный до всего нового ум ребенка стремится проникнуть в суть явлений, пытается понять их закономерность и целесообразность».
Наиболее простыми формами работы, обеспечивающими ежедневный контакт детей с природой, являются: продуманная организация наблюдений труда (в уголке природы и на участке), игр.
Надо учить детей любить природу, понимать ее. В этом очень помогает литература. Через произведения Чарушина, Бианки, Паустовского, Сладкова и др. в душе ребенка рождается нежность к природе, к живому. Некоторые произведения помогают устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Например: «Сова» Бианки. Не говоря уже о воспитании морально-нравственных качеств у детей. Например: рассказ Астафьева «Белогрудка».
При ознакомлении детей со стихами русских классических поэтов - Бальмонта, Фета, Жуковского, Баратынского, Тютчева, Пушкина - о природе, они душой понимают красоту Родины. Эти классики своими стихами о природе учат детей доброте, радостному восприятию всех времен года, всех особенностей и неожиданностей погоды. На эмоциях воспитывается любовь к окружающей природе.
В общении с детьми можно использовать и силу художественного воздействия через картины пейзажистов. Например: И.И. Шишкина «Рожь», «Лесные дали», «Утро в сосновом бору», картины И.И. Левитана «Март», «Золотая осень», а также других художников: Васнецова, Репина, Крамского.
Не стоит забывать и о творчестве художников-анималистов. Например: Евгений и Никита Чарушины.
Практически в каждой группе проводится работа с календарями природы, дневниками наблюдений, беседы и разговоры с детьми на экологические темы, дидактические игры, различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику.
С детьми старшего дошкольного возраста можно провести опыты по изучению свойств воды, воздуха, почвы и т.п.
Большая подготовительная работа требуется для проведения целевых прогулок и экскурсий на природе. Надо приучать детей вести себя экологически культурно на природе, по необходимости исправлять ошибки других людей в этом плане и учить оценивать влияние людей на природу.
Прекрасное чувство в детях вызывают экологические праздники. Например: «Встреча перелетных птиц», «Проводы зимы», «Праздник цветов и леса». Особенно если праздники проводятся непосредственно на природе. Дети любуются убранством леса, красотой и нежностью цветов, радуются цветущим травам.
Нравственное начало праздников неоценимо.
Пристальное внимание к экологическому воспитанию поставило на повестку дня необходимость разработки социально-экологического идеала, того образа совершенства отношений общества и природы, который определяет способ мышления и деятельности, который должен быть сформирован у подрастающего поколения.
Формирование социально-экологического идеала должно базироваться на определенной совокупности знаний, в частности, основ экологии, которые необходимо закладывать с дошкольного возраста. Но экологическое воспитание - это не только сумма знаний, но и оценка, осознание экологической ценности природы, в ее единстве с человеком, что позволяет сформировать не только экологическое мышление, но и верное поведение.
Наибольший воспитательный эффект в дошкольном возрасте имеют эстетическая и нравственная стороны социально-экологического идеала.
Мы должны показать детям уникальность природы, ее красоту и универсальность; объект познания, удовлетворения его этических и эстетических потребностей; и только затем - объект человеческого потребления. Мы должны охранять природу не потому, что она нам что-то дает, а потому, что она самоценна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на окружной летней методической неделе «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в образовательном пространстве ДОУ» на тему «Применение проектной технологии в экологическом воспитании детей».
Применение проектной технологии в экологическом воспитании детей....
Консультация для родителей " Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста"
Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых...
Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста
Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста...
Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно
Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...
Дети и их экологическое воспитание. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
В последнее время мы часто слышим такие слова, как «экологическое воспитание», «экологически чистые продукты». Что же это такое?...
Доклад "Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста".
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возра...
Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста
Природа и человек… Когда-то эти понятия в сознании людей были слиты воедино. Человек чувствовал целостность мира и считал себя его частью. В наше время отношения человека и природы претерпели и...