Роль музыкальной деятельности в формировании всестороннего развития ребенка раннего возраста.
статья (младшая группа)

Татьяна  Сергеевна Ткаченко

Музыка – это способ общения без слов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_fevral_2022.docx16.9 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Роль музыкальной деятельности в формировании всестороннего развития ребенка раннего возраста.

Музыка и язык, как ни странно – родственные понятия. Они родились друг за другом: вначале музыка, затем – словесная речь. И в нашем сознании они продолжают жить рядом. Музыка – это способ общения без слов. Общаться без слов ребенок начинается еще, находясь в утробе матери. А после рождения это общение продолжает развиваться с помощью колыбельной песни.

Колыбельная – это важный момент в формировании связи между ребенком и взрослым, способ их общения. Колыбельные, наряду с другими жанрами народного творчества, заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста.

Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, «заинька», «лисонька», «волчок».

Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать колыбельные, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например, образ кота. Причем это не просто кот, а «котенька-коток», «коток – белый животок», «котик», «котя». К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным.

Обязательно в колыбельных для малышей много раз звучит имя ребенка. Употребление имени малыша в тексте колыбельной (а колыбельная повторяется много раз, и малыш много раз слышит свое имя) способствует осознанию ребенком своего имени, первому осознанию себя как человека, выделению своего имени в потоке речи мамы, что очень положительно сказывается на развитии младенца.

Колыбельная песня, как форма народного поэтического творчества, содержит большие возможности в формировании особой интонационной организации речи ребенка. Это и напевное выделение голосом гласных звуков, и медленный темп, и наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний.

Колыбельную лучше петь без аккомпанемента, только голос – чем проще, тем лучше. Сами характеристики колыбельных способствуют тому, чтобы ребенок успокоился, чувствовал сея комфортно. Еще колыбельные помогают развивать язык. Колыбельные можно петь ребенку в течении всего периода проживания детства. Умиротворение, спокойствие и чувство комфорта, в процессе пения, испытывает не только ребенок, но и исполнитель. Меняется гормональный фон, ритм сердца, дыхание – все органы чувств подстраиваются под спокойный ритм.

По мере взросления ребенка музыкальное общение с ним переходит на следующий этап – игровые песни. Это, как правило, активное взаимодействие с детьми связанное с движениями, веселой игрой. Это могут быть песни или присказки («Поехали, поехали в лес за орехами…»). Занятия с ребенком в такой форме не только носят развлекательный характер, но и помогает ребенку в овладении речью, так как развивают речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса, обогащение словаря. Когда ребенок уже знаком с песней, необходимо давать возможность подпевать, самостоятельно завершить фразу в строчке песни. Таким образом ребёнку предоставляется возможность в самовыражении, он активнее включается в диалог.

Все детки в раннем возрасте очень восприимчивы к вещам, что их окружают, особенно если это какая-то приятная мелодия или музыка от которых они приходят в полный восторг. Энергии у детей хоть отбавляй, поэтому ей нужно найти правильное применение. Прикупив музыкальный инструмент, ребенок сможет не только активно и весело проводить время, но открыть в себе не один творческий талант. От игры на музыкальном инструменте у малыша развивается: логическое мышление, музыкальный слух, чувства ритма, мелкая моторика рук из-за постоянного контакта с клавишами и кнопками, умение распознавать звуки и ноты. Особый восторг у детей вызывает оркестр. Создание оркестра из детских музыкальных инструментов и шумовой оркестр из самодельных звучащих игрушек помогут также в развитии воображения и улучшении памяти. Дети могут подыгрывать записи детских песен, танцев, маршей или сами выступят в роли композитора и исполнителя.

Не секрет, что дети любят играть. Игровая деятельность является ведущей в развитии ребенка, а можно играть звуками? Можно. Всем нам знакома игра «Перекатывание мяча друг другу», а ведь можно «перекатывать» звук. Для этого понадобится всего два инструмента: погремушки, бубны, ложки…все что найдется под рукой. Взрослый отбивает ритм – ребенок повторяет, затем взрослый и ребёнок меняются местами. Обычно эта игра вызывает много радости у детей. Занимаясь музыкой с ребенком, мы не только налаживаем контакт, но и создаем позитивную атмосферу общения. Музыка помогает сгладить негатив. При слушании музыкального стаккато можно сказать ребенку, что этот колючий ежик, а нежная музыка – это распускающийся цветок.

Таким образом, музыкальное воспитание, все виды музыкальной деятельности оказывают большую помощь в развитии детей. Под влиянием музыкальных упражнений, игр, танцев, песен положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь. И не случайно, особенно в последние годы музыкальное воспитание включено в систему, комплекса методик артпедагогики и арттерапии в специальном образовании.

Использованная литература:

1. Бородич А. М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 1981.

2. Ветлугина Н. А. Музыкальные занятия в детском саду. М.: «Просвещение», 1984.

3. Ветрова В. В., Смирнова Е. О. Ребенок учится говорить. - М.: Знание, 1988.

4. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А. Г. Гогоберидзе, В.А.Деркунская. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.

5. Детская речь и пути ее совершенствования. Сб. науч. трудов. - Свердловск: СГПИ, 1989.

6. Запорожец А.В.Психология. - М, 1953.

7. Колодяжная Т. П. Колунова Л. А. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы. Методические рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ,- Ростов - н/Д: ТЦ «Учитель», 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль подвижных игр в формировании всестороннего развития детей дошкольного возраста

Игра является одной из основых видов деятельности.  Благодаря  игре  ребенок развивается и получает все необходимые навыки для дальнейшего жизненного опыта. Дети любят играть, в э...

Мастер класс для родителей "Конструирование - фундамент всестороннего развития ребенка. (ранний возраст)

Ребенок постоянно играет. Ведь игра – это основной способ восприятия информации, окружающей реальности, моделей поведения. Через игру ребенок понимает, как все должно быть устроено.В детском сад...

консультация для родителей "Развитие мелкой моторики как условие всестороннего развития ребенка раннего возраста"

Работа по развитию мелкой моторики детей раннего возраста положительно влияет на формирование познавательных процессов....

Ковролинография как активная среда для всестороннего развития ребенка раннего возраста - презентация

Презентация : " Ковролинография как активная среда для всестороннего развития ребенка раннего возраста"...

Консультация для педагогов "Строительно-конструктивные игры как средство всестороннего развития ребенка раннего возраста"

Консультация для педагогов "Строительно-конструктивные игры как средство всестороннего развития ребенка раннего возраста"...