консультация для родителей "Развитие мелкой моторики как условие всестороннего развития ребенка раннего возраста"
консультация (младшая группа)
Работа по развитию мелкой моторики детей раннего возраста положительно влияет на формирование познавательных процессов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
развитие мелкой моторики детей раннего возраста | 21.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей №5 «Вишенка»
Консультация для родителей
«Развитие мелкой моторики как условие всестороннего развития ребенка раннего возраста»
составила воспитатель первой категории
Сержанова Елена Михайловна
Х. Рябичев
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как условие всестороннего развития ребенка раннего возраста»
Ранний возраст – важнейший стартовый период в жизни человека, когда закладываются основы будущей личности, интеллектуального развития. Происходит это не само собой, а под влиянием окружающей среды и развивающего общения с взрослыми и сверстниками. Основная роль в становлении личности ребенка принадлежит взрослым: родителям и воспитателям.
Маленький человек активно познает окружающий мир, осваивает орудийные способы действий с предметами, в игре, на занятиях. Основная деятельность ребенка раннего возраста – предметная. Примитивные, на первый взгляд действия: ощупывания, перекладывание предметов, бросание мяча, действия с совком, помогают осваивать окружающий мир, накапливать чувственный опыт, познавая в действии свойства предметов: форму, цвет, величину.
Параллельно происходит развитие мелкой моторики и координации движений. Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Первый этап мышления называют наглядно - действенным, «ручным» - только манипулируя предметами ребенок может познать их свойства, особенности. Это значит, что все мыслительные задачи он решает действиями, руками.
Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти пальцев оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки, вкладыши, действия с пуговицами, застежками: молния, липучки, наборы колец, шариков разной величины для прокатывания и нанизывания, игры с открывающимися игрушками: матрешками, коробочками, действия с карандашами, глиной, тестом. Хорошим средством для развития пальцев является пальчиковый театр.
Детям интересно закручивать и окручивать винты, крышки, собирать и разбирать предметы. К навыкам мелкой моторики относится умение держать, поворачивать предмет, тянуть, толкать, брать мелкие предметы двумя пальцами, действовать ложкой, совком, вытирать руки после мытья полотенцем. С этих умений начинаются формироваться навыки самообслуживания в быту, развивается посильная самостоятельность.
Исследование физиологов подтверждают прямую зависимость развития речи от сформированности тонких движений рук. Такую тренировку следует начинать со второго года жизни: помогайте ребенку координированно и ловко манипулировать пальцами, используйте игры, которые соединяют в себе поэтическое слово и движение. Народная педагогика на протяжении многих веков создавала замечательные потешки, прибаутки, пальчиковые игры, где реальный мир представлен художественно-ярко («Сорока - сорока», «Ладушки», «Пальчик - мальчик») Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослого, активизируют моторику рук, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями.
3. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышать речевую активность ребенка.
4. Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.
5. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой и усилится контроль над выполняемыми движениями.
6. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенное положение рук и последовательность движений.
Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте 8 месяцев. Начинать с ежедневного массажа по 2-3 минуты кистей рук и пальцев, затем поглаживать и растирать каждый пальчик вдоль и поперек. Затем можно выполнять некоторые упражнения для пальцев, но в пассивной форме, то есть взрослый сгибает и разгибает пальчики малыша. Детям после 1 года нужно давать катать между ладошками, пальчиками шарики, палочки разного размера, рвать бумагу, отщипывать кусочки глины или пластилина, перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы. Начиная с полутора лет, детям дают более сложные задания, специально направленные на развитие тонких движений пальцев – застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровки. Все упражнения пальчиковой гимнастики разделяют на три группы.
1. Упражнения для кистей рук. Развивают подражательную способность, учат напрягать и расслаблять мышцы, развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время, учат переключаться с одного движения на другое. «Фонарики», «Колечко», «Вилка».
2. Упражнения для пальцев условно статические совершенствуют полученные навыки на более высоко уровне и требуют более точных движений «Очки», «Колечко», «Вилка».
3. Развивает точную координацию движений, учит сгибать и разгибать пальцы, учат противопоставлять большой палец остальным «Семья», «Домик», «Пальчики здороваются».
Для детей 3 года жизни советуем приобрести набор для игр с песком и водой: лопатку, совочек, грабельки, лейку.
Покажите, как правильно пользоваться ими, при этом делайте конкретное задание: взрыхлить, вскопать, полить. Дети должны понимать, для чего нужна их работа, знать, что, выполняя ее, они приносят пользу. Наверняка ребенку понравится копаться в земле, песке. Следует поощрять его стремление строить башни и крепости из песка. Находясь в саду, во дворе или на берегу водоема предоставьте ребенку возможность поближе познакомиться с пеком, глиной, водой. Ребенок должен научиться различать «строительные материалы» на ощупь. Надо играть с ним, поместите в отдельные коробочки (мешочки) мелкий речной песок, гальку, глину, щебенку, ракушки и попросите малыша закрыть глаза, потрогать ладошкой содержимое коробочки и отгадать, что там лежит. Пусть попробует описать свои ощущения, скажет, на что похоже то, что он трогает, но не видит.
Зимой под рукой другой материал – снег. Перед ребенком открывается возможность для лепки снеговиков, метания снежков, постройки горок. Нужно научить детей работать лопаткой: разгребать снег, сгребать в кучу, расчищать дорожки и т. д. К тому же на снегу можно рисовать.
Советуем познакомить ребенка с различными продуктами и процессом приготовления пищи. Пусть поможет насыпать сахар в сахарницу и соль в солонку. Научите размешивать сахар в чашке. Малышу доставит удовольствие раскатывать тесто, раскладывать начинку и лепить пельмени, вареники. Эти занятия тоже полезны для развития мелкой моторики рук.
Работа по развитию мелкой моторики и координации движений детей положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения и также на развитие речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игрушки-заместители, как необходимые предметы для всестороннего развития ребенка раннего возраста
статья...
Мастер класс для родителей "Конструирование - фундамент всестороннего развития ребенка. (ранний возраст)
Ребенок постоянно играет. Ведь игра – это основной способ восприятия информации, окружающей реальности, моделей поведения. Через игру ребенок понимает, как все должно быть устроено.В детском сад...
Роль музыкальной деятельности в формировании всестороннего развития ребенка раннего возраста.
Музыка – это способ общения без слов....
Ковролинография как активная среда для всестороннего развития ребенка раннего возраста - презентация
Презентация : " Ковролинография как активная среда для всестороннего развития ребенка раннего возраста"...
Консультация для педагогов "Строительно-конструктивные игры как средство всестороннего развития ребенка раннего возраста"
Консультация для педагогов "Строительно-конструктивные игры как средство всестороннего развития ребенка раннего возраста"...
Консультация. Строительно-конструктивные игры как средство всестороннего развития ребенка раннего возраста
Строительно-конструктивные игры как средствовсестороннего развития ребенка раннего возраста В соответствии с современной научной концепцией дошкольного воспитания (В.В.Давыдов, В.А.Петровский и д...