РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Я и моя семья» (для детей 4-5 лет)
рабочая программа (средняя группа)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Я и моя семья»
(для детей 4-5 лет)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_sots_ped.docx | 36.7 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДЕНО Заведующий МБДОУ «Детский сад № 52 «Аленький цветочек» _____________ О.С.Куликова приказ № ОТ « » |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Я и моя семья»
(для детей 4-5 лет)
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 52 «Аленький цветочек»
города Смоленска
Автор-составитель:
Социальный педагог
Корнилова Я.Н.
Пояснительная записка
У педагогов и родителей единые цели и задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они в будущем успешно учились в школе и смогли реализоваться как личности.
Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Эти задачи по-новому определяют работу ДОУ с семьей: от традиционной помощи семье в процессе воспитания детей – к формированию компетентного родителя и осознанного родительства – составляющих успешной социализации ребенка.
Новые подходы к взаимодействию педагогов и родителей: переход от сотрудничества по обмену информацией и пропаганды педагогических знаний к сотрудничеству как межличностному общению педагога с родителями диалогической направленности. Ключевым понятием здесь является диалог, под которым подразумевается личностно равноправное общение, совместное приобретение опыта.
В современном образовательном процессе немаловажным является воспитание у подрастающего поколения патриотических чувств любви и уважения к родным и близким.
Знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной, русских и семейных традиций и обычаев – основное содержание этой работы. Чувство любви к Родине зарождается в семье. А семья для ребёнка – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.
Цель: формирование у детей понятия «семья», осуществление взаимодействия ДОУ и семьи через приобщение к народным и семейным традициям.
Задачи:
- Создавать социальную ситуацию развития детей в процессе ознакомления с понятиями «Семья и родственные отношения»;
- Учить называть имена и отчества родителей;
- Углублять представления детей о семье, её членах; дать первоначальные представления о родственных отношениях;
- Создавать условия для побуждения детей к речевой активности, для речевого развития;
- Способствовать развитию познавательных способностей у детей, навыков взаимодействия;
- Воспитывать интерес к выполнению своих семейных обязанностей;
- Воспитывать любовь и уважение к своим родным, укреплять детско–родительские отношения.
Рабочая учебная программа предназначена для детей 4-5 лет (средняя группа) и рассчитана на 16 недель.
Срок реализации программы: 2021-2022 г.г.
Формы и режим кружковой работы:
Работа с детьми включает в себя как совместную образовательную деятельность и самостоятельную деятельность детей:
- игровая;
- познавательная;
- коммуникативная;
- изобразительная;
- восприятие художественной литературы;
- театрализованные игры и др.
Образовательная деятельность кружка проводится 2 раза в месяц, до 20 минут, 16 раз в год.
Планируемые результаты освоения программы
- знание детьми информации о своей семье, о её членах;
- понимание детьми значимости семьи в их жизни;
- умение организовать сюжетно – ролевые игры на тему «Моя семья»;
- проявление каждым ребёнком заботы и уважения ко всем членам своей семьи;
- оптимизация сотрудничества с родителями.
Содержание воспитательно -образовательной работы
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Семья и родственные отношения | 5 |
2 | Театрализованные игры | 3 |
3 | Художественное творчество | 4 |
4 | Семейные традиции | 3 |
5 | Народное творчество | 1 |
Итого: | 16 |
Календарно – тематическое планирование
№ | Дата | Тема | Программное содержание | Оборудование и материал |
1 | октябрь | «Я – человек» | Формировать представления о росте и развитии ребенка, его прошлом, настоящем и будущем. Формировать первичные представления о правах (на игру, доброжелательное отношение, новые знания) Познакомить детей с разными проявлениями эмоций, учить различать их. Воспитывать бережное отношение к себе и другим детям. | Набор карточек с изображением разных эмоций, д.и «Назови эмоцию», картинки о детях, их играх Игра «Человек – человеку» |
2 | октябрь | «Твои обязанности» | Воспитывать интерес к выполнению своих обязанностей в группе детского сада, дома, на улице, на природе | Картинки и фотографии о том, как дети помогают своим мамам |
3 | ноябрь | «Я люблю свою маму» | Закреплять знание детьми имен и отчеств мам, воспитывать любовь и уважение к мамам. | Портреты мам. Детские книги, мультфильм «Умка» |
4 | ноябрь | «Мы получили письмо» (День матери) | Формировать представление о том, что такое семья, воспитывать любовь и уважение к родным | Конверт с письмом, иллюстрации с изображением семейного портрета |
5 | декабрь | «Мамины помощники» | Формировать представления о том, что любовь выражается в заботе о своих родных, конкретных делах | Репродукции картин, на которых изображены мамы с детьми |
6 | декабрь | Изготовление новогодних поделок (дети с родителями) . | Создать условия для творческого взаимодействия детей, родителей и воспитателей | Разный материал для поделок |
7 | январь | «Из-за леса, из-за гор» | Продолжать знакомить детей с понятиями «семья» и родственные отношения на основе небылицы «Из-за леса, из-за гор» | Настольный театр «Из-за леса, из-за гор» |
8 | январь | «Матрешка – любимая игрушка» | Продолжать знакомить детей с понятиями «семья» и родственные отношения на примере русской национальной игрушки матрёшки. | Матрешка деревянная восьмиместная матрешка трехместная |
9 | февраль | Игра-драматизация по сказке «Волк и семеро козлят» | Воспитывать чувственно-эмоциональную отзывчивость, нравственные качества: быть внимательным и доброжелательным. Прививать навыки и знания о безопасном поведении дома и на улице среди незнакомых людей. | Книга «Волк и семеро козлят», шапочки для драматизации |
10 | февраль | «Как папа служил в армии» | Воспитывать любовь и уважение к папам, интерес к службе в армии | Фотографии пап, иллюстрации на тему российской армии |
11 | март | «8 Марта – мамин день» | Воспитывать любовь к самому родному человеку, желание разучивать стихи, песни, танцы, сделать подарок для мамы | Фонограммы песен, книги со стихами о маме, цветная бумага, клей, ножницы для поделок |
12 | март | «Семейные посиделки» (чаепитие) | Создать условия для укрепления детско-родительских отношений | Чай, печенье, которое испекли мамы |
13 | апрель | Игра-драматизация по сказке «Репка» | Закрепить понятие «Родственные отношения» на примере сказки «Репка», воспитывать желание помогать своим близким | Шапочки для игры – драматизации, ширма |
14 | апрель | Рисование «Портрет семьи»
| Воспитывать у детей доброе отношение к маме, папе, себе; учить передавать эти образы в рисунке доступными средствами выразительности; | Альбомные листы, краски, кисти, карандаши |
15 | май | «Кулинарная книга» | Создать кулинарную книгу, записать интересные рецепты любимых блюд детей | Красиво распечатанные альбомные листы с любимыми рецептами |
16 | май | Создание и просмотр флэш альбома «Семейная фотография» | (посвящается международному дню семьи) Развивать сотрудничество семьи и детского сада, воспитывать у дошкольников чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью. | Фотографии членов семьи, флэшкарта, телевизор |
Мониторинг развития детей
Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год (октябрь, май)
Таблица 1. Педагогическая диагностика
Список детей | Уверенно называет свое имя, фамилию | Называет имена членов своей семьи | Знает и понимает слова, обозначающие родство | Понимает родственные отношения | Проявляет эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей | Знает, что нужно помогать взрослым | Выполнение простейших домашних обязанностей | |
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
5 | ||||||||
6 | ||||||||
7 | ||||||||
8 |
Примерные уровни оценки
Уровни | Баллы |
Высокий | 3 |
Средний | 2 |
Низкий | 1 |
Список литературы:
- Горшенина В. В., Самошкина И. В., Черкасова Н. П. Система работы детского сада по вопросам семейного воспитания. – М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2007.
- Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
- Ривина Е. «Знакомим дошкольников с семьёй и родословной», Москва , Мозаика-Синтез, 2008 г.
- Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, М., 2016
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию "Россинка" детей 4 - 6 лет
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче вс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ КРУЖОК «ЗДРАВУШКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 5 ЛЕТ
Программа «Здравушка» - это комплексная система воспитания ребенка-дошкольника, здорового физически и морально, всесторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым ...
Рабочая программа дополнительного образования по учебной дисциплине «Информатика» для детей 5—7 лет
Цель курса — пропедевтика основных понятий информатики, развитие интеллекта, творческих способностей детей.Задачи1. Формирование навыков работы с персональным компьютером.2.3акрепление знаний и ...
Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности «Волшебные ладошки» Группа №7 «Фантазеры»
Рабочая программа кружка «Весёлые ладошки» по развитию мелкой моторики в 1 младшей группе № 7 № «Фантазёры» «Источники способностей и дарований детей - на кончиках и...
Рабочая программа дополнительного образования кружка "Скоро в школу" для детей старшего дошкольного возраста.
В программе используется системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию детей.При системном подходе рассматриваются пути освоения ребенкам языка в единстве сознания и деятельности.К...
Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
Мелкая моторика - это умение координировать движения кистей и пальцев рук, присущее исключительно человеку. Эту уникальную способность необходимо целенаправленно тренировать с самого раннего возраста....
Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики рук детей среднего дошкольного возраста «Пластилинография»
Развитие творческой личности посредством нетрадиционной техники работы с пластилином ....