РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Я и моя семья» (для детей 4-5 лет)
рабочая программа (средняя группа)

Корнилова Яна Николаевна

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Я и моя семья»

(для детей 4-5 лет)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_sots_ped.docx36.7 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДЕНО

 Заведующий МБДОУ

 «Детский сад № 52 «Аленький цветочек»

 _____________ О.С.Куликова

                                                                                                                  приказ  №

                                                                                                                ОТ «   »

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Я и моя семья»

(для детей 4-5 лет)

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

 «Детский сад № 52 «Аленький цветочек»

города Смоленска

                                                                                                                                                                      Автор-составитель:

                                                                                       Социальный педагог

                                                                                       Корнилова Я.Н.

Пояснительная записка

У педагогов и родителей единые цели и задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они в будущем успешно учились в школе и смогли реализоваться как личности.

Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Эти задачи по-новому определяют работу ДОУ с семьей: от традиционной помощи семье в процессе воспитания детей – к формированию компетентного родителя и осознанного родительства – составляющих успешной социализации ребенка.

Новые подходы к взаимодействию педагогов и родителей: переход от сотрудничества по обмену информацией и пропаганды педагогических знаний к сотрудничеству как межличностному общению педагога с родителями диалогической направленности. Ключевым понятием здесь является диалог, под которым подразумевается личностно равноправное общение, совместное приобретение опыта.

В современном образовательном процессе немаловажным является воспитание у подрастающего поколения патриотических чувств любви и уважения к родным и близким.

Знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной, русских и семейных традиций и обычаев – основное содержание этой работы. Чувство любви к Родине зарождается в семье. А семья для ребёнка – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.

Цель: формирование у детей понятия «семья», осуществление взаимодействия ДОУ и семьи через приобщение к народным и семейным традициям.

Задачи:

  • Создавать социальную ситуацию развития детей в процессе ознакомления с понятиями «Семья и родственные отношения»;
  • Учить называть имена и отчества родителей;
  • Углублять представления детей о семье, её членах; дать первоначальные представления о родственных отношениях;
  • Создавать условия для побуждения детей к речевой активности, для речевого развития;
  • Способствовать развитию познавательных способностей у детей, навыков взаимодействия;
  • Воспитывать интерес к выполнению своих семейных обязанностей;
  • Воспитывать любовь и уважение к своим родным, укреплять детско–родительские отношения.

Рабочая учебная программа предназначена для детей 4-5 лет (средняя группа) и рассчитана на 16 недель.

Срок реализации программы: 2021-2022 г.г.

Формы и режим кружковой работы:

Работа с детьми включает в себя как совместную образовательную деятельность и самостоятельную деятельность детей:

  • игровая;  
  • познавательная;
  • коммуникативная;
  • изобразительная;
  • восприятие художественной литературы;
  • театрализованные игры и др.

Образовательная деятельность кружка проводится 2 раза в месяц, до 20 минут, 16 раз в год.

Планируемые результаты освоения программы

- знание детьми информации о своей семье, о её членах;

- понимание детьми значимости семьи в их жизни;

- умение организовать сюжетно – ролевые игры на тему «Моя семья»;

- проявление каждым ребёнком заботы и уважения ко всем членам своей семьи;

          - оптимизация сотрудничества с родителями.

Содержание воспитательно -образовательной работы

п/п

Тема

Количество часов

1

Семья и родственные отношения

5

2

Театрализованные игры

3

3

Художественное творчество

4

4

Семейные традиции

3

5

Народное творчество

1

Итого:

16

Календарно – тематическое планирование

Дата

Тема

Программное содержание

Оборудование и материал

1

октябрь

«Я – человек»

Формировать представления о росте и развитии ребенка, его прошлом, настоящем и будущем. Формировать первичные представления о  правах (на игру, доброжелательное отношение, новые знания)

Познакомить детей с разными проявлениями эмоций, учить различать их. Воспитывать бережное отношение к себе и другим детям.

Набор карточек с изображением разных эмоций,     д.и  «Назови эмоцию», картинки о детях, их играх  

Игра «Человек – человеку»    

2

октябрь

 «Твои обязанности»

Воспитывать интерес к выполнению своих обязанностей в группе детского сада, дома, на улице, на природе

Картинки и фотографии о том, как дети помогают своим мамам

3

ноябрь

«Я люблю свою маму»

Закреплять знание детьми имен и отчеств мам, воспитывать любовь и уважение к мамам.

Портреты мам. Детские книги, мультфильм «Умка»

4

ноябрь

«Мы получили письмо»

(День матери)

Формировать представление о том, что такое семья, воспитывать любовь и уважение к родным

Конверт с письмом, иллюстрации с изображением семейного портрета

5

декабрь

«Мамины помощники»

Формировать представления о том, что любовь выражается в заботе о своих родных, конкретных делах

Репродукции картин, на которых изображены мамы с детьми

6

декабрь

Изготовление новогодних поделок (дети с родителями)

.

Создать условия для творческого взаимодействия детей, родителей и воспитателей

Разный материал для поделок

7

январь

 «Из-за леса, из-за гор»

Продолжать знакомить детей с понятиями «семья» и родственные отношения на основе небылицы «Из-за леса, из-за гор»

Настольный театр «Из-за леса, из-за гор»

8

январь

«Матрешка – любимая игрушка»

Продолжать знакомить детей с понятиями «семья» и родственные отношения на примере русской национальной игрушки матрёшки.

Матрешка деревянная восьмиместная матрешка трехместная

9

февраль

Игра-драматизация по сказке «Волк и семеро козлят»

Воспитывать чувственно-эмоциональную отзывчивость, нравственные качества: быть внимательным и доброжелательным. Прививать навыки и знания о безопасном поведении дома и на улице среди незнакомых людей.

Книга «Волк и семеро козлят», шапочки для драматизации

10

февраль

«Как папа служил в армии»

Воспитывать любовь и уважение к папам, интерес к службе в армии

Фотографии пап, иллюстрации на тему российской армии

11

март

«8 Марта – мамин день»

Воспитывать любовь к самому родному человеку, желание разучивать стихи, песни, танцы, сделать  подарок для мамы

Фонограммы песен, книги со стихами о маме, цветная бумага, клей, ножницы для поделок

12

март

«Семейные посиделки» (чаепитие)

Создать условия для укрепления детско-родительских отношений

Чай, печенье, которое испекли мамы

13

апрель

Игра-драматизация по сказке «Репка»

Закрепить понятие «Родственные отношения» на примере сказки «Репка», воспитывать желание помогать своим близким

Шапочки для игры – драматизации, ширма

14

апрель

Рисование «Портрет  семьи»

 

Воспитывать у детей доброе отношение к маме, папе, себе;

 учить передавать эти образы в рисунке доступными средствами выразительности;

Альбомные листы, краски, кисти, карандаши

15

май

«Кулинарная книга»

Создать кулинарную книгу, записать интересные рецепты любимых блюд детей

Красиво распечатанные альбомные листы с любимыми рецептами

16

май

Создание и просмотр флэш альбома «Семейная фотография»

(посвящается международному дню семьи)

Развивать сотрудничество семьи и детского сада, воспитывать у дошкольников чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью.

Фотографии членов семьи, флэшкарта, телевизор

Мониторинг развития детей

Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год (октябрь, май)

Таблица 1. Педагогическая диагностика

Список детей

Уверенно называет свое имя, фамилию

Называет имена членов своей семьи

Знает и понимает слова, обозначающие родство

Понимает родственные отношения

Проявляет эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей

Знает, что нужно помогать взрослым

Выполнение простейших домашних обязанностей

1

2

3

4

5

6

7

8

Примерные уровни оценки

Уровни

Баллы

Высокий

3

Средний

2

Низкий

1

Список литературы:

  1. Горшенина В. В., Самошкина И. В., Черкасова Н. П. Система работы детского сада по вопросам семейного воспитания. – М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2007.
  2. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
  3. Ривина Е. «Знакомим дошкольников с семьёй и родословной», Москва , Мозаика-Синтез, 2008 г.
  4. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, М., 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию "Россинка" детей 4 - 6 лет

        Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче вс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ КРУЖОК «ЗДРАВУШКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 5 ЛЕТ

Программа «Здравушка» - это комплексная система воспитания ребенка-дошкольника, здорового  физически и морально, всесторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым ...

Рабочая программа дополнительного образования по учебной дисциплине «Информатика» для детей 5—7 лет

Цель курса — пропедевтика основных понятий информатики, развитие интеллекта, творческих способностей детей.Задачи1. Формирование навыков работы с персональным компьютером.2.3акрепление знаний и ...

Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности «Волшебные ладошки» Группа №7 «Фантазеры»

Рабочая программа кружка «Весёлые ладошки» по развитию мелкой моторики в 1 младшей группе № 7 № «Фантазёры» «Источники способностей и дарований детей - на кончиках и...

Рабочая программа дополнительного образования кружка "Скоро в школу" для детей старшего дошкольного возраста.

В программе используется системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию детей.При системном подходе рассматриваются пути освоения ребенкам языка в единстве сознания и деятельности.К...

Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

Мелкая моторика - это умение координировать движения кистей и пальцев рук, присущее исключительно человеку. Эту уникальную способность необходимо целенаправленно тренировать с самого раннего возраста....