Консультация для воспитателей на тему: «Использование различных видов игр для развития самостоятельности детей дошкольного возраста»
консультация (подготовительная группа)
Консультация для воспитателей на тему "Использование различных видов игр для развития самостоятельности детей дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dnat_2.docx | 726.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольного образовательного учреждение МБДОУ «Детский сад №22»
Консультация для воспитателей
на тему: «Использование различных видов игр для развития самостоятельности детей дошкольного возраста»
Подготовила воспитатель: Коробкова Н.В.
В современном обществе в последнее время педагоги и родители начинают замечать проблемы, связанные с самостоятельностью детей дошкольного возраста. Обычно родители начинают задумываться о самостоятельности своего ребенка, незадолго до начала поступления в первый класс. Однако начинать воспитывать это качество нужно гораздо раньше, еще в дошкольном возрасте. Самостоятельность у детей развивается постепенно и детский сад является первой ступенью этого развития, где дети должны научится ставить перед собой цели и задачи, анализировать свои поступки, решать некоторые проблемные ситуации, находить средства, преодолевать разногласия. Но где дети могут освоить все эти знания? Конечно же, основой для получения этих знаний послужит игровая деятельность. Игра начинается уже с раннего детства и остается ведущей деятельностью на протяжении всего дошкольного возраста ребенка.
В ФГОС дошкольного образования одной из главных и необходимых задач для успешного последующего развития выделяется правильная организация игры, как в группе раннего возраста, так и в других последующих. Для того, чтобы систематизировать и использовать знания об игре, мы выделили три ее вида: творческие игры (иными словами сюжетно - ролевые) игры с правилами (к ним могут относиться такие игры, как дидактические, и, конечно же, подвижные игры (во ФГОС они относятся к физическому развитию дошкольников). В каждой из таких видов игр, можно легко, а самое главное «играючи», привить ребенку самостоятельность.
Организация работы по развитию у детей самостоятельности в ходе различных игр велась мною по следующим действиям:
1. Сюжетно-ролевые игры. В сюжетно ролевых играх отражается интерес детей к жизни взрослых и подражание ей. Игра - самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в тоже время, ни в какой деятельности нет строгих правил. Конечно же в сюжетно – ролевой игре, хоть и отводится большое значение самостоятельности дошкольникам, но это не значит, что дети остаются одни, воспитатель должен делать всё, чтобы сосредоточить внимание играющих на целях, которые основаны на дружбе, справедливости, взаимной ответственности. Воспитатель помогает найти ребенку роль, чтобы изменить нежелательное. На примере сюжетно – ролевой игры «Семья» педагог замечает, что не все дети участвуют в игре. Тогда он задает вопросы детям, участвующим в этой игре: «А не хотите ли вы сходить семьей в кафе?» Так появляются в игре дополнительные профессии: повар, официант, продавец. Игра принимает новое направление. Появление такой длительной игры говорит о новом, высоком этапе развития творчества. В длительных коллективных играх имеется больше возможностей для предварительного обдумывания, обсуждения игры, что способствует развитию самостоятельности мысли. При организации игры педагог должен стремиться к тому, чтобы дать возможность детям проявить самостоятельность и инициативу. Дидактические игры: «Что сначала , что потом», «Мой первый рассказ», «Четвертый лишний», «Цветик –семицветик» .Дидактическая игра дает возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, речь, внимание, самостоятельность .
Дидактическая игра – доступный, полезный, эффектный метод воспитания самостоятельности у детей. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной
ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт.
Для успешного осуществления самостоятельной деятельности детей необходима развивающая пространственно-предметная среда. РППС - понимается как совокупность предметов, используемых в процессе развития у дошкольниковценностно-смысловой сферы на материале истории и культуры родного края. Среда удовлетворяет потребность ребенка в познавательной деятельности, получении информации о построении взаимоотношений с окружающим миром, создает определенную психологическую комфортность ребенку: внутреннюю защищенность, выбор различных форм активности и самостоятельности.
Развитие самостоятельности детей в творческой ролевой игре.
Самостоятельность – одна з характернейших особенностей игр любого вида. К. Д. Ушинский первый отметил эту черту детской игры: «Игра потому и игра, что она самостоятельна для ребенка».
В течении дня дети самостоятельно организуют самые разнообразные игры: творческие ролевые игры, строительно-конструктивные, дидактические и подвижные. Они самостоятельно выбирают и подбирают материалы для игры, договариваются с товарищами, самостоятельно развивают сюжет игры или ее содержание, самостоятельно решают возникшие конфликты, преодолевают трудности. Но такая самостоятельность детей в игре является не только результатом развития игровой деятельности, но и результатом специального внимания воспитателя к развитию самостоятельности детей в игре.
Известно, что самостоятельность детей в игре имеет большое воспитательное значение. В творческих ролевых играх самостоятельность детей проявляется особенно ясно, так как сама природа такой игры обеспечивает возможность ее развития.
Самостоятельность детей в творческой ролевой игре проявляется в выборе темы игры и роли, в развитии сюжета, ролевых действий и отношений, в подборе игрушек, создании игровой обстановки и т. д. Иными словами, она проявляется как в развертывании содержания, так и особенно в организации игры. Проявления самостоятельности детей в индивидуальной игре и в игре коллективной различны. В коллективной игре мы имеем дело не только с самостоятельностью отдельных детей, но и с самостоятельностью коллектива детей в целом.
Игры детей раннего и младшего дошкольного возраста, основным содержанием которых являются действия с предметами, протекают как игры преимущественно индивидуальные или игры рядом. Для совместной игры дети этого возраста чаще объединяются вокруг крупной игрушки или постройки, и то при непосредственном участии взрослых. В этих условиях самостоятельность детей развивается как индивидуальная самостоятельность. Дальнейшее развитие самостоятельности связано с появлением коллективной игры. Первые ролевые игры по-прежнему протекают еще как индивидуальные. Но по мере обогащения сюжета той или иной игры у ребенка возникает необходимость установить отношения и вступить в общение с другими играющими. Это приводит к тому, что постепенно дети начинают отражать в игре не только действия, но и отношения. Действия постепенно становятся средствами выражения этих отношений. Это создает основу для подлинно коллективной игры.
Самостоятельность детей в коллективной игре проявляется также в подборе игрушек и в создании игровой обстановки. Дети раннего возраста чаще всего используют игрушки, находящиеся в их распоряжении. Отделение замысла игры от игрушки приводит к тому, что дети начинают подбирать игрушки согласно замыслу. Это означает, что для детей 3-4 лет подбор игрушек должен быть значительно разнообразнее. Постепенно дети начинают играть не только с наличными игрушками, но и подыскивать в окружающей обстановке такие предметы, которые могли бы заменить недостающую игрушку. Умение не только подобрать игрушку, соответствующую замыслу, но и приспособить в случае необходимости другой предмет – важная ступень в развитии самостоятельности детей в игре. От нее дети могут переходить к изготовлению игрушек-самоделок.
Развитие самостоятельности детей в игре тесно связано с ее развитием в других видах деятельности, особенно и прежде всего с ее развитием в труде. В одна из линий связи игры и труда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятий по теме: "Использование методики "слово-движение" для развития речи детей дошкольного возраста"на примере потешки «Кошка».
В данной работе представлен материал, на котором дети обучаются эмоциональной образной речи на примере разучивания стихотворения. Каждое (или почти каждое) слово сопровождается движением, демонстрирую...
Влияние различных видов искусств на развитие творчества детей дошкольного возраста
Воспитателя МБДОУ д/с №56«Гусельки» г.ТамбовДудова Е.А. Влияние различных видов искусств на развитие творчества детейдошкольного возрастаИзобразите...
Методические рекомендации ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ: «Использование нетрадиционной техники работы с бумагой для детей дошкольного возраста»
Обучение техник «Айрис-Фолдинг», «Торцевание». Работа в каждой из этих техник очень интересна. Они развивают моторику пальцев рук, точност...
Консультация для родителей и воспитателей "Влияние различных видов искусств на развитие творчества детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей и воспитателей "Влияние различных видов искусств на развитие творчества детей дошкольного возраста"...
Консультация для воспитателей по теме: «Использование устного народного творчества в развитии речи детей дошкольного возраста»
Устное народное творчество - это словесное творчество народа, не записывающего свои сочинения, а изустно передаваемого (из уст в уста...
Использование различных видов игр для развития речи детей дошкольного возраста.
Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в ре...
Сообщение на тему: "Использование нетрадиционных видов техники в художественном творчестве детей дошкольного возраста"
laquo;Истоки способностей и дарования- детей на кончиках пальцев. От пальчиков образно говоря идут, тончайшие нити –ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больш...