Мастер-классс
материал
Мастер-класс по использованию в работе с дошкольниками приемов и способов символизации на тему: «Символизация в работе с дошкольниками»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dudina_e.yu_._master-klass_dokument_microsoft_word.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс по использованию в работе с дошкольниками
приемов и способов символизации на тему:
«Символизация в работе с дошкольниками»
Дудина Елена Юрьевна,
воспитатель
муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения
«Детский сад № 16 «Тополек»
г. Енисейск
2022 г.
Тема: «Символизация в работе с дошкольниками»
Цель: представление способов организации знаково-символической деятельности дошкольников как условия формирования основных психических функций: внимания, памяти, воображения, мышления, речи.
Задачи:
1. включить участников мастер-класса в деятельность по решению поставленных задач;
2. обосновать участникам мастер–класса ценность использования способов организации знаково-символической деятельности дошкольников;
3. сформировать у педагогов мотивацию на использование в образовательном процессе приемов, представленных на
мастер-классе.
Оборудование: карты города, карточки с зашифрованным маршрутом, карточки с зашифрованными задачами, материал для изображения символов (листы, фломастеры, карандаши, ножницы), проектор.
Актуальность:
Современные дети растут и развиваются не только в мире реальных вещей, но и в мире условностей, знаков, символов, обозначений. Богатство познания окружающего мира зависит от уровня развития символико-знаковой функции мышления, которая определяет и успешность обучения ребёнка в школе. Использование в деятельности знаков и символов способствует овладению логическими формами мышления, появлению и расширению возможности дополнять и замещать реальные вещи, ситуации, события воображаемыми, составлять из материала накопленных представлений новые образы.
Именно в дошкольном возрасте активным является наглядно-образное мышление; именно в этом возрасте, как известно, формируется внутренний план деятельности, воображение, элементы диалектического, логического мышления, первые формы креативности.
Использование моделей и символико-знаковых средств ставит ребёнка в активную позицию, стимулируя его познавательную деятельность.
Технологическая карта мастер-класса
Этапы мастер-класса. Задачи этапа. Приемы, способы, профессиональные позиции на каждом этапе мастер-класса. | Комментарии к каждому приему, способу: в чем эффективность, какие результаты могут достигаться. |
Деятельность педагога: Приветствие, доброе пожелание, установление контакта. Предлагает участникам выбрать символы для объединения в команды по общим основаниям. Задачи этапы: создать рабочий настрой на деятельность, включить в совместное обсуждение, обозначить тему мастер-класса, актуализировать опыт по теме. Приемы: интригующее начало, постановка задачи, проблемная ситуация; выясняющие и уточняющие вопросы, удерживание паузы. Профессиональные позиции: организатор, режиссер, заинтересованный наблюдатель, партнер, внимательный слушатель, выясняющий организатор.
Деятельность педагога: инициирует процесс планирования своего маршрута, дает установку на деятельность. Задачи этапа: создать ситуацию проблемно-поискового характера, инициировать ее решение. Приемы: внесение нового оборудования (карта), игра - путешествие. Профессиональные позиции: активный информатор, организатор.
I. Работа с картой – построение маршрута. Деятельность педагога: поддерживает работу команд (в том числе направляет внимание друг на друга), используя уточняющие, проблемные и наводящие вопросы. Задачи этапа: побуждать использовать накопленный опыт в поиске решения проблемы; помочь, при необходимости, соотнести реальный объект и его символ, помочь выделить характерные особенности. Приемы: поддержка и поощрение деятельности, уточняющие вопросы, ограничение по времени. Профессиональные позиции: заинтересованный наблюдатель, фасилитатор, тьютор. Работа с аудиторией. II. Расшифровка пиктограммы. Деятельность педагога: создание проблемной ситуации, установка на деятельность, помощь, при необходимости, в дешифровке знаков пиктограммы. Задача этапа: содействовать проявлению образного и абстрактно-логического мышления. Приемы: проблемная ситуация, диалог, уточняющие вопросы. Профессиональные позиции: заинтересованный наблюдатель, помощник.
Деятельность педагога: обеспечение материалами. Задача этапа: создать условия для творческой деятельности. Профессиональные позиции: заинтересованный наблюдатель.
Деятельность педагога: направляет внимание участников друг на друга, при необходимости задает уточняющие вопросы. Задачи этапа: организовать внимание аудитории. Приемы: фиксация результатов, активное слушание. Профессиональные позиции: заинтересованный слушатель.
Деятельность педагога: Создает условия и организует участников мастер — класса для обсуждения случившейся деятельности и выражения отношения к ней. Задачи этапа: активизировать логическое мышление Приемы: уточняющие вопросы, обсуждение результатов, фиксация результата. Профессиональные позиции: позиция на равных. | Объединение в команды, создание рабочего настроя на деятельность. Формируется умение рассматривать предметы, сравнивать, выделять общее и различное, развивается наблюдательность.
Формируется умение действовать в соответствии с поставленной задачей, проявляется стремление к освоению нового (информации, способов действия с информацией, в пространстве). Формируется умение исследовать схемы и знаково-символические средства с целью получения новой информации, умение моделировать целостное изображение из частей; схематизировать конкретные предметы до уровня абстрактных геометрических форм; по части объекта восстанавливать и прогнозировать его целостное изображение. Формируется внутренний план деятельности, воображение, элементы диалектического, логического мышления, первые формы креативности. В ходе мыслительной деятельности формируется способность к обобщению, синтезу информации, в процессе воспроизведения слов по рисункам развивается способность устанавливать связи между абстрактными понятиями и изображениями, развивается абстрактно-логическое мышление. Осваиваются операции моделирования, анализа и синтеза, свободного ассоциирования, перевода реальности на разные знаково-символические уровни, порождения новых образов, оперирование образами в сознании, отстранения образов и их частей. Формируется умение выражать определенные впечатления (отношение к объекту, предмету) в заданной символической форме. Формируется умение точно выражать свою мысль, точно доносить до слушателей имеющуюся информацию, свое отношение к чему-либо. Формируются представления о себе и собственных возможностях, обозначается отношение к себе. Формируются предпосылки (у детей) самопознания и саморегуляции, эмоционально-ценностного отношения к себе. |
Сценарный план (ход) мастер - класса
Действия педагога, предполагаемая практическая деятельность участников мастер – класса |
Добрый день, уважаемые коллеги и эксперты. Я предлагаю вашему вниманию и приглашаю к участию в мастер-классе на тему «Символизация в работе с дошкольниками». Я надеюсь, что содержание мастер-класса поможет вам оценить эффективность знаково-символической деятельности дошкольников, потому что: …именно в дошкольном возрасте активным является наглядно-образное мышление; именно в этом возрасте, как известно, формируется внутренний план деятельности, воображение, элементы диалектического, логического мышления, первые формы креативности. Использование моделей и символико-знаковых средств ставит ребёнка в активную позицию, стимулируя его познавательную деятельность. Для работы я приглашаю пройти ко мне 6 человек. Прошу вас поприветствовать жестом друг друга, без слов. (Сама символами выражаю уважение к коллегам.) Как вы уже поняли, что содержанием мастер-класса будет работа со знаками и символами. Предлагаю вам карточки, с их помощью найдите себе пару и пройдите к столам. Участники объединяются с помощью карточек, на которых изображены бытовые, математические символы и знаки, знаки зодиака. Почему вы объединились именно так? (ответы участников) Посмотрите на слайд: в ходе такой деятельности формируется умение рассматривать предметы, сравнивать, выделять общее и различное, развивается наблюдательность, происходит объединение и настрой на дальнейшую работу. |
А теперь, коллеги, обратите внимание на экран, что видите? (на экране изображение чемодана с багажными наклейками). Как вы думаете, что мы будем делать дальше? (гипотезы участников). Отправимся в поездку, т.е. в путешествие, (может это будет экскурсия). А каким будет наше путешествие? Настоящим или?.... Я бы назвала его условным, потому что путешествовать мы будем по карте. Вы узнали карту? (гипотезы участников). Да, это Енисейск, Енисейск 2019 года. Каким символом мы обозначим этот год? (предложения участников). Я бы обозначила этот год цифрами 400., т.е. четыреста. У вас на столах маршрутные листы и карты, начинайте свою работу, на карте есть подсказка, с какой точки города вы начнете прокладывать свой маршрут. Думаю 3-4 мин. вам будет достаточно. (Наблюдаю за работой команд, включаюсь с уточняющими вопросами при необходимости, если нужно, добавляю для завершения 1 мин.) Коллеги, время работы закончилось, прошу вас посмотреть на экран и проверить, насколько близко к предполагаемому мной вы проложили свой маршрут по карте города. Догадались, какая линия на карте именно ваш маршрут. Как догадались? (гипотезы участников, верная: подсказка в виде цветной точки). На следующем слайде видим, что своим воспитанникам я предлагаю такие карты-схемы: маршрут новогоднего квеста, карту, нарисованную детьми после экскурсии по территории мужского монастыря. На слайде представлено вашему вниманию, что формируется в ходе такой деятельности: формируется умение действовать в соответствии с поставленной задачей. Формируется умение исследовать схемы и знаково-символические средства с целью получения новой информации, умение моделировать целостное изображение из частей; схематизировать конкретные предметы до уровня абстрактных геометрических форм; по части объекта восстанавливать и прогнозировать его целостное изображение. Формируется внутренний план деятельности, воображение, элементы диалектического, логического мышления, первые формы креативности. |
Итак, в ходе своего условного движения вы все добрались к одной точке, памятнику основателям нашего города. Здесь вас ждет новая задача, но она зашифрована в пиктограмме. Давайте вместе расшифруем пиктограмму и определим свои дальнейшие действия. (вместе уточняем задачу, приходя к общему пониманию содержания дальнейшей работы: придумать и изобразить символ города Енисейска). Для решения следующей задачи у групп есть 3-5 мин., после которых группам необходимо будет представить свои творческие продукты, объяснить, почему выбрали именно этот символ, какая особенность, достоинство, достопримечательность города определили содержание и образ символа. Пока в группах идет оживленная работа, предлагаю всем остальным отгадать мои загадки. Внимание на экран. Назовите одним словом то, что обозначает каждая пара изображений. (Организую работу с аудиторией, выражаю свое отношение к их успехам). А теперь слово группам (выслушиваю группы, задаю уточняющие вопросы, выражаю отношение к результатам их работы). С детьми пиктограммы мы используем для заучивания стихов и песен, для перессказывания, составления своих сказок, рассказов. В ходе мыслительной деятельности формируется способность к обобщению, синтезу информации, в процессе воспроизведения слов по рисункам развивается способность устанавливать связи между абстрактными понятиями и изображениями, развивается абстрактно-логическое мышление. А с детьми я использую, например, следующее задание: они придумывали герб семьи, обратите внимание на экран. |
В ходе состоявшейся деятельности: осваиваются операции моделирования, анализа и синтеза, свободного ассоциирования, перевода реальности на разные знаково-символические уровни, порождения новых образов, оперирование образами в сознании, отстранения образов и их частей. Формируется умение выражать определенные впечатления (отношение к объекту, предмету) в заданной символической форме, умение точно выражать свою мысль, доносить до слушателей имеющуюся информацию, свое отношение к чему-либо, давать конкретное описание своих действий, формируется опыт публичных выступлений. |
Спасибо участникам фокус-группы за работу. Скажите, какие ваши способности и умения помогали вам достигать результатов на всех этапах вашего условного путешествия. (Выслушиваю ответы участников, выражаю к ним отношение). Деятельность на последнем этапе мастер-класса способствует формированию представлений о себе и собственных возможностях, помогает определить отношение к себе, в ходе самоанализа деятельности формируются предпосылки (у детей) самопознания и саморегуляции, эмоционально-ценностного отношения к себе. Благодарю всех за успешное решение задач, поставленных перед вами. Спасибо всем за работу на моем мастер-классе,
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класссы
Маленькие детки творят чудеса...
Мастер класссы
Маленькие детки творят чудеса...
Мастер класссы
Маленькие детки творят чудеса...
Презентация мастер - классс "Звуковой анализ слова"
Педагогический всеобуч воспитателей, как правильно провести звуковой анализ слова....
МАСТЕР-КЛАССС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ «НЕВИДИМЫЙ ВОЛШЕБНИК (ВОЗДУХ)»»
МАСТЕР-КЛАССС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ«ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ«НЕВИДИМЫЙ ВОЛШЕБНИК (ВОЗДУХ)»» Цель: Обнаружить воздух в пространстве и внутри нас; в...
Мастер - классс "Формирование читательской грамотности с использованием различных игр"
Обучение грамотеПредлагаемые игры: «Услышишь – хлопни»; «Узнай, что звучит?»; «Где звучит колокольчик?»; «Покажи картинку»...
Мастер-классс для педагогов "Игра на ложках как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста"
Цель мастер-класса: изучение участниками мастер-класса вопроса использования русского народного инструмента – деревянных ложек в обучении детей дошкольного возраста в рамках учебно-воспитательно...