Мастер-классс
материал

Дудина Елена Юрьевна

Мастер-класс по использованию в работе с дошкольниками приемов и способов символизации на тему: «Символизация в работе с дошкольниками»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dudina_e.yu_._master-klass_dokument_microsoft_word.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс по использованию в работе с дошкольниками

приемов и способов символизации на тему:

 «Символизация в работе с дошкольниками»

Дудина Елена Юрьевна,

воспитатель

муниципального автономного дошкольного

образовательного учреждения

«Детский сад № 16 «Тополек»

г. Енисейск

2022 г.

Тема:  «Символизация в работе с дошкольниками»

Цель: представление способов организации знаково-символической деятельности дошкольников как условия формирования основных психических функций: внимания,  памяти, воображения, мышления, речи.

Задачи:

1.        включить участников мастер-класса в деятельность по решению поставленных задач;

2.        обосновать  участникам мастер–класса ценность использования способов организации знаково-символической деятельности дошкольников;

3.        сформировать у педагогов мотивацию на использование в образовательном процессе приемов, представленных на

мастер-классе.

Оборудование: карты города, карточки с зашифрованным маршрутом,  карточки с зашифрованными задачами, материал для изображения символов (листы, фломастеры, карандаши, ножницы), проектор.

Актуальность:

Современные дети растут и развиваются не только в мире реальных вещей, но и в мире условностей, знаков, символов, обозначений. Богатство познания окружающего мира зависит от уровня развития символико-знаковой функции мышления, которая определяет и успешность обучения ребёнка в школе. Использование в деятельности знаков и символов  способствует овладению логическими формами мышления, появлению и расширению возможности дополнять и замещать реальные вещи, ситуации, события воображаемыми, составлять из материала накопленных представлений новые образы.

 Именно в дошкольном возрасте активным является наглядно-образное мышление; именно в этом возрасте, как известно, формируется внутренний план деятельности, воображение, элементы диалектического, логического  мышления, первые формы креативности.

        Использование моделей и символико-знаковых средств ставит ребёнка в активную позицию, стимулируя  его познавательную деятельность.

Технологическая карта мастер-класса

Этапы мастер-класса. Задачи этапа.  Приемы, способы,  профессиональные позиции на каждом этапе мастер-класса.

Комментарии  к каждому приему, способу: в чем эффективность, какие результаты могут достигаться.

  • Организация на деятельность.                                      

Деятельность педагога: Приветствие, доброе пожелание, установление контакта. Предлагает участникам выбрать символы для объединения в команды по общим основаниям.

Задачи этапы: создать рабочий настрой на деятельность, включить в совместное обсуждение, обозначить тему мастер-класса, актуализировать опыт по теме.

Приемы: интригующее начало, постановка задачи, проблемная ситуация; выясняющие и уточняющие вопросы, удерживание паузы.

Профессиональные позиции: организатор, режиссер, заинтересованный наблюдатель, партнер, внимательный слушатель, выясняющий организатор.

  • Постановка задачи дальнейшей деятельности.

Деятельность педагога: инициирует процесс планирования своего маршрута, дает установку на деятельность.

Задачи этапа: создать ситуацию проблемно-поискового характера,  инициировать   ее решение.

Приемы: внесение нового оборудования (карта), игра - путешествие.

Профессиональные позиции: активный информатор, организатор.

  •  Практическая деятельность  в командах.

I. Работа с картой – построение маршрута.

Деятельность педагога: поддерживает работу команд (в том числе направляет внимание друг на друга), используя  уточняющие, проблемные и наводящие вопросы.

Задачи этапа: побуждать использовать накопленный опыт в  поиске  решения проблемы; помочь, при необходимости, соотнести реальный объект и его символ, помочь выделить характерные особенности.

Приемы:  поддержка и поощрение деятельности, уточняющие вопросы, ограничение по времени.

Профессиональные позиции: заинтересованный наблюдатель, фасилитатор, тьютор.

Работа с аудиторией.

II. Расшифровка пиктограммы.

Деятельность педагога: создание проблемной ситуации, установка на деятельность, помощь, при необходимости, в дешифровке знаков пиктограммы.

Задача этапа: содействовать проявлению образного и абстрактно-логического  мышления.

 Приемы: проблемная ситуация, диалог, уточняющие вопросы.

Профессиональные позиции: заинтересованный наблюдатель, помощник.

  • Создание творческого продукта.

Деятельность педагога: обеспечение материалами.

Задача этапа: создать условия для творческой деятельности.

Профессиональные позиции: заинтересованный наблюдатель.

  • Представление продукта творческой деятельности (символ города)

Деятельность педагога: направляет внимание участников друг на друга, при необходимости задает уточняющие вопросы.

Задачи этапа: организовать внимание аудитории.

 Приемы: фиксация результатов, активное слушание.

Профессиональные позиции: заинтересованный слушатель.

  • Рефлексия

Деятельность педагога: Создает условия и организует участников мастер — класса для обсуждения случившейся деятельности и выражения отношения к ней.

Задачи этапа: активизировать логическое мышление

Приемы: уточняющие вопросы, обсуждение результатов, фиксация результата.

Профессиональные позиции: позиция на равных.

    Объединение в команды, создание рабочего настроя на деятельность.

    Формируется  умение рассматривать предметы, сравнивать, выделять общее и различное, развивается наблюдательность.

 

      Формируется умение действовать в соответствии с поставленной задачей, проявляется стремление  к освоению нового (информации,  способов действия с информацией, в пространстве).

     Формируется умение исследовать схемы и знаково-символические средства с целью получения  новой информации, умение  моделировать целостное изображение из частей; схематизировать конкретные предметы до уровня абстрактных геометрических форм; по части объекта восстанавливать и прогнозировать его целостное изображение.

     Формируется внутренний план деятельности, воображение, элементы диалектического, логического мышления, первые формы креативности.

 В ходе мыслительной деятельности формируется способность  к обобщению, синтезу информации, в процессе воспроизведения слов по рисункам развивается способность  устанавливать связи между абстрактными понятиями и изображениями, развивается  абстрактно-логическое мышление.

Осваиваются операции моделирования, анализа и синтеза, свободного ассоциирования, перевода реальности на разные знаково-символические уровни, порождения новых образов, оперирование образами в сознании, отстранения образов и их частей. Формируется умение выражать определенные впечатления (отношение к объекту, предмету) в заданной символической форме.

     Формируется умение точно выражать свою мысль, точно доносить до слушателей имеющуюся информацию, свое отношение к чему-либо.

       Формируются  представления о себе и собственных возможностях, обозначается отношение к себе. Формируются  предпосылки (у детей) самопознания и саморегуляции, эмоционально-ценностного отношения к себе.

Сценарный план (ход) мастер - класса

Действия педагога, предполагаемая  практическая деятельность участников мастер – класса

          Добрый день, уважаемые коллеги и эксперты.

     Я предлагаю вашему вниманию и приглашаю к участию в мастер-классе на тему «Символизация в работе с дошкольниками».

Я надеюсь, что содержание мастер-класса поможет вам оценить эффективность знаково-символической деятельности дошкольников, потому что:

…именно в дошкольном возрасте активным является наглядно-образное мышление; именно в этом возрасте, как известно, формируется внутренний план деятельности, воображение, элементы диалектического, логического  мышления, первые формы креативности.

        Использование моделей и символико-знаковых средств ставит ребёнка в активную позицию, стимулируя  его познавательную деятельность.

          Для работы я приглашаю пройти ко мне 6 человек.

Прошу вас  поприветствовать жестом друг друга, без слов.

(Сама символами выражаю уважение к коллегам.)

           Как вы уже поняли, что содержанием мастер-класса будет работа со знаками и символами.

Предлагаю вам карточки, с их помощью найдите себе пару и пройдите к столам.

Участники объединяются с помощью карточек, на которых изображены бытовые, математические символы и знаки, знаки зодиака.   Почему вы объединились именно так? (ответы участников)

          Посмотрите на слайд: в ходе такой деятельности    формируется  умение рассматривать предметы, сравнивать, выделять общее и различное, развивается наблюдательность, происходит объединение и настрой на дальнейшую работу.

     А теперь, коллеги, обратите внимание на экран, что видите? (на экране изображение чемодана с багажными наклейками). Как вы думаете, что мы будем делать дальше? (гипотезы участников).  Отправимся в поездку, т.е. в путешествие, (может это будет экскурсия). А каким будет наше путешествие? Настоящим или?.... Я бы назвала его условным, потому что путешествовать мы будем по карте.

         Вы узнали карту? (гипотезы участников). Да, это Енисейск, Енисейск 2019 года. Каким символом мы обозначим этот год?  (предложения участников). Я бы обозначила этот год цифрами 400., т.е. четыреста.

         У вас на столах маршрутные листы и карты, начинайте свою работу, на карте есть подсказка, с какой точки города вы начнете прокладывать свой маршрут. Думаю 3-4 мин. вам будет достаточно.

 (Наблюдаю за работой команд, включаюсь с уточняющими вопросами при необходимости, если нужно, добавляю для завершения 1 мин.)

         Коллеги, время работы закончилось, прошу вас посмотреть на экран и проверить, насколько близко к предполагаемому мной вы проложили свой маршрут по  карте города. Догадались, какая линия на карте именно ваш маршрут. Как догадались? (гипотезы участников, верная: подсказка в виде цветной точки).

         На следующем  слайде видим, что  своим воспитанникам я предлагаю такие карты-схемы: маршрут новогоднего квеста, карту, нарисованную детьми после экскурсии по территории мужского монастыря.

            На слайде представлено вашему вниманию, что формируется в ходе такой деятельности: формируется умение действовать в соответствии с поставленной задачей. Формируется умение исследовать схемы и знаково-символические средства с целью получения  новой информации, умение  моделировать целостное изображение из частей; схематизировать конкретные предметы до уровня абстрактных геометрических форм; по части объекта восстанавливать и прогнозировать его целостное изображение. Формируется внутренний план деятельности, воображение, элементы диалектического, логического мышления, первые формы креативности.

         Итак, в ходе своего условного движения вы все добрались к одной точке, памятнику основателям нашего города. Здесь вас ждет новая задача, но она зашифрована в пиктограмме. Давайте вместе расшифруем пиктограмму и определим  свои дальнейшие действия. (вместе уточняем задачу, приходя к общему пониманию содержания дальнейшей работы: придумать и изобразить символ города Енисейска).

    Для решения следующей задачи у групп есть 3-5 мин., после которых группам необходимо будет представить свои творческие продукты, объяснить, почему выбрали именно этот символ, какая особенность, достоинство, достопримечательность города определили содержание и образ символа.

          Пока в группах идет оживленная работа, предлагаю всем остальным отгадать мои загадки.

Внимание на экран. Назовите одним словом то, что обозначает каждая пара изображений. (Организую работу с аудиторией, выражаю свое отношение к их успехам).

        А теперь слово группам (выслушиваю группы, задаю уточняющие вопросы, выражаю отношение к результатам их работы).

     С детьми пиктограммы мы используем для заучивания стихов и песен, для перессказывания, составления своих сказок, рассказов.

      В ходе мыслительной деятельности формируется способность  к обобщению, синтезу информации, в процессе воспроизведения слов по рисункам развивается способность  устанавливать связи между абстрактными понятиями и изображениями, развивается  абстрактно-логическое мышление.

         А с детьми я  использую, например,  следующее задание: они придумывали герб семьи, обратите внимание на экран. 

          В ходе состоявшейся деятельности: осваиваются операции моделирования, анализа и синтеза, свободного ассоциирования, перевода реальности на разные знаково-символические уровни, порождения новых образов, оперирование образами в сознании, отстранения образов и их частей. Формируется умение выражать определенные впечатления (отношение к объекту, предмету) в заданной символической форме, умение точно выражать свою мысль, доносить до слушателей имеющуюся информацию, свое отношение к чему-либо, давать конкретное описание своих действий, формируется опыт публичных выступлений.

           Спасибо участникам фокус-группы за работу. Скажите, какие ваши способности и умения помогали вам достигать результатов на всех этапах вашего условного путешествия.

(Выслушиваю ответы участников, выражаю к ним отношение).

            Деятельность на последнем этапе мастер-класса способствует формированию   представлений о себе и собственных возможностях, помогает определить   отношение к себе,  в ходе самоанализа  деятельности формируются  предпосылки (у детей) самопознания и саморегуляции, эмоционально-ценностного отношения к себе.

           Благодарю всех за успешное решение задач, поставленных перед вами.

           Спасибо всем за работу на моем мастер-классе,          

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класссы

Маленькие детки творят чудеса...

Мастер класссы

Маленькие детки творят чудеса...

Мастер класссы

Маленькие детки творят чудеса...

Презентация мастер - классс "Звуковой анализ слова"

Педагогический всеобуч воспитателей, как правильно провести звуковой анализ слова....

МАСТЕР-КЛАССС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ «НЕВИДИМЫЙ ВОЛШЕБНИК (ВОЗДУХ)»»

МАСТЕР-КЛАССС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ«ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ«НЕВИДИМЫЙ   ВОЛШЕБНИК (ВОЗДУХ)»»   Цель: Обнаружить воздух в пространстве и внутри нас; в...

Мастер - классс "Формирование читательской грамотности с использованием различных игр"

Обучение грамотеПредлагаемые игры: «Услышишь – хлопни»; «Узнай, что звучит?»; «Где звучит колокольчик?»; «Покажи картинку»...

Мастер-классс для педагогов "Игра на ложках как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста"

Цель мастер-класса: изучение участниками мастер-класса вопроса использования русского народного инструмента – деревянных ложек в обучении детей дошкольного возраста в рамках учебно-воспитательно...