конспект семинара-практикума по теме: "Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста"
план-конспект занятия
Данный семинар-практикум можно использовать как в работе с педагогами,так и родителями воспитанников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_opublikovat_po_2_teme_samoobr-ya.docx | 27.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум «Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста»
Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросе социально-коммуникативного развития старших дошкольников;
слайд 1. Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения.
Антуан Сент - Экзюпери.
Вопрос: с помощью чего можно общаться? Иными словами, какими способами мы передаем информацию друг другу? (с помощью речи, жестов, мимики и пантомимики)
Упражнение «Говорящие руки»
Цель: эмоционально-психологическое сближение участников.
Варианты инструкций образующимся парам:
1. Поздороваться с помощью рук.
2. Побороться руками.
3. Помириться руками.
4. Выразить поддержку с помощью рук.
5. Пожалеть руками.
6. Выразить радость.
7. Пожелать удачи.
8. Попрощаться руками.
Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что.»
«Мы с тобой похожи тем, что.». Например: что живем на планете Земля, наши дети ходят в одну группу, у нас у обоих 2 детей… Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что.» Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос, наших детей зовут по разному, и т. д.
Слайд 2 тема «Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста»
В настоящее время социально - коммуникативное развитие детей вызывает серьезную тревогу. Действительно, взрослые все чаще стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно - эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни. Ни для кого не секрет, и вам это известно, что лучший друг для современного ребенка - это телевизор или компьютер, а любимое занятие - просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. А если мы говорим об «особых» детях, имеющих индивидуальные проблемы и особенности возрастного развития, но наравне с задержкой психо-речевого развития, частой проблемой в развитии становиться несформированность социально-коммуникативных навыков. А от это зависит успешность адаптации и социализации ребенка в обществе.
Слайд 2 Социально-коммуникативное развитие ребенка – это сложный процесс, в результате которого он учится устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающим миром и людьми.
Поэтому уже с дошкольного возраста у детей необходимо развивать коммуникативные умения, самостоятельность мышления, активизировать познавательную и творческую деятельность, учить быть соучастниками событий, разрешать споры и управлять своим эмоциональным состоянием. Все это способствует укреплению ощущения «Я могу! Я знаю!», повышению самооценки, адаптивных возможностей организма, стрессоустойчивости и позволит занимать лидирующие позиции в будущем ребенка.
Слайд 3 в детском саду мы постоянно создаем условия развития ребенка, открывающие возможности его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы в игровой деятельности.
Задачи, реализуемые в образовательной области
«Социально-коммуникативное развитие».
-усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и
нравственные ценности;
-развитие общения и взаимодействия ребѐнка с взрослым
и и сверстниками;
становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции
собственных действий;
-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной
отзывчивости, сопереживания,
-формирование готовности к совместной деятельности со с
верстниками,
-формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей
семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных
ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
-формирование позитивных установок к раз
личным видам труда и творчества;
-формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
-Формирование социально-коммуникативных речевых умений (развитие
способности вступать в общение и поддерживать его)
слайд 4 Основными направлениями совершенствования коррекционно-педагогической работы в дошкольных учреждениях для детей по формированию социально-коммуникативных навыков являются:
- занятия с детьми по овладению знаниями и представлениями о различных средствах коммуникации.
- широкое использование театрализованных игр и специальных упражнений для целенаправленного формирования социально-коммуникативных навыков.
- активное включение родителей в коррекционный процесс путем их целенаправленного обучения умению взаимодействовать со своими детьми; (рекомендации и консультирование).
- специальные игры на развитие мимики, воображения, пантомимики; игры на формирование дыхания, четкой дикции, интонации, артикуляции.
- выбор фонетического, грамматического и лексического материала с учётом коммуникативной потребности детей, их сферы общения и цели коррекционного обучения.
- специальные речевые упражнения, в процессе которых дети обучаются навыкам импровизации и композиции, что позволяет осуществить переход к спонтанной речи, когда необходимо отстоять своё мнение и выступить без подготовки на определённую тему.
Развитие ребенка особенно успешно происходит в коллективных видах деятельности, в первую очередь в игре, которая стимулирует развитие общения между детьми.
В ролевом взаимодействии старших дошкольников увеличиваются попытки контролировать действия друг друга - они часто критикуют, указывают, как должен вести себя тот или иной персонаж. Внимание воспитателя должно быть обращено не только на детей, отказывающихся участвовать в играх, сверстников, отвергаемых ими, но и на детей, которые во взаимодействии и общении придерживаются исключительно своих желаний, не умеют или не хотят согласовывать их с мнениями других детей.
Игра
«Тренируем эмоции» (каждому на листочке)
Попросите ребенка нахмуриться как:
-осенняя туча
-рассерженный человек,
-злая волшебница.
улыбнуться, как:кот на солнце,само солнце,как Буратино,как хитрая лиса,как радостный ребенок,как будто ты увидел чудо.
позлись, как:ребенок, у которого отняли мороженое,два барана на мосту,
как человек, которого ударили.
команды
испугайся, как ребенок, потерявшийся в лесу,заяц, увидевший волка,
-котенок, на которого лает собака.
устань, как:папа после работы,муравей, поднявший тяжелый груз,
отдохни, как:турист, снявший тяжелый рюкзак,ребенок, который много потрудился, но помог маме,как уставший воин после победы.
«Радио»
Цель: Формирование эмпатии, терпимого отношения к сверстникам. Дети садятся в круг. Ведущий садится спиной к группе и объявляет: «Внимание, внимание! Потерялся ребенок (подробно описывает кого-нибудь из группы участников (Цвет волос, глаз, рост, одежду) Пусть она подойдет к диктору». Дети внимательно смотрят друг на друга. Они должны определить, о ком идет речь, и назвать имя этого ребенка. В роли диктора радио может побывать каждый желающий.
«Хор животных».
Цель: Налаживание взаимодействия отдельных объединений детей, сплочение детского коллектива. Группу детей разделить на 3-4 части. Детям предлагается исполнение песенки «В лесу родилась елочка» не словами, а звуками животных, изображенных на картинках. Начинают уточки: «Кря-кря-кря-кря-кря-кря-кря!» Продолжают коровки: «Му-му-му-му-му-му-му-му-му-му!». Затем котята: «Мяу-мяу-мяу-мяу-мяу!». Ведущий по очереди показывает картинку животного и на каждую из групп Они продолжают пение. Потом предлагается спеть всем вместе, и общий хор животных заканчивает песню.
Игра «Комплименты». Цель: развитие социальной наблюдательности, позитивной установки на восприятие сверстника, умение позитивно его оценить. Дети, глядя в глаза друг друга, желают соседу что-то хорошее, хвалят, обещают, восхищаются, говорят добрые слова. Правило – не повторяться. Принимающий, кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно».
Картинки Лапушка (РАБОТА ЗА СТОЛАМИ)
Упражнение «ПОДАРОК» (завершение).
Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.
- Давайте подумаем, что Вы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие. Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!
А сейчас по кругу ответьте на такие вопросы:
Что для вас сегодня было важным?
Какие чувства вы испытывали?
- Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что мы все – единое целое, каждый из вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе вы – сила! Спасибо всем за участие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "И ты увидишь мир прекрасен!""
Основные задачи. раскрываемые в данной деятельности: Закрепить ранее полученные знания о писателе-природоведе В Бианки;Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредство...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-личностному развитию детей старшего дошкольного возраста «Секреты цветика–семицветика»
Программное содержание:Цель: Создать условия для систематизации знаний детей о понятии этикет.Воспитательная:Учить детей анализировать поступки персонажей на иллюстрации, устанавливать причинно-следст...
Конспект открытого музыкального занятия по формированию эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста «Зимняя сказка»
ГБДОУ детский сад № 25 Петродворцового района г Санкт - Петербург...
Семинар-практикум для воспитателей "Организация экспериментальной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в контексте ФГОС»
Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности....
Семинар-практикум для родителей: «Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста»
Предлагаю вам материал для проведения семинара-практикума для родителей, в целях привлечения их к занятиям по развитию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Матери...
Семинар-практикум "Детская йога как нетрадиционный способ оздоровления детей старшего дошкольного возраста "
Задачи: 1. Способствовать укреплению мышц, развитию гибкости, умению расслабляться, правильно дышать, снимать усталость.2. Формировать правильную осанку3. Развивать психические процессы /внимание, сос...
Семинар практикум на тему: "Экологические игры для развития детей старшего дошкольного возраста"
Экологические игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, актируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, спос...