«Использование игры с применением ТРИЗ - технологии в развитии элементарных математических представлений».
методическая разработка (средняя группа)

Косарева Светлана Владимировна

«Использование игры с применением ТРИЗ - технологии в развитии элементарных математических представлений"  Группа общеразвивающей направленности для детей от 3 до 4 лет № 2 «Носики-Курносики»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 8 «Аистенок» г. Мичуринска Тамбовской области







«Использование игры с применением ТРИЗ - технологии в развитии элементарных математических представлений».




Методические материалы: рекомендации, разработки.



Автор – составитель Косарева Светлана Владимировна









Мичуринск 2021г.

Оглавление

Аннотация

Пояснительная записка

Конспекты образовательной деятельности

Перспективное планирование

Мониторинг образовательного процесса

Информационные ресурсы

Аннотация к методической разработки на тему: «Использование игры с применением ТРИЗ - технологии в развитии элементарных математических представлений».

Автор – составитель Косарева Светлана Владимировна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №8 «Аистенок»

Главным достоинством методической разработки является способ подачи материала. Все занятия проводятся в занимательной игровой форме. Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их

словарного запаса.        

Методическая разработка учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения.

     Цель методической разработки: «Использование игры с применением ТРИЗ - технологии в развитии элементарных математических представлений», подразумевает под собой решение ряда развивающих задач:                                                                        

- развивать умение рассуждать, доказывать;

- доставлять детям радость, удовольствие, от игр и упражнений математического содержания, с использованием сказочных средств;

- продолжать учить применять полученные знания в сказочных и игровых ситуациях;

- воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желания прийти на помощь сверстнику;

- обогащать словарный   запас словами  с переносным значением, синонимами, антонимами;                                                                                

- учить правильно держать карандаш (фломастер);

- дать представление о многообразии и красоте форм в природе и искусстве

- организовывать опыт работы ребёнка так, чтобы он мог видеть много примеров симметрии вокруг себя;

- научить количественному счёту до пяти;

- развивать  память, внимание, творческое воображение

- воспитывать интерес к математике;

Методическая разработка:

-соответствует принципу развивающего обучения, цель которого — развитие ребенка;

-соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному минимуму);

-обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, в процессе их реализации формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей;

-строится с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

-основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

-предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности не только в рамках непосредственной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.                                                            

Пояснительная записка

                                                   Математика – это больше, чем наука, это язык.

                                                                                                                          Н. Бор

     Работа по формированию элементарных математических представлений у дошкольников – важнейшая часть их общей подготовки к школе. Математическое   развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать  арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем  мире отношения, зависимости, оперировать предметами,  знаками и  символами.

В связи с этим   уделила большое внимание этой работе, и оно должно быть усиленно. Воспитатель  заботится о прочном усвоении детьми знаний, предусмотренных программой. Но мне хотелось бы дать детям, что – то  более интересное и занимательное. И с помощью моих разработанных занятий я хочу развить интерес у детей к математическим знаниям, самостоятельность и гибкость мышления, смекалку и сообразительность, умение делать простейшие обобщения, доказывать правильность тех или иных суждений.  

 Для моей работы  выбрала тему: «Использование игры с применением ТРИЗ - технологии в развитии элементарных математических представлений».
           В математике главное – научить мыслить, логически рассуждать, открывать новые зависимые связи, находить скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи. Поэтому без внедрения в образовательный процесс инновационных технологий невозможно повысить качество обучения. Для решения данной задачи  использую инновационную в педагогике ТРИЗ-технологию.

Игра – это ведущая форма образовательной деятельности в детском саду. Игры с применением технологии ТРИЗ увлекают ребёнка в мир знаний, развивают его мышление, смекалку, умение находить нестандартное решение. Математические понятия осваиваются в игровой форме последовательно, равномерно и систематически, что даёт положительный результат.
            Мной был составлен годовой план, в соответствии с которым дети познакомились с элементами математики с помощью игры или игрового сюжета, а также математическими сказками, потешками, считалками, дразнилками, обрядами и народными играми.
   
Цель опыта: «Использование игры с применением ТРИЗ - технологии в развитии элементарных математических представлений».

Задачи:                                                                            

- развивать умение рассуждать, доказывать;

- доставлять детям радость, удовольствие, от игр и упражнений математического содержания, с использованием сказочных средств;

- продолжать учить применять полученные знания в сказочных и игровых ситуациях;

- воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желания прийти на помощь сверстнику;

- обогащать словарный    запас  словами с переносным значением, синонимами, антонимами;

- учить правильно держать карандаш (фломастер);
- дать представление о многообразии и красоте форм в природе и искусстве

- организовывать опыт работы ребёнка так, чтобы он мог видеть много примеров симметрии вокруг себя;

- научить количественному счёту до пяти;
- развивать  память, внимание, творческое воображение

- воспитывать интерес к математике;


      Готовя детей к обучению элементам математики важен серьёзный и творческий подход к каждому занятию. Мной выбрана нетрадиционная форма проведения занятий «математика через игру». Считаю, что эта дорога более интересна и доступна детям.

Игровые сюжеты создают положительный эмоциональный фон, необходимый для успешной деятельности детей.
    Такие занятия способствуют углублению и расширению математических знаний, развитию смекалки, логического мышления, формируют элементы исследовательских навыков детей.
    Для успешной работы необходим наглядный, дидактический, игровой материал.

    Достижению желаемых результатов способствуют разные формы работы: это интегрированные занятия, индивидуальная работа с детьми с использованием игровых ситуаций, инсценировка  знакомых сказок с участием детей, рассматривание книжных иллюстраций, с  особым интересом дети выполняют задания полученные от лица сказочных персонажей, использование на занятиях ИКТ.
    Планируя свою работу, стараюсь включать математическое содержание в конспект традиционных видов детской деятельности: игры, лепка, рисование, движение под музыку и.т.д.

 Результативность: Благодаря использованию различных приёмов и методов работы дети научились:

- осуществлять   логические операции сравнения, анализа, обобщения
- у дошкольников развиты речь и творческое воображение;

- научились различать и правильно называть основные цвета;

- научились различать геометрические фигуры и находить их в предметном окружении, а также научились работать с предметами – заменителями;

- работая, с карандашом или фломастером рука детей стала твёрже, качество работы улучшилось;

- приобретя, определённые знания и умения у детей появилась уверенность в себе, в своих силах;

-дошкольник умеет творчески самостоятельно мыслить для продуктивной

познавательной деятельности;

- количественному счёту до пяти,  порядковому счёту (первый, второй, последний);

- научились сравнивать и подбирать предметы по величине и правильно использовать в речи слова: «большой – маленький», «длинный – короткий» и.т.д.

     Используя элементы игры, заметила, что дети становятся добрее, ласковее, у них  наблюдается любовь к математике, а также дружеские взаимоотношения между собой, проявляется на более высоком уровне сообразительность, наблюдательность, усидчивость и внимательность.              

Тематическое планирование организованной образовательной деятельности для детей группы общеразвивающейнаправленности от 3 до 4 лет

Месяц

Тема

Интеграция образовательных областей

Программное содержание

Сентябрь

1

«Один, много»

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

Учить детей выделять отдельные предметы из группы и составлять группу из отдельных предметов, устанавливать отношения между понятиями «один», «мало»; употреблять слова «много», «один», «по одному», «ни одного»; согласовывать числительное один с существительными в роде и падеже.

2

«Один, по одному, ни одного»

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

Учить детей выделять отдельные предметы из группы и составлять группу из отдельных предметов; находить 1 – 2 признака, общих для всех предметов группы; употреблять слова «один», «по одному», «ни одного»; учить согласовывать числительное  один с существительными в роде и числе.

Октябрь

3

«Знакомство с цифрой 2. Далеко, близко»

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

Познакомить с цифрой 2;  формировать пространственные представления (далеко, близко).

4

 «Один -  много». «Право – лево»

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

Упражнять детей в раскладывании указанного количества предметов «один», «много» на двух полосках разного цвета, расположенных слева и справа одна от другой; учить ставить предметы на полоски правой рукой в направлении слева направо; учить называть цвет полосок и количество предметов, расположенных на них.

Ноябрь

1

 «Составь фигуру»

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

Продолжать упражнять детей в раскладывании указанного количества предметов «один», «много» на двух полосках разного цвета, расположенных слева и справа друг от друга; учить брать составлять фигуры из кругов и квадратов.

2

«На что похоже?»

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

Учить детей находить много предметов и один предмет в специально подготовленной обстановке; называть эти количества предметов; учить согласовывать числительное один с существительными; продолжать развивать умение видеть признаки, общие для всех предметов группы, и признаки, общие лишь для части её предметов.

Декабрь

3

«Скажи наоборот»

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

Упражнять детей в раскладывании указанного количества предметов (один и много)  на двух полосках разного цвета, расположенных вверху и внизу одна под другой; учить называть цвет полосок, количество игрушек и место их расположения «вверху» или «внизу».

4

«Что изменилось»

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

Учить детей определять размер геометрических фигур, формировать умение правильно держать карандаш, развивать внимание и память, учить пользоваться выражениями вверх – вниз, вперёд – назад.

Январь

1

«Число один, два, три»

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

 Познакомить детей с цифрами «один», «два», «три» учить  использовать выражения «влево», пользоваться словами «узкий», «широкий», «большой», «поменьше», «маленький», продолжать давать детям представления о круге, формировать умение правильно держать карандаш, развивать внимание и память.

2

«Круг, квадрат. Большой, маленький»

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

Продолжать учить различать понятия много, один, ни одного;  обозначать результаты сравнения словами большой — поменьше – маленький,  совершенствовать умение называть и различать круг, квадрат, треугольник,  развивать память, внимание, логическое мышление.                                                                                                      

Февраль

3

«Путешествие в осенний лес»

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

Продолжать учить детей находить много предметов и один предмет в специально подготовленной обстановке; учить различать и правильно называть «круг» и «квадрат»; учить обследовать фигуры осязательным и зрительным путём.

4

«Маша заблудилась»

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

Учить сравнивать два предмета по ширине способами  приложения, определять результаты сравнения словами широкий – узкий, шире – уже, совершенствовать  навыки сравнения двух разных групп предметом способом наложения, умение обозначать результаты сравнения словами много, мало, упражнять в пространственном   направлении  вверху                                                                внизу,  закрепить умение различать и называть круг и квадрат,  закреплять цвета,  развивать внимание, память.

Март

1

 «Увлекательное путешествие»

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

Закрепить знания о геометрических фигурах; совершенствование навыка счета в пределах 5; совершенствование навыка ориентировки в пространстве;  развивать логическое мышление, память, внимание;

2

«Счет до трех. Ориентировка в пространстве».

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

 Учить считать до трех, закрепить понятия столько же, поровну, больше, меньше. Продолжать учить сравнивать группы предметов на основе составления пар. Формировать пространственные отношения, закрепить понятия за, на, над, под, в.

Апрель

1

«Рукавичка»

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

Учить различать геометрические фигуры, продолжать закреплять названия основных цветов, закреплять знания частей суток, развивать внимание, логическое мышление                                                  

2

«Счёт до четырёх»

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

Закреплять умение считать в пределах 4; познакомить с порядковым значением числа; учить отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?»; упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; закрепить знание цвета.

Май

1

«Играем и считаем. Счет предметов в пределах 5»

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

Учить сравнивать количество предметов и соотносить их с цифрой, а также устанавливать последовательность событий (части суток); учить считать в пределах 5; раскладывать цифры по порядку от 1 до 5; развивать внимание, память, мышление.

Тема: «Один, много»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

Цель: Учить употреблять слова «много», «один», «по одному», «ни одного».

Программное содержание:

Задачи: Учить детей выделять отдельные предметы из группы и составлять группу из отдельных предметов, устанавливать отношения между понятиями «один», «мало»; употреблять слова «много», «один», «по одному», «ни одного»; согласовывать числительное один с существительными в роде и падеже.

Материалы и оборудование: Набор игрушек – птичек (по количеству детей), салфетки, цветные карандаши, карточки для работы.

        Содержание ООД

 Дети сидят полукругом перед столом. На подносе под салфеткой игрушки – птички.

«Пик – пик, пик – пик» - произносит воспитатель и спрашивает: - Кто это кричит? (Снимает салфетку) Кто это? Сколько птичек? Как много птичек!  Целая стайка! (Слова «много» и «стайка» выделяются интонацией)

Воспитатель по очереди вызывает детей к столу и предлагает им взять по одной птичке. Просит 3 – 4 ребят сказать, сколько они взяли птичек. Подчёркивает, что каждый должен взять по одной птичке. На подносе птичек остаётся всё меньше и меньше и наконец, не остаётся ни одной. Выражения «по одной», «ни одной» выделяются интонацией.

По предложению педагога дети рассматривают игрушки. Воспитатель задаёт вопрос. «Сколько птичек у каждого?» На вопрос отвечают 3 – 4 ребёнка. Воспитатель обобщает ответы. У одного ребёнка 1 птичка, у другого 1 птичка и.т.д. у всех по одной птички. Воспитатель спрашивает? А сколько птичек осталось на подносе? Дети отвечают – ни одной. Далее воспитатель просит принести птичек (они хотят поклевать зёрнышки). Воспитатель вновь просит детей принести к столу своих птичек и подчёркивает результат действий (каждый принёс по одной птички).

Когда дети принесли по одной птички, воспитатель выясняет, сколько стало птичек и делает обобщение: «Вы принесли по одной птички, а на подносе стало много птичек, собралась вся стайка». Воспитатель спрашивает у детей. А сколько птичек осталось у вас?                                                                        

   Дети: Ни одной.

Выражения: «Ни одной», «По одной», «Много» дети повторяют все вместе (хором).

 Игра «Медведь и пчёлы»

Медведь (игрушка) приносит цветы для детей (пчёл), предлагает поиграть. Воспитатель уточняет количество цветов для детей; дети отмечают, что их много, среди них большие и маленькие цветы.

Пчёлки летают по поляне со своими цветами. Как только медведь выходит из берлоги, они разлетаются по своим домикам. Воспитатель отмечает, что  на поляне нет ни одной пчёлки, уточняет наличие пчёлок в каждом домике, сравнивает количество больших и маленьких цветов. В ходе складывания цветов закрепляются количественные представления о величине предметов (большие, маленькие).

Игра «Домики и дорожки»

Работа в карточках. Дети цветными карандашами соединяют домики дорожками, называют цвет, говорят какая дорожка длиннее (короче).


Тема: «Один, по одному, ни одного»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие»
Цель: Учить  употреблять слова «один», «по одному», «ни одного».

Программное содержание:

Задачи: Учить детей выделять отдельные предметы из группы и составлять группу из отдельных предметов; находить 1 – 2 признака, общих для всех предметов группы; употреблять слова «один», «по одному», «ни одного»; учить согласовывать числительное  один с существительными в роде и числе.
Материалы и оборудование: Набор карточек с изображением ёлочек и шишек (по количеству детей), машина, бумажные самолётики, карточки с изображением предметов.

                                                Содержание ООД

 Дети сидят на стульчиках полукругом.
Воспитатель привозит в машине карточки с изображением ёлочек, и обращает внимание детей на то, как их много. Взяв карточку в руку спрашивает: «Сколько у меня ёлочек?»                                                            

 Дети: Много.                                                                                                      

 Воспитатель предлагает взять по одной ёлочке каждому ребёнку. Вызывая детей по очереди, просит детей назвать, сколько ёлочек они взяли. При этом подчёркивает, что на машине ёлочек остаётся всё меньше и меньше и наконец не остаётся ни одной.
Выясняет, как это получилось, задавая вопросы. Сколько у меня ёлочек? Сколько ёлочек у того или иного ребёнка? Воспитатель обобщает  ответы детей: «У всех детей по одной ёлочке. А сколько ёлочек осталось в машине?
Дети: Ни одной.                                                                                                        Затем спрашивает, что надо сделать, чтобы в машине стало много ёлочек.
Дети: Надо по одной ёлочке принести в машину.
Когда все дети принесут по одной ёлочке в машину, воспитатель обобщает ответы детей (вы принесли по одной ёлочке и в машине стало: «Сколько ёлочек?»)
Дети: Много.
Аналогично проводим работу с шишками.

 Игра «Самолёты»
Воспитатель просит детей помочь Мишке отгадать загадку:

                                                      По небу птица летит,
                                                      Серебром блестит.
                                                      Летит, гудит,                                                    
                                                      В ней пилот сидит   (Самолёт)

На стульчиках разложены бумажные самолётики разных цветов. Воспитатель спрашивает у детей, по сколько самолётиков лежит на каждом стуле и какого они цвета? Предлагает детям взять по самолётику и по команде: «Полетели красные самолёты (жёлтые или синие и.т.д.)»
Дети выполняют соответствующие движения.
В той же последовательности самолёты «приземляются» на аэродром, посадочная полоса которого соответствует цвету самолёта. Во время игры меняется место посадки самолётов, внимание детей фиксируется на количестве самолётов (сколько всего? сколько у одного ребёнка? Сколько самолётов одного цвета?)

  Понятие «Количество»

 Игра « Да – Нет»

Формировать умение детей различать понятия: один, мало, много.

Воспитатель показывает детям карточки с изображением разных по количеству предметов.

Показывая карточку, спрашиваю у детей:

На картинке один «слон, цветок и.т.д.»

На другой картинке «много яблок, шишек и.т.д.»

Дети отвечают. Если ответ «нет», дети дают правильный ответ.                                      

                         МОНИТОРИНГ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Направление: «Познание».

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Тема: «Использование игры с применением ТРИЗ - технологии в развитии элементарных математических представлений».

Группа общеразвивающей направленности для детей

от 3 до 4 лет № 2 «Носики-Курносики»

     Дата проведения: сентябрь – май  2020-2021 учебного года.

     

Диагносты: воспитатели  МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 8  

                  «Аистенок» г. Мичуринск    Косарева Светлана Владимировна

Количество обследованных воспитанников - 20

     Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении на развитие ребенка.

     Мониторинг провожу дважды  в год – в начале и в конце учебного года. Целью мониторинга по данной теме стало выявление уровня овладения воспитанниками необходимыми навыками и умениями по образовательной области «Познавательное развитие (ФЭМП)».

     Для изучения и определения уровня формирования знаний по «Познавательному развитию (ФЭМП)» были разработаны следующие практические задания:

Практические задания для определения

уровня овладения воспитанниками необходимыми навыками и умениями по образовательной области «Познавательное развитие (ФЭМП)».

Умеет находить геометрические фигуры в окружающем пространстве:

А) Дидактическое упражнение «Найди предмет»

Цель: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.                         Материал. Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).                                      

Воспитатель показывает детям геометрическую фигуру и просит ребёнка найти предмет в группе такой же формы. Например: «круг» - тарелка, обруч, кольцо пирамидки…


Б) Дидактическая игра «Геометрическое лото»

Цель: учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой подбирать предметы по геометрическому образцу.

Материал. Набор геометрических фигур, картинки  с изображением предметов по форме схожих с геометрическими фигурами
Педагог показывает детям геометрическую фигуру, а дети несут карточки с изображением предметов схожих с геометрическими фигурами. Например: «Квадрат» - платок, кубик  (квадратная форма)
«Прямоугольник» - книга, альбом (прямоугольная форма)

Критерии оценки:

5 баллов – ребенок называет предметы, которые  похожи на геометрические фигуры самостоятельно.

4 балла – ребенок называет предметы, которые похожи на геометрические фигуры  только после дополнительной словесной помощи взрослого.

3 балла – ребенок находит и называет предметы    которые похожи на геометрические фигуры   при помощи сравнения или при помощи взрослого.

2 балла – ребенок не точно называет и показывает предметы,  которые похожи на геометрические фигуры    даже после словесной помощи взрослого.

1 балл – ребенок не справляется с заданиями даже при активной помощи педагога.

Умеет употреблять выражения «широкий – узкий», «длинный – короткий»:

А) Дидактическое упражнение «Длинное - короткое»

Цель: развитие у детей четкого дифференцированного восприятия новых качеств величины.

Материал: Атласные ленты разных цветов и размеров( длинные и короткие) , картонные полоски.

Воспитатель  предлагает рассмотреть ленточки и расстилает их рядом на столе, а затем накладывает короткую ленточку на длинную. Он объясняет, какая ленточка длинная, а какая короткая, т. е. дает название качества величины - длина. Затем  воспитатель показывает детям две картонные полоски - длинную и короткую. Показывает  как можно сравнить полоски с ленточками путем накладывания и сказать, какая из них короткая, какая – длинная.


Б) «Широкое - узкое»

Цель: формировать представление «широкое – узкое»                                              
Материал: Атласные ленточки  разного размера (широкие и узкие), картонные полоски.
Воспитатель  предлагает рассмотреть ленточки и расстилает их рядом на столе, а затем накладывает узкую ленточку на широкую. Он объясняет, какая ленточка узкая, а какая широкая, т. е. дает название качества величины - ширина. Затем  воспитатель показывает детям две картонные полоски - широкую и узкую. Показывает  как можно сравнить полоски с ленточками путем накладывания и сказать, какая из них широкая, какая – узкая.

В) Дидактическая игра «Кто скорее свернет ленту»

Цель: продолжать формировать отношение к величине как к значимому признаку, обратить внимание на длину, знакомить со словами "длинный", "короткий".

Материал: Атласные ленты разных цветов и размеров (длинные и короткие).

 Воспитатель предлагает детям научиться свертывать ленту и показывает как это надо сделать, дает каждому попробовать. Затем  вызывает двоих детей, дает одному длинную, другому короткую ленту и просит всех посмотреть, кто первый свернет свою ленту. Естественно, побеждает тот, у кого лента короче.  После поясняет, что короткая лента свертывается быстро, а длинная медленно.

Критерии оценки:

5 баллов  ребенок самостоятельно определяет какая лента длиннее, а какая короче.

4 балла – ребенок  при помощи педагога или самостоятельно  определяет какая лента длиннее, а какая короче.

 3 балла -  ребенок при помощи педагога  определяет какая лента длиннее, а какая короче.    

2 балла – ребенок при помощи педагога не может определить какая лента длиннее, а какая короче.

1 балл – ребенок, не может определяет какая лента длиннее, а какая короче даже при помощи педагога.

 Умеет считать предметы по названному числу и запоминать его и находить равное количество предметов.

А) Дидактическое  упражнение «Подбери игрушку»

Цель: упражнять в счете предметов по названному числу и запоминании его учить находить равное количество игрушек.

Материал: Различные игрушки или предметы.


Воспитатель объясняет детям, что они будут учиться отсчитывать столько  игрушек, сколько он скажет. По очереди вызывает детей и дает им задание принести определенное число игрушек и поставить на стол.  Например:  «Принеси 3 (1,2 пирамидки (машинки) и поставь на стол».

Б) Дидактическое упражнение «Назови и сосчитай»

Цель: учить детей считать хлопки, называя итоговое число.

Материал: Игрушки.


Воспитатель просит детей  начать со счета игрушек. Вызвав к столу 2-3 детей предлагает сначала  сказать сколько игрушек на столе. После этого  просит назвать количество хлопков, которые делает воспитатель. Например: «Воспитатель делает 2 хлопка  и спрашивает:  «Сколько я сделала хлопков?» -  дети отвечают «два»

Критерии оценки:

5 баллов  – ребенок пользуется предложенным материалом и выполняет данное упражнение самостоятельно.

4 балла - ребенок пользуется предложенным воспитателем материалом не самостоятельно, а при небольшой помощи взрослого.

3 балла - ребенок частично пользуется предложенным материалом сам, или при активной помощи воспитателя.

2 балла – ребенок не может пользоваться предложенным материалом самостоятельно, а только при активной помощи воспитателя.

1 балл – ребенок не может использовать предложенный материал даже с помощью воспитателя.


Умеет использовать в речи пространственные представления: слева, справа, вверху, внизу.

А) Дидактическое упражнение «Скажи, где находится?»
Цель: Учить овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу.

Материал: Различные игрушки и предметы.
Воспитатель ставит игрушки в определённые места и спрашивает ребёнка: «Что стоит (лежит) справа (слева), вверху (внизу)»

Критерии оценки:

5 баллов  – ребенок  выполняет данное упражнение самостоятельно.

4 балла – ребенок выполняет упражнение не самостоятельно, а при небольшой помощи взрослого.

3 балла - ребенок выполняет упражнение сам или при активной помощи воспитателя.

2 балла – ребенок не может выполнить упражнение самостоятельно, а только при активной помощи воспитателя.

1 балл – ребенок не может выполнить упражнение даже с помощью воспитателя.

Оценка уровня  освоения ребенком необходимых навыков и умений по образовательной области «Познавательное развитие (ФЭМП)».


п/п

Фамилия, имя ребёнка

Умеет находить геометрические фигуры в окружающем пространстве

Умеет употреблять выражения «широкий – узкий», «длинный – короткий»

Умеет считать предметы по названному числу и запоминать его и находить равное количество предметов

Умеет использовать в речи пространственные представления: слева, справа, вверху, внизу.

Итоговый показатель по каждому ребёнку (среднее значение)

С

М

С

М

С

М

С

М

С

М

1

Бобков Артём

3

4

2

3

2

3

2

3

2.2

3.2

2

Богданов Михаил

3

4

3

3

2

3

3

3

2.7

3.2

3

Власов Денис

3

4

3

4

3

3

3

4

3

3.7

4

Гладышев Артём

3

4

3

4

3

4

3

4

3

4

5

Гуськов Егор

3

4

3

4

3

4

3

4

3

4

6

Зайцева Надежда

4

4

3

4

3

4

3

4

3.2

4

7

Золотарёв Александр

3

3

2

3

2

3

3

3

2.5

3

8

Каплина Виктория

3

3

3

4

3

4

3

4

3

3.7

9

Ковалёва Милана

3

3

3

4

3

3

3

4

3

3.5

10

Кудрявцева Варвара

3

4

3

4

3

4

3

4

3

4

11

Либенков Родион

3

3

2

3

3

3

3

4

2.7

3.2

12

Мантров Роман

4

4

3

4

3

4

3

4

3.2

4

13

Нестерова Маргарита

4

4

3

4

3

4

3

4

3.2

4

14

Панфилов Матвей

3

4

2

3

2

3

3

3

2.5

3.2

15

Прокопенко Виктория

3

3

2

3

3

4

3

3

2.7

3.2

16

Рева Дмитрий

3

4

3

4

3

3

3

4

3

3.7

17

Свиридова Софья

3

4

2

3

3

3

3

4

2.7

3.5

18

Сергеева Маргарита

4

5

3

4

3

4

3

4

3.2

4.2

19

Стариков Тимофей

3

4

3

3

3

4

3

4

3

3.7

20

Фролов Павел

3

3

3

4

3

4

3

4

3

3.7

Итоговый показатель

3.2

3.7

2.7

3.6

2.8

3.6

2.9

3.7

2.8

3.6



Сентябрь – 35%  ниже  среднего.        Май – 0%  ниже  среднего.

        45%  средний  уровень.        5%  выше среднего  

        20%  выше среднего.                                    95%  выше  среднего

   1 балл -  ребёнок не может выполнить все предложенные задания, помощь взрослого не принимает;

   2 балла – ребёнок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания;

   3 балла – ребёнок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого;

   4 балла – ребёнок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все предложенные задания;

   5 баллов – ребёнок выполняет все предложенные задания самостоятельно.

На основании показателей мониторинга были выявлены уровни:

ниже среднего – от 2 до 2,9 баллов;

средний – 3,0 балла;

выше среднего – от 3,1 до 4,9 баллов;

высокий – 5 баллов.

Начало года:

Уровни

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

Процентный показатель.

35%

45%

20%

-

Количество детей.

7

9

4

-

Конец года:

Уровни

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

Процентный показатель

0%

5%

95%

-

Количество детей

0

1

19

-

Из приведенных таблиц видно, что подавляющее большинство воспитанников к концу года соответствуют уровню выше среднего.

        

Информационные ресурсы

  1. Андрианова Т.Н.,  Гуткович И.Я., Самойлова О.Н. Учимся системно думать // Сборник игровых заданий по формированию системного мышления дошкольников. Под ред Т.А. Сидорчук – Ульяновск, 2001

  1. Белоусова Л.Е. «Удивительные истории». Конспекты занятий с использованием элементов ТРИЗ.

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1930.

  1. Гуткович И.Я., Самойлова О.Н. Сборник дидактических игр по формированию системного мышления дошкольников. Пособие для воспитателей детских садов / под ред. Т.А. Сидорчук – Ульяновск, 1998.

  1. Nsportal.ru 2021-igr-matematike Сборник дидактических игр по математике по технологии ТРИЗ.

  1. Ped-kopilka.ruigr-mladshei-poИгры для детей младшей группы ДОУ по ТРИЗ технологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему:"Использование современных образовательных технологий в развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития."

Известно, что математические представления у детей с ЗПР имеют качественное своеобразие, связанное с  особенностями их психического развития....

Технология по развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста «Учимся играя»

Технология по развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста "Учимся играя"...

Применение инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/с « Светлячок» г. Цимлянска      Применение инновационных технологий в формировании элеме...

Презентация "Использование STEM- технологии для развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста"

Целью данного образовательного модуля является комплексное решение задач математического развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей....