Дидактические игры с блоками Дьенеша
материал (младшая группа)

Омарова Ферида Зейнудиновна

Д/и «Мостик через речку»

цель: знакомство с формой «круг»

оборудование: блоки Дьенеша (круги), набор игрушек животых, река вырезанная из листа цв. картона.

Ход игры:

Мотивация: детям предлагается помочь животным перейти на другой берег реки.

Основная часть: воспитатель рассматривает вместе с детьми иллюстрацию моста. Затем рассматривают образец постройки, знакомятся с блоками круглой формы. После этого воспитатель показывает детям как необходимо выполнить постройку. После чего дети самостоятельно выполняют постройку.

Открытый конец. Дети обыгрывают постройку, помогают животным перебраться на другой берег.

Потешка:

Мостик, мостик через речку
Перекинем, как колечко.

Будет звери тут ходить,
Будут звери лапки мыть.

 

Д\и «Бусы»

Цель: закрепление понятия «круг»

Оборудование: блоки Дьенеша, бусы, изображение девочки.

Ход игры.

Мотивация: изготовить украшение для девочки.

Основная часть. Воспитатель рассматривает вместе с детьми бусы. После чего вспоминают, что такое круг. Рассматривают готовый образец бус из кругов. Воспитатель показывает как с помощью кругов можно изготовить бусы для девочки. После чего предлагает детям изготовить бусы на иллюстрации с изображением девочки.

Открытый конец. Детям предлагается украсить кукол настоящими бусами и поиграть с ними.

Потешка:

Бусинку за бусинкой соберу на нитку.
Мой подарок знаю, вызовет улыбку.
Кате он понравится и она в ответ
Скажет, что красивей бус на свете нет!

 

Д\и «Дорожки»

Цель: знакомство с формой «квадрат»

Оборудование: блоки Дьенеша (круг, квадрат), машинки.

Ход игры.

Мотивация. Проблемная ситуация «Машинкам негде ездить»

Основная часть. Воспитатель с детьми рассматривают макет дороги. Затем воспитатель показывает готовый образец постройки дороги из квадратных блоков. В ходе этого воспитатель знакомит детей с квадратным блоком. Затем воспитатель строит дорогу сам, после чего предлагает выполнить постройку детям самостоятельно, выбрав квадратные блоки из двух предложенных форм.

Открытый конец. Дети обыгрывают постройку с машинами.

Потешка :

Би-би-би —Гудит машина.
Тук-тук-тук —Мотор стучит. — Едем, едем, едем, едем,Он так громко говорит.
Шины трутся о дорогу.Шу-шу-шу —Они шуршат.
Быстро крутятся колеса.Та-та-та —Вперед спешат

 

д/и «Дупло белочки»

цель: закрепление понятия «квадрат»

оборудование. Блоки Дьенеша (круг, квадрат), игрушка белочки, дерево с дуплом, иллюстрации дерева с дупло, белочки из бумаги, игрушка волка.

Мотивация: детям предлагается помочь белочке укрепить дупло.

Основная часть: Воспитатель вместе с детьми рассматривают дерево с дуплом и прячут туда белочку. Затем воспитатель показывает готовую постройку укрепленного дупла, рассматривают из каких деталей оно сделано, вспоминают как выглядит квадрат. Потом воспитатель показывает как нужно делать постройку, затем предлагает детям укрепить дупло самостоятельно.

Открытый конец: игра «спрячь белочку от волка»

Стихотворение:

Белочка живет в дупле,
На развесистой сосне.
Любит свой уютный дом –
Чистота, порядок в нем:
Колокольчик у дверей:
«Динь-ди-линь!» - зовет зверей,
Белка ждет сегодня всех,
Есть большой лесной орех!

д/и «Ежик»

Цель: знакомство с формой «треугольник».

Оборудование: игрушка ёжика, блоки Дьенеша (треугольники и квадраты), иллюстрация «ёжик без иголок».

Ход игры.

Мотивация. Ёжик потерял иголки, нужно ему помочь.

Основная часть. Воспитатель вместе с детьми рассматривают игрушку ёжика, акцентируя внимание на его иголочки. Затем воспитатель показывает иллюстрацию ёжика без иголок. После этого показывает образец ёжика с иголочками и знакомит с треугольником, затем делает иголочки из блоков треугольной формы ёжику. Потом предлагает детям тоже своим ёжикам сделать иголочки, выбирая треугольники из двух форм.

Открытый конец. Угостить ежика печенькой квадратной формы.

Стихотворение:

Нелегка судьба ежа,

Вся колючая спина,

Носит шубку этот зверь,

Не снимая, каждый день.

 

Острый нос и лап не видно,

Разве это не обидно,

Красоту закрыла шубка,

Для защиты это нужно!

 

д\и «крыша для домика»

Цель: закрепить понятие «треугольник»

Оборудование. Блоки Дьенеша треугольной, квадратной и круглой формы, макет дома с треугольной крышей, иллюстрации с домами без крыши, мышки из бумаги, игрушка кошки.

Ход игры.

Мотивация. Помочь мышке спрятаться от кошки.

Основная часть. Воспитатель вместе с деть ми рассматривает макет дома. Затем воспитатель показывает готовый образец домиков с крышами из блоков. Потом воспитатель с детьми вспоминают как выглядит треугольник. Далее воспитатель делает постройку самостоятельно, затем предлагает детям выполнить постройку самим.

Открытый конец. Дети играют с мышками, прячут их в домики от кошки.

Потешка:

У котенка лапки -
Мягкие подушки,
Но внутри царапки -
Острые "игрушки"!
Учит сына кошка:
- Не зевай, малышка!
Где шуршит немножко,
Там, наверно, мышка!
Учит сына мышка:
- Берегись, малышка!
Где шуршит немножко,
Там, наверно, кошка!

д\и «Дорожки»

цель: знакомство с понятием «прямоугольник».

Оборудование: блоки Дьенеша (прямоугольной и квадратной формы), иллюстрации с изображением собачки и конуры.

Ход игры.

Мотивация. Помочь собачке добраться до конуры.

Основная часть. Воспитатель знакомит детей с жильем собачки – конурой. После этого рассматривают вместе с детьми построенную дорожку от собачки до конуры. В ходе чего знакомятся с понятием «прямоугольник», находят отличие от квадрата. Затем показывает образец постройки. После чего предлагает им самим построить дорожки.

Открытый конец: Дети играют с собачкой и кормят её косточкой.

Стихотворение:

Сахарную косточку,

Пёс- барбос грызёт,

Подойти чужому,

К миске не даёт.

 

Вы меня не трогайте,

Да же не пытайтесь,

Покусать могу я вас,

На себя пеняйте!

 

д/и «Зайкин огород»

цель: закрепление понятия «прямоугольник»

Оборудование: блоки Дьенеша (прямоугольник, треугольник, круг), макет грядок с овощами, иллюстрация огорода без грядок, картинки овощей, игрушки зайцев, лейки.

Ход игры.

Мотивация. Попали в зайкин огород.

Основная часть. Воспитатель вместе с детьми рассматривают макет огорода. Обсуждают, что там растет, на какую фигуру похожи грядки. После этого воспитатель показывает как можно самим сконструировать грядки и посадить на них овощи, входе показа обращает внимание детей на то, что грядки состоят из прямоугольников. Затем воспитатель предлагает детям самим сделать грядки на своем огороде.

Открытый конец. Предложить детям посадить на грядки овощи и полить их из лейки.

д/и «Подарки для неваляшек»

Цель: знакомство детей с понятиями «Большой, маленький»

Оборудование: блоки Дьенеша, неваляшки большая и маленькая.

Ход игры.

Мотивация: день рождения у неваляшек.

Основная часть: воспитатель вместе с детьми рассматривают неваляшек. Воспитатель обращает внимание детей на их размер. Затем воспитатель предлагает подарить неваляшкам в качестве подарков блоки Дьенеша соответственно размерам.

Открытый конец. Детям предлагается поиграть с неваляшками.

Стихотворение:

Цветная неваляшка,
Забавная игрушка.
Она – очаровашка,
Смешная веселушка.
Танцует и поёт,
Но стоит положить,
Тот час она встаёт,
Опять начав кружить.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект сюжетно-дидактической игры с блоками Дьенеша в средней группе" Полет на Луну".

Развитие логического мышления и психических функций, формирование мыслительных умений и способностей, тренировать у детей внимание, память, восприятие....

Дидактические игры с «Блоками Дьенеша». От простого к сложному.

Использование логических блоков в играх с детьми, помогает воспитателю более эффективно реализовать программу по развитию элементарных математических представлений. С их помощью дети познакомятся с ге...

Конспект сюжетно – дидактической игры с блоками Дьенеша с детьми средней группы на тему: «Полет в космос»

Способствовать освоению детьми умения выявлять только одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Развивать у детей...

Консультация для воспитателей. Дидактические игры с блоками Дьенеша как одна из форм развития общих способностей дошкольников.

В консультации подробно раскрыто понятие "дидактическая игра", а также предложена система дидактических игр с блоками Дьенеша....

Дидактические игры с блоками Дьенеша - как одна из форм интеллектуального развития дошкольников

Игры с блоками доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике....

Дидактические игры с блоками Дьенеша

Дидактические игры  с блоками Дьенеша.«Найди свой домик»ЦЕЛЬ: Закреплять умение различать цвет, форму. Формировать представление о символическом изображении предметов. Учить систематизировать и к...