Региональный компонент в музыкальном воспитании.
статья
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Региональный компонент в музыкальном воспитании дошкольников
Музыкальный руководитель Божко Татьяна Ивановна
МКДОУ « Детский сад « Одуванчик»
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим
И в старом красоту находим
Хоть новому принадлежим
В. Шефнер.
Федеральный государственный образовательный стандарт определяет нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство образовательного пространства России, а также интеграцию личности в систему мировой культуры. На его основе разрабатываются региональные и национально-региональные учебные программы. Региональный и национально-региональный компоненты стандарта определяют нормативы, которые относятся к компетенции учреждений образования конкретных областей, краев, республик РФ. Они обеспечивают специфические потребности и интересы населения определенного региона в области образования, в которых отражено своеобразие культуры народов, населяющий данный регион.
Стабильность межэтнических отношений зависит от степени гарантированности прав и свобод всех народов, проживающих в регионе. При этом важно, чтобы ростки толерантности, патриотизма и интернационализма формировались с детства. Благодаря принятым «Законам о языках» в 1992-1993г. г. в республике началось развитие национально- региональной системы образования. В дошкольных учреждениях были введены должности учителей калмыцкого языка, «ээжи». В те годы дошкольное воспитание в наших садах столкнулось с нехваткой учебного материала. И музыкальное воспитание сыграло решающую роль в изучении дошкольниками калмыцкого языка, приобщении к национальным традициям и культуре. Учителя калмыцкого языка отмечали, что через исполнение песен дети лучше усваивают материал, запоминают больше слов.
На фоне внимания, которое уделялось развитию национального образования в Калмыкии, существовал недостаток учебных программ, пособий, методических разработок и рекомендаций. Проблема использования национально-регионального компонента в музыкальном воспитании до сих пор решена частично и требует дальнейшего изучения и работы в этом направлении. Особенно педагоги-музыканты испытывали затруднения в подборе национального музыкального материала. Чтобы решить эти проблемы я начала широко использовать в работе с детьми народные калмыцкие песни и танцевальную музыку. Учителя калмыцкого языка перевели много песен на калмыцкий язык, адаптировали народные песни для дошкольников и младших школьников. Результатом этой работы стала «Адаптированная программа по музыкальному воспитанию » выполненная совместно с преподавателями педучилища на калмыцком языке. Сегодня радует то, что национальный репертуар стал равноправной частью учебного процесса.
Очень важно, чтобы у детей с самого раннего возраста накапливались музыкально-слуховые впечатления, связанные с родными напевами, чтобы в них происходило постепенное закладывание фундамента музыкальной культуры. В младшем возрасте эстетические вкусы детей находятся еще в стадии формирования и становления и не являются достаточно стойкими и определенными. Поэтому ребенок, который с самого раннего возраста слышит народную музыку, играет и танцует под нее, поет народные песни, слушает и сравнивает обработки народной музыки разных композиторов, интуитивно осваивает музыкальную культуру народа, его мелодические интонации и музыкально-ритмические особенности. У него развивается способность к тонкому восприятию различных национальных мелодий, которые становятся для него в дальнейшем родными и близкими. Приобретенный в детские годы музыкальный опыт, несомненно, повлияет на формирование его духовности и нравственности, а его знания умения и навыки постепенно скажутся на отношении к окружающему миру.
Таким образом, все это еще раз подчеркивает важность и необходимость изучения и понимания народной музыкальной культуры. С самого раннего возраста рекомендуется слушание калмыцких и русских и танцевальных мелодий (хлопки, притопы, игра на деревянных ложках, колокольчиках). Народные музыкальные произведения просты для исполнения и хранят в себе начало глубокой нравственности, что приобретает сегодня очень большое значение. Мнение поэтов и писателей, композиторов, многих выдающихся деятелей музыкальной педагогики, ученых, этнографов совпадает в том, что народные музыкальные произведения обладают большими воспитательными возможностями, которые необходимо использовать в качестве инструмента в воспитании интереса, любви и уважения подрастающего поколения к народным традициям и культуре. Знакомство детей с музыкально-эстетическими традициями этноса, воспитывает в детях лучшие нравственные и эстетические качества, духовно обогащают ребенка, развивают в нем способность сопереживать с людьми, ценить и любить человека, окружающую природу.
С учителем калмыцкого языка Алексеевой С.М. , воспитателем старшей группы Сокиркиной Л.В. мы провели Экологический праздник «День тюльпана» Где дети слушали музыку П Чонкушова « Утро в степи», исполняли песни калмыцких авторов « Пусть светит мир» сл. В. Шуграевой, муз. П.Чонкушова на русском языке, «Бамб цецг» , и «Кэк цецг» муз. Н.Санжиевой на калмыцком языке, танцевали «Танец с тюльпанами» под музыку А. Манджиева «Хаврин дун» Сережа Носков станцевал зажигательный танец « Шарка-барка» играли в калмыцкие игры «Табунщики», «Собери тюльпан»
Что слышат наши дети, что они исполняют, на какой музыке воспитываются их слух и вкус - от этого зависит очень многое. Наши музыкальные руководители очень много работают в этом направлении. (О. Д. Донцова, Шарапова З. Б., В. С Казанкина, Н. С. Дедникова и др.)
За последние годы багаж детской музыки значительно пополнился и расширился, стал более интересным и разнообразным.
И все-таки, хотя многое делается, педагогам не хватает специализированных учебных изданий, методических материалов, наглядных пособий, нотных сборников, а также аудио- и видеозаписей музыкальных произведений калмыцких композиторов и народной музыки с учетом:
• доступности содержания, возрастных особенностей
• разнообразия предлагаемого материала; соответствие его детским интересам, вкусам, потребностям;
• развития творческих умений и навыков в ходе изучения национальной музыки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Э.Т. Рафикова ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» – Детский сад «Солнышко» с. Борское Статья на тему: Национально – региональный компонент в патриотическом воспитании.
Э.Т. РафиковаГБОУ СОШ №2 «ОЦ» – Детский сад «Солнышко»с. БорскоеНационально – региональный компонент в патриотическом воспитании. Находясь вдали от России, в отрыве от живого диалога педагогическ...
Доклад "Региональный компонент в экологическом воспитании детей дошкольного возраста"
Участие в работе методической площадки "Интеграция видов деятельности как средство экологического образования дошкольников" 3 Рязанского педагогического форума дошкольных работников....
Национально-региональный компонент в музыкальном воспитании дошкольников в аспекте ФГОС до»
Национально-региональный компонент в музыкальном воспитании дошкольников в аспекте ФГОС до»...
«Фольклор, музыка, искусство с учётом регионального компонента как средство воспитания патриотических чувств». выступление на педсовет
Выступление на педсовете...
Презентация доклада Национально -региональный компонент в музыкальном воспитании детей.Из опыта работы.
Выступление по теме Самообразования "Национально региональный компонент в музыкальном воспитании детей"....
Публикация презентации Доклада "Национально -региональный компонент в музыкальном воспитании детей" в pdf файле
Презентация Доклада содержит в себе законодательные основы по реализации в Дошкольных образовательных учреждениях Российской Федерации в регионах, в частности в Республике Калмыкия - "нацио...