Доклад "Региональный компонент в экологическом воспитании детей дошкольного возраста"
презентация на тему

Староверова Елена Ивановна

Участие в работе методической площадки "Интеграция видов деятельности как средство экологического образования дошкольников" 3 Рязанского педагогического форума дошкольных работников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_staroverova.docx33.62 КБ

Предварительный просмотр:

        муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Светлячок»

ОГРН 1026200801252   ИНН/КПП 6220005358/622001001

391071, Рязанская обл., Спасский р-н, с. Ижевское. ул. Заводская, дом 12

тел. 8(49135)7-14-84, d-svetlyachok@mail.ru

Региональный компонент

в экологическом воспитании

детей дошкольного возраста

Подготовила:

Воспитатель высшей

квалификационной категории

Староверова Елена Ивановна

2 слайд. Согласно Указу Президента Российской Федерации в 2017 году в России  проводится Год экологии, целью проведения которого является привлечение внимания общества к вопросам экологического развития.

         В настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием детей. Ведь именно дошкольный возраст является первоначальной базой для формирования основ экологии.  Педагогу  необходимо донести до каждого ребенка простую и убедительную мысль, что люди-это часть окружающего мира, и все, с чем им приходится сталкиваться, они должны полюбить. Поэтому возникает необходимость в  воспитании экологической культуры  у детей дошкольного возраста.

За последние годы можно много увидеть парциальных программ по данному направлению: «Юный эколог» С.Н. Николаева, «Наш дом-природа» Н.Рыжова, «Семицветик» Ашиковы,  и другие. (3 слайд)  Но нет литературы по изучению родного   Рязанского края. В связи с этим разработан  долгосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста «Мещера-мой край родной».  Целью  данного проекта является формирование основ экологической культуры  с учетом особенностей регионального компонента.

Сближение ребенка с природой происходит тогда, когда он начинает видеть ее красоту. Накапливает впечатления от встреч с ней. И особенно важно делать акцент на то, что окружает ребенка и находится с ним рядом. (4 слайд)  

Знакомство дошкольников с объектами природы начинается с участка детского сада, где растут голубые ели (наша гордость), крупные деревья (береза, осина, ветла), небольшие деревья и кустарники (рябина, черемуха,  жасмин, желтая акация. Есть ягодные культуры: смородина, крыжовник, (5 слайд)  а так же различные виды цветочных композиций, небольшие клумбы.  Отведено место для маленького огородика, который является общим объектом для всех детей. Видя ежедневно ухоженные растения, (6 слайд)  воспитаннки не только получают положительные эмоции, но и учатся оберегать красоту, создавать ее своими руками.  Не остались без внимания и наши пернатые друзья – птицы. С целью воспитания заботливого отношения к ним, оборудована  птичья столовая. Таким образом,  дети имеют возможность наблюдать и заботиться об объектах живой природы.

(7 слайд)  Еще одним объектом наблюдения является, фруктовый сад: цветущий весной, созревающий летом, осыпающийся осенью и укутанный снегом зимой. Больше всего ребятам нравится летняя экскурсия на озеро-Ижица,  где они не только купаются и загорают, но и получают знания о водных обитетелях.

(8 слайд)  В 20 километрах, от нашего села находится Окский государственный природный  биосферный заповедник и у нас есть возможность ежегодно с ребятами посещать его.  Благодаря своей наглядности, доходчивости, эмоциональности экскурсия является эффективной формой подачи знаний детям. Главная достопримечательность заповедника  зубр – дикий лесной бык. Дети с интересом наблюдают за его величием, у самых смелых получается накормить животное, под строгим наблюдением смотрящего.  На территории заповедника имеется  питомник редких видов журавлей. Ребята знакомятся со средой обитания птиц, внешним видом, поведением, слушают курлыканье, любуются важной походкой.  Очень яркое представление о фауне дает местный музей природы. Дети узнают историю о создании заповедника, о его значимости. В музее находятся чучела животного мира, которые обитают в нашей местности и служат наглядным пособием для работы с детьми.

Так совпало, что ровно 100 лет назад в России был создан первый государственный заповедник. В рамках акции «Марш парков» и традиционного конкурса «Мир заповедной природы» в Окском заповеднике объявлен детский конкурс плакатов «Сохраним заповедную культуру». Дети подготовительной к школе группы приняли участие. Так же дошкольники с  родителями  изготовили коллективную работу «Лучшая кормушка», так  как этот год посвящен Птице года – Буроголовая гаичка.

(9 слайд)  Благодаря экскурсиям в музей имени К.Э. Циолковского – основоположника космонавтики,  дети знакомятся с неживой природой. Получают представления о планете Земля – огромный шар, окруженный слоем воздуха.  Солнце – это большая горячая звезда и она является источником света, тепла, как для  человека, так и для животных и растений. Особое внимание привлекает дошкольников лунная диорама  с луноходом, где хорошо можно рассмотреть поверхность Луны. Еще при этом воспитывается гордость за то, что на нашей Мещерской земле, в нашем селе родился великий ученый.

(10 слайд)  Экологическое воспитание на основе  регионального компонента не возможно без художественной литературы. Многие знаменитые писатели воспевали Рязанский край, и конечно не остаются в стороне наши земляки:  Сергей Есенин, Константин  Паустовский, Иван  Бауков,  которые очень тепло и с любовью писали о Мещерской стороне и Рязанских просторах. Используя произведения поэтов, дети отмечают простоту и скромность родной природы.

(11 слайд)  Для улучшения эколого-регионального  воспитания в группе созданы следующие условия: предметно – развивающая среда, фонд методических, наглядно – иллюстративных и демонстрационных материалов. Постоянно пополняется картотека экологических игр, стихи  о природе, загадки, произведения художественной литературы,  различные энциклопедии. Совместно с воспитанниками создан  ЛЭПБУК «Охрана природы» для закрепления знаний о правилах поведения в окружающей среде. В группе оформлена  «Красная книга», которая закрепляет знания детей об охраняемых  животных и растениях нашей местности. Уголок природы обеспечивает возможность для систематической работы по ознакомлению с природой родного края.

(12 слайд)  Одной из интересных форм работы является проведение экологических акций. «Елочка – зеленая иголочка»,  «Синичкин дом»,  «Посади дерево».  Каждая акция проходит под  своим девизом, имеет наглядную агитацию (листовки, плакаты, памятки). В связи с этим у дошкольников формируется ответственное отношение к окружающей среде.

(13 слайд)  Важным условием для работы по эколого-региональному воспитанию  является тесная взаимосвязь с семьями воспитанников.  Для успешного вхождения ребенка в мир природы необходимо интегрировать усилия детского сада и семьи в этом направлении, для того,  чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним.

В нашем детском саду реализуются разнообразные формы сотрудничества с семьей: анкетирование, родительские собрания, консультации, оформление стендовой информации,  совместные праздники и акции, выпуск буклетов и памяток.  Родители помогают собирать экспонаты для оформления развивающей среды, предоставляют фотоматериалы,  являются активными участниками конкурсов и выставок. 

Совместно с родителями создан  мини - музей «Птицы родного края». В нем представлены подборки иллюстраций пернатых,  материал по Окскому заповеднику с фотографиями редких видов его обитателей. На базе нашего мини-музея проходят  экскурсии, беседы. Мини-музей стал неотъемлемой частью предметно-развивающей среды.

Практика показывает: если родители любят природу, понимают ее, живут с ней в тесном контакте, то и ребенок активнее включается в окружающую жизнь.

(14 слайд)  Из всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы, что использование регионального компонента в экологическом воспитании дает положительные  результаты: у детей сформирован устойчивый интерес к природе местного края, ее состоянию. По результатам мониторинга, за последние 3 года, наблюдается положительная динамика улучшения знаний детей по данному направлению, что подтверждается представленной диаграммой.

А так же представляю свой опыт работы  на  педагогических советах, разрабатываю для  коллег консультации, предлагаю методический и дидактических материал, провожу  мастер – классы. На муниципальном уровне участвовала в Макаренских чтениях «Труд дошкольников в семье по уходу за комнатными растениями и животными».  Принимала участие  в областном заочном конкурсе «Призвание воспитатель» в номинации «Природа просит доброты». В интернет – конкурсе методических материалов по экологическому образованию детей в номинации «Технология проектной деятельности в экологическом образовании»

 Конспект НОД «Что такое заповедник?» опубликован в  журнале  «Ребенок в детском саду» №3 2015г.  

Готовлю детей к участию в конкурсах как на сельском уровне  «Дары осени», «Лучший букет», так и на муниципальном «Зеркальце природы-2017».

Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах моих воспитанников на долгие годы и поможет им  жить в гармонии с окружающим миром. (15 слайд)  

Свое выступление хочу закончить словами великого писателя Михаила Пришвина «Все прекрасное на Земле – от Солнца, и все хорошее от человека. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. Охранять природу -  значит охранять Родину». (16 слайд)  

Спасибо за внимание.

Практическая часть.

Проведение экологической игры - «Заседание Совета юных экологов».

Цель:    обобщающить знания  о живой и  неживой природе.

Ход занятия:

Участники садятся за столы.

Ведущий:  вы сегодня будете юными экологами. А кто это - юный эколог?

( - «это ребенок, который любит природу, всегда и везде заботится о ней»).

А как вы думаете - как можно стать юным экологом? («делать добрые дела по отношению друг к другу и к природе»)

Ведущий:  Я приветствую вас, мои юные друзья, в зале заседаний совета юных экологов. Сегодня мы  поговорим о живой и неживой природе,  поиграем в умные экологические игры, а так же игры - эксперименты.

Игра «Закончи предложение»

Конечно, вы запомнили, о чем говорилось в моем доклате. Закончите мое предложение.

  1. Неживая природа - это... (звезды, луна, ветер, вода, воздух и др.)
  2. Живая природа - это... (растения, животные, насекомые, рыбы)
  3. Все живые организмы не могут жить без... (неживой природы).

Игра «Три слова:

Ведущий:  Юные экологи много знают о природе. Поиграем в игру «Три слова» . в игре существует правило, все о чем мы будем говорить должно относиться только к нашему региону(ведущий называет понятия, а дети проговаривают, что входит в это понятие)

  1. Зимующие птицы  нашего края... (воробей, голубь, сова)
  2. Перелетные птицы нашего края... (журавли, ласточка, кукушка)
  3. Дикие животные наших лесов... (волк, лиса, заяц)
  4. Насекомые местного края... (комар, муха, бабочка)
  5. Водоплавающие птицы... (гусь, утка, лебедь)
  6. Ягоды, которые растут в наших лесах … (малина, ежевика, земляника)
  7. Рыбы, обитающие в реках …(щука, сазан, стерледь)

Игра «Угадай, чье объявление» 

Правила в игре, надо внимательно послушать объявление и отгадать о ком идёт речь (животное  или птица) говорится в объявлении.

1. Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу всегда на себе (улитка)

2. Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне (ежик)

3. Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья? (гусеница)

4. Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с мёдом (медведь)

5. Хочу свить гнездо. Одолжите, подарите пух и перья.

6. Что-то очень скучно стало одному выть на луну. Кто составит мне компанию? (волк)

7. Тому, кто найдёт мой хвост! Оставьте его себе на память. Я успешно ращу новый! (ящерица)

8. Учу всем наукам! Из птенцов за короткое время делаю птиц. Прошу учесть, что занятия провожу ночью (сова).

10. Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу (лиса).

Игра   «Нюхаем, трогаем, слушаем природу»

Вас ожидает необычное путешествие. Мы перенесемся мысленно в лес. (Участники игры закрывают глаза, облокотившись на спинку стула, расслабленные руки лежат на коленях). Вокруг вас в лесу разнообразные цветы, кустарники, дервья, травы.

Протяните правую руку вперед и «потрогайте ствол дерева: какой он? (ответы). Теперь поднимите обе руки вверх и коснитесь листвы: какая она? (ответы). Опустите руки вниз и проведите по травинкам: какие они? (ответы). Понюхайте лесной воздух, втяните полной грудью и  не надолго задержите эту свежесть в себе! Скажите чем пахнет лес?  (ответы). Подставте лицо свежему ветерку. Прислушайтесь к лесным звукам. (звучит запись). Что вы услышали? (ответы). Покой и умиротворение в природе и вашей душе. Откройте глаза).

Ведущий: На этом наш ученый совет закончил свою работу. Спасибо всем. Я говорю вам - молодцы и награждаю памятными значками. До свидания.

                   МБДОУ детский сад «Светлячок» с. Ижевское Спасский муниципальный район


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

Дети и их экологическое воспитание. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

В последнее время мы часто слышим такие слова, как «экологическое воспитание», «экологически чистые продукты». Что же это такое?...

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста с введением регионального компонента в содержание дошкольного образования

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста с введением регионального компонента в содержание дошкольного образования...

Образовательная среда детского сада как ресурс экологического воспитания детей дошкольного возраста. Экологические игры в дошкольном образовании

Сборник посвящен вопросам экологического воспитания детей дошкольного возраста и представляет собой антологию тематических статей и разработок экологических игр. Представленные материалы могут оказать...

Методическое пособие «Региональный компонент в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»

С введением в дошкольное образование ФГОС ДО среди направлений образовательной программы дошкольного учреждения (физическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетичес...

Интегрированное занятие по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста с внесением регионального компонента «Мой родной край»

Интегрированное занятие по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста с внесением регионального компонента «Мой родной край»...