Моя родина Хакасия
методическая разработка (подготовительная группа)

Гальцова Маргарита Александровна

Конспект занятия для детей подготовительной группы, загадки хакасского народа о труде и домашних животных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия окружающий мир в подготовительной группе  

                                      «Хакасия мой край родной!»

Цель: создание условий для формирования представлений у детей о родном крае.

Задачи:

1) способствовать формированию представлений у детей о символике республики Хакасия: флаг, герб, гимн;

2.) расширять знания о достопримечательностях Хакасии: Салбыкский курган, Саяно- Шушенская ГЭС, озеро Шира;

3) воспитывать любовь и уважение к большой и малой Родине.

Материалы и оборудование: презентация о Енисее, кукла Тарина. национальная  варежка ,картинки по теме, фото, флаг Росии. Флаг Хакасии, картинки герб Хакасии, карта республики, юрта. национальная одежда ,альбом хакасские узоры и орнаменты. Шаблон ркуавицы, цветные караедаши

Ход ООД:

Воспитатель читает стихотворение «Мать-Земля»:

                                   Скажи мне, как правильно Землю назвать?

                                   Земля дорогая? Земля золотая?

                                   Нет, лучше сказать её «Родная!»

                                   Земля – наша милая, добрая мать!

                                   Так ласковей будет звучать и вернее.

                                   Ведь всё, что мы любим,

                                   Всё создано ею-

                                   И горы, и реки,

                                   И лес, и цветы,

                                   И осень, и лето,

                                   И дождик, и ты…

- Дети, как называется страна, в которой мы живём? ( Россия)

-Назовите столицу России. (Москва)

- Кто президент?  (Путин Владимир Владимирович)

В. Степанов. « Мой край»

На карте мира не найдёшь,

      Тот дом в котором ты живёшь,

И даже улицы родной ,

Ты не найдёшь на карте той.

Но ты всегда на ней найдёшь

   Свою страну, свой общий дом.

Рассматриваем флаг России.

- Что это? ( флаг)

-Что означает белый цвет? ( мир, чистоту)

- Синий? (небо, верность, правду)

- Красный? ( огонь, мужество, отвагу)

-Как называется республика в которой мы живём? ( Хакасская республика)

-Главный город Хакасской республики? ( Абакан)

-А кто руководит нашей республикой? ( Коновалов  Валентин Олегович)

- Чем похож Российский флаг и флаг Хакасской республики? (полосками)

- Но на флаге Хакасской республике есть зелёная полоска, что означает она?

Расположение рек на карте Республики

- Какие реки Хакасии вы знаете? (Енисей, Абакан, Июс)

- Назовите озёра республики ( Баланкуль, Шира, Белё)

Рассматривание картинок и плакатов  Салбыкский курган, , озеро Шира;

-Какими ягодами богата  республика? (брусника, черника, жимолость)

- Назовите деревья которые растут в Хакасии? (кедр, берёза, сосна, лиственница)

- Какое дерево является священным символом в Хакасии? (кедр, берёза)

Презентация «Наш могучий Енисей»

Если ты приедешь в наши дали,

                        Ты степей увидишь океан,

                        Енисей серебряный полюбишь,

                        Цепи Алатау и Саян,

                        Ну, а если глянем мы на небо,

                        То увидим, где-то там в дали.

                        За собою, забирая лето

                        Клином улетают журавли.

           Хакасия! Край мой!

                                  Родные просторы,

                                  Вы мне улыбаетесь морем огней,

                                  Широкие степи, высокие горы

                                  На веке в душе сохранятся моей.

В группу приходит кукла Тарина:   /Она здоровается с детьми, воспитатель спрашивает у нее, где она была.  Кукла отвечает, что она была на улице и ждала почтальона с посылкой, но он так и не пришёл.  Воспитатель объясняет кукле, что посылку отдали нам. 

Воспитатель .Тарина, а зачем тебе посылка?

Тарина .Я хотела  посмотреть  альбом «Хакасские орнаменты».

Все вместе рассматривают альбом, потом Тарина  просит воспитателя почитать письмо.

Воспитатель читает:

Одежда хакасского народа была самобытной. Шили её сами из шкур домашних животных. Зимней верхней одеждой была меховая шуба с соболиной отделкой, приспособленная к суровым климатическим условиям Сибири и верховой езде. Шапка была круглая с околышком и платок, завязанный узлом на затылке. Летнюю верхнюю одежду шили из сукна. Покрой детской одежды не отличался от одежды взрослых. Обувь носили кожаную без каблуков. Сапоги с каблуками надевали только по праздникам. Зимние шапки  меховые с разной отделкой. А зимние рукавицы (мелей) из овчины, а праздничные вышивались с цветными узорами.

Воспитатель предлагает посмотреть альбом  «Хакасские орнаменты».

Посмотрите, какие интересные узоры. Эти узоры называются орнаменты.

Как называются эти узоры? /ответы детей/ 

Воспитатель читает стихотворение  «Варежка» Я.Тисперекова .

«Луна глядит  в окошко,

В дрожащее от вьюги …

Повышивать немножко

Уселись две подруги.

В избушке свет включили,

Чтоб не терять иголки.

Потом достать решили

Все нитки с верхней полки.

Поют и вышивают

В избушке две девицы

И словно оживают

Жарки на рукавицах

Тепло цветов согреет

Когда – нибудь любимых….

Так пусть жарки алеют.

И прогоняют зиму.

                                                     /Перевод В.Данилюка/

Тарина говорит о том, что у неё нет праздничных рукавиц.

/воспитатель показывает детям белые варежки (силуэты).Дети, хотите помочь нашей Тарине? /ответы детей/

Тогда давайте пообещаем  в след раз изготовить Тарине праздничные хакасские орнаменты на варежках.

Понравилось ли вам сегодня занятие? /ответы детей/.

 

           

https://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/71/623/71623830_128244905085.jpg

                                   Загадки хакасского народа

                                                                                 перевод Якова Козловского,
                                                                                  художник Владимир Тодыков

ТРУД И ОРУДИЯ ТРУДА

  • Старик Чузелдей из отары своей не может опять сто овец догнать. (Поджаривание зерна для толокна)
  • Мохнатый баран не тужит, посреди ста овец все кружит. (Мешалка во время поджаривания зерна для толокна)
  • Кинулись в воду сто овечек с ходу, чустей дед — за ними вослед. (Заварка супа ячменной крупой)
  • В новый ветренный час шумно конь мой соловый встряхнется не раз. (Веяние зерна)
  • Слева тук и справа тук, посреди железный сук. (Рубка дров)
  • Голый мальчик умелый снег разгребает белый. (Скобление дерева)
  • Стоит поневоле Голый мальчик в поле. (Сдирание лыка)
  • За синею коровой снова в свой черед Белая корова по полю идет. (Шитье)
  • Пяти подручным не привыкать старика Орандая на трон сажать. (Одевание шапки)
  • Каждый год средь бела дня, шубу снять спешат с меня. (Стрижка овцы)
  • Вновь, как ведется, оно в свой черед яловым выйдет, стельным придет. (Хождение по воду с ведром)
  • Родились под зубьями скребницы сто белых кобылиц у белой кобылицы. (Расчесывание воловьих жил)
  • Зубов и языка у чалой клячи нет, но с нею расставаться нам не след. (Мялка)
  • Ростом с тростник, а как грохнет порой, гром отзовется за дальней горой. (Стрельба из ружья)!
  • Хоть ростом муравью под стать, а за горой его слыхать. (Рожок)
  • Пять мальчиков легки, играть в перегонки. (Вязание чулок)

  • Влезает, как заведено, по грудь в железное окно. (Ключ в замочном скважине)
  • Сожму — сожмется предо мной, расставлю — в поле шириной. (Невод)
  • Конь мой чубарый прилежно обучен, в воду входить у прибрежных излучин. (Невод)
  • Шумит и грохочет немало, трубя наподобие марала. (Ручная мельница)
  • Сорок зубов у старушки, и седина на макушке. (Ручная мельница)
  • Долговяз прямой шесток, снизу меньший поперек, а на нем одной длины девять пальцев — все равны. (Грабли)

https://ic.pics.livejournal.com/andreychebodaev/58804298/58264/58264_900.jpg  ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

Художник Владимир Тодыков

  • В будни и в праздник она людям бывает нужна. (Лошадь)
  • Они не размокли, хоть были дороги мокры, они не рассохлись, хоть трескалась степь от жары. (Конские копыта)
  • Четверо братьев едины везде, у каждого сзади по бороде. (Конские копыта)
  • Быстрые ноги — стук на дороге. (Конский топот)
  • Они сродни двум березкам кривым, но снег прилипать не - желает к ним. (Коровьи рога)
  • Небес не видит, зрячая, она и при ушах — глуха во время сна. (Свинья)
  • Обирает зернышки — бугорочек в горлышке. (Курица)
  • Живой от неживого родится в свой черед, родится, оперится и все наоборот. (Цыпленок, яйцо)
  • От царя пришел солдат, вшапке красной, как закат. (Петух)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие средней группы:«Мы живём в Хакасии»

Знакомство с хакасской национальной одеждой, народыми загадками, сказками, играми детей средней группы...

Занятие средней группы:«Мы живём в Хакасии»

Знакомство с хакасской национальной одеждой, народыми загадками, сказками, играми детей средней группы...

Тема: "Путешествие по России и Хакасии "

Методическая разработка интегрированного занятия по патриотическому воспитанию дошкольников, для детей подготовительной группы....

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста "Моя малая Родина - Хакасия"

Знакомство детей с художниками Хакасии, их творчеством....

Конспект НОД «Наша малая Родина - Хакасия»

Конспект НОД знакомит с приемами создания условий для расширения знаний детей о своей малой Родине....

«Родина моя – Хакасия».

Конспект непосредственной образовательной деятельности...

Наша малая Родина-Хакасия

Расширять представления детей о природе республики, её кореных жителей - хакасах, их жилище, национальных устоев, традициях....