Мастер-класс "Использование интеллектуальных карт в ДОУ"
материал
Уважаемые коллеги, из моего материала вы сможете узнать, что такое интеллект-карта, как выглядит интеллект-карта, свойства интеллект-карты, чему она учит и что развивает, а также правила ее построения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_intellektualnyh_kart_v_rabote_s_doshkolnikami.docx | 17.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование интеллектуальных карт в работе с дошкольниками»
Цель: повысить уровнь профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода мыслительных карт Тони Бьюзена.
Выступление:
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу начать свое выступление со слов известного мыслителя Конфуция: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму». Именно так я могу охарактеризовать метод «интеллектуальных карт».
Мыслительная карта (от английского слова Mind Map) на русский можно перевести как умственные или мозговые карты. Встречается также название карты ума, ментальные, интеллектуальные карты – это техника представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизируемой графической форме. Карты мышления представляют собой визуальный, целостный образ рассматриваемой проблемы.
Интеллектуальная карта - это инструмент визуального представления и записи информации.
Мыслительные карты разработал английский психолог, специалист по вопросам интеллекта, психологии обучения Тони Бьюзен в 60-70годах 20 века. Первоначально этот метод использовался узкими специалистами, которые занимались вопросами развития памяти и мышления, затем метод стал распространяться. Относительно недавно он пришел в Российскую педагогику и совсем недавно в дошкольное образование.
Основная идея метода в том, что мы мыслим не прямолинейно. Известно, что у человека 2 полушария головного мозга. Левое полушарие отвечает за логику, слова, числа, анализ, последовательность работы головного мозга. Правое полушарие – за восприятие цвета, ритма, воображения, образа, размера.
В дошкольном образовании в первую очередь развиваются способности, связанные с левым полушарием. От детей требуется запоминание и упорядочивание массы фактов. А дети - правополушарные, поэтому у них возникают сложности при обучении.
Тони Бьюзен создал метод, объединяющий характеристики восприятия и переработки информации, свойственные двум полушариям головного мозга.
Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление.
Метод интеллектуальных карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте.
Применение интеллектуальных карт побуждает ребёнка к изображению и осмыслению окружающего мира.
Преимущество мыслительных карт в том, что:
Они учит выделять главное, обобщать, систематизировать.
Они развивают память, мышление, воображение.
Интеллект – карты просто нарисовать.
Можно запомнить быстро и качественно много информации.
Итак, переходим собственно к картам.
Как их строить? Очень просто. Рисовать их может как взрослый, так и ребёнок. Ниже приведён ряд правил, выполнив которые можно получить мыслительную карту.
Правила создания интеллект - карт:
Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.
Основная идея, проблема или слово располагается в центре.
Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.
Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово. Каждое слово содержит тысячи возможных ассоциаций.
Использование интеллектуальных карт:
Первое направление
Сбор материала о предмете или объекте.
Создание интеллект – карты в ходе обсуждения предмета или темы.
Выполняя данное задание, пополняется активный и пассивный словарь, развиваются процессы мышления – анализ, синтез, аналогия, обобщение.
Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.
Второе направление
Закрепление и обобщение материала.
Создание обобщенной интеллект - карты может являться итоговой работой по изученным темам.
Выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную мысль, припоминание изученного или выявление уровня знаний, пополняется активный и пассивный словарь по изученной лексической теме, развиваются умения составлять и распространять предложения, развиваются процессы мышления – анализ, синтез, аналогия, обобщение, сравнение, классификация.
Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.
Третье направление
Развитие связной речи.
Составление и распространение предложений и рассказов по интеллектуальной карте. Выполняя данное задание, дети учатся самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен. Данная работа выполняется на подгрупповых занятиях по развитию связной речи.
Общие требования к составлению любой интеллектуальной карты.
- Главная идея обводится в центре страницы.
- Лист располагается горизонтально.
- Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.
- Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении), используя ручки, карандаши или фломастеры разного цвета.
- Каждая мысль обводится.
- В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.
Наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т.д.
Хочу вам показать примеры интеллект карт:
Практическая часть
В современном мире с большим потоком информации, применение интеллектуальных карт в непосредственной образовательной деятельности дошкольников, а в особенности дошкольников с ВОЗ, даёт огромные положительные результаты. В условиях реализации ФГОС использование интеллектуальной карты позволяет осуществлять интеграцию областей: коммуникация, познание и социализация. Метод интеллектуальных карт является универсальным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных человеком, формирует преемственность между детским садом и школой.
Мы начали составлять интеллект – карты в средней группе. Сначала это
небольшие по содержанию карты, отражающие одну тему «Правила
поведения в природе», «Зима», «Одежда», «Весна».
Благодаря данной работе, происходит развитие детских ассоциаций, пополнение и активизация словарного запаса, формирование значения слова, развитие фантазии. Ребенок, работая с интеллектуальными картами, идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление
предметов, расположение в пространстве, количественное определение
общих и отдельных частей, к умению анализировать, дифференцировать,
делать классификацию предметов.
- Уважаемые коллеги! Я предлагаю вам попробовать создать интеллектуальные карты. Любая работа начинается с выбора темы. Разделимся на две подгруппы. Первая подгруппа создает ментальную карту на тему: «День рождения». Вторая подгруппа создает ментальную карту на тему: «Новогодний праздник».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно-исследовательская деятельность с использованием мыслительных карт. Мастер-класс по составлению интеллект-карт Тони Бьюзена
Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода мыслительных карт Тони Бьюзена....
Мастер класс по использованию интеллект карт в ДОУ
Интеллект карта...
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ КАРТ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ В ДОУ»
Использование интеллектуальных карт на занятиях по речевому развитию в ДОУ...
Рабочая программа дополнительного образования по познавательно-речевому развитию детей с использованием интеллектуальных карт. «Развивашка»
Интелект карты - это уникальный метод запоминания информации.Цель:Развитие речевых способностей старших дошкольников по средствам вариативного использования интелектуальных карт....
Мастер-класс «Использование интеллектуальных карт в работе с дошкольниками»
laquo;Использование интеллектуальных карт в работе с дошкольниками»Цель: повысить уровень профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических ...
Мастер-класс "Использование интеллектуальных карт Тони Бьюзена в работе с дошкольниками"
Мастер-класс : использование интеллектуальных карт Тони Бьюзена для запоминания...
МАСТЕР-КЛАСС «Использование интеллектуальных карт познавательной деятельности детей дошкольного возраста»
Привлечение интереса к использованию интеллектуальной карты для организации познавательной деятельности детей дошкольного возраста и побудить к дальнейшему применению....