Проект на тему "В гости к матрешке"
проект (средняя группа)
Актуальность этой проблемы заключается в том, что в наше время достаточно всяких игрушек и наших детей трудно чем – либо удивить. Целенаправленное ознакомление детей с русской игрушкой матрёшкой –это одна из частей формирования у детей патриотизма. Расширить круг представления о разнообразии этой игрушки, дать о ней некоторые доступные для ребёнка исторические сведения – это значит приобщить детей к прекрасному, научив их различать, чем похожи и чем отличаются самые известные из этих игрушек.
Значимая для детей проблема: как появилась матрешка, какие бывают матрешки? На решение этой проблемы и направлен наш проект.
Недостаток знаний о русских народных матрёшках был выявлен при анкетировании детей в форме беседы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "В гости к матрешке" | 679.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Краткосрочный
проект
«В гости к матрешке»
Сроки: с 12.03.20 по19.03.20 г.
Тип проекта. Краткосрочный
Проблема.
Актуальность этой проблемы заключается в том, что в наше время достаточно всяких игрушек и наших детей трудно чем – либо удивить. Целенаправленное ознакомление детей с русской игрушкой матрёшкой –это одна из частей формирования у детей патриотизма. Расширить круг представления о разнообразии этой игрушки, дать о ней некоторые доступные для ребёнка исторические сведения – это значит приобщить детей к прекрасному, научив их различать, чем похожи и чем отличаются самые известные из этих игрушек.
Значимая для детей проблема: как появилась матрешка, какие бывают матрешки? На решение этой проблемы и направлен наш проект.
Недостаток знаний о русских народных матрёшках был выявлен при анкетировании детей в форме беседы.
Цели:
Воспитать интерес к истории России, народному творчеству на примере русской матрёшки; приобщить детей к прекрасному; формировать у детей чувство патриотизма.
Задачи проекта:
- Для детей:
Познакомить детей с видами народного декоративно-прикладного искусства, с прекрасными творениями народных умельцев матрешек, хохломских изделий и гжельской посуды.
Развивать художественно-творческие способности в процессе восприятия произведений декоративного искусства. Развивать мелкую моторику, зрительную память, внимание.
Формировать у детей патриотические чувства: чувство любви и гордости к Родине на основе изучения народных промыслов России. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, уважение к культуре, русским традициям и промыслам, мастерам народного творчества.
- Для воспитателя:
Создать условия для развития творческого мышления у детей, довести до сведения родителей о важности этой проблемы, способствовать вовлечению семей воспитанников в образовательный процесс, развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал.
- Для родителей:
Вовлечение в художественно-творческую деятельность, овладение практических навыков позитивного взаимодействия с детьми в разных видах творческой деятельности.
Участники проекта:
- Дети
- Родители и другие члены семьи воспитанников детского сада;
- Воспитатели групп
- Музыкальный руководитель
Ожидаемыйрезультат:
1. Знакомство с особенностями русской народной игрушки (материал, форма, цвет, узор).
2. Разучивание простейших элементов росписи.
3. Получить представление о цветовой гамме матрёшек.
4. Научить различать особенности разных матрёшек.
5. Расширение и активизация словарного запаса слов.
Задачи для детей:
- Познакомить детей с историей матрёшки как видом народного промысла;
- Дать знания о матрёшке, о её цветовой гамме;
- Развивать сенсорные навыки;
- Научить видеть необычное в обычном;
- Учить получать радость от увиденного;
- Освоить некоторые художественные элементы;
- Содействовать развитию творческих способностей детей.
Для родителей:
- Вызвать интерес к русской народной игрушке;
- Приобщать к истокам русской народной культуры;
- Учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду.
Для педагога:
- Способствовать развитию творческой активности детей;
- Создать условия для формирования у детей познавательных умений;
- Вовлекать семьи воспитанников в образовательный процесс;
- Развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал.
Предметно – развивающая среда:
- Игрушки матрёшки;
- Иллюстрации матрёшек.
Направление реализации проекта:
- Совместная деятельность с детьми;
- Взаимосвязь с родителями.
Мероприятия для детей.
1. Беседы с детьми на темы: «Русская игрушка – матрёшка», «О цветовой гамме матрёшек», «Из чего сделана матрёшка».
2. Чтение художественной литературы: Л. Некрасовой «Мы веселые матрешки», В.Приходько «Матрёшка на окошке»,С.Маршака «О матрёшках», В. Берестова «Матрешкины потешки», Владимира Моисеева«Кто матрешку сделал, я не знаю»,Ю.Володиной«Танец матрешек», стихи о матрешках Е. Крысина, Р. Карапетяна, Л. Громовой, Н. Радченко, А. Кулешовой, С. Иванова.
3. Оформление мини-музея«Матрёшка».
Для родителей:
1. Выставка рисунков детей «Авторская матрёшка»;
2. Консультация «Русская народная игрушка матрешка: история, виды матрешек, польза».
- «Игры с матрешками для детей»
- «Русская матрешка»
Вывод:
Итак, в ходе проекта мы узнали, что матрешка появилась давно. В этой игрушке отразились народные представления о семье, мире, добре, красоте.
Формочки для матрешек вытачивались на специальных токарных станках из сухих липовых чурок. Мы узнали, что в разных местах нашей большой страны игрушки делали по-своему. Поэтому и росписи матрешек были все разные. А мы в группе нарисовали своих матрешек. Также поиграли с матрешкой, прочитали стихи про матрешек, спели песни, потанцевали.
Но главное мы поняли, что русская матрешка является символом России, символом народного искусства, и очень нравится людям, потому что она несет в себе любовь и дружбу.
Художественная литература о матрешках.
Л. Некрасова «Мы веселые матрешки» Мы веселые матрешки, | В. Приходько Матрешка на окошке |
Валентин Берестов «Матрешкины потешки» Хлебом-солью всех встречаем, | В. Приходько Подарили мне матрешку. Владимир Моисеев Кто матрешку сделал, я не знаю. |
Ю.Володина «Танец матрешек» Мы матрёшки Вот такие крошки | А. Гришин Цветастое платье, |
Е. Крысин В одной кукле – кукол много, | Р. Карапетян Как в большой-большой матрешке, |
Л. Громова Подарили Маше | Н. Радченко На полке куколка стоит, |
С. Маршак Восемь кукол деревянных, | С. Иванов Ой ты барышня-матрёшка, А. Кулешова Кукла славная – матрешка, |
Всем нам знакома матрешка – деревянная раскладная куколка, давно уже ставшая символом русского народного творчества и традиционным сувениром, который принято покупать в России.
Но родителям стоит обратить внимание на матрешку и как на уникальную развивающую игрушку, которую непременно стоит приобрести для ребенка. Матрешка проста, как и всё гениальное,
но от этого не менее интересна для детей.
Матрешка:
Описание игрушки
Традиционная матрешка представляет собой деревянную расписную куклу с вложенными в нее куклами меньшего размера.
Форма матрешки близка к форме яйца, при этом игрушка имеет
плоское донышко для устойчивости. Каждая кукла, кроме самой последней, разбирается на две части – верхнюю и нижнюю.
Всего кукол в матрешке обычно не менее трех.
Существуют сувенирные варианты из 20, 30 и даже 50 элементов!
Привычная для нас матрешка изображает женщину в красном
сарафане и платке.
Однако в настоящее время существуют самые разнообразные вариации росписи игрушки: девушки, семьи (дедушка, бабушка, папа, мама, ребенок), герои сказок (Репка, Теремок, Колобок, Курочка Ряба) и т.д. В качестве сувенира популярны матрешки с изображением политических деятелей, а также портретные.
Матрешек делают преимущественно из дерева мягких пород: липы,
реже березы и ольхи. Сушат бревна в течение нескольких лет,
при хорошей вентиляции. Внимательно следят за качеством сушки древесины – она должна быть не сырой и не сухой.
Начинают изготовление с самой маленькой неразборной куклы. Последующие делают из заготовок нужного размера
(их разрезают на две части и удаляют лишнюю древесину,
чтобы кукла меньшего размера плотно держалась внутри большей).
Самая большая кукла имеет специальную подставку для устойчивости.
Каждую фигурку полируют, грунтуют, а затем раскрашивают.
Чаще всего используется гуашь, реже – акварель, темпера, масляные краски.
Далее матрешек покрывают масляным лаком и сушат.
Размеры игрушки матрешки зависят от количества элементов.
Верхняя кукла у маленьких матрешек из 3 элементов
имеет размер 8-10 см, у стандартных из 5 элементов – 16-18 см,
из 7 элементов – 18-21 см, из 10 элементов – 20-25 см.
Огромные матрешки из 50 кукол имеют высоту 65-75 см.
Матрешка – игрушка или сувенир?
До рождения ребенка матрешка обычно ассоциируется у взрослых
с традиционным русским сувениром.
Да, действительно, это очень красивая и яркая памятная вещь,
которая станет украшением любого дома.
И все-таки матрешка не является обычным сувениром.
На вопрос, матрешки относятся к игрушкам или представляют собой лишь предмет интерьера, можно однозначно ответить: матрешка – это отличная игрушка для детей!
Помимо того, что традиционная матрешка сама по себе привлекательна для ребенка и с ней можно играть, как с куклой, она еще и раскладывается, а значит – можно придумать огромное количество вариантов игры с ней.
К какой категории игрушек с точки зрения педагогики относятся матрешки?
Во-первых, матрешка – это игрушка, развивающая первоначальные движения и восприятия.
Она развивает зрительное восприятие и осязание, учит восприятию
форм и цветов, способствует улучшению координации движений.
Простая форма матрешки и экологичность делает ее отличной развивающей игрушкой для самых маленьких детей.
Во-вторых, матрешка относится к игрушкам, способствующим физическому развитию ребенка. Как и другие сборно-разборные игрушки, она тренирует мышцы рук и пальцев, способствует
развитию мелкой моторики.
Кроме того, матрешка – это дидактическая игрушка.
Данный тип игрушек способствует умственному и сенсорному развитию и обучению детей, расширению общего кругозора.
Играя с матрешкой, ребенок решает задачу, которая заключена в самой конструкции игрушки – собрать и разобрать матрешку.
В процессе игры развивается внимание и память малыша, растет сообразительность и наблюдательность.
История матрешки –
Русской народной игрушки для детей
История деревянной игрушки матрешки туманна, поскольку разные источники описывают ее по-разному.
Большинство публикаций в СМИ и Интернете рассказывают о том,
что первая матрешка была создана в конце XIX века, во время расцвета интереса общества к собственной национальной культуре.
В московской мастерской «Детское воспитание», созданной специально для сохранения традиций русской народной игрушки, токарь Василий Звездочкин выточил первую разъемную куклу.
Прообразом матрешки, как утверждают источники, является японская фигурка Фукурумы (варианты написания – Фукурими, Фукурама, Фукурокуджу, Фукурокудзю), одного из семи богов удачи, бога мудрости и учености.
Художник Сергей Малютин, пропагандист «русского стиля», считается автором эскиза, «отцом матрешки», кроме того, именно он и раскрасил получившуюся игрушку.
Она являла собой круглолицую женщину-крестьянку, одетую в вышитую рубашку и сарафан.
На ней был передник и цветастый платок, а в руках она держала
черного петуха.
Внутри куклы помещалось еще 7 фигурок:
Три сестренки, одна из которых с серпом, а другая с караваем, братик в расписной рубахе, еще две сестренки и спеленатый младенец – самая маленькая, неразделяемая кукла.
В 1900 году матрешка получила признание на Всемирной выставке в Париже, что привело к росту спроса на эту игрушку
На самом деле, авторство матрешки доподлинно не установлено.
С одной стороны, исследователи единогласно приписывают его художнику Малютину. Однако токарь Звездочкин в своих воспоминаниях утверждает, что придумал и создал игрушку именно он.
Кроме того, в наследии художника Сергея Малютина действительно отсутствует эскиз матрешки.
Также существует путаница с датой происхождения матрешки. Называют и 1893, и 1896, и 1898 годы.
Сам Звездочкин вообще упоминает 1900 год – но в апреле уже
состоялась Всемирная выставка, и, возможно, автор допускает
неточность в датировке (мемуары были написаны 50 лет спустя).
Кстати, Звездочкин говорит о создании трех- и шестиместной матрешек, хотя в Музее игрушки в Сергиевом посаде хранится матрешка из 8 элементов, и именно она считается первой.
Что касается японского происхождения матрешки, то и на этот счет
вопрос остается открытым. Действительно, японцы были отличными мастерами токарного дела.
Однако идея разъемных игрушек была традиционной в русском народном промысле, вспомните хотя бы о пасхальных яйцах.
Всем известна и сказка о железном сундуке, внутри которого сидит заяц, а внутри него утка, в утке яйцо – и вот там-то и находится смерть Кощея…
Возможно, именно таков глубинный смысл матрешки: чтобы дойти до истины, необходимо до нее буквально докопаться, сорвав все
покровы-крышечки.
Первая русская матрешка не имела имени.
Матрешка, по всеобщему мнению исследователей – это сокращенная форма популярного в России имени Матрёна, которое, в свою очередь, имеет латинские корни и переводится как «знатная женщина».
Кроме того, имя матрешки перекликается с древнеиндийским словом «матри», что переводится как «мать». Индуистская мифология описывает матри как женские проявления божественных начал, число матри колебалось от 7 до 16.
Похоже на нашу матрешку, не правда ли?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В гостях у Матрешки. Физкультурное развлечение для детей 3 – 4 лет.
В гостях у Матрешки. Физкультурное развлечение для детей 3 – 4 лет....
Конспект интегрированного занятия по формированию целостной картины мира в старшей группе "В гости к матрешке"
Конспкт направлен на расширение кругозора, формирование целостной картины народного творчества и прикладного искусства.Актуальность - Развитие творческих способностей, воображения, формирования эстети...
Презентация конспекта интегрированного занятия по формированию целостной картины мира в старшей группе "В гости к матрешке"
Презентация направлена на знакомство детей с народной игрушкой матрешкой....
В гостях у Матрешки
Физкультурное развлечение...
"В гости к матрешкам"
Открытое занятие по сенсорному развитию во второй ясельной группе....
Проект "В гости к матрешке"
Один из самых известных символов России является – матрешка. Сначала это была детская развивающая игрушка, но со временем она превратилась во всемирный известный сувенир. Матрешку широко использ...
Краткосрочный проект в средней группе по нравственно-патриотическому воспитанию «В гости к Матрешке».
Формирование первоначальных представлений о русских народных промыслах, приобщение к народной культуре России посредством знакомства с русской народной игрушкой – матрёшкой....