Проект на тему "В гости к матрешке"
проект (средняя группа)

Балахонова Татьяна Викторовна

Актуальность этой проблемы заключается в том, что в наше время достаточно всяких игрушек и наших детей трудно чем – либо удивить.  Целенаправленное ознакомление детей с русской игрушкой матрёшкой –это одна из частей формирования у детей патриотизма. Расширить круг представления о разнообразии этой игрушки, дать о ней некоторые доступные для ребёнка исторические сведения – это значит приобщить детей к прекрасному, научив их различать, чем похожи и чем отличаются самые известные из этих игрушек.

Значимая для детей проблема: как появилась матрешка, какие бывают матрешки? На решение этой проблемы и направлен наш проект.

Недостаток знаний о русских народных матрёшках был выявлен при анкетировании детей в форме беседы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "В гости к матрешке"679.82 КБ

Предварительный просмотр:

Краткосрочный

проект

«В гости к матрешке»

матрешки 22

Сроки: с 12.03.20 по19.03.20 г.

 Тип проекта.  Краткосрочный

Проблема.

 Актуальность этой проблемы заключается в том, что в наше время достаточно всяких игрушек и наших детей трудно чем – либо удивить.  Целенаправленное ознакомление детей с русской игрушкой матрёшкой –это одна из частей формирования у детей патриотизма. Расширить круг представления о разнообразии этой игрушки, дать о ней некоторые доступные для ребёнка исторические сведения – это значит приобщить детей к прекрасному, научив их различать, чем похожи и чем отличаются самые известные из этих игрушек.

Значимая для детей проблема: как появилась матрешка, какие бывают матрешки? На решение этой проблемы и направлен наш проект.

Недостаток знаний о русских народных матрёшках был выявлен при анкетировании детей в форме беседы.

Цели:

Воспитать интерес к истории России, народному творчеству на примере русской матрёшки; приобщить детей к прекрасному;  формировать у детей чувство патриотизма.

Задачи проекта:

- Для детей:

Познакомить детей с видами народного декоративно-прикладного искусства, с прекрасными творениями народных умельцев матрешек, хохломских изделий и гжельской посуды.

Развивать художественно-творческие способности в процессе восприятия произведений декоративного искусства. Развивать мелкую моторику, зрительную память, внимание.

Формировать у детей патриотические чувства: чувство любви и гордости к Родине на основе изучения народных промыслов России. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, уважение к культуре, русским традициям и промыслам, мастерам народного творчества.

- Для воспитателя:

Создать условия для развития творческого мышления у детей, довести до сведения родителей о важности этой проблемы, способствовать вовлечению семей воспитанников в образовательный процесс, развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал.

- Для родителей: 

Вовлечение в художественно-творческую деятельность, овладение практических навыков позитивного взаимодействия с детьми в разных видах творческой деятельности.

Участники проекта:

- Дети

- Родители и другие члены семьи воспитанников детского сада;

- Воспитатели групп

- Музыкальный руководитель

Ожидаемыйрезультат:

1. Знакомство с особенностями русской народной игрушки (материал, форма, цвет, узор).

2. Разучивание  простейших элементов росписи.

3. Получить представление о цветовой гамме матрёшек.

4. Научить различать особенности разных матрёшек.

5. Расширение и активизация словарного запаса слов.

Задачи для детей:

- Познакомить детей с историей матрёшки как видом народного промысла;

- Дать знания о матрёшке, о её цветовой гамме;

- Развивать сенсорные навыки;

- Научить видеть необычное в обычном;

- Учить получать радость от увиденного;

- Освоить некоторые художественные элементы;

- Содействовать развитию творческих способностей детей.

Для родителей:

- Вызвать интерес к русской народной игрушке;

- Приобщать к истокам русской народной культуры;

- Учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду.

Для педагога:

- Способствовать развитию творческой активности детей;

- Создать условия для формирования у детей познавательных умений;

- Вовлекать семьи воспитанников в образовательный процесс;

- Развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал.

Предметно – развивающая среда:

- Игрушки матрёшки;

- Иллюстрации матрёшек.

Направление реализации проекта:

- Совместная деятельность с детьми;

- Взаимосвязь с родителями.

Мероприятия для детей.

1. Беседы с детьми на темы: «Русская игрушка – матрёшка», «О цветовой гамме матрёшек», «Из чего сделана матрёшка».

2. Чтение художественной литературы: Л. Некрасовой «Мы веселые матрешки», В.Приходько «Матрёшка на окошке»,С.Маршака «О матрёшках», В. Берестова «Матрешкины потешки», Владимира Моисеева«Кто матрешку сделал, я не знаю»,Ю.Володиной«Танец матрешек»,  стихи о матрешках Е. Крысина, Р. Карапетяна, Л. Громовой, Н. Радченко, А. Кулешовой, С. Иванова.

3. Оформление мини-музея«Матрёшка».

Для родителей:

1. Выставка рисунков детей «Авторская матрёшка»;

2. Консультация «Русская народная игрушка матрешка: история, виды матрешек, польза».

- «Игры с матрешками для детей»

- «Русская матрешка»

Вывод:        

Итак, в ходе проекта мы узнали, что матрешка появилась давно. В этой игрушке отразились народные представления о семье, мире, добре, красоте.

Формочки для матрешек вытачивались на специальных токарных станках из сухих липовых чурок. Мы узнали, что в разных местах нашей большой страны игрушки делали по-своему. Поэтому и росписи матрешек были все разные. А мы в группе нарисовали своих матрешек. Также поиграли с матрешкой, прочитали стихи про матрешек, спели песни, потанцевали.

Но главное мы поняли, что русская матрешка является символом России, символом  народного искусства,  и очень нравится людям, потому что она несет в себе любовь и дружбу.

Художественная литература о матрешках.

Л. Некрасова «Мы веселые матрешки»

Мы веселые матрешки,
Ладушки, ладушки.
На ногах у нас сапожки,
Ладушки, ладушки,
В сарафанах наших пестрых,
Ладушки, ладушки,
Мы похожи словно сестры,
Ладушки, ладушки.

В. Приходько

Матрешка на окошке
Под ярким сарафаном,
И вся семья в матрешке.
Как в доме деревянном.
Открой — увидишь чудо:
Матрешенька-детеныш.
А там еще! Откуда?
А там опять… найденыш.

Валентин Берестов «Матрешкины потешки»

Хлебом-солью всех встречаем,
Самовар на стол несем.
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том, о сем.
Как у нашей у Хохлатки
Нынче вывелись цыплятки,
А из одной скорлупочки
Матрёша вышла в юбочке.
На заре трубит рожок,
Кличет стадо на лужок:
-Выходи, Бурёнушка!
-Выхожу, Матрёнушка!
Ходят куры в стороне,
Позабыли обо мне.
Принесла горошку –
Вспомнили матрешку.
Пряники печатные,
До того нарядные.
Мы не сразу их съедим,
А сначала поглядим.
Любят маленькие детки
Всевозможные конфетки.
Кто грызет, а кто глотает,
Кто за щечкою катает.
Я цветочек вышила,
“Жу-жу-жу” услышала.
Села пчелка на цветок,
Мастерица – наутек.
Очень любим мы, матрешки,
Разноцветные одежки.
Сами ткем и прядем,
Сами в гости к вам придем.
Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к нам пришли матрешки.
Ложки деревянные,
Матрешечки румяные.
Весь народ глядит в окошки:
Танцевать пошли матрешки.
Восемь водят хоровод,
А девятая поет.
Шли подружки по дорожке,
Было их немножечко:
Две Матрены, три Матрешки
И одна Матрешечка.
Шла по ягоду Матрешка,
Позабыла взять лукошко.
“И куда ж такую сласть
Мне теперь, подружки, класть?”
Сели мы на карусели,
На качели пересели,
Сто знакомых встретили,
На поклон ответили.
Мышку встретили подружки
И попрятались друг в дружке.
А которая осталась,
Больше всех перепугалась.
У торговца, у торговки
Покупали мы обновки,
Щупали и меряли,
Глазам своим не верили.
Пыль клубится по дорожке –
Едут с ярмарки матрешки,
На баранах, на быках,
Все с баранками в руках.
Мы до полночи гостили,
Нас домой не отпустили,
Оставляют ночевать,
Завтра снова чаевать!

В. Приходько

Подарили мне матрешку.
Допустила я оплошку:
Разломила пополам –
Интересно, а что там?
Там еще одна матрешка,
Улыбается, дурешка;
Хоть и жаль ее ломать,
Буду дальше разбирать.
Кукла первая толста,
А внутри она пуста.
Разнимается она
На две половинки.
В ней живет еще одна
Кукла в серединке.
Эту куколку открой–
Будет третья во второй.
Половинку отвинти
Полную, притертую,
И сумеешь ты найти
Куколку четвертую.
Вынь ее да посмотри,
Кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая,
А внутри пустая–
В ней живет шестая,
А в шестой – седьмая,
А в седьмой – восьмая.
Эта кукла меньше всех,
Чуть побольше, чем орех.
Вот, поставленные в ряд,
Сестры-куколки стоят.
«Сколько вас?» – у них мы спросим,
И ответят куклы: «Восемь!»

Владимир Моисеев

Кто матрешку сделал, я не знаю.
Но известно мне, что сотни лет
Вместе с Ванькой-встанькой, как живая,
Покоряет кукла белый свет.
Где он краски брал, искусный мастер,
В нивах шумных, в сказочном лесу?
Создал образ неуемной страсти,
Истинную русскую красу.
На щеках навел зари румянец,
Неба синь всплеснул в ее глаза
И, пустив в неповторимый танец,
Он, должно быть, весело сказал:
“Ну и ой, гуляй теперь по свету,
Весели себя, честной народ”.
И матрешка через всю планету
До сих пор уверенно идет.
Выступает гордо, величаво,
С удалой улыбкой на лице,
И летит за ней по миру слава
О безвестном мастере-творце.
Наша русская матрешка
Не стареет сотню лет.
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.
Какой русский сувенир
Покорил уже весь мир?
Балалайка? Нет!…Гармошка?
Нет!…То – русская матрёшка!!!
Иностранцу нет желанней
Куклы в красном сарафане.
Детская игрушка эта,
Обошла уже пол света!
Так, немного и немало
Символом России стала.
Знают все её загадку…
В ней хранятся по порядку
Краснощёкие девчонки…
Её младшие сестрёнки.
Я секрет тот тоже знаю –
Разбираю, собираю,
Достаю их друг за другом,
Расставляю полукругом;
Одна матрёшка, две… и вот…
Матрёшек целый хоровод!

Ю.Володина

«Танец матрешек»

Мы матрёшки Вот такие крошки
Танцевать, танцевать \
Вышли мы немножко \ 2 раза
Мы матрёшки Вот такие крошки
А у нас, а у нас \Чистые ладошки \ 2 раза
Мы матрёшки Вот такие крошки
А у нас, а у нас \Новые сапожки \ 2 раза
Мы матрёшки Вот такие крошки
Танцевать, танцевать \
Вышли мы немножко \ 2 раза
Давай-ка с тобой
Поиграем немножко:
В матрёшке большой есть
Поменьше матрёшка.

А. Гришин

Цветастое платье,
Румяные щёчки!
Её открываем –
В ней прячется дочка.
Матрёшки танцуют,
Матрёшки смеются
И радостно просят
Тебя улыбнуться!
Они к тебе прыгают
Прямо в ладошки –
Какие веселые
Эти матрёшки!
Деревянные подружки
Любят прятаться друг в дружке,
Носят яркие одёжки,
Называются-матрёшки.

Е. Крысин

В одной кукле – кукол много,
Так живут они –  друг в дружке,
Их размер рассчитан строго –
Деревянные подружки.

Р. Карапетян

Как в большой-большой матрешке,
Есть поменьше, на немножко,
Ну а в ней – еще немножко,
Ну а в ней – матрешка-крошка,
Ну а в крошке – никого.
Их четыре же всего.

Л. Громова

Подарили Маше
Матрешку – нету краше!
Вся такая ладная:
Яркая, нарядная!
Интересно с ней играть,
Можно даже открывать.
Приоткрой ее немножко,
Там внутри – ещё матрешка!
Только чуть поменьше ростом,
В остальном – двойняшки просто!
Стали третью мы искать,
Оказалось целых  пять!
Пять матрешек – все в одной
Могут спрятаться порой.

Н. Радченко

На полке куколка стоит,
Она скучает и грустит.
Но в руки ты её возьмёшь
И в ней ещё одну найдёшь.
А в той ещё… И вот уж в ряд
Пять милых куколок стоят.
Хоть роста разного, но всё же
Все удивительно похожи.
В нарядных сарафанах пёстрых
Румяные матрёшки-сёстры.
Была одна, а стало пять,
Им больше некогда скучать!
А наиграются подружки,
И снова спрячутся друг в дружке.

С. Маршак

Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут.
Кукла первая толста,
А внутри она пуста.
Разнимается она
на две половинки.
В ней живет еще одна
кукла в серединке.
Эту куколку открой-
будет третья во второй.
Половинку отвинти,
Плотную, притертую,
И сумеешь ты найти
Куколку четвертую.
Вынь ее да посмотри,
Кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая
куколка пузатая.
А внутри шестая
в ней живет пустая.
А в шестой седьмая,
А в седьмой восьмая.
Эта кукла меньше всех,
Чуть побольше, чем орех.
Вот поставленные в ряд,
сестры куколки стоят.
Сколько вас?- у них мы спросим,
И ответят куклы:-Восемь!
Эту куколку открой.

С. Иванов

Ой ты барышня-матрёшка,
Я возьму тебя в ладошки,
Покажи мне тех девчат,
Что внутри тебя сидят!
Ой ты барышня-матрёшка,
Разноцветная одёжка,
Знает весь огромный мир
Этот русский сувенир!

А. Кулешова

Кукла славная – матрешка,
Где-же ручки,
Где-же ножки?
Ах, какие щечки,
Красные, румяные,
На фартучке цветочки
И на сарафане.
Вот матрешка – мама,
Вот матрешки – дочки,
Ротик – будто ягодки,
Глазки – будто точки!
Мама песенку поет,
Дочки водят хоровод,
маме хочется в покой,
Прячутся одна в другой!

Всем нам знакома матрешка – деревянная раскладная куколка, давно уже ставшая символом русского народного творчества и традиционным сувениром, который принято покупать в России.

Но родителям стоит обратить внимание на матрешку и как на уникальную развивающую игрушку, которую непременно стоит приобрести для ребенка. Матрешка проста, как и всё гениальное,

 но от этого не менее интересна для детей.

http://lovingmama.ru/files/imce/matreshka.jpg

Матрешка:

 Описание игрушки

Традиционная матрешка представляет собой деревянную расписную куклу с вложенными в нее куклами меньшего размера.

Форма матрешки близка к форме яйца, при этом игрушка имеет

 плоское донышко для устойчивости. Каждая кукла, кроме самой последней, разбирается на две части – верхнюю и нижнюю.

 Всего кукол в матрешке обычно не менее трех.

Существуют сувенирные варианты из 20, 30 и даже 50 элементов!

http://lovingmama.ru/files/imce/matreshka1.jpg

Привычная для нас матрешка изображает женщину в красном

сарафане и платке.

Однако в настоящее время существуют самые разнообразные вариации росписи игрушки: девушки, семьи (дедушка, бабушка, папа, мама, ребенок), герои сказок (Репка, Теремок, Колобок, Курочка Ряба) и т.д. В качестве сувенира популярны матрешки с изображением политических деятелей, а также портретные.

Матрешек делают преимущественно из дерева мягких пород: липы,

реже березы и ольхи. Сушат бревна в течение нескольких лет,

при хорошей вентиляции. Внимательно следят за качеством сушки древесины – она должна быть не сырой и не сухой.

Начинают изготовление с самой маленькой неразборной куклы.   Последующие делают из заготовок нужного размера

 (их разрезают на две части и удаляют лишнюю древесину,

чтобы кукла меньшего размера плотно держалась внутри большей).

Самая большая кукла имеет специальную подставку для устойчивости.

http://lovingmama.ru/files/imce/matreshka-izgotovlenie.jpg

Каждую фигурку полируют, грунтуют, а затем раскрашивают.

Чаще всего используется гуашь, реже – акварель, темпера, масляные краски.

Далее матрешек покрывают масляным лаком и сушат.

Размеры игрушки матрешки зависят от количества элементов.

Верхняя кукла у маленьких матрешек из 3 элементов

имеет размер 8-10 см, у стандартных из 5 элементов – 16-18 см,

 из 7 элементов – 18-21 см, из 10 элементов – 20-25 см.

Огромные матрешки из 50 кукол имеют высоту 65-75 см.

Матрешка – игрушка или сувенир?

До рождения ребенка матрешка обычно ассоциируется у взрослых

 с традиционным русским сувениром.

Да, действительно, это очень красивая и яркая памятная вещь,

 которая станет украшением любого дома.

 И все-таки матрешка не является обычным сувениром.

http://lovingmama.ru/files/imce/matreshka2.jpg

На вопрос, матрешки относятся к игрушкам или представляют собой лишь предмет интерьера, можно однозначно ответить: матрешка – это отличная игрушка для детей!

 Помимо того, что традиционная матрешка сама по себе привлекательна для ребенка и с ней можно играть, как с куклой, она еще и раскладывается, а значит – можно придумать огромное количество вариантов игры с ней.

К какой категории игрушек с точки зрения педагогики относятся матрешки?

Во-первых, матрешка – это игрушка, развивающая первоначальные движения и восприятия.

Она развивает зрительное восприятие и осязание, учит восприятию

форм и цветов, способствует улучшению координации движений.

Простая форма матрешки и экологичность делает ее отличной развивающей игрушкой для самых маленьких детей.

Во-вторых, матрешка относится к игрушкам, способствующим физическому развитию ребенка. Как и другие сборно-разборные игрушки, она тренирует мышцы рук и пальцев, способствует

развитию мелкой моторики.

Кроме того, матрешка – это дидактическая игрушка.

Данный тип игрушек способствует умственному и сенсорному развитию и обучению детей, расширению общего кругозора.

Играя с матрешкой, ребенок решает задачу, которая заключена в самой конструкции игрушки – собрать и разобрать матрешку.

 В процессе игры развивается внимание и память малыша, растет сообразительность и наблюдательность.

История матрешки –

Русской народной игрушки для детей

История деревянной игрушки матрешки туманна, поскольку разные источники описывают ее по-разному.

Большинство публикаций в СМИ и Интернете рассказывают о том,

что первая матрешка была создана в конце XIX века, во время расцвета интереса общества к собственной национальной культуре.

 В московской мастерской «Детское воспитание», созданной специально для сохранения традиций русской народной игрушки, токарь Василий Звездочкин выточил первую разъемную куклу.

Прообразом матрешки, как утверждают источники, является японская фигурка Фукурумы (варианты написания – Фукурими, Фукурама, Фукурокуджу, Фукурокудзю), одного из семи богов удачи, бога мудрости и учености.

http://lovingmama.ru/files/imce/matreshka-fukuruma.jpg

Художник Сергей Малютин, пропагандист «русского стиля», считается автором эскиза, «отцом матрешки», кроме того, именно он и раскрасил получившуюся игрушку.

 Она являла собой круглолицую женщину-крестьянку, одетую в вышитую рубашку и сарафан.

На ней был передник и цветастый платок, а в руках она держала

 черного петуха.

Внутри куклы помещалось еще 7 фигурок:

Три сестренки, одна из которых с серпом, а другая с караваем, братик в расписной рубахе, еще две сестренки и спеленатый младенец – самая маленькая, неразделяемая кукла.

В 1900 году матрешка получила признание на Всемирной выставке в Париже, что привело к росту спроса на эту игрушку

http://lovingmama.ru/files/imce/matreshka-istoriya.jpg

На самом деле, авторство матрешки доподлинно не установлено.

 С одной стороны, исследователи единогласно приписывают его художнику Малютину. Однако токарь Звездочкин в своих воспоминаниях утверждает, что придумал и создал игрушку именно он.

Кроме того, в наследии художника Сергея Малютина действительно отсутствует эскиз матрешки.

Также существует путаница с датой происхождения матрешки. Называют и 1893, и 1896, и 1898 годы.

Сам Звездочкин вообще упоминает 1900 год – но в апреле уже

 состоялась Всемирная выставка, и, возможно, автор допускает

неточность в датировке (мемуары были написаны 50 лет спустя).

Кстати, Звездочкин говорит о создании трех- и шестиместной матрешек, хотя в Музее игрушки в Сергиевом посаде хранится матрешка из 8 элементов, и именно она считается первой.

Что касается японского происхождения матрешки, то и на этот счет

вопрос остается открытым. Действительно, японцы были отличными мастерами токарного дела.

Однако идея разъемных игрушек была традиционной в русском народном промысле, вспомните хотя бы о пасхальных яйцах.

Всем известна и сказка о железном сундуке, внутри которого сидит заяц, а внутри него утка, в утке яйцо – и вот там-то и находится смерть Кощея…

Возможно, именно таков глубинный смысл матрешки: чтобы дойти до истины, необходимо до нее буквально докопаться, сорвав все

покровы-крышечки.

http://lovingmama.ru/files/imce/matreshka-sut.jpg

Первая русская матрешка не имела имени.

Матрешка, по всеобщему мнению исследователей – это сокращенная форма популярного в России имени Матрёна, которое, в свою очередь, имеет латинские корни и переводится как «знатная женщина».

Кроме того, имя матрешки перекликается с древнеиндийским словом «матри», что переводится как «мать». Индуистская мифология описывает матри как женские проявления божественных начал, число матри колебалось от 7 до 16.

Похоже на нашу матрешку, не правда ли?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В гостях у Матрешки. Физкультурное развлечение для детей 3 – 4 лет.

В гостях у Матрешки. Физкультурное развлечение для детей 3 – 4 лет....

Конспект интегрированного занятия по формированию целостной картины мира в старшей группе "В гости к матрешке"

Конспкт направлен на расширение кругозора, формирование целостной картины народного творчества и прикладного искусства.Актуальность - Развитие творческих способностей, воображения, формирования эстети...

В гостях у Матрешки

Физкультурное развлечение...

"В гости к матрешкам"

Открытое занятие по сенсорному развитию во второй ясельной группе....

Проект "В гости к матрешке"

Один из самых известных символов России является – матрешка. Сначала это была детская развивающая игрушка, но со временем она превратилась во всемирный известный сувенир. Матрешку широко использ...

Краткосрочный проект в средней группе по нравственно-патриотическому воспитанию «В гости к Матрешке».

Формирование первоначальных представлений о русских народных промыслах, приобщение к народной культуре России посредством знакомства с русской народной игрушкой – матрёшкой....