Технология позитивной социализации
консультация (старшая группа)
Детство представляет собой особое состояние, сущностью которого является процесс взросления ребенка, вхождение его в социальный мир взрослых, что предусматривает приобретение свойств и качеств человека.
Вхождение в социальный мир происходит непосредственно через взаимодействие ребенка с взрослыми. Это взаимодействие человека и общества обозначается понятием «социализация».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технология позитивной социализации | 43.36 КБ |
Презентация | 1.83 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Автономное Образовательное Учреждение
«Гимназия им. Н.В.Пушкова» Дошкольное отделение №2
Технологии позитивной социализации в условиях ДОУ
Педагоги:
Воспитатель I категории Мурашкина В.П.
Воспитатель высшей категории Голышевой Л.Л.
г.Москва, г.Троицк
январь 2021г.
Слайд 2 «Ввести ребенка в мир человеческих отношений - одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста»
В. А. Сухомлинский.
ФГОС ДО предоставил возможность поиску, открытию инноваций в дошкольном образовательном учреждении, внедрению современных педагогических технологий, а также новых форм сотрудничества с семьями воспитанников.
Детство представляет собой особое состояние, сущностью которого является процесс взросления ребенка, вхождение его в социальный мир взрослых, что предусматривает приобретение свойств и качеств человека.
Вхождение в социальный мир происходит непосредственно через взаимодействие ребенка с взрослыми. Это взаимодействие человека и общества обозначается понятием «социализация».
СЛАЙД 3 Социализация – это жизненное самоопределение человека, самореализация его сил и способностей в соответствии с нуждами общества.
Социализация – процесс формирования человека как личности, ее социального становления, включения личности в системы социальных отношений, усвоения человеком исторически сложившихся знаний и норм поведения, овладение навыками практической деятельности и в результате –включение человека в активную творческую деятельность.
Слайд 4 Одна из главных задач воспитания, которую ставит перед собой любой воспитатель – социализация воспитанников. Процесс этот долгий, длится, наверное, всю жизнь, но у его истоков стоит детский сад. Именно здесь дети учатся дружить, играть, начинают чувствовать себя членами большого детского коллектива, здесь формируются основы патриотических чувств детей. От того, насколько успешно будет решена задача социализации, зависит эффективность самореализации наших малышей в школе и в дальнейшей жизни.
Слайд 5 Особенности социализации в современном мире
- Множественность социальных факторов влияющих на социализацию
(миграция, распад семьи, возрастающее влияние СМИ, изменение гендерных ролей, изменение роли образования и т.д.).
- Взаимонезависимость социальных факторов, формирующих различные образцы социального поведения.
- Ослабление формального и неформального контроля, как фактора
социализации.
Слайд 6 Причины нарастания социальной беспомощности у современных детей
На уровне семьи
- Сокращение числа семей способных демонстрировать позитивные образцы социального поведения
- Стремительные изменения в культуре у родителей
- Ослабление эмоционального контакта между родителями и детьми
- Отсутствие «дворовой» социализации
- Непонимание родителями значимости развития социальных навыков у дошкольников
- Чрезмерная озабоченность родителей интеллектуальным развитием детей
На сегодняшний день разработаны несколько технологий эффективной социализации.
Слайд 7 Среди них «Технологии эффективной социализации детей 3-7 лет», автором которых является
Гришаева Наталья Петровна Старший научный сотрудник ФГБУ Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН
Слайд 8
Основная цель технологии – развитие у дошкольников саморегуляции поведения, освоение ими социальных ролей и нравственных позиций.
Саморегуляция – это процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями и поступками .
Слайд 9 Задачи социального развития детей в ДОУ
(Н.П. Гришаева)
- Развитие коммуникативных навыков жизни в коллективе.
- Обучение навыкам безопасного поведения в потенциально опасных для ребенка ситуациях.
- Развитие умения коллективно трудиться и получать от этого удовольствие.
- Освоение детьми на начальном уровне социальных ролей: я – член коллектива, я – член семьи, я – мальчик или девочка; я – житель того города, где находится ДОУ), я – житель России, я – житель Земли, я – часть Мироздания, через сущностное проживание и самоопределение в этих ролях.
- Развитие способности к принятию собственных решений – на основе уверенности в себе, осознанности нравственного выбора и приобретенного социального опыта, развитых навыков саморегуляции поведения.
Слайд 10 Гришаева выделяет 10 педагогических технологий социализации дошкольников в ДОУ:
- Ежедневный рефлексивный круг
- Клубный час
- Проблемные педагогические ситуации
- Ситуации месяца
- Заключительные праздники по «Ситуациям месяца»
- Дети-волонтеры
- Социальные акции
- Волшебный телефон
- Развивающее общение
- Технология включения родителей
в образовательный процесс
Сегодня хочу поделиться опытом в создании условий для эмоционального комфорта дошкольников своей группы. В своей работе мы используем некоторые из этих технологий.
Слайд 11 ФОТО
Технология Рефлексивный круг позволяет стимулировать речевую активность дошкольников, мыслительные возможности. «Круг» способствует совершенствованию речи как средства общения, помогает детям высказывать предположения, делать простейшие выводы, учит излагать свои мысли понятно для окружающих, развивает самостоятельность суждений. Эта технология способствует сплочению коллектива. Мы проводим утренний и вечерний круг. На утреннем круге создаём положительное эмоциональное состояние детей. Если круг проводится в понедельник, то каждый ребёнок имеет возможность высказаться, как он провёл выходные, чем занимался, что нового увидел, узнал. Обязательно отмечаем, какое сейчас время года, время суток, день недели и число. На вечернем круге вспоминаем, чем занимались на занятиях, какие были ситуации в процессе игры и общения между детьми, подводим итоги дня.
Слайд 12 ФОТО Технология Ситуации месяца.
Во второй младшей группе мы провели досуг «Синичкин день», после которого одна семья нашей воспитанницы принесла очень красивую кормушку. Это навело нас на мысль: а почему бы не провести внутри группы семейный конкурс-смотр «Мы кормушки смастерили – для птиц столовую открыли». Родители откликнулись и вместе с детьми создали и принесли в сад совершенно разные кормушки.
Как и положено, мы провели награждение всех семей, которые приняли участие в этом смотре, грамотами и сладкими подарками.
СЛАЙД 13 В прошлом году мы организовали в группе мини -огород «Луковая грядка Чиполлино» . Дети принесли из дома по одной луковице и с помощью воспитателя высадили их в кадку с грунтом. Ребята опытным путём определили все факторы, которые необходимы для роста лука: солнечный свет и вода.
Сколько же положительных эмоций вызывал каждый новый зелёный пёрышек луковицы! Наше утро начиналось с подсчёта и измерения побегов лука. Дети с удовольствием употребляли их в пищу во время обеда.
Слайд 14 ФОТО
Технология Заключительные праздники по ситуации месяца
позволяет проявить те социальные навыки и жизненный опыт, которые дети приобрели в течение месяца, реализуя свои потребности и способности без утомительных репетиций.
Это наши развлекательные досуги, которые мы проводим в соответствии с определёнными международными или всемирными праздниками или просто памятными датами.
«День матери» мы проводили в группе, по-домашнему, это помогло создать положительно-эмоциональную атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и взаимодействия детей и родителей.
СЛАЙД 15
На праздник «День защитников Отечества» пришли все: и папы, и дедушки, и мамы, и бабушки, поэтому мероприятие проводили в нарядно украшенном спортивном зале. Дети искренне болели за своих пап, когда те участвовали в конкурсах, а также и сами вместе с папами принимали участие в конкурсах. Получился тёплый семейный вечер с шутками, песнями, танцами и конкурсами. Ребята получили возможность расслабиться в конце дня, снять эмоциональное напряжение и с хорошим настроением с родителями уйти домой.
Слайд 16 ФОТО
Технология Социальные акции позволяет объединить педагогов, родителей и детей в единый коллектив, для участия в благотворительных акциях, формируя активную социальную позицию у всех членов сообщества. Может проводиться ежемесячно, может быть связана с тематическим планом или событием текущего месяца.
Наша группа принимает участие в благотворительной акции "Добрые крышечки". Мы рассказали детям, что все пластиковые крышечки необходимо разложить по цветам и отправить на специальный завод для переработки. Завод взвешивает сырьё и переводит денежные средства в специальный благотворительный фонд. Этот фонд помогает детям с особенностями развития, которые воспитываются в приёмных семьях. Участие в такой акции вызывает у детей чувство милосердия, отзывчивости, чувство сопричастности, чувство собственной значимости, уверенности в себе.
Слайд 17 ФОТО
В прошлом году празднование Дня Победы пришлось на период самоизоляции. Мы не могли остаться в стороне и провели такие мероприятия:
- Дистанционный мастер-класс «Вечный огонь» по аппликации в смешанной технике;
- Собрали материал для «Книги памяти», посвящённой участникам и героям ВОВ;
- Записали видеоролик совместно с нашими воспитанниками на песню «Катюша» ;
СЛАЙД 18
- Создали свой «Бессмертный полк» .
Несмотря на самоизоляцию, все эти мероприятия позволили не останавливаться, а продолжать формировать у детей нашей группы представления об истории ВОВ, используя различные виды деятельности;
пробуждать интерес к прошлому нашего народа; показать мужество и героизм людей в ходе ВОВ; учить выражать свои чувства. Осуществить и реализовать данные мероприятия стало возможным благодаря совместной слаженной работе педагогов, детей и родителей. При подготовке материала, родители проводили с детьми тёплые и душевные беседы о героях-участниках военных действий, рассматривали семейные фотографии. Благодаря нашей акции «Бессмертный полк» две мамы нашли своих прадедов на информационных ресурсах «Память народа» и «Подвиг народа» и смогли рассказать о них своим детям. А ребята смогли почувствовать себя частью семьи, частью большого и героического народа.
Слайд 19 Фото
Технология Волшебный телефон, детский «телефон доверия». Данная технология позволит ребенку выражать свои мысли и чувства в процессе общения со сказочными персонажами, ребёнок эмоционально расслабляется, раскрывает свои страхи, а педагог сможет понять, что волнует ребенка и в какой помощи нуждается.
Слайд 20 Фото
Технология Включение родителей в образовательный процесс позволяет реально включить родителей в жизнь детского сада для реализации их потребностей и интересов.
Сегодня благодаря новым технологиям можно легко донести любую информацию до каждого родителя. Родители очень любят получать фото- и видеоотчёты о том, чем занимались их дети на занятиях в течение дня, о том, как прошла прогулка или какое-либо мероприятие.
Родители нашей группы принимают активное участие в жизни нашей группы и сада. Для проекта «Домашние животные» родители нашей воспитанницы сделали основу для макета фермы, а остальные родители вместе со своими детьми создали постройки для макета: дом, будку для собаки, загоны для животных. Детям очень важно чувствовать причастность родителей к событиям в детском саду.
СЛАЙД 21 Для проекта «Моя семья» родители с детьми создали генеалогическое дерево их семьи. Это позволило сформировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширить знания о ближнем окружении, научиться разбираться в родственных связях; воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях. В группе ребята рассказывали о своей семье и о своих родных , осознавая себя частью большой семьи.
СЛАЙД 22 Для проекта «Природа – наш общий дом» родители вместе с детьми создавали гербарии растений. Родители нашей группы активно принимают участие в оформлении и украшении группы к новогодним праздникам.
Слайд 23 Фото из проекта «Природа»
В прошлом году во время самоизоляции мы провели недельный экологический квест. Ежедневно мы отправляли в наш групповой чат задания для детей, которые они выполняли со своими родителями, братьями и сёстрами и высылали нам фото- или видеоотчёт. Мы, в свою очередь, получив отчёт о выполнении задания, каждому ребенку отправляли по одной букве. В результате, в конце квеста ребёнок при помощи родителей мог составить слово из полученных букв. Такой формат проведения занятий способствовал эмоциональному сближению детей с родителями и воспитателями.
Слайд 24
Технология Проблемная педагогическая ситуация - это созданная взрослыми или спонтанно возникшая ситуация.
В своей группе мы провели ППС «Старушка» во второй половине дня. На слайде вы можете увидеть цель и этапы проведения данной технологии.
Роль старушки сыграла воспитатель нашего сада. Дети не знали её, к тому же наша героиня была в маске и в платке. Нельзя допускать, чтобы дети узнали персонажа, тогда ситуация превратится в игровую и поставленные цели не будут достигнуты. Итак, ситуация была следующая: заканчивается полдник, ребята ещё сидят за столами. Я наблюдаю из укромного места. Младший воспитатель занимается уборкой и тоже посматривает на детей.
Бабушка впервые пришла в сад забрать своего внука. Завязывается разговор. Кто-то из детей стал предлагать поискать внука в других соседних группах, кто-то попросил старушку дождаться воспитателя. Мне было очень любопытно наблюдать за детьми со стороны. А одна девочка, прощаясь с бабушкой сказала такие слова: «Пожилым людям надо помогать!»
После ухода бабушки, мы провели рефлексивный круг. Ребята рассказали, что произошло и какие чувства они испытывали в этой ситуации.
Использование подобных ситуаций ставит детей перед выбором - откликнуться на проблемы другого или предпочесть личные интересы, проявить равнодушие.
Слайд 25 Фото спектакль
Технология Дети – волонтеры предполагает систематическое разновозрастное общение между детьми детского сада.
Мы выбрали добровольцев из числа наших воспитанников и решили показать малышам из младшей группы спектакль «Теремок». Ребята впервые по-настоящему начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Ребята осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка, уверенность в себе.
СЛАЙД 26
Преимущества данных технологий в том, что ребёнок учится самостоятельно добывать знания, приобретает эмоционально положительный опыт проживания в различных ролях, эпохах, ситуациях, познавая себя, сверстников, взрослых, родителей!
У родителей возникает интерес к жизни ребёнка, его внутреннему миру, раскрываются собственные творческие возможности.
Воспитатель, работающий по таким технологиям, неизбежно становится творческой личностью. Весь материал, методы, содержание работы педагог определяет самостоятельно. Роль воспитателя в ситуации определяется как организационная. Главные действующие лица ситуации – дети и родители.
Меняется качество общения детей и взрослых, так как оно строится на принципах гуманистической педагогики.
СЛАЙД 27
Представленные технологии социализации дошкольника, позволяют эффективно сформировать и развивать у него саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность – качества, необходимые не только для успешной адаптации и обучения в школе, но и для жизни в современном обществе.
СЛАЙД 28
Позитивная социализация — это умение ребенка взаимодействовать с окружающими людьми, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.
Позитивная социализация основана на получении нового опыта с радостью и удовольствием благодаря положительным подкреплениям, поощрениям, приятным эмоциям.
Технологии позитивной социализации позволяют ребенку расслабиться, снять эмоциональное напряжение, создать позитивный настрой.
СЛАЙД 29 Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
АКТУАЛЬНОСТЬ ФГОС ДО предоставил возможность поиску, открытию инноваций в дошкольном образовательном учреждении, внедрению современных педагогических технологий, а также новых форм сотрудничества с семьями воспитанников. « Ввести ребенка в мир человеческих отношений - одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста » В . Сухомлинский
ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ
ЗАДАЧИ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ДОУ
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ
ПРИЧИНЫ СОЦИАЛЬНОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ
Технологии эффективной социализации Гришаева Наталья Петровна - старший научный сотрудник ФГБУ Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН Н.П. Гришаева считает, что новой задачей дошкольной организации становится организация дружественного социума на территории детского сада для развития социальных навыков у дошкольников.
Цель Технологии эффективной социализации Развитие саморегуляции – одна из центральных линий развития детей (в соответствии с ФГОС ДО «становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий» – одна из задач социально-коммуникативного развития ребенка (п.2.6). Саморегуляция – это процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями и поступками .
Задачи социального развития детей в ДОУ Развитие коммуникативных навыков жизни в коллективе . Обучение навыкам безопасного поведения в потенциально опасных для ребенка ситуациях. Развитие умения коллективно трудиться и получать от этого удовольствие. Освоение детьми на начальном уровне социальных ролей. Развитие способности к принятию собственных решений.
Педагогические технологии социализации дошкольника в ДОУ
Технология Рефлексивный круг
ситуация месяца
ситуация месяца
Заключительные праздники по ситуации месяца
Заключительные праздники по ситуации месяца
Социальные акции Технология позволяет объединить педагогов, родителей и детей в единый коллектив, для участия в благотворительных акциях, формируя активную социальную позицию у всех членов сообщества. Может проводиться ежемесячно, может быть связана с тематическим планом или событием текущего месяца.
Социальные акции
Социальные акции
Волшебный телефон детский «телефон доверия» . Данная технология позволит ребенку выражать свои мысли и чувства, в процессе общения со сказочными персонажами, а педагогу понять, что волнует ребенка и в какой помощи он нуждается
Включение родителей в образовательный процесс
Включение родителей в образовательный процесс
Включение родителей в образовательный процесс
Включение родителей в образовательный процесс
Проблемная педагогическая ситуация Цель проведения каждой ППС – самоопределение детей в эмоционально-напряжённой для них ситуации, в которой необходимо принять собственное решение без участия взрослого, дать оценку своим действиям, извлечь уроки из собственного поведения.
Дети – волонтеры Помогая младшим дошколятам, у детей-волонтеров формируется ощущение «взрослости» , возникает желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности.
ПРЕИМУЩЕСТВА ТЕХНОЛОГИЙ
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Клубный час как эффективная технология позитивной социализации дошкольников
Таким образом, формирование коммуникативной компетенции ребенка дошкольного возраста является актуальной проблемой современной дошкольной педагогики.Для решения этой проблемы мы решил...
Презентация Технологии позитивной социализации старших дошкольников в условиях ДОУ.
Социализация детей - это процесс направленный на вхождение ребёнка в социокультурную среду современного общества, которое требует инициативных молодых людей, способных найти «се...
«Клубный час как эффективная технология позитивной социализации дошкольников»
Одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация ребенка и важнейшая ее часть – развитие коммуникабельности, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми.Потребност...
консультация для воспитателей «Клубный час как эффективная технология позитивной социализации дошкольников»
консультация для воспитателей «Клубный час как эффективная технология позитивной социализации дошкольников»...
Практика "Жизненные навыки для дошкольников. Занятия – путешествия" практика-технология позитивной социализации детей дошкольного возраста
quot;Жизненные навыки для дошкольников. Занятия – путешествия" практика-технология позитивной социализации детей дошкольного возраста...
Технологии позитивной социализации старших дошкольников в условиях ДОУ.
Перзентация "Технология позитивной социализации старших дошкольников в условиях ДОУ"...
ТЕОРИТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ МБДОУ «Системообразующий подход к решению задач внедрения ФГОС ДО: современные технологии позитивной социализации дошкольников».
ТЕОРИТИЧЕСКИЙ СЕМИНАРДЛЯ ПЕДАГОГОВ МБДОУ «Системообразующий подход к решению задач внедрения ФГОС ДО: современные технологии позитивной социализации дошкольников»....