«Волшебница соль»
план-конспект занятия (младшая группа)

Устюгова Юлия Вячеславовна

Конспект занятия с использованием экспериментирования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnitsa_sol.docx21.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия с использованием экспериментирования «Волшебница соль»

Цель: развитие познавательных способностей детей с помощью экспериментирования с солью.

Программное содержание:

1) способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, форме и видах соли;

2) уточнить и закрепить знания детей о соли, её значении в природе, в жизни человека;

3) развивать мышление, любознательность, наблюдательность;

4) развивать умение самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации;

5) развивать интерес к экспериментальной деятельности, творчество;

6) знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования; развивать интерес к экспериментальной деятельности, творчеству; воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Методы и приемы:

- практические: опыты с солью;

- наглядные: презентации, иллюстрации, наблюдение;

- словесные: беседы, рассказы воспитателя, рассказ детей, загадки, объяснение, обсуждение, анализ работы.

Оборудование для педагогасоль, сахар, интерактивная доска, слайды по ознакомлению с солью, указка, баночки с солью и с сахаром; грубая ткань, 10% раствор соли, «Дорожка здоровья»

Оборудование для детей: набор картинок дверей и ключей; клеёнчатые фартуки (белые халаты, оборудование для опыта №1: одноразовые тарелки, одноразовые стаканы с водой, соль, ложки, яйца, влажные салфетки скатерть; оборудование для опыта №2: подносы на каждого ребёнка, соль, скатерть, влажные салфетки; мешочки с солью, медали на каждого ребёнка «Маленькому ученому».

Ход занятия:

Дети сидят на стульчиках. В группу заходит Маша.

Оглядывается.

Маша: -Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Кто я?

Дети: -

Маша: - Вижу узнали. Давайте, теперь встанем в круг, возьмемся за руки и пожелаем добра и здоровья друг другу.

(игра на общение)

 «Ходит солнышко по кругу

  Дарит деточкам свой свет.

   А со светом к нам приходит.

   Дружбы - солнечный привет»

Вот теперь все познакомились и подружились.

Маша: – Ребята, я рада, что вы меня узнали! А Мишку вы здесь не видели? Я попросила его принести для вас одно сыпучее вещество, но он наверно где-то задержался. Давайте пока его нет я вам расскажу о нем.

Симка: - Соль - незаменимый продукт питания, о котором мы мало знаем

-Ребята, а что вы знаете про соль? Какими свойствами она обладает? (Ответы детей).

Соль - полезное ископаемое, природный элемент. В молотом виде она представляет собой мелкие кристаллы белого цвета (показ иллюстрации). Производится соль в разных видах: поваренная, йодированная, морская (показать виды соли)Соль бывает разная: мелкая и крупная. Она белого цвета. Имеет соленый вкус. Не имеет запаха.

Маша: -Ребята, как вы думаете, важна ли соль в жизни человека и почему? (Ответы детей).

Маша: -Да, конечно, соль придает блюдам особый вкус, но не только за вкусовые качества ее употребляет человек. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани.

Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота.

Маша: -Ребята, давайте сделаем с вами пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «Солим капусту».

Мы капусту рубим- рубим,

(размашистые движения руками, как топором)

Мы капусту мнём- мнём,

(мнут капусту)

Мы капусту солим-солим,

(«берут» щепотку соли и «солят»)

Мы капусту жмём-жмём,

(сгибание и разгибание кистей рук) .

В группу забегает Мишка, не здороваясь, сразу быстро подходит к Маше

в руках у него разнос с баночками.

Мишка:- Машенька, прости меня что я так долго задержался. В твоем шкафу так много баночек, к тому же они все одинаковые и вещества в них все сыпучие, и все белого цвета. Так что извини, где в них соль – разбирайтесь сами.

Маша:- Мишка, ты забыл поздороваться с ребятами.

Мишка:-Ой, простите меня, я так спешил. Здравствуйте ребята!

Маша:- Ребята, вы поможете мне в этом разобраться?

Дети:

Маша:- Сегодня мы с вами поговорим о соли как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется?

Дети:- Лаборатория.

Маша:- Чтобы в будущем стать настоящими учеными- исследователями, я предлагаю сначала превратиться в «лаборантов-учёных», и начать проводить опыты с солью

Маша:- Готовы? Тогда отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (шагают по кругу, затем идут до столов)

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество — внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность.

Маша перед нами дверей. Считаем (5). Сколько, дверей мы посчитали? (ответы детей)

Чтобы нам туда попасть, нужно каждому из вас подобрать ключ к двери. А вот и ключи от дверей. Каждый возьмите ключ и откройте нужную вам дверь. (дети подбирают ключи в соответствии с цифрами на двери).

-Молодцы, ребята, вы правильно подобрали ключи к дверям, и они открылись (скрип двери)

Входим в лабораторию. звучит волшебная музыка, дети одевают клеёнчатые фартуки)

Аудиозапись: «Внимание! Аудитория! Говорит лаборатория! Здесь мы дружим с дисциплиной, чтобы лучше думать было. Поздравляю вас с прибытием, делайте свои открытия!

Маша:- Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Садитесь за столы. (дети садятся)

Маша:- Посмотрите внимательно, какого цвета вещества в баночках? (ответы детей)

-А чем отличается? (ответы детей)

- Давайте сравним по запаху? (ответы детей)

-А какие эти вещества на ощупь? (ответы детей)

-А как же нам всё-таки определить, что это? (ответы детей)

Давайте попробуем на вкус.

- Отличается ли соль от сахара по вкусу(ответы детей)

(можно показать карточки рецепторов: глаз, нос,рука, язык)

Сегодня мы с вами будем исследовать соль и поэтому баночку с сахаром отставьте в сторону.

Маша:- Мы опыты начинаем

Интересно здесь бывает

Постарайтесь все понять

Много нужно здесь узнать

Маша:- Итак, начнем наши опыты: возьмите стаканчики с солью, еще раз повторим, есть ли у соли запах? Понюхайте её (без запаха). Какая она на вкус? (соленая). Насыпьте немного соли в тарелочку. Что вы сделали, насыпали или налили? (насыпали). Значит соль какая (сыпучая, рассыпчатая). Возьмите пипетки и капните на соль. Что произошло? (соль впитала воду). А как вы думаете, почему соль не растворилась от воды, а впитала её? (соли много, воды мало) Молодцы. А теперь давайте повторим что мы узнали о соли. (Она сыпучая, рассыпчатая, без запаха, солёная, впитывает не большое количество воды, растворяется в воде и меняет вкус воды. Ребята, а еще соль не заменимый помощник зимой в гололед. А как она помогает мы сейчас и узнаем. Перед вами на блюдцах лежат кусочки льда, посыпьте их солью, послушайте, что происходит (соль начинает трещать). Так соль начинает растапливать лед. Ну а мы с вами, пока отставим блюдца в сторонку и отдохнем. Ходьба по солевой дорожке, как профилактика ОРЗ.

Физминутка

Три медведя шли домой Дети шагают на месте вперевалочку

Папа был большой-большой. Поднять руки над головой, потянуть вверх.

Мама с ним поменьше ростом, Руки на уровне груди.

А сынок — малютка просто. Присесть.

Очень маленький он был, Присев, качаться по-медвежьи.

С погремушками ходил. Встать, руки перед грудью сжаты в кулаки.

Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь. Дети имитируют игру с погремушками.

Педагог приглашает детей в лабораторию, чтобы провести опыты с солью.

(Для начала ребята вспоминают правила поведения в ней) .

Опыт № 1. «Плавающее яйцо».

Опустили сырое яйцо в баночку с пресной водой, оно сразу же опустилось на дно. В другой банке навели крепкий соленый раствор, опустили туда наше яйцо. Оно стало плавать по поверхности.

Вывод: Солёная вода выталкивает предметы на поверхность. Вот какая соль- волшебница»

Опыт № 2. «Соль растворяется в воде».

Для опыта нам понадобится 2 стакана с холодной и с теплой водой, в каждый стакан насыпаем небольшое количество соли, и наблюдаем, что будет происходить.

Дети наблюдают и делают вывод.

Вывод: в холодной воде соль растворяется медленнее, а в теплой быстрее.

Опыт №3. «Солью можно рисовать».

Воспитатель знакомит детей с техникой рисования солью, предлагает нарисовать зимний пейзаж. Симка дает детям аппликацию (на темном фоне наклеены силуэты деревьев) предлагает с помощью клея ПВА и соли нарисовать снег. (показывает) Сначала клеем прорисовываем снег на деревьях (обратить внимание,что снег лежит на каждой веточке и на стволе) на земле. Как только вы закончите рисовать, сразу же хорошенько «посолите» весь лист. Вы увидите, какое чудо сотворит соль с вашим рисунком.

Пока дети рисуют звучит музыка.

Дети рисуют, в завершении - посыпают солью весь лист.

Мишка: - Молодцы, мне очень понравилось, как вы сегодня поработали и поэтому я хочу показать вам один фокус (берет два стакана с одинаковым количеством воды и разводит в первом стакане две ложки соли, а во втором пять (количество соли зависит от объема воды в стаканах) добавляю в стаканы краску (желательно в один темный цвет, а в другой светлый) и аккуратно переливает стакан с малым количеством соли, в стакан с большим количеством соли. Более крутой раствор останется внизу, а слабый раствор останется сверху. Самое главное не перемешать краски.

Мишка :- Ребята, какие вы молодцы! Так много узнали и запомнили о соли, а вот на ощупь сможете узнать нашу волшебницу- соль?

Дидактическая игра «Чудесные мешочки».

Воспитатель предлагает детям из 4 мешочков с разными веществами (соль, песок, синтепон, камешки) на ощупь найти мешочек с солью.

Маша:- На память о нашем занятии я хочу вам подарить сувенир из цветной соли.

Мишка:- За вашу смекалку,старания и стремления к исследованиям я хочу вручить вам медали «Маленькому ученому».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект педагогического мероприятия по познавательно-исследовательской деятельности в группе общеразвивающей направленности детей 6-7 лет на тему: "Волшебница соль"

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку. Реализуя основную общеобразовательную программу МБДОУ «Детский сад «Золотая рыбка», изучая новинки ...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Волшебница соль».

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по познавательно-исследовательской деятельности.Тема: «Волшебница соль». ...

Конспект занятия познавательно-исследовательской деятельностью «Волшебница соль» для детей старшей группы

Программное содержание:·        Расширять представления о соли её свойствах и качествах.·        Формировать способы зрительного и...

Проект "Волшебница - соль"

Тема проекта: «Волшебница - соль» для саршего дошкольного возраста. "Среди всех солей самая главная та,...

НОД "Волшебница-соль"

Конспект непрерывно-образовательной деятельности по познанию.Возрастная группа: старшая.Направление образования и развития (образовательная область): «Художественно-эстетическое развитие», интеграция ...

Интегрированное занятие "Волшебница соль"

Цель: Развитие познавательных способностей детей.Задачи:Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах и видах соли; её значение в природе, в жизни человека.Развивать мышление,...

Волшебница -соль. "Соль и ее свойства"

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. З...