«Волшебница соль»
план-конспект занятия (младшая группа)
Конспект занятия с использованием экспериментирования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnitsa_sol.docx | 21.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия с использованием экспериментирования «Волшебница соль»
Цель: развитие познавательных способностей детей с помощью экспериментирования с солью.
Программное содержание:
1) способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, форме и видах соли;
2) уточнить и закрепить знания детей о соли, её значении в природе, в жизни человека;
3) развивать мышление, любознательность, наблюдательность;
4) развивать умение самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации;
5) развивать интерес к экспериментальной деятельности, творчество;
6) знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования; развивать интерес к экспериментальной деятельности, творчеству; воспитывать аккуратность, самостоятельность.
Методы и приемы:
- практические: опыты с солью;
- наглядные: презентации, иллюстрации, наблюдение;
- словесные: беседы, рассказы воспитателя, рассказ детей, загадки, объяснение, обсуждение, анализ работы.
Оборудование для педагога: соль, сахар, интерактивная доска, слайды по ознакомлению с солью, указка, баночки с солью и с сахаром; грубая ткань, 10% раствор соли, «Дорожка здоровья»
Оборудование для детей: набор картинок дверей и ключей; клеёнчатые фартуки (белые халаты, оборудование для опыта №1: одноразовые тарелки, одноразовые стаканы с водой, соль, ложки, яйца, влажные салфетки скатерть; оборудование для опыта №2: подносы на каждого ребёнка, соль, скатерть, влажные салфетки; мешочки с солью, медали на каждого ребёнка «Маленькому ученому».
Ход занятия:
Дети сидят на стульчиках. В группу заходит Маша.
Оглядывается.
Маша: -Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Кто я?
Дети: -
Маша: - Вижу узнали. Давайте, теперь встанем в круг, возьмемся за руки и пожелаем добра и здоровья друг другу.
(игра на общение)
«Ходит солнышко по кругу
Дарит деточкам свой свет.
А со светом к нам приходит.
Дружбы - солнечный привет»
Вот теперь все познакомились и подружились.
Маша: – Ребята, я рада, что вы меня узнали! А Мишку вы здесь не видели? Я попросила его принести для вас одно сыпучее вещество, но он наверно где-то задержался. Давайте пока его нет я вам расскажу о нем.
Симка: - Соль - незаменимый продукт питания, о котором мы мало знаем
-Ребята, а что вы знаете про соль? Какими свойствами она обладает? (Ответы детей).
Соль - полезное ископаемое, природный элемент. В молотом виде она представляет собой мелкие кристаллы белого цвета (показ иллюстрации). Производится соль в разных видах: поваренная, йодированная, морская (показать виды соли). Соль бывает разная: мелкая и крупная. Она белого цвета. Имеет соленый вкус. Не имеет запаха.
Маша: -Ребята, как вы думаете, важна ли соль в жизни человека и почему? (Ответы детей).
Маша: -Да, конечно, соль придает блюдам особый вкус, но не только за вкусовые качества ее употребляет человек. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани.
Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота.
Маша: -Ребята, давайте сделаем с вами пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «Солим капусту».
Мы капусту рубим- рубим,
(размашистые движения руками, как топором)
Мы капусту мнём- мнём,
(мнут капусту)
Мы капусту солим-солим,
(«берут» щепотку соли и «солят»)
Мы капусту жмём-жмём,
(сгибание и разгибание кистей рук) .
В группу забегает Мишка, не здороваясь, сразу быстро подходит к Маше
в руках у него разнос с баночками.
Мишка:- Машенька, прости меня что я так долго задержался. В твоем шкафу так много баночек, к тому же они все одинаковые и вещества в них все сыпучие, и все белого цвета. Так что извини, где в них соль – разбирайтесь сами.
Маша:- Мишка, ты забыл поздороваться с ребятами.
Мишка:-Ой, простите меня, я так спешил. Здравствуйте ребята!
Маша:- Ребята, вы поможете мне в этом разобраться?
Дети:
Маша:- Сегодня мы с вами поговорим о соли как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется?
Дети:- Лаборатория.
Маша:- Чтобы в будущем стать настоящими учеными- исследователями, я предлагаю сначала превратиться в «лаборантов-учёных», и начать проводить опыты с солью
Маша:- Готовы? Тогда отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (шагают по кругу, затем идут до столов)
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество — внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
Маша перед нами дверей. Считаем (5). Сколько, дверей мы посчитали? (ответы детей)
Чтобы нам туда попасть, нужно каждому из вас подобрать ключ к двери. А вот и ключи от дверей. Каждый возьмите ключ и откройте нужную вам дверь. (дети подбирают ключи в соответствии с цифрами на двери).
-Молодцы, ребята, вы правильно подобрали ключи к дверям, и они открылись (скрип двери)
Входим в лабораторию. звучит волшебная музыка, дети одевают клеёнчатые фартуки)
Аудиозапись: «Внимание! Аудитория! Говорит лаборатория! Здесь мы дружим с дисциплиной, чтобы лучше думать было. Поздравляю вас с прибытием, делайте свои открытия!
Маша:- Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Садитесь за столы. (дети садятся)
Маша:- Посмотрите внимательно, какого цвета вещества в баночках? (ответы детей)
-А чем отличается? (ответы детей)
- Давайте сравним по запаху? (ответы детей)
-А какие эти вещества на ощупь? (ответы детей)
-А как же нам всё-таки определить, что это? (ответы детей)
Давайте попробуем на вкус.
- Отличается ли соль от сахара по вкусу? (ответы детей)
(можно показать карточки рецепторов: глаз, нос,рука, язык)
Сегодня мы с вами будем исследовать соль и поэтому баночку с сахаром отставьте в сторону.
Маша:- Мы опыты начинаем
Интересно здесь бывает
Постарайтесь все понять
Много нужно здесь узнать
Маша:- Итак, начнем наши опыты: возьмите стаканчики с солью, еще раз повторим, есть ли у соли запах? Понюхайте её (без запаха). Какая она на вкус? (соленая). Насыпьте немного соли в тарелочку. Что вы сделали, насыпали или налили? (насыпали). Значит соль какая (сыпучая, рассыпчатая). Возьмите пипетки и капните на соль. Что произошло? (соль впитала воду). А как вы думаете, почему соль не растворилась от воды, а впитала её? (соли много, воды мало) Молодцы. А теперь давайте повторим что мы узнали о соли. (Она сыпучая, рассыпчатая, без запаха, солёная, впитывает не большое количество воды, растворяется в воде и меняет вкус воды. Ребята, а еще соль не заменимый помощник зимой в гололед. А как она помогает мы сейчас и узнаем. Перед вами на блюдцах лежат кусочки льда, посыпьте их солью, послушайте, что происходит (соль начинает трещать). Так соль начинает растапливать лед. Ну а мы с вами, пока отставим блюдца в сторонку и отдохнем. Ходьба по солевой дорожке, как профилактика ОРЗ.
Физминутка
Три медведя шли домой Дети шагают на месте вперевалочку
Папа был большой-большой. Поднять руки над головой, потянуть вверх.
Мама с ним поменьше ростом, Руки на уровне груди.
А сынок — малютка просто. Присесть.
Очень маленький он был, Присев, качаться по-медвежьи.
С погремушками ходил. Встать, руки перед грудью сжаты в кулаки.
Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь. Дети имитируют игру с погремушками.
Педагог приглашает детей в лабораторию, чтобы провести опыты с солью.
(Для начала ребята вспоминают правила поведения в ней) .
Опыт № 1. «Плавающее яйцо».
Опустили сырое яйцо в баночку с пресной водой, оно сразу же опустилось на дно. В другой банке навели крепкий соленый раствор, опустили туда наше яйцо. Оно стало плавать по поверхности.
Вывод: Солёная вода выталкивает предметы на поверхность. Вот какая соль- волшебница»
Опыт № 2. «Соль растворяется в воде».
Для опыта нам понадобится 2 стакана с холодной и с теплой водой, в каждый стакан насыпаем небольшое количество соли, и наблюдаем, что будет происходить.
Дети наблюдают и делают вывод.
Вывод: в холодной воде соль растворяется медленнее, а в теплой быстрее.
Опыт №3. «Солью можно рисовать».
Воспитатель знакомит детей с техникой рисования солью, предлагает нарисовать зимний пейзаж. Симка дает детям аппликацию (на темном фоне наклеены силуэты деревьев) предлагает с помощью клея ПВА и соли нарисовать снег. (показывает) Сначала клеем прорисовываем снег на деревьях (обратить внимание,что снег лежит на каждой веточке и на стволе) на земле. Как только вы закончите рисовать, сразу же хорошенько «посолите» весь лист. Вы увидите, какое чудо сотворит соль с вашим рисунком.
Пока дети рисуют звучит музыка.
Дети рисуют, в завершении - посыпают солью весь лист.
Мишка: - Молодцы, мне очень понравилось, как вы сегодня поработали и поэтому я хочу показать вам один фокус (берет два стакана с одинаковым количеством воды и разводит в первом стакане две ложки соли, а во втором пять (количество соли зависит от объема воды в стаканах) добавляю в стаканы краску (желательно в один темный цвет, а в другой светлый) и аккуратно переливает стакан с малым количеством соли, в стакан с большим количеством соли. Более крутой раствор останется внизу, а слабый раствор останется сверху. Самое главное не перемешать краски.
Мишка :- Ребята, какие вы молодцы! Так много узнали и запомнили о соли, а вот на ощупь сможете узнать нашу волшебницу- соль?
Дидактическая игра «Чудесные мешочки».
Воспитатель предлагает детям из 4 мешочков с разными веществами (соль, песок, синтепон, камешки) на ощупь найти мешочек с солью.
Маша:- На память о нашем занятии я хочу вам подарить сувенир из цветной соли.
Мишка:- За вашу смекалку,старания и стремления к исследованиям я хочу вручить вам медали «Маленькому ученому».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект педагогического мероприятия по познавательно-исследовательской деятельности в группе общеразвивающей направленности детей 6-7 лет на тему: "Волшебница соль"
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку. Реализуя основную общеобразовательную программу МБДОУ «Детский сад «Золотая рыбка», изучая новинки ...
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Волшебница соль».
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по познавательно-исследовательской деятельности.Тема: «Волшебница соль». ...
Конспект занятия познавательно-исследовательской деятельностью «Волшебница соль» для детей старшей группы
Программное содержание:· Расширять представления о соли её свойствах и качествах.· Формировать способы зрительного и...
Проект "Волшебница - соль"
Тема проекта: «Волшебница - соль» для саршего дошкольного возраста. "Среди всех солей самая главная та,...
НОД "Волшебница-соль"
Конспект непрерывно-образовательной деятельности по познанию.Возрастная группа: старшая.Направление образования и развития (образовательная область): «Художественно-эстетическое развитие», интеграция ...
Интегрированное занятие "Волшебница соль"
Цель: Развитие познавательных способностей детей.Задачи:Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах и видах соли; её значение в природе, в жизни человека.Развивать мышление,...
Волшебница -соль. "Соль и ее свойства"
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. З...