Интегрированное занятие "Волшебница соль"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Цель: Развитие познавательных способностей детей.
Задачи:
- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах и видах соли; её значение в природе, в жизни человека.
- Развивать мышление, любознательность, наблюдательность.
- Развивать умение самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации.
- Знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования.
- Воспитывать аккуратность, самостоятельность. чувство коллективизма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Волшебница соль" | 30.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект познавательного занятия
для детей подготовительной группы «Волшебница соль»
Цель: развитие познавательных способностей детей.
Программное содержание:
1) способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах и видах соли; её значении в природе, в жизни человека;
2) развивать мышление, любознательность, наблюдательность;
3) развивать умение самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации;
4) знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования;
5) воспитывать аккуратность, самостоятельность, чувство коллективизма.
Методы и приемы:
- практические: опыты с солью; изобразительная деятельность; физкультминутка
- наглядные: презентации, наблюдение;
- словесные: беседа, рассказ воспитателя, загадки, пословицы, объяснение, обсуждение, вопросы к детям, анализ работы.
Материалы и оборудование:
Раздаточный материал: стаканчики с образцами соли (мелкая – экстра, крупная – каменная, 2 жёлтых подноса, лупа; два стаканчика пластиковых, металлическая ложка, клей, кисть, подставка под кисть, белый поднос, салфетки.
Демонстрационный: стаканчик с образцами соли (мелкая –экстра, крупная – каменная, половина листа картонной бумаги чёрного цвета, лупа; два стаканчика пластиковых, пластиковая ложка, пластиковая бутылочка с водой; пиала. Две свечки, 2 блюдца, две чайных ложки; 2 банки 0,5л, два сырых яйца, салфетки; 2 ёмкости для «Радуги». Ноутбук, презентация на тему «Применение соли, видеофильм «Добыча соли», «Солнышко», звёздочка, 4 разноцветных мешочка с разными веществами (соль, песок, греча, горох)
Словарь: каменная, поваренная, йодированная, минеральное вещество, выпаривание.
ХОД:
Воспитатель. Ребята, предлагаю сделать бодрящую гимнастику и настроиться на работу.
К солнышку потянулись, улыбнулись, лучики взяли, к сердцу прижали и друг другу отдали. (движения в соответствии с текстом)
Поудобнее садитесь,
Не вертитесь, не крутитесь.
Дети, ой, что утром было,
Я же вам сказать забыла —
Только в садик я зашла,
Ко мне Звёздочка пришла (показываю Звёздочку),
Говорит, мне чудо гостья: «Сегодня всем вам предстоит
Немножечко ученым быть. В лабораторию пойдете,
И чудо-опыт проведете с одним волшебным веществом
Сейчас узнаете о нем».
Воспитатель загадывает загадку:
Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадет – испытаешь боль.
Вы, конечно, догадались. (это соль)
Положим слово на ладошки. Сколько слогов? (1) Почему? (потому что 1гласный звук в слове)
Дидактическая игра «Чудесные мешочки».
- Поиграем в игру «Чудесные мешочки». В этих мешочках находятся разные вещества. Вам необходимо определить наощупь, в каком из этих мешочков находится соль.
Воспитатель предлагает детям из 4 мешочков с разными веществами (соль, горох, гречка, песок).
- А ещё, ребята, хочу предложить вам отгадать загадку: из воды родится, а воды боится. (соль) Правильно, это соль. А скажите, пожалуйста, почему в загадке говорится, что соль из воды родится? /Ответы детей.
- Я приглашаю вас посмотреть фильм о том, откуда же берётся соль. (Воспитатель демонстрирует фильм «Добыча соли»)
-Вывод: откуда же, ребята, берётся соль? (Ответы детей: соль добывают из солёных морей и озёр)
Первую часть загадки мы разгадали, чтобы проверить вторую часть загадки, я приглашаю вас пройти в нашу мини-лабораторию.
Просьба, в целях чистоты эксперимента и вашей безопасности - действовать строго по моей инструкции.
Исследование: на тарелочках №1 и №2 лежат образцы солей. Рассмотрите их с помощью лупы и сравните. Что общего? Чем отличаются? (Образец соли №1 – поваренная соль крупная, состоит из маленьких кристалликов, цвет тёмно-белый;
соль №2- йодированная. Почему так называется? В ней есть йод. Она мелкая, имеет белый цвет, частицы соли напоминают песчинки;
Соль не имеет запаха, солёная на вкус, сыпучая).
Опыт № 1.Соль хрустит.
Возьмите соль под №1 и надавите на неё ложкой. Что мы слышим? (мы слышим хрустящие звуки). С чем можно сравнить? (с ходьбой по снегу в морозный день)
Вывод: Соль, как и снег, состоит из кристаллов, поэтому при надавливании ложкой на соль, её кристаллики трутся друг о друга, и мы слышим хруст.
Опыт №2. Соль растворяется в воде.
В стаканчиках налито немного воды. В стаканчик №1 положите чайную ложку соли №1, в стаканчик №2 положите соль под №2. Тщательно размешайте. В каком стаканчике соль исчезла быстрее? (ответы детей). А почему?(Ответы детей)
Вывод: В стаканчике под №2 соль исчезла быстрее, так как она мелкая.
- Ребята, а как вы думаете, куда исчезла соль? (она растворилась в воде).
- А как можно проверить, что соль не исчезла, а растворилась? (Ответы детей: попробовать на вкус)
Опыт № 3 Выпаривание.
-Для следующего опыта я возьму две свечи, зажгу их. Затем на одну чайную ложку наберу обыкновенной воды, а на другую – солёной воды. Теперь я буду нагревать их. Как вы думаете, для чего я это делаю? /Ответы детей/ Что должно произойти? /Ответы детей/. Что происходит с водой? /Ответы детей/. Чем отличаются ложки после выпаривания воды? /Ответы детей/. Почему? /Ответы детей/.
Вывод: этот опыт ещё раз доказывает, что соль в воде не исчезла, а растворилась в ней. Растворив соль в воде, её можно получить вновь, выпаривая солёную воду
Опыт № 4 Плавающее яйцо.
- Приглашаю ко мне подойти двум детям. Вот каждому из вас емкость с водой, попробуйте её и скажите, какая она? /Ответы детей/. Теперь один из вас положит в банку 3 столовых ложки соли, размешает её. Теперь какая стала вода? /Ответы детей/. Возьмите аккуратно по одному сырому яйцу и опустите их каждый в свою банку. Что с ними произошло? /Ответы детей/. Как вы думаете, почему? /Ответы детей/.
Вывод: солёная вода помогает держаться предметам на поверхности (так как плотность солёной воды выше, чем плотность простой воды)
Вспомнить море.
Воспитатель: -Ребята, как вы думаете, важна ли соль в жизни человека и почему? (Ответы детей).
- В старину соль очень ценили, поэтому в народе сложили о ней пословицы и поговорки: Какие вы знаете?
Без соли не вкусно, без хлеба не сытно. Без соли и хлеба не естся. Без соли и стол кривой. Без соли, без хлеба -худа беседа.
Пуд соли вместе съесть. Соль всему голова. Без соли и жито трава. Без соли - хлеб не еда.
Без соли, без хлеба-половина обеда. Не солоно хлебавши. Соли нет, так и слова нет. Хлеб да соль и обед пошел
Хлеб-соль кушал, а нас не послушал.
Надо пуд соли вместе съесть, чтобы друга узнать.
- К соли относились уважительно. Отсюда народная примета: рассыпал соль– к ссоре.
(Дети убирают стаканчики на подносы, воспитатель предлагает презентацию на тему «Применение соли»).
--В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу. Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания. Она необходима для усиления вкусовых качеств пищи.
-В консервировании овощей: соль в жизни людей была важным продуктом. Без соли многие продукты безвкусны. Заурядный огурец, умело посоленный на зиму, становится деликатесом, поэтому соль применяется при засолке овощей, так как соль сохраняет продукты длительное время.
-На улице: для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.
-В медицине: полоскание горла, промывают нос, раны солёным раствором. Соль убивает микробы. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани.
- В косметологии: ускорить рост волос может массаж с солеными крупинками, укрепить ногти. С его помощью улучшается кровообращение в коже головы, волосяные луковицы получают больше питания и, волосы, начинают быстрее расти.
Воспитатель: - Ребята, хочу вам сказать, что соль и вредна для человека. Есть доказательства ученых, что человеку необходима в день всего 1 чайная ложка соли. Про чипсы.
Животные. Растения. В чем же ее вред?
- Соль может быть использована в рисовании. Давайте подготовим наши пальчики.
Проводится пальчиковая гимнастика «Дружба»
- Дружат в нашей группе (сжимание-разжимание пальцев)
девочки и мальчики (пальцы рук соединяются в "замок")
- Мы с тобой подружим (шевеление пальцами)
маленькие пальчики (ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук)
- Раз, два, три, четыре, пять (поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев
- Начинай считать опять. (хлопки)
- Раз, два, три, четыре, пять. (поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев
- Мы закончили считать (руки вниз, встряхнуть кистями)
Предлагаю нарисовать зимнее дерево с помощью клея и соли. (Для облегчения работы контур дерева уже готов).
«Зимнее дерево» — нетрадиционное рисование солью на бумаге
Звучит спокойная музыка.
* Изображаем рисунок с помощью клея ПВА на альбомном листе (у детей изображены простым карандашом разные деревья) * Аккуратно засыпаем контур рисунка солью;
-Пусть подсохнут ваши работы.
* Переворачиваем лист бумаги на белый поднос, чтобы убрать лишнюю соль;
(Работы вывешиваем на мольберт).
Мы пришли в зимний лес
Сколько здесь вокруг чудес.
Справа - березка в шубе стоит
Слева - елка на нас глядит.
- Ну, а звёздочка будет освещать ваши деревья, чтобы зимним лесом полюбовались и другие ребята.
- В следующий раз мы будем делать цветную соль..
-А у меня есть для вас ещё один сюрприз.
(Дети встают вокруг круглого столика с желтой коробочкой.)
-Как только вы ответите на вопрос, потяните на себя ленточку.
Вопросы:
- какая бывает соль (морская, поваренная, йодированная)
- какая соль на вкус? (солёная)
- на что похожа? (на кристаллики)
- растворяется ли соль в воде? (да)
- может ли быть соль цветной?
- чем можно окрасить соль? (цветными мелками, гуашью, пищевыми красителями)
- если она сыпется, какая она? (сыпучая)
- откуда берётся соль? (соль добывают из солёных морей и озёр)
- почему в солёной воде яйцо не утонуло? (солёная вода помогает держаться предметам на поверхности (так как плотность солёной воды выше, чем плотность простой воды)
- где применяют соль? (в приготовлении пищи, в консервировании овощей, на улице: для безопасности людей, в медицине, в косметологии)
Воспитатель: Что у нас получилось?
Дети: Солнышко!
Воспитатель: Сегодня мы с вами получили столько знаний, сколько лучей у этого солнышка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного музыкального занятия в старшей группе «В гостях у До-ми-соль-ки»
Конспект интегрированного музыкального занятия в старшей группе «В гостях у До-ми-соль-ки»...
Конспект открытой интегрированной ОД по познавательному развитию (экспериментирование) на тему: «Волшебница соль» (подготовительная группа).
Конспект занятия "Волшебница соль"...
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по аппликации и рисованию солью в средней группе.
Интегрированная образовательная деятельность по нетрадиционному рисованию солью в средней группе...
Интегрированная образовательная деятельность "На Кубань вас приглашаем, хлебом - солью угощаем"
Изучение особенностей родного края позволит нынешним дошколятам расширить свой кругозор и с любовью относиться ко всему, что их окружает....
Конспект интегрированного занятия по экспериментированию с мукой и солью, лепка из соленого теста «Вот какой колобок»
Занятие по познавательно му развитию с элементами экспериментирования с детьми старшей группы.В игровой и доступной форме дети исследуют качество муки и соли, сравнивают результаты своих исследований,...
Конспект интегрированного открытого занятия опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебница соль»
Цель: Систематизировать представление детей о соли и её свойствах....