Семинар - практикум для педагогов на тему: «Развитие фонематического слуха и формирование правильного произношения звуков у детей с тяжелыми нарушениями через игры с мячом»
материал (подготовительная группа)
Цел Цель семинара - практикума: представление опыта работы по развитию фонематического слуха и закреплению правильного произношения звуков у детей с тяжелыми нарушениями через игры с мячом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_s_myachom.docx | 22.19 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТАЦИИ Г.ШАРЫПОВО
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 3 «Чебурашка» общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по социально – личностному направлению развития детей»
Семинар - практикум для педагогов на тему:
«Развитие фонематического слуха и формирование правильного произношения
звуков у детей с тяжелыми нарушениями через игры с мячом»
Составили:
Катасонова Ольга Викторовна, воспитатель высшей квалификационной категории,
Ханахмедова Роза Михайловна, воспитатель высшей квалификационной категории
Цель семинара - практикума: представление опыта работы по развитию фонематического слуха и закреплению правильного произношения звуков у детей с тяжелыми нарушениями через игры с мячом.
Задачи:
- познакомить участников практикума с играми на развитие фонематического слуха и закрепление правильного произношения звуков;
- сформировать у участников практикума мотивацию на использование данных игр с мячом в работе с детьми с ТНР.
Ведущий: Наш практикум будет состоять из двух частей. В первой части мы познакомим вас с играми по данной теме. Во второй практической части вам нужно будет поработать в группах и предложить свои игры.
Прежде чем приступить к обсуждению темы, проведем разминку. Назовите свое имя и подберите прилагательное, которое характеризует вас положительной стороны, но одно условие - прилагательное должно начинаться с первого звука вашего имени.
Ведущий: На протяжении нескольких лет мы работаем с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Это особая категория детей, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Речевые нарушения могут затрагивать различные компоненты речи: звукопроизношение (снижение внятности речи, дефекты звуков), фонематический слух (недостаточное овладение звуковым составом слова), лексико-грамматический строй (бедность словарного запаса, неумение согласовывать слова в предложении).
Любое речевое нарушение в той или иной степени может отразиться на развитии личности ребенка. Дети с речевыми недостатками, осознав данный факт, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Сами по себе речевые нарушения не исчезают. Нужна систематическая работа в данном направлении.
Работу по развитию фонематического слуха и формирования правильного звукопроизношения проводим совместно с учителем – логопедом.
Учитывая, что в группе появились дети, у которых речь отсутствует, учитель – логопед стала использовать специальную методику Т.Н. Новиковой - Иванцовой. Данная методика основана на онтогенетическом принципе развития речи, который состоит из таких важных этапов гуление (распевание гласных звуков), лепет (повторения слогов, сочетающих гласные и согласные звуки), простые слова и короткие фразы. В процессе восстановления речевого развития она учит ребенка пропевать гласные, сочетания гласных первого ряда, затем слоги (сочетание согласного и гласных), а потом результат закрепляет с помощью двухсложных слов и фраз. Пение способствует развитию у детей дыхания, голоса, четкого произношения звуков, слоговых сочетаний; вырабатывается правильные слоговое и логическое ударения, ритмичность речи.
Мы, воспитатели, со своей стороны работу на закрепление правильного звукопроизношения звуков и развитие фонематических процессов проводим через игры с мячом, с которыми вас и познакомим. Почему выбрали мяч? Игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению! Мяч - прекрасный инструмент для развития у детей общей и мелкой моторики, скорости реакции, закрепления правильного произношения звуков и умения ориентироваться в пространстве, мяч улучшает настроение, создает благоприятный эмоциональный фон на занятиях.
Игра «Мяч отбиваю, звук называю»
Цель игры: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепления знания гласных звуков.
Ход игры: воспитатель просит детей отбить мяч, если среди названных гласных звуков, услышат звук «О». Поймав мяч, дети должны повторить этот звук.
Игра «Поющие звуки»
Цель: закрепление короткого и длительного произношения гласных звуков; развитие фонематического восприятия.
Ход игры: Дети распределяются парами и садятся напротив друг друга. У каждой пары мяч. Воспитатель пропевает гласный звук. Ребенок плавно повторяет этот звук и прокатывает мяч партнеру, партнер делает ответный ход.
Игра «По мячу стучу, звук назвать хочу»
Цель: развитие фонематического восприятия, закрепление четкого произношения гласных звуков.
Ход игры: Дети и воспитатель садятся в круг. У каждого мяч зажат между коленями. Воспитатель произносит гласные звуки, отстукивая кулаком по мячу, и просит повторить звуки индивидуально одного из детей. Звуки отрабатываются сначала изолированно, а потом произносятся сочетания звуков.
Например: О У А И
ОО УУ АА ИИ
ОУА ИЭО УИО
Игра «Поем с мячом»
Цель: развитием длительного, плавного выдоха, закрепление произношения гласных звуков.
Ход игры: Игру можно проводить сидя на полу или за столами, дети сидят парами напротив руг друга. Воспитатель предлагает пропеть гласный звук, обращая внимание на его плавность и протяжность, одновременно прокатывая мяч своему партеру.
Игра «Громко – тихо»
Цель: развитие фонематического восприятия, закрепление гласных звуков, работа над дикцией.
Ход игры: игра проводится на полу или за столом. Ребенку предлагается прокатить мяч вверх по горке, вниз по горке или по мостику. По мере движения руки, если вверх - то сила голоса увеличивается, если вниз – уменьшается. При прокатывании мяча по мостику сила голоса не меняется.
Игра «Мяч поймай, слово называй»
Цель: развитие быстроты реакции и фонематического слуха.
Ход игры: Дети встают по кругу. У воспитателя в руках мяч. Она бросает мяч ребенку и называет гласный звук. Поймав мяч, ребенок должен быстро придумать слово на заданный звук и передать мяч другому игроку. Дети, не повторяясь, должны как можно больше придумать слов на заданный звук.
Игра «Вопрос – ответ»
Цель: Развитие фонематического слуха, воображения.
Ход игры: воспитатель предлагает ребенку закрепить определенный звук, например «О», задавая ребенку вопросы. Ребенок должен придумать ответ который начинается с заданного звука.
Например: Как тебя зовут?- Оля
Откуда ты приехала? – из Оренбурга
Какие цветы там растут?- одуванчики
Какие рыбы водятся? – окуни
Что ты везешь в подарок? - овощи
Игра «Мяч передавай, слово называй»
Цель: Развитие фонематического слуха, активизация словаря.
Ход игры: Дети находятся в кругу. У воспитателя в руках мяч. Он называет слово и передает мяч ребенку по часовой стрелке. Ребенок должен придумать слово на последний звук. Например: карандаш – шапка - арбуз – заяц – цыпленок – колесо – оса и т.д.
Игра «Мой слог – твое слово»
Цель: закреплять умение слова, используя заданный слог.
Ход игры: В круг воспитатель бросает мяч ребенку и называет первый слог. Ребенок должен поймать мяч и придумать слово с заданным слогом.
Например: СА- хар, СА- молет
ША- ра, ША – лаш
РА- дуга, РО – зы
Игра «Лови да бросай, слово новое узнай»
Цель: развитие фонематического слуха, внимания
Ход игры: Воспитатель и дети встают в круг. Воспитатель кидает мяч ребенку, называя слово. ребенку необходимо поймать мяч и заменить один звук на другой Например: рак – лак, уши – усы, кот – кит и т.п.
Игра «Слово составляй и мяч бросай»
Цель: учить детей составлять слово из заданных звуков.
Ход игры: Воспитатель называет звуки задуманного слова и бросает мяч ребенку. Ребенок составляет слово и кидает мяч педагогу. Например: о -д -м (дом), р –а -к (рак), т- и –к (кит) и т.д.
Игра «Мяч отбиваю - слово разделяю»
Цель: развивать внимание, умение делить слово на слоги.
Ход игры: Педагог кидает мяч ребенку и называет слово. Ребенок, поймав мяч, должен отбить его об пол, столько раз сколько слогов в слове.
Практическая часть для педагогов
Предлагаем разделиться на 4группы по слову «игра». Педагоги, встав в круг, произносят по порядку по одному звуку каждый из слова «игра». Образуются 4 группы «И», «Г», «Р», «А».
Практическая часть. Придумать в группе 3-4 игры с мячом и продемонстрировать их коллегам.
Заключение. Таким образом, игры с мячом дают только положительный результат: способствуют развитию у детей правильного звукопроизношения, развитию фонематического слуха, развивают общую и мелкую моторику, умение ориентироваться в пространстве, повышают эмоциональный тонус и побуждают ребенка к общению. Мы надеемся, что данные игры вы будет использовать в работе с детьми с ТНР.
Творческих вам успехов, коллеги!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум с родителями "Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного произношения"
Цель:Познакомить с приемами коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения....
Практикум для родителей по теме: "Формирование активного словарного запаса детей с тяжелыми нарушениями речи в домашних условиях"
Конспект раскрывает цели, задачи, ход практикума: теоретическую часть, характеризующую особенности словарного запаса детей с нарушениями речи и опирающуюся на адаптированную образовательную прог...
Семинар-практикум для родителей "Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного звукопроизношения"
Семинар-практикум для родителей "Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного звукопроизношения"...
Семинар - практикум для воспитателей. Тема: Развитие музыкальности у детей старшего дошкольного возраста через актуализацию авторских дидактических игр.
Семинар - практикум для воспитателей. Тема: Развитие музыкальности у детей старшего дошкольного возраста через актуализацию авторских дидактических игр....
Презентация. Семинар - практикум для воспитателей "Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного произношения звуков."
Повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросе формирования звуковой культуры речи у дошкольников с помощью артикуляционной гимнастики, закрепление и совершенствова...
Семинар-практикум для родителей «Артикуляционная гимнастика, как основа формирования правильного звукопроизношения.
Цель: Обучить родителей игровым способам развития артикуляционного аппарата детей и повысить уровень компетентности, а также формировать умение осознанной, адекватной, результативной помощи детям...
Семинар-практикум для воспитателей. "Артикуляционная гимнастика - эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста"
1.Уточнить с педагогами название органов артикуляции (рот, верхние и нижние губы, верхние и нижние зубы, язык, кончик языка, нёбо, бугорки за верхними зубами); 2. Обучить основным движениям...