"МУЗЫКА - ЭНЕРГИЯ УМА"
консультация
В статье говорится о важности воздействия классической музыки на развитие интелекта дошкольника вцелом. И о том,что интегрируясь во все образовательные области, музыка оказывает огромное влияние на весь организм ребенка, его гармонизацию. Использование всей совокупности названных форм приобщения дошкольников к музыкальному искусству, в конечном счете, ведет к полноценному телесному, душевному и духовному благополучию, способствуя развитию гармоничной личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka_-_energiya_uma.docx | 21.72 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыка — энергия ума
Музыка – неотъемлемая часть жизни любого человека, она является незаменимым другом в любой ситуации, успокаивает нервы и создает оптимистическое настроение. Знаете ли вы, что музыка — это источник энергии для ума?
В своей книге «Эффект Моцарта» Д.Д. Кемпбел пишет, что «…музыка возвышается над всеми слоями населения независимо от доходов, социальной принадлежности и образования. Музыка говорит с каждым — не только с человеком, но и с животным, растением». Музыка Моцарта усиливает мозговую активность и повышает интеллектуальный уровень – выяснили ученые США и Болгарии независимо друг от друга. Стандартные «IQ-тесты» фиксируют реальное повышение интеллекта у людей после прослушивания именно музыки Моцарта. Музыка «возбуждает» творческие области мозга и наполняет их энергией, помогает в чтении, концентрации внимания и улучшении памяти. Многочисленные исследования подтвердили, что классическая музыка не только создает чувство психологического комфорта, но и способствует развитию внимания, интеллекта и творческих способностей, помогает раскрытию внутреннего потенциала ребенка в раннем возрасте.
В начале 1950-х годов французский специалист в области изучения слуха Альфред Томатис сделал поразительное открытие: ухо предназначено не только для того, чтобы слышать, но и чтобы питать энергией разум и тело. Клетки мозга работают как маленькие батарейки-аккумуляторы, которые заряжаются с помощью энергии звуков. Музыка питает мозг и улучшает интеллект. Доктору А.Томатису опытным путем удалось установить, что человеческий организм в большинстве случаев «откликается» на музыку, подстраиваясь под ее темп, что сказывается на частоте пульса и дыхания, кровообращении, работе внутренних органов и желез секреции. Поэтому спокойное классическое произведение способно погрузить ребенка в состояние, близкое к медитации, во время которого его организм начинает работать в замедленном режиме. А.Томатис использовал музыку для стимуляции слуховых нейронов с целью коррекции речи и способности к коммуникации у детей. Человеческое ухо воспринимает звуки в диапазоне 16-20 000 Гц. А.Томатис установил, что звуки высокочастотные (выше 3000 Гц) воздействуют на мыслительные функции, память, воображение. Среднечастотный диапазон - стимулирует сердечную деятельность, дыхание, эмоциональный фон. Низкочастотные звуки воздействуют на физическое движение.
Учёные из США выяснили, что определенная музыка помогает в обучении: чтении, концентрации внимания и улучшении памяти. Некоторые исследователи считают, что, например, музыка Моцарта оказывает положительное влияние на процессы мышления. По исследованиям того же А.Томатиса, тональный звуковой ряд у Моцарта близок к тембральным окраскам человеческого голоса. Кроме того, в своих сочинениях композитор использовал плавные переходы от «forte» (громко) к «piano» (тихо), совпадающие с биоритмами в полушариях головного мозга. Особо хорошие результаты были отмечены у детей дошкольного возраста. То есть под специальную фоновую музыку легче учить и запоминать материалы. Музыка Моцарта оказывает также благоприятное воздействие при нервных расстройствах, повышенной возбудимости, склонности к истерикам и капризам у детей. Если проводить сеансы музыкотерапии ежедневно по 20-30 минут, то уже через 7-10 дней ребенок начнет вести себя более взвешенно и адекватно. Колоссальное положительное воздействие музыки на развитие творческих способностей, способностей к учебе, на оздоровление и исцеление стало широко признанным. «Музыка Моцарта способна "разогревать мозги", — предположил Гордон Шоу, физик-теоретик и один из исследователей,— Мы предполагаем, что сложная музыка возбуждает столь же сложные нервные модели, которые связаны с высшими формами умственной деятельности, такими как математика и шахматы».
Какую же роль музыка играет в воспитании, в личностном развитии детей?
Учеными уже доказано, что мозг ребенка в дородовый период жизни обладает безграничными возможностями. Но уже к рождению часть нейронов головного мозга просто атрофируется и отмирает за ненадобностью. Но, если развивать, обучать и воспитывать детей до рождения, то мозг сохраняет свои функции и наделяет таких детей уникальными способностями. С помощью музыки, маминого голоса, специальных упражнений происходит сохранение и развитие возможностей мозга ребёнка ещё до его рождения, стимулируется его двигательная активность. Сегодня ученые соглашаются с тем, что ухо — самый первый орган, который формируется у эмбриона.
Человеческое ухо воспринимает звуки в диапазоне 16-20 000 Гц. А.Томатис установил, что звуки высокочастотные (выше 3000 Гц) воздействуют на мыслительные функции, память, воображение. Среднечастотный диапазон - стимулирует сердечную деятельность, дыхание, эмоциональный фон. Низкочастотные звуки воздействуют на физическое движение. Причем воздействие может быть как положительным, так и отрицательным. Ханс Дженни вывел теорию, согласно которой ухо стало тем ключевым органом, которое сыграло основную роль в эволюции человека от первобытного до современного.
В.А.Сухомлинский писал: «Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков, песню жаворонка в бездонном летнем небе и шорох снежинок, - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».
Ребёнок – это чистый лист. Взрослые закладывают фундамент будущего ребёнка. От них зависит, насколько правильно будет развиваться малыш.
Приобщение детей дошкольного возраста к миру музыки оказывает воздействие на формирование ценностного отношения к искусству и окружающей действительности, способствует личностному развитию. Музыка обладает широким диапазоном воспитательного воздействия на детскую личность. Детские музыкальные впечатления способствуют развитию эмоциональных центров мозга, активизируя умственную деятельность, что важно для интеллектуального развития дошкольника. Музыкальное воспитание оказывает огромное влияние на развитие мыслительных способностей, образного мышления, развития речевых и коммуникативных навыков, эстетического отношения к жизни и искусству, которое характеризуется эмоциональной отзывчивостью, развитым восприятием, оценочным отношением, творческой деятельностью.
Каждый вид музыкальной деятельности выполняет свое специфическое назначение и поэтому все они применяются в дошкольном детстве: певческая деятельность способствует гармоничному развитию психических процессов и свойств личности, развитию речи за счет расширения словаря, развивает познавательную деятельность, эмоциональную отзывчивость, умственные способности, необходимые для научного, математического мышления, способствует формированию правильной осанки, развивает коммуникативные навыки; знакомство детей с нотной грамотой развивает математические способности; музыкально-ритмические движения совершенствуют пластику, развивают музыкальный слух и чувство ритма, воспитывают эстетическое чувство, творческую фантазию и воображение.
Интегрируя во все образовательные области, музыка оказывает огромное влияние на весь организм ребенка, его гармонизацию. Использование всей совокупности названных форм приобщения дошкольников к музыкальному искусству, в конечном счете, ведет к полноценному телесному, душевному и духовному благополучию, способствуя развитию гармоничной личности.
В качестве важнейшего условия гармонического развития личности JI.C. Выготский назвал единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка. Музыкальное воспитание — уникальное средство формирования этого единства, поскольку оно оказывает огромное влияние не только на эмоциональное, но и на познавательное развитие ребенка, ибо музыка несет в себе не только эмоции, но и огромный мир идей, мыслей, образов.
Становлению музыкальной культуры детей дошкольного возраста придаётся огромное значение в современных педагогических технологиях. Формировать и развивать у детей устойчивый познавательный интерес к музыкальным занятиям, поддерживать творческий процесс и создание положительной эмоциональной обстановки, помогает использование современного оборудования. Именно ИКТ успешно решает данную проблему. Их использование позволяет эффективней развивать все виды восприятия у детей: зрительного, слухового, чувственного, помогает задействовать на занятии все виды памяти: зрительную, слуховую, образную и др.
Как писал В.А.Сухомлинский: «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребёнком собственную красоту, маленький человек осознаёт своё достоинство, развивает духовные силы ребёнка, его творческую активность. Жизнь детей без музыки невозможна, как невозможна без игры и без сказки».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
занятие "Что такое энергия?"
Объясняем детям- что такое энергия и откуда она берётся!...
Программа "Энергия жизни" воспитательно-образовательной деятельности по ресурсо- и энергосбережению (старший дошкольный возраст)
Данную программу педагоги дошкольных учреждений и родители детей дошкольного возраста могут использовать при воспитании у детей культуры ресурсо- и энергосбережения. Предлагаемый материал поможет сфор...
АКЦИЯ "ВМЕСТЕ СБЕРЕЖЁМ ЭНЕРГИЮ"
С целью улучшения экологической обстановки и воспитания зкологической культуры, в нашем городе было предложено принять участие в экологической акции "Вместе сбережём энергию". Не смот...
Занятие-беседа ” Что мы должны знать об источниках энергии”.
Занятие-беседа ” Что мы должны знать об источниках энергии”....
КОНСТРУКТ непосредственно-образовательной деятельности образовательная область «Познавательное развитие» с использованием технологии ТРИЗ (системный оператор) «Где прячется энергия?» или «В поисках энергии»
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение - детский сад №17 комбинированного вида « Земляничка» ...
Статья "Управление энергией человеческого организма с помощью музыки"
Музыка - это поток энергии. Он управляет нашими эмоциями, разумом, настроением. Музыка - это сила, которую можно употребить как во благо, так и во зло....
Формирование знаний видов энергии "Энергия бывает разная"
Формирование знаний видов энергии "Энергия бывает разная"...