Статья "Управление энергией человеческого организма с помощью музыки"
статья по музыке (средняя группа)

Никонова Елена Анатольевна

Музыка - это поток энергии. Он управляет нашими эмоциями, разумом, настроением. Музыка - это сила, которую можно употребить как во благо, так и во зло. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovezberezhenie.docx26.64 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов по здоровьесбережению

«Управление положительной энергией человеческого организма с помощью здоровьесберегающих технологий в ДОУ»

                                                                                           

Цель: ощущение естественного человеческого состояния радости жизни.

            Задачи:

 познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, положительно  воздействующих на эмоциональную сферу детей и взрослых;

научить применять здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательном процессе;

                             

             Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровью малышей, их эмоциональному состоянию. Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Здоровьесберегающие образовательные технологий обеспечивают ребенку возможность сохранения здоровья, формируют необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, учат использовать полученные знания в повседневной жизни.  Важно понимать, что здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (ВОЗ). Здоровье, как предмет здоровьесберегающих технологий, предусматривает: здоровье физическое, здоровье психическое, здоровье социальное, здоровье нравственное. Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит:

  •  улучшение памяти, внимания, мышления;
  • повышение способности к произвольному контролю;
  • улучшение общего эмоционального состояния;
  • повышается работоспособность, уверенность в себе;
  • стимулируются двигательные функции;
  • снижает утомляемость;
  • развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;
  • стимулируется речевая функция;

Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:

Стимулирования здоровья: динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующие.

Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурные занятия, ритмика, биологическая обратная связь (БОС), проблемно-игровые, коммуникативные игры, пальчиковые игры, беседы из серии «Здоровье», точечный самомассаж.

Коррекционные технологии: технологии развития эмоцоинально-волевой сферы, коррекция поведения, психогимнастика, арт-терапия, артикуляционная гимнастика, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, танцевально – ритмические паузы.

 Цветотерапия: это одно из самых перспективных методов лечения и оздоровления. Цвет служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального развития детей.

Красный обеспечивает здоровье, физическую силу, выносливость, устойчивость, уверенность в себе повышает внутреннюю энергию, способствует активизации кроветворения, нормализации кровообращения и обмена веществ.

Оранжевый повышает уровень нейроэндокринной регуляции, помогает победить усталость, хандру, депрессию, неуверенность, тревогу и страх.

Желтый как символ солнца, снимает напряжения и даёт надежду.

Зеленый способствует ритмичной работе сердца, отдыху глаз, оказывает умеренное противовоспалительное и противоаллергическое действие. К тому же он помогает при кашле. успокаивает,, благоприятно влияет на работу щитовидной железы.

Синий помогает при бессоннице, снимает страхи, вызывает ощущение комфорта и покоя, снимает напряжение, снижает артериальное давление, успокаивает дыхание.

Фиолетовый действует мягко, стимулирующе. Дает силу при энергетическом истощении, не дает места депрессии, пессимизму и бессилию.

Музыкотерапия:  позитивный и перспективный метод оздоровления и лечения. Каждый человек с рождения привык слышать музыку. У каждого есть любимый стиль, жанр, исполнитель. Мы знаем, что роль музыки в нашей жизни велика, влияет на наше настроение, успокаивает, расслабляет или наоборот заряжает энергией, облегчает психическую и биологическую боль, снимает стресс, борется с депрессией, беспокойством, ускоряет выздоровление и даже снижает риск развития старческого безумия. Музыка – невербальная информация, воздействует на правое полушарие, но как только к мелодии добавляются слова, начинается влияние на левую часть органа. Таким образом,  песня активизирует обе  полусферы. Кстати, ученые обнаружили, на  височную долю мозга, так называемую кору головного мозга, может влиять не только услышанная мелодия. Но и воображаемая т. е. пение про себя и личное творчество. В ходе научных наблюдений ученые определили, что музыкотерапия помогает пациентам восстанавливаться после тяжелых черепно-мозговых травм. Под музыку хочется двигаться. Поэтому пение, движения, музыка в комплексе оказывает на человека очень благоприятное воздействие. Влияние мануальных (ручных) действий, дыхания под музыку, пения на улучшение настроения, на развитие мозга человека были известны еще во 2 веке до нашей эры в Китае. Китайские специалисты утверждали, что игры, движения с участием рук, ног, пальцев, типа нашей «Сороки-Белобоки», помимо того, что помогают поддерживать мозговые системы в превосходном состоянии, еще и хорошо воздействуют на центральную нервную систему человека, на эмоциональное благополучие. Отечественные физиологи, психологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В. М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук на расслаблении в сочетании с пением, с движением,  с музыкой снимают умственную усталость,  негативное напряжение,  улучшают произношение многих звуков, развивают речь, улучшают настроение человека. А известный педагог В. А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках пальцев». И наши предки наверняка о чем-то таком догадывались. Ведь хорошо знакомые нам «Сорока-Ворона». «Ладушки», и им подобные народные песенки, игры,  нечто иное, как  оздоравливающий  и тонизирующий массаж. В Китае была создана целостная система оздоравливающей методики, направленная на достижения оздоровления и сохранения здоровья.  Цигун, так называется эта система, ци – энергия, гун – управление энергией человеческого организма с помощью упражнений и дыхания.  Ученые утверждают, что наши пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук, на человеческом теле расположено множество точек, массируя которые можно даже воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. Так массаж большого пальца – повышает функциональную активность головного мозга, указательного – положительно воздействует на состояние желудка,  среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце. Цигун включает в себя гимнастику, упражнения и медитативные практики. В основе понятия Цигун лежит идея о существовании особой энергии Ци, которая живет в каждом человеке. В простом объяснении – это искусство применения энергии Ци, позволяющее поддерживать духовное и физическое здоровье,  продлевать жизнь, поднимать настроение, лечить различные заболевания, также применяется в боевых видах искусства. Наше естественное природное состояние видеть, ощущать, чувствовать всю красоту окружающего мира, испытывать радость от жизни. Мы знаем, что всеми функциями организма управляет мозг. Наш мозг испытывает наслаждение только от 2 видов деятельности – еда и зрелища. Все остальное для мозга работа. Под воздействием современных технологий, скорости в  которой мы живем, вирусов, окружающей среды мозг быстро устает, расслабляться ему не позволяет современный стиль жизни, эти упражнения отлично улучшают настроение,  дают расслабление,  восстанавливают эмоциональный баланс. На основе моих собственных наблюдений упражнения отлично помогают быстрее пережить негативный эмоциональный всплеск, при депрессии, плохом настроении, будят позитивную энергию, избавляют от бессоницы,  дают хорошее самочувствие и поднимают настроение. Если сюда подключить музыку, которая нравиться,  мозг будет нам очень благодарен. Ли Холден –  американский мастер, адаптировал китайцскую методику Цигун для европейцев, на ютубе все доступно и понятно, очень хороший перевод. Оказалось, на основе этой методики наши ученые во главе с профессором И.П. Неумывакиным разработали специальный комплекс упражнений для космонавтов, находясь долго  в закрытом пространстве, испытывая отрицательные  эмоции, с помощью этих упражнений могли быстрее пережить негативный стресс, отпустить обиды, поднять настроение. Для того что бы лучше запомнить и для занятий с детьми я использовала старую гимнастику для малышей «Медвежата» подработав ее упражнениями Цигун, аккомпанемент мой.

 Встанем врассыпную! Настроимся на работу! Закрыли глаза, расслабились, ноги чуть согнуты в коленях и носки немного развернуты к телу. Потрите ладони, почувствуйте тепло! Открываем глаза, улыбаемся. Превращаемся в добрых и веселых медвежат.

              Медвежата.

Медвежата в чаще жили, головой своей крутили.

Вот так, вот так, вот так, вот так.

И вот так и вот так, а еще вот так, вот так.

А потом они играли, и друг друга обнимали.

Вот так – 4 раза

И вот так и вот так, а еще вот так, вот так.

А затем опять играли, дружно дерево качали.

Вот так – 4 раза.

И вот так,  вот так, вот так, а еще вот так, вот так.

А потом они плясали, и друг другу улыбались.

Вот так, вот так и еще вот так, вот так.

Вот так, вот так и еще вот так , вот так.

А сейчас на лыжах дружно пробежаться вместе нужно.

Вот так – 4 раза.

И вот так и вот так, а  еще вот так, вот так.

А потом еще плясали, и все лапы танцевали.

Вот так, вот так, и вот так, вот так, вот так.

И вот так и вот так, а еще вот так, вот так.

Главное после стресса, постараться переключить мозг на любую  деятельность,  какая  нравиться, постараться вспомнить ощущения момента жизни, во время которого вы испытывали счастье, прилив радости.

Релаксация - умение расслабиться,  помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, других просто расслабляет и успокаивает.

Музыкотерапия способна изменить душевное и физическое состояние человека. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет, расслабляет и поднимает настроение, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыка действует избирательно: в зависимости от характера произведения,  от оранжировки, от инструмента на котором исполняется. Например, скрипка и фортепиано успокаивают нервную систему, а флейта оказывает расслабляющее действие, оркестровое звучание может как успокоить, так и задать праздничное настроение.

Прослушание « Розовый вальс любви» Е. Дога, « Река судьбы» Сакис Рувас.

Таким образом, применение в работе здоровьесберегающих технологий улучшает самочувствие, повышает результативность образовательного процесса, формирует  ценностные ориентации сохранения и укрепления здоровья,  формирует стойкую мотивацию к творчеству и здоровому образу жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация на конкурс "Я исследователь", тема: "Топливо для человеческого организма. Что это такое?"

Данная презентация была представлена на всероссийский конкурс "Я - исследователь". Тема раскрывает значение питания для человека. В ходе исследовательской деятельности дети выясняют, какие продукты по...

Статья "Ознакомление дошкольников с человеческим организмом".

Усвоение ребенком - дошкольником знаний о человеческом организме будет способствовать лучшему самопознанию. Эти знания помогут ребенку осмыслить собственное существование среди других людей, осознать ...

Воздействие музыки на человеческий организм.

Консультация для родителей и воспитателей...

Формирование у дошкольников элементарных знаний о строении и функционировании человеческого организма, как одной из составляющих культуры здоровья.

Статья знакомит с методами формирования у дошкольников элементарных знаний о строении и функционировании человеческого организма, как одной из составляющих культуры здоровья....

Информационно-консультативный стенд родительского уголка в подготовительной группе по теме «Внутреннее строение человеческого организма».

Информация для родителей на год по теме "Внутреннее строение человеческого организма".(подготовительная группа)....

Методическая разработка « Формирование у старших дошкольников элементарных представлений о человеческом организме и воспитание ценностного отношения к себе и другим через проектную деятельность».

Основной целью работы является: разработка содержания и системы работы по формированию у старших дошкольников элементарных представлений о человеческом организме и воспитанию ценностного отношения к с...