Мастер - класс для педагогов детского сада. "Игра на музыкальных инструментах".
материал
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Мастер - класс для педагогов детского сада.
Игра на музыкальных инструментах".
Цель: Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами, применяемыми на музыкальных занятиях при обучении дошкольников игре на музыкальных инструментах.
Задачи:
- овладение способами звукоизвлечения на детских музыкальных инструментах;
- повышение уровня профессиональной компетентности педагогов,
-создание мотивации на системное использование игры на музыкальных инструментах в практике.
Ход мастер-класса.
Музыкальный руководитель: Игра на детских музыкальных инструментах – одна из самых доступных и развивающих форм музицирования в детском саду. Игра на детских музыкальных инструментах:
- развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук;
- способствует развитию музыкальных способностей : мелодического слуха, чувства ритма, фантазии и творческого воображения;
- способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, целеустремлённость, усидчивость;
- развивает память и формирует умение концентрировать внимание.
Когда ребёнок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление и аналитические способности.
Занятия в оркестре дают позитивные результаты всем без исключения детям независимо от того, насколько быстро ребёнок продвигается в своём музыкальном развитии, так как игра в оркестре - прекрасное средство не только индивидуального развития, но и творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.
Благодаря музицированию у детей улучшается качество пения; улучшаются музыкально-ритмические движения; формируется личность будущего музыканта и слушателя; дети учатся понимать и любить музыку.
Все детские музыкальные игрушки и инструменты можно сгруппировать по видам.
IБеззвучные музыкальные игрушки – инструменты. Такие игрушки помогают детям создать игровые ситуации. Например: балалайка, гитара, скрипка с неиграющими струнами; пианино с немой клавиатурой, баянчики с мехами. Эти инструменты используются для создания игровой ситуации, для развития моторики пальцев при имитации игры на них.
- Ударные музыкальные игрушки – инструменты.
- Игрушки – инструменты со звуком неопределенной высоты: ложки; бубны, барабаны; трещотки, треугольники; маракасы, бубенцы, коробочка и т. Д.
- Игрушки – инструменты, издающие звук только одной высоты: свирели; свистульки, дудочки.
- Игрушки с фиксированной мелодией: музыкальные шкатулки. Используются для детей раннего возраста с целью привлечения их внимания к мелодическому звучанию и развитию слухового внимания.
- Игрушки – инструменты с диатоническим или хроматическим звукорядом: металлофон, ксилофон; пианино, рояль, баян, аккордеон.
В детском саду чаще всего мы используем ударные музыкальные инструменты - это ложки, трещотки, треугольники, бубенцы, колокольчики, маракасы, барабаны.
Игра на музыкальных инструментах используется довольно широко: в театральной деятельности, в выступлениях на праздниках, а так же в разных видах музыкальной деятельности (в пении, в слушании музыки, в музыкально- ритмических движениях).
На первоначальном этапе знакомства с каким – либо музыкальным инструментом, я сначала показываю ребятам сам инструмент (или как вариант иллюстрацию с этим инструментом), даю послушать фонограмму со звучанием этого инструмента (или сама играю на нем). Когда дети познакомились уже со многими инструментами, как итог можно провести игры для выявления результатов знаний. Это такие игры, как: «Угадай – кА», «Мы загадки отгадаем, на инструментах поиграем», игра «Оркестр».
Игра «Угадай-ка».
Эта игра для детей любой возрастной группы. Для каждого возраста необходимо использовать знакомые и соответствующие возрасту детей инструменты. За маленькой ширмой музыкальный руководитель прячет музыкальные инструменты. По очереди играет на них, дети угадывают по звучанию данный музыкальный инструмент.
Игра «Мы загадки отгадаем, на инструментах поиграем».
На мольберте выкладываются картинки с изображениями музыкальных инструментов. Педагог загадывает загадку о музыкальном инструменте. Ребёнок, который отгадывает загадку, подходит к мольберту, находит картинку с соответствующим изображением инструмента и показывает всем. Остальные дети имитируют игру на этом инструменте. Картинку ребёнок может держать у себя в руках. По окончании отгадывания загадок, можно подвести итог и выявить детей, которые больше всех угадали загадок.
Варианты загадок:
- Две весёлые подружки пляшут на его макушке.
Сам пустой, а голос густой. Дробь отбивает, шагать нам помогает. (барабан)
- Он – деревянный инструмент, зазвучит в один момент.
Его струнам подпевай-ка, заиграла … (балалайка)
- Быстро кнопки нажимай, веселее запевай.
Растяни меха немножко, и сыграй нам на … (гармошке)
- В руки ты его возьми и немножко потряси.
Тонкий голосочек подаст нам звонкий … (колокольчик)
- В руки их скорей бери, веселей на них стучи.
Поиграй еще немножко, на расписных красивых … (ложках)
- Приложи к губам её, да еще подуй в неё.
Губки сделай трубочкой, и сыграй на … (дудочке)
«Игра в оркестр».
Эта игра для детей старшего дошкольного возраста.
1 вариант игры. По кругу расставить стулья. На каждом из стульев лежат разные музыкальные инструменты. Для игры хорошо использовать двухчастную музыку. На первую часть музыки дети поскоками (или легко бегом) двигаются вокруг стульев. С окончанием музыки берут в руки инструмент со стула, около которого остановились. На вторую часть музыки дети играют каждый на своем инструменте.
2 вариант игры. В четырех кругах разложены инструменты по количеству детей (в первом – ложки, во втором – трещетки, в третьем – колокольчики, в четвёртом – маракасы). Игра проводится под двухчастную музыку. На первую часть музыки дети играют на музыкальных инструментах в своих кругах, затем кладут инструменты на пол. На вторую часть (спокойную) – дети переходят к другому кругу с инструментами. Таким образом, меняясь, дети сыграют на всех предложенных им инструментах.
А сейчас я хочу Вам предложить озвучить осенний рассказ. Вступление каждого инструмента буду подсказывать взглядом и жестом.
Рассказ «Осенняя пора».
Вот и наступила осень. Катюшу разбудили не очень яркие солнечные лучи.
- металлофон (красная, оранжевая, синяя пластины).
Ура - обрадовалась Катя – можно идти гулять!
- ксилофон (поочерёдно играть 5,6 пластины).
Катя вышла во двор и залезла на горку.
- ксилофон (лесенка вверх).
Она скатилась с горки
- ксилофон ("глиссандо" вниз).
И упала.
- барабан.
Вдруг подул сильный ветер
- маракас.
Он нагнал низкие, тяжелые тучи.
- бубен.
На землю начали падать капли осеннего дождя.
- треугольник.
Сначала медленно и робко
- играют медленно, затем, все быстрее и быстрее (ускоряют темп).
И вот, пошел сильный дождь
- колокольчики.
Катя бросилась бежать
- ксилофон (играть поочерёдно 5,6 пластины).
Но дождик был не долгим, снова выглянуло осеннее солнышко.
- металлофон (глиссандо вверх, вниз).
Катя увидела воробья и побежала за ним.
ксилофон (играть поочерёдно 5,6 пластины).
Воробей сел на веточку березы.
- треугольники.
Мама очень любит красивые букеты – подумала Катюша, и она собрала целый букет из осенних листьев.
- Маракас.
Катя побежала домой к маме.
- ксилофон (поочерёдно играть 5,6 пластины).
И подарила ей осенний букет.
- бубен.
Мама обрадовалась осеннему букету и поставила его в вазу.
- Треугольники.
Музыкальный руководитель: Звуки в музыке бывают долгие и короткие. Чередование долгих и коротких звуков называют ритмом. Короткий звук условно принято обозначать слогом «ти», долгий – слогом «ТА». Предлагаю сейчас поиграть в ритмическую игру, состоящую из различных ритмических формул.
Ритмическая игра под музыку «Полька» (хлопаем различные ритмы – И. Каплунова семинар).
Музыкальный руководитель: В этом году мы с нашим педагогическим коллективом выступали на конкурсе педагогического мастерства в номинации «Инструментальное творчество» с номером под названием «Деревенские наигрыши» и заняли 3 место. Предлагаем вашему вниманию этот замечательный номер.
Оркестр «Деревенские наигрыши».
Вопросы для рефлексии:
- Как вы чувствовали себя в позиции обучающихся?
- Какие в связи с этим открытия, выводы для себя вы сделали?
- Возник ли у вас интерес к использованию элементарного музицирования детей в самостоятельной деятельности детей?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка мастер-класса «Обучение детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах».
Привлекая воспитателя к работе с детьми, необходимо в первую очередь подготовить его самого....
Мастер-класс для педагогов "Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях"
Цель: Демонстрация методов и приёмов формирования здорового образа жизни посредством организации интегрированных форм музыкальной деятельности....
Мастер-класс для родителей и детей по изготовлению музыкальных инструментов.
Мастер-класс для родителей и детей по изготовлению музыкальных инструментов из бросового материала для шумового оркестра и использование их в сказках - шумелках.Цель:- Расширять представление родителе...
Мастер-класс для педагогов детского сада " Изготовление шумовых инструментов из подручного материала"
В мастер-классе используетя материал-изготовление шумовых инструментов из подручного материала. Так же рассказано как можно инсценировать сказку- шумелку из изготовленных шумовых инструментов....
Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные приемы в развитии музыкальных способностей детей в рамках ФГОС»
Цель: Отработка творческих методов и приемов в развитии музыкальных способностей у дошкольников....
Мастер-класс для родителей и детей по изготовлению музыкальных инструментов
Мастер-класс для родителей и детей по изготовлению музыкальных инструментов...
Конкурсное задание. Мастер - класс для педагогов детского сада "STEAM-лаборатория – детская территория успеха"
laquo;Фестиваль педагогического мастерства – 2022»номинация "Лучший воспитатель"Мастер - класс«STEAM-лаборатория – детская территория успеха»Наши дети ле...