Родительское собрание "Развиваем речь детей в старшей группе"
учебно-методический материал (старшая группа)

Проскурина Инесса Анатольевна

Конспект родительского собрания для детей старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_roditelskogo_sobraniya.docx39.4 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания в старшей группе

 

Тема: « Развиваем речь детей в старшей группе»

 

Цель: Выработать совместно с родителями конструктивные способы и средства взаимодействия дошкольников с окружающими людьми в соответствии с их потребностями.

Задачи:

1.      Расширить знания родителей о речевых особенностях детей 6-го года жизни;

2.      Формировать знания родителей о значении развития правильной речи детей;

3.      Побуждать родителей, помогать ребёнку устанавливать взаимоотношения со сверстниками и младшими детьми.

4.      Ориентировать родителей на ценность домашнего чтения.

Предварительная работа:

Оформить группу пословицам о языке, памятку на каждого родителя «Как читать детям». Оформить выставку литературы по развитию речи детей.

План:

1.Организационный момент.

2.Сообщения воспитателя: «Развитие речи шестилетнего ребенка.

   Развитие интонационной выразительности.

   Художественное слово в воспитании дошкольника»

3.Практикум.

4. Памятка: «Как читать детям»

5.Итог. Обмен мнениями.

Ход собрания:

На мольберте обозначена тема собрания. Родителей приглашают в группу. Группа оформлена пословицами и поговорками о речи и языке:

Язык до Киева доведет. 
 В добрый час молвить, а в худой промолчать.
 Мал язык, да всем телом владеет.
 Выстрелив, пулю не поймаешь, а слово сказав, не схватишь.
 Кто говорит, тот сеет.

 С тобою разговорится, что мёду напиться.
 Слово не стрела ,а сердце сквозит .
 Без языка и колокол нем.
 Не пройми копьём, а пройми языком.
 Язык без костей работает на хозяина и на гостей. 
 Язык впереди ног бежит.

Организационный момент:

Воспитатель предлагает родителям стать в два круга друг против друга парами. Один круг двигается вправо, а другой влево. Двигаясь в противоположенные направления, родители здороваются рукопожатиями с напротив стоящими, говоря: «Здравствуйте, я рад(а) вас видеть.», называя своё имя. Поприветствовав друг друга, предлагается речевая игра «Комплименты», которая поможет снять напряжение и создать обстановку раскованности среди присутствующих

Уважаемые родители!

Мы рады вам. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Сегодня нам предстоит разговор  о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека-речи.

Значение речи в жизни людей огромно. Речь - это орудие мышления, показатель общего культурного уровня развития человека. Таким образом, речь это визитная карточка человека. Есть люди, которых можно полюбить с первого взгляда и разлюбить после первого услышанного от него слова. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе развития ребенка с рождения и до конца жизни и служит показателем его общего развития.  

     Развитие речи в дошкольном возрасте - основа, фундамент для ребёнка. Уже не вызывает сомнений, что в период от рождения до 7 лет в малыше закладываются основы для дальнейшей жизни, которые он будет использовать постоянно. И если запас опыта мал, то у ребёнка накапливается дефицит, который будет мешать ему развиваться в современном мире. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим его миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами. Неясная речь ребёнка затрудняет его общение и накладывает на характер ребёнка много комплексов, которые будут нуждаться во внимании специалистов, таких как логопед, дефектолог, психолог и других. У ребёнка с не развитой речью падает любознательность, чем особенно характерен дошкольный возраст!

 В наше время развития информационной техники, развитие речи актуально. Дети умеют пользоваться этой техникой, проявлять же своё речевое творчество – нет. Легче скачать в Интернете, чем показать свой словесный потенциал. Мало дети посещают библиотеки, читают книги, рассматривают иллюстрации и рассказывают об этом. Свой личный опыт впечатлений, ощущений не могут описать хотя бы в 2-3 фразах. Встречные вопросы, они же наводящие ставят в тупик даже родителей. Элементарное описание увиденного вызывает недоумение: зачем? Живое общение, обмен впечатлениями переходит в краткий сленг или общение в чате, смс по телефону. Вот почему так необходимо, прежде всего, живое общение с ребёнком и грамотно построенное обучение родной речи.  

     В старшем дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие речи. Словарь ребенка увеличивается от двух сотен до нескольких тысяч слов. Совершенствуется в том числе,  звуковая сторона речи. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи.

Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством.  

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

 И чтобы понять, чем же мы занимаемся с детьми, мы приглашаем вас в небольшое путешествие, в которое мы отправимся на поезде.

Воспитатель: - И так, отправляемся в путешествие на поезде" отправляемся в путь.

Ну вот мы и приехали на первую станцию, которая называется 

«Станция слов» На этой станции дети обогащают свой словарный запас (узнают новые и интересные слова), так же упражняются (подбирают к существительным прилагательные, а к прилагательным существительные)

Игра «Подбери прилагательные к существительным» (игра с мячом).

(Я говорю существительное, вы прилагательное)

Яблоко- какое оно- вкусное, румяное, сладкое, кислое и т.д.

Снег- какой он- пушистый, белый, холодный и т.д.)

Вода- какая она- прозрачная, чистая, холодная, голубая, мутная и т.д.

Солнце-какое оно - яркое, желтое, теплое, круглое и т.д

А так же на этой станции дети учатся подбирать слова с противоположными значениями.

Игра «Противоположности», «Антонимы».

Детям раздаются карточки. Н: длинный- короткий, и дети должны найти свою противоположную пару.

Какие вы молодцы. На какой мы сейчас станции были? "Станция слов", правильно, а сейчас отправляемся дальше, на следующую станцию, которая называется

«Станция звуков». Садимся в поезд со словами "чух- чух-чух", поехали на следующую станцию. На этой станции дети учатся правильно и отчетливо произносить все звуки.

Давайте мы поучимся и поиграем в игру "Назови слово со звуком М" (корзина, мешки с песком)

Ой, какие вы молодцы! А так же дети учатся определять место звука в слове ( начало, середина, конец)

Игра «Определи звук [д] в слове» Если вы услышите слово со звуком "д" вы хлопаете, затем определяем, где был звук.         

дом- [д]- в начале слова , дятел- [д]- в начале слова дедушка- [д]- в начале и в середине слова деревня- [д]- в начале слова тетрадь- [д]- в конце слова смородина- [д]- в середине слова  виноград- [д]- в конце слова

- Ребята, вы такие умнички, в какой мы были стране? (стране Звуков).

- Что мы делали? Но нам нужно дальше продолжать наше путешествие. Садимся в поезд и со- словами «чух-чух-чух»     отправляемся в путь.

Добро пожаловать на следующую станцию, которая называется

«Станция грамматики».

В этой стране дети учатся связывать слова в предложения, закреплять правильное произношение слов. Знакомятся с разными способами образования слов. Давайте и мы с вами познакомимся и поиграем в игру.

Игра «где живут продукты?»

(у каждого продукта есть свой домик угадай название домика)

Сахар- (ница), хлеб- (ница), масло- (ница), соль- (онка) -маеяо, перец, чай, кофе, салат, конфеты.

А также учатся образовывать однокоренные слова, т.е. похожие друг с другом, Н: медведь- медвежата.

Давайте и мы поучимся с вами придумывать слова похожие друг на друга.

Игра «Продолжи цепочку»

Чай- чайник - чайничек.

Кофе - кофейник - кофейничек

Нож, ковш, таз, кувшин

Молодцы, ребята. Также дети на этой станции учатся составлять сложные и простые предложения.

Игра «Составь предложения из набора слов»

Молодцы, ребята, хорошо потрудились на этой станции, которая как называется? "Станция грамматики". Что мы делали на этой станции? Ну, а нам нужно отправляться дальше на последнюю станцию, которая называется 

«Сказки- рассказки». 

Добро пожаловать на следующую станцию, которая называется "Сказки - рассказки". На этой станции дети учатся беседовать, высказывать свое мнение, учатся пересказывать небольшие сказки, рассказы. И мы давайте с вами попробуем рассказать и обыграть сказки.

Игра «Расскажи и обыграй сказку»

(родители делятся на 2 команды, каждой команде выдается картинка сказки, они должны рассказать и обыграть сказку)

 Вы такие вы молодцы!. Как вы интересно рассказали и обыграли сказку. Вам понравилось? (Ответы родителей)

Молодцы. Это была наша последняя станция, которая как называется? (Сказки-рассказки)

- Вы со всеми заданиями справились. Познакомились с тем, как развивается речь детей в старшей группе.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в старшей группе. Тема: « Развитие речи детей в старшей группе»

Задачи:1.     Расширить знания родителей о речевых особенностях детей 6-го года жизни;2.     Формировать знания родителей о значении развития правильной речи де...

Конспект родительского клуба по интересам Тема: «Развитие речи детей в старшей группе»

Значение речи в жизни людей огромно. Речь - это орудие мышления, показатель общего культурного уровня развития человека. Таким образом, речь это визитная карточка человека. Есть люди, которых можно по...

Родительское собрание "Развиваем речь детей в старшей группе"

1. Расширить знания родителей о речевых особенностях детей 6-го года жизни;2. Формировать знания родителей о значении развития правильной речи детей;3. Побуждать родителей, помогать ребёнку уста...

Родительское собрание «Развиваем речь детей в старшей группе»

1. Расширить знания родителей о речевых особенностях детей 6-го года жизни;2. Формировать знания родителей о значении развития правильной речи детей;3. Побуждать родителей, помогать ребёнку уста...

Родительское собрание «Развиваем речь детей в старшей группе»

1. Расширить знания родителей о речевых особенностях детей 6-го года жизни;2. Формировать знания родителей о значении развития правильной речи детей;3. Побуждать родителей, помогать ребёнку уста...