ПРОЕКТ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ "ЮНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ"
проект по развитию речи (средняя группа)
Актуальность:
В последние десятилетия наблюдается снижение интереса к книге, как у взрослых, так и у детей, следствием чего является снижение личностной культуры детей раннего и дошкольного возраста. С появлением телевидения и компьютера поток информации с небывалой силой обрушился на человека. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги. Их литературный опыт ограничивается рассказами из «Азбуки» и хрестоматий, а впоследствии - попытками освоить произведения школьной программы в сокращенном варианте.
В связи с этим, воспитатели дошкольного образовательного учреждения озабочены тем, каким образом педагогически правильно развивать творческое начало в восприятии книги, обогащать духовный и культурный уровень воспитанников. В общей системе личностного развития подрастающего поколения вопрос об особенностях восприятия книги детьми на этапе раннего возраста является один из актуальных в психологии, педагогике сегодня.
Проблема:
Ослабевающий интерес к художественной литературе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_knigi_srednyaya.docx | 33.7 КБ |
Предварительный просмотр:
План проекта «Юные Читатели» в средней группе
Подготовили воспитатели:
Лазушина Мария Федоровна
Чечко Ирина Евгеньевна
Актуальность:
В последние десятилетия наблюдается снижение интереса к книге, как у взрослых, так и у детей, следствием чего является снижение личностной культуры детей раннего и дошкольного возраста. С появлением телевидения и компьютера поток информации с небывалой силой обрушился на человека. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги. Их литературный опыт ограничивается рассказами из «Азбуки» и хрестоматий, а впоследствии - попытками освоить произведения школьной программы в сокращенном варианте.
В связи с этим, воспитатели дошкольного образовательного учреждения озабочены тем, каким образом педагогически правильно развивать творческое начало в восприятии книги, обогащать духовный и культурный уровень воспитанников. В общей системе личностного развития подрастающего поколения вопрос об особенностях восприятия книги детьми на этапе раннего возраста является один из актуальных в психологии, педагогике сегодня.
Проблема:
Ослабевающий интерес к художественной литературе.
Гипотеза:
Книга помогает овладеть речью - ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений. Частое чтение детям раннего возраста литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению ребенком окружающего мира, учат его понимать и любить прекрасное, закладывают основы нравственности.
Тип проекта: познавательно-творческий
Продолжительность: долгосрочный
Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста, воспитатели группы, родители воспитанников.
Цель проекта:
Способствовать формированию устойчивого интереса дошкольников к книге, художественной литературе через создание единой системы работы между ДОУ, библиотекой и семьей.
Задачи проекта:
- Закреплять знания детей о книге, книжной иллюстрации;
- познакомить с библиотекой как центром хранения книг, созданных писателями и поэтами;
- повысить эффективность работы по приобщению дошкольников к книге через взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей; зарождению традиции семейного чтения;
- повысить педагогическую культуру родителей по проблеме приобщения дошкольников к книге;
- воспитать бережное отношение дошкольников к книге как результату труда многих людей;
- способствовать развитию речи, памяти, внимания.
Ожидаемые результаты по проекту
- Для детей:
Повышение интереса детей к чтению и художественной литературе.
Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, связной речи детей.
Повышение уровня развития речи детей.
- Для воспитателя:
Улучшение работы по взаимодействию с родителями.
- Для родителей:
Активное участие родителей в жизни детского сада.
Положительное отношение родителей в совместной деятельности с педагогами.
Возрождение чтения в кругу семьи.
Этапы реализации проекта с целями и задачами:
- Подготовительный этап:
- Изучение методической литературы о работе по воспитанию у детей интереса к книге.
- Начальный мониторинг по ОО «Чтение художественной литературы» ПРИЛ. 1.
- Разработка перспективного плана к проекту.
- Информирование родителей о текущем проекте с последующим привлечение к совместной работе.
- Практический этап:
- Реализация проекта согласно плану
- Заключительный этап
- Контрольный мониторинг по ОО «Чтение художественной литературы»
- Подведение итогов работы в рамках проектной деятельности (отчет)
Перспективный план работы в рамках проектной деятельности на 2021-2022 уч.год | ||
Период | Содержание совместной деятельности детей и педагога | Содержание работы педагога с родителями |
сентябрь |
Цели: познакомить детей с историей создания книги; воспитывать бережное отношение к книгам.
Цель: расширить знания детей о книгах (их тематике, оформлении, назначении).
Задачи: расширение знаний детей о сказках, увеличение интереса детей к книге.
Задачи: стимулировать детей бережно обращаться с книгой: рассказать сколько людей трудятся, создавая для нас это чудо - книгу, обсудить правила работы с книгой
Цель: Поддерживать устойчивый интерес к устному народному творчеству, учить выражать свое отношение к сказочным персонажам.
Задачи: воспитывать у детей любовь и интерес к сказке как одной из форм устного народного творчества, формировать навык выделять основных персонажей, рассказывать о их поступках, характерах.
Задачи: развивать у детей эмоциональную отзывчивость на произведения книжной графики, обращать внимание детей на используемые художником выразительные средства.
Задачи: закрепить знание детьми правил игры, развивать внимание, формировать умение играть в паре.
Задачи: использовать различные средства выразительности.
Задачи: учить детей передавать образы персонажей, используя различные выразительные средства, точно передавать черты героев сказки. |
ПРИЛ. 2. Цель: Определить роль родителей в развитии интереса семейного чтения детей. |
октябрь |
Задачи: Научить детей правильно расставлять книги в уголке, воспитывать аккуратность, Прививать любовь к художественной литературе.
Цели: обратить внимание детей на значение и разнообразие бумаги в нашей жизни; научить отличать вещи, сделанные из бумаги, определять ее качество (цвет, гладкость, прочность, толщину) и свойства (впитывает воду, мнется, режется, горит и т.п)
Цель: формировать у детей интерес и любовь к художественной литературе, книгам.
Задачи: мотивировать детей внимательно слушать текст, отвечать на вопросы по сюжету сказки, оценивать поступки героев.
Задачи: закрепить знание детьми правил игры, развивать внимание, формировать умение играть в паре.
Задачи: формировать умение детей оценивать поступки героев.
Задачи: развивать графические навыки, передавать характер героев
Задачи: развивать у детей связную речь, эмоциональность речи, воображение, внимательно слушать товарищей, дополнять их ответы..
Задачи: развивать у детей выразительность интонации, мимики, движений, подбирать их в соответствии с характером персонажей |
Цель мероприятия: привлечение родителей к участию в совместных с педагогами мероприятиях и созданию необходимых условий для разнообразных стремлений и потребностей детей, пополнение библиотеки группы художественной, познавательной литературой, согласно возрастным характеристикам детей.
|
ноябрь |
Задачи: развивать желание слушать сказки, понимать содержание произведения..
Задачи: понимать содержание произведения.
Задачи: формировать у детей представления о театре, работе актеров, правильно вести себя в театре.
Задачи: воспитывать у детей любовь и интерес к сказке как одной из форм устного народного творчества, передать характер героев.
Задачи: формировать умение оценивать поступки героев.
Задачи: развивать у детей эмоциональную отзывчивость на произведения книжной графики, обращать внимание детей на используемые художником выразительные средства.
Задачи: развивать у детей связную речь, эмоциональность речи, воображение, внимательно слушать товарищей, дополнять их ответы.
Задачи: Познакомить с пословицами и загадками о книге, активизировать словарь детей словами: писатель, поэт, энциклопедия, учебник. Развивать умение давать содержательный ответ на вопросы.
Цели: закрепить знания детей о сказках. Развивать внимание, память, мышление.
Цель: познакомить со стихотворением; вызвать желание читать книги, пользоваться библиотекой. |
ПРИЛ.4.
«Как правильно читать с детьми!» ПРИЛ.5. Цель: Напомнить родителям, что семейное чтение это лучший вид коллективного общения. |
декабрь |
Задачи: стимулировать детей слушать сказки, отвечать на вопросы по тексту сказки, передавая ее содержание, основные идеи, осмысливая и оценивая поступки персонажей и свои впечатления от прослушанного.
Задачи: стимулировать детей четко проговаривать слова, последовательно выражать свою мысль, развивать воображение.
Задачи: закрепить знание детьми правил игры, развивать внимание, формировать умение играть в паре.
Задачи: вызвать желание сделать театр масок своими руками.
Задачи: закрепить знание детьми правил игры, развивать внимание, речь, формировать умение играть в паре.
Задачи: использовать различные средства выразительности, передавать характер персонажей
Программное содержание: Формировать представления детей о работе людей в магазине, разнообразии магазинов и их назначении. Учить выполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры. Развивать наглядно-действенное мышление, коммуникативные навыки. Воспитывать доброжелательность, умение считаться с интересами и мнением партнеров по игре. |
Цель: Повысить информационный уровень родителей.
ПРИЛ.6. «Почитай мне книжку, мама!» Цель: Познакомить родителей с познавательной литературой для среднего дошкольного возраста, помочь выбрать для чтения лучшие художественные детские книги
Цель: Побуждать родителей принимать участие в процессе знакомства детей с книжным магазином, многообразием книг, правилами поведения в нем. |
январь |
Задачи: стимулировать детей слушать сказки, отвечать на вопросы по тексту сказки, передавая ее содержание, основные идеи, осмысливая и оценивая поступки персонажей и свои впечатления от прослушанного.
Задачи: развивать связную, грамматически правильную речь.
Задачи: прививать умение детей располагать картинки с персонажами знакомой сказки в той очередности, в которой они появляются в тексте, сопровождая свои действия пересказом. Развивать связную речь, память, внимание.
Задачи: развивать у детей эмоциональную отзывчивость на произведения книжной графики, знакомить с иллюстрациями разных художников, обращать внимание детей на используемые художником выразительные средства.
Задачи: использовать различные средства выразительности.
Задачи: воспитывать у детей любовь и интерес к сказке как одной из форм устного народного творчества, вызвать желание сделать папку с героями сказки своими руками
Цели: совершенствование умения группировать, составлять целое из частей (кубики, пазлы); играть небольшими группами, соблюдать правила игры. |
Цель: Создание условий для осмысления родителями важности семейного чтения и формирования педагогически обоснованной позиции в отношении приобщения к чтению собственного ребенка. Показать необходимость ежедневного чтения художественных произведений. |
февраль |
Задачи: стимулировать детей слушать сказки, отвечать на вопросы по тексту сказки, передавая ее содержание, основные идеи, осмысливая и оценивая поступки персонажей и свои впечатления от прослушанного.
Задачи: развивать грамматически правильную речь.
Задачи: воспитывать у детей любовь и интерес к сказке как одной из форм устного народного творчества, вызвать желание сделать настольную игру своими руками.
Задачи: познакомить детей с иллюстрациями к знакомой сказке.
Задачи: использовать различные средства выразительности.
Цели: расширение словарного запаса, развитие внимания и памяти, развитие крупной моторики
Цель: совершенствовать ловкость и точность движений, улучшать внимание, память; научиться усидчивости, терпению.
Задачи: Привлекать детей к помощи при ремонте книг; развивать необходимые для данного процесса умения и навыки; воспитывать бережное отношение к книгам
Цель: Расширять кругозор детей, воспитывать любовь и бережное отношение к книгам. |
Задачи: Повысить информационный уровень родителей. Привлечь родителей к процессу знакомства детей с детской библиотекой, ее назначением и правилами поведения при ее посещении. |
март |
Задачи: стимулировать детей слушать сказки, отвечать на вопросы по тексту сказки, передавая ее содержание, основные идеи, осмысливая и оценивая поступки персонажей и свои впечатления от прослушанного.
Задачи: формировать умение отвечать на вопросы по сюжету сказки, использовать выразительные обороты речи.
Задачи: использовать различные средства выразительности, передавать характер персонажей.
Задачи: познакомить детей с иллюстрациями к сказке
«Тот, кто любит читать» - Н. Тимофеева, Т. Копейкина, А. Войнов «Книжкин дом» - А. Рыбников – Ю. Энтин «Новая книжка» - слова: Т. Копейкина, Н. Тимофеева, музыка: Н. Тимофеева, Альбом Н. Тимофеевой «Улыбайтесь, дети!» «Книжный праздник» - слова: Т. Копейкина, музыка: Н. Тимофеева, альбом Н. Тимофеевой «Волшебная страна» Песня «В мире много сказок» - музыка В. Шаинский, слова Ю. Энтин |
«Папа, мама, я – книжкины друзья!» Цель: Пропагандировать широкие возможности организации семейного досуга на основе детской литературы и привлекать родителей к их использованию. |
апрель |
Задачи: стимулировать детей слушать сказки, отвечать на вопросы по тексту сказки, передавая ее содержание, основные идеи, осмысливая и оценивая поступки персонажей и свои впечатления от прослушанного.
Задачи: формировать умение оценивать поступки героев.
Задачи: использовать различные средства выразительности, передавать характер персонажей.
Задачи: развивать у детей эмоциональную отзывчивость на произведения книжной графики, обращать внимание детей на используемые художником выразительные средства.
Задачи: развивать у детей умение отвечать на вопросы по тексту, объяснять поступки персонажей, видеть последствия этих поступков. |
Цель: повышение педагогической грамотности родителей и вовлечение их в целенаправленный процесс развития речи ребёнка. |
май |
Задачи: стимулировать детей слушать сказки, отвечать на вопросы по тексту сказки, передавая ее содержание, основные идеи, осмысливая и оценивая поступки персонажей и свои впечатления от прослушанного.
Задачи: развивать грамматически правильную речь.
Задачи: формировать умение и желание отвечать на вопросы по сюжету сказки.
Задачи: использовать различные средства выразительности, передавать характер персонажей.
Задачи: развивать у детей умение и желание использовать свои представления о жанрах литературных произведений, названиях и авторах книг. |
Литературная викторина «Путешествие в страну любимых сказок» ПРИЛ.8. Цель: Приобщать родителей к ознакомлению детей с художественной литературой. |
Приложения к проекту:
- Мониторинг по ОО «Чтение художественной литературы»
- Анкетирование «Семейное чтение»
- Папка- передвижка «Зачем читать детям книги?»
- Консультация «Семейное чтение»
- Памятка для родителей «Как правильно читать с детьми!»
- Аннотированный рекомендательный список литературы «Почитай мне книжку, мама!
- Диалог-практикум для родителей: «Семейное чтение» (КОНСПЕКТ)
- Литературная викторина «Путешествие в страну любимых сказок» (КОНСПЕКТ)
Список литературы:
- Алексеева М.М. Методика развития речи дошкольников. М., 2000.
- Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение русско-му языку дошкольников: Учебное пособие - 2-е издание, испр. - М., Акаде-мия, 2001.
- Арнольдов А.Н. Путь к храму культуры (образование как социокультурный феномен). - М., 2000. - С. 70.
- Ачкасова Г.Л. Диалог искусств в системе школьного литературного образования: Дисс. доктора пед. наук. - СПб., 2000.
- Бондырева С.К., Колесов Д.В. Толерантность (введение в проблему). - М., 2003. Васильева М.А. Программа обучения и воспитания в детском саду. М., 2004.
- Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. М., 2005.
- Гриценко З. Пришли мне чтения доброго…: Методические рекомендации по детской литературе для работающих с детьми 4-6 лет. - М., 1997.
- Гурович Л., Береговая Л., Логинова В. Ребенок и книга. - СПб., 1996.
- Гурович Л.М. Ребенок и книга: Книга для воспитателя детского сада. Под редакцией Логиновой В.И. - М., Просвещение, 1998. .Детская литература. Учебное пособие для учащихся пед.уч-щ.-2-е изд. перераб. и доп. / Под ред. Е.Е. Зубаревой.- М.: Просвещение, 1985г.-399с.
- Занков Л.В. О начальном обучении. М., Издательство АПН РСФСР, 1963. С. 25
- Крылова Н., Иванова В. Несколько советов педагогу. // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 6.
- Купач Т.Ю, Белова О.В, Князева Е.А. Использование книг К.Д. Ушинского «Родное слово» и «Хрестоматия или Детский мир в картинках» в работе по развитию художественного слова ребенка. Режим доступа: http://www.elective.ru
- Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2005. - 603 с.
- Мельник Т.Г. Организационно-педагогические условия воспитания толерантности учащихся в учреждениях интернатного типа на основе диалога культур. // Автореф. дис. канд. пед. наук. - М.,2008.
- Программа «Детский сад - дом радости» / Н.А. Крылова, В.Т. Иванова. - Пермь, 1990; 1991.
- Сартр Ж.-П. Что такое литература? Слова. - Мн., 1999. - С. 20
- Сохин Ф.А. Задачи развития речи// Психолого-педагогические основы раз-вития речи дошкольников. М., 2002.
- Ушакова О.С. Знакомим дошкольников 3-5 лет с литературой. - М., 2010.
- Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М., 2004.
- Яшина В.И. Речевая среда и дети// Дошкольное воспитание. М., 2006. - №9.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по воспитанию творческого читателя "Книга-театр-ребёнок" в педагогических чтениях "Вместе с книгой мы растем"
Городской проект "Познавательно - речевое развитие детей: проблемы, поиск, решение". Педагогические чтения "Вместе с книгой мы растем" часть 1...
«Методическая разработка проекта по воспитанию юного читателя, приобщения дошкольников к литературе».
Название проекта: «Книги читать - ум и сердце развивать». по приобщению дошкольников к книжной культуре Тип проекта: познавательный По количеству участников: групповой (дети старших групп)...
Краткосрочный проект в средней группе на тему: «Приобщение детей среднего возраста к народному творчеству»
Приобщение родителей и детей к национальной культуре, развитие интереса к народному творчеству, воспитание у детей патриотических чувств и духовности....
МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...
«Методическая разработка проекта по воспитанию юного читателя, приобщения дошкольников к литературе».
laquo;Книги читать - ум и сердце развивать»....
Проект «День Земли» Руководитель проекта: воспитатель Варитлова З.Х. Участники проекта: дети средней группы, родители (законные представители) обучающихся, воспитатель.
Проект«День Земли»Руководитель проекта: воспитатель Варитлова З.Х.Участники проекта: дети средней группы, родители (законные представители) обучающихся, воспитатель....