Проект Краски Индии
проект (старшая группа)

Полесовщикова Наталья Александровна

Цель проекта: формирование у дошкольников толерантного отношения к людям других национальностей (народу Индии) через организацию совместной творческо-познавательной деятельности педагогов, детей и родителей по ознакомлению с традициями, национальными особенностями и культурой индийского народа

Задачи:

  1. Проведение мониторинга по выявлению уровня сформированности толерантного отношения у всех участников образовательного процесса;
  2. Пополнение материальной и методической базы ДОУ;
  3. Создание условий для развития толерантных отношений у детей старшего дошкольного возраста;
  4. Воспитывать у детей толерантное отношение к представителям других национальностей;
  5. Развивать коммуникативные качества, познавательную активность, развивать творчество и фантазию.
  6. Познакомить детей с жизнью Индии, ее культурой, с обычаями, искусством, животными и растительным миром.
  7. Расширить кругозор детей.
  8. Развивать любознательность у детей.
  9. Обогащать, уточнять и активизировать словарь детей.
  10. Воспитывать интерес детей к другой стране.
  11. Разработка плана мероприятий, направленных на развитие толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
  12. Организация партнерских отношений между ДОУ и семьями воспитанников по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста.
  13. Обобщение и распространение опыта работы в ДОУ.
  14. Анализ результативности работы по навыкам толерантного взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Для детей

Для педагогов

Для родителей

Воспитательные:

-Формирование толерантного отношения к людям разных национальностей и вероисповеданий, людям с ограниченными возможностями;

-Формирование основ позитивного взаимодействия и эмоциональной отзывчивости детей между собой и умения выходить из конфликтных ситуаций;

Развивающие:

Развитие коммуникативных навыков, умения взаимодействовать в группе сверстников и со взрослыми;

Обучающие:

Знакомство детей с понятием «толерантность»; «толерантный человек».

-Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста и раскрыть сущность понятия «толерантность»;

-Изучить возрастные особенности детей дошкольного возраста.

- Выявить педагогические условия формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста;

-Исследовать уровень сформированности основ толерантности у детей – дошкольников;

-Разработать ряд проектов по формированию толерантности детей дошкольного возраста и апробировать их в педагогической деятельности;

-Определить педагогическую эффективность реализованных проектов;

-Выявить уровень толерантности родителей

-Активизировать родителей, вовлечь в воспитательный процесс, путем включения в проект, а именно:

-Подготовка совместно с детьми фото проектов.

 -Участие в совместных мероприятиях

-На основе изученных материалов определить тенденции формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста и разработать комплекс практических рекомендаций для родителей.

 

 

Участники: воспитатели, специалисты детского сада, родители, дети.

Руководитель проекта: педагог-психолог Полесовщикова Н.А.

Творческая команда: музыкальный руководитель Варич А.С., инструктор по физической культуре Бронникова В.А., учитель-логопед Григоренко Т.Н.

Время реализации проекта: ноябрь, декабрь 2021г.

Тип проекта: краткосрочный, информационно-практический, социально-просветительский, познавательно-творческий.

Материально-техническое оснащение:

  • Кабинет психолога для занятий с детьми;
  • Музыкальный зал для выставок и экскурсий;
  • Физкультурный зал для развлечений;
  • Компьютер; магнитофон;
  • Проектор для презентации
  • Выставка репродукций картин Н.К. Рериха
  • Выставка фото Л.В. Шапошниковой
  • Выставка старинных фото Индии
  • Мини-музей атрибутов Индии

Планируемые результаты

После реализации данного проекта в образовательном учреждении ожидаются следующие результаты:

1. У детей дошкольного возраста постепенно сформируются такие качества, как отзывчивость, справедливость, скромность. Волевые качества – умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, в своих поступках следовать положительному примеру.

2. Усилится взаимосвязь в вопросах воспитания толерантных отношений между семьей и детским садом. Родители сменят пассивную позицию на активную, приобретут знания в области воспитания толерантных отношений своих детей, и что важнее всего, притворят их в жизнь.

Стратегия достижения поставленной цели и задач

 Воспитание толерантных отношений у детей дошкольного возраста, будет организовываться через игровую, образовательную, продуктивную, театрализованную деятельность, развлечения.

Реализация проекта в образовательных областях:

Социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие

В основу содержания проекта легла системность со всеми представителями детский сад-семья-ребенок:

- работа с детьми,

- работа с семьей воспитанников ДОУ,

-  работа родителей с детьми,

- работа с педагогическим коллективом.

I этап: Подготовительный

1.Разработать план работы по формированию толерантности на 2021-2022 учебный год

специалисты

2. Продумать и подготовить систему мероприятий для проведения недели толерантности

специалисты

3. Приобретение дидактических игр, игрушек, наглядно-демонстрационных материалов, картин художников мира

Воспитатели, родители

4. Составить список произведений художественной литературы  для чтения и обсуждения

Воспитатели, педагог-психолог

5. Разработать собрание для родителей и тренинг с педагогами

Педагог-психолог

6. Подобрать мультфильмы для просмотра с последующим обсуждением

Воспитатели, педагог-психолог

7. Сформировать картотеку игр и упражнений «Уроки добра», «Уроки общения»

Педагог-психолог

8. Оснащение предметно-развивающей среды в группе и ДОУ, отвечающей принципам культуросообразности, индивидуальности

Воспитатели

 

9. Вовлечение родителей в образовательный процесс, подготовку групповых мероприятий по теме толерантности

Воспитатели, специалисты

10. Повышение компетентности родителей по правовым вопросам, изучение социального статуса семей воспитанников

Воспитатели, педагог-психолог

 

 

 

 

 

II этап: Реализация проекта

Дата

Темы

Мероприятия

Ответственный

В течении ноября

Оснащение и обогащение предметно – развивающей среды в группе,

Организация информационного пространства среди родителей

 

1.Приобретение дидактических игр, игрушек, наглядно-демонстрационных материалов

2.Подготовка выставки репродукций картин Н.К.Рериха

3.Создание картотеки подвижных игр Индии

 

Воспитатели, родители,

специалисты

 

2 неделя ноября

2 этап – 3 неделя ноября

Проведение мониторинга по выявлению уровня сформированности толерантного отношения у всех участников образовательного процесса

1. Диагностика по выявлению причин агрессивных отношений друг к другу у детей дошкольного возраста.

2.Анкетирование родителей по выявлению возникающих трудностей в воспитании толерантного отношения.

3.Анкетирование педагогов для самооценки

толерантности, опросник

«Черты терпимой личности»

4. Анализ по результатам диагностики детей, анализ анкетирования родителей по следующим параметрам.

Дети:

- имеют представление «что такое хорошо и что такое плохо»;

- имеют представление о том, как поступать в конкретном случае;

- имеют представления о многонациональном составе нашей Родины и мировом сообществе.

Родители:

-умение выражать одобрение по поводу характеристики поведения своего ребенка;

- умение безконфликтного общения.

Педагог-психолог

2 неделя ноября

1.«Игры Индии»

 

  1. Спортивное развлечение
  2. Подвижные игры на прогулке
  3. Психогимнастика (изобрази мимикой «угадай, кто я?» «сердитый тигр и добрый слон»);
  4. Пальчиковая гимнастика: «Я хочу построить дом»; «Раз, два, три, четыре»;
  5. Подвижные игры: «погонщики слонов»; «кенгуру»; «мамба»; «Тише едешь, дальше будешь».

 

Инструктор по физкультуре,

Воспитатели

2 неделя ноября

«Удивительная страна Индия»

  1. Настольные и напольные игры
  2. Мультимедиа-презентации «Удивительная страна Индия»;
  3. Словесные игры: «Доскажи слово»; «для чего этот предмет?»; «О чем думают животные?»; «Раз, два, три, четыре, пять…про кого хочу сказать»; «Назови по описанию».
  4. Составление рассказов из личного опыта на тему: «Если бы я жил в Индии»;
  5. Чтение: «Счастливая монета», «Два брата», «Кукла», «Мак». -Р. Киплинг «Маугли», «Рики-тики –тави» 
  6. Речевые игры: «Назови кого не стало», «Один - много», «Скажи наоборот», «Подбери словечко»;
  7. Сообщения на тему: «Индийские йоги» «священные животные Индии» Храмы Индии» «Цветы Индии» «национальная одежда Индии»

 

педагог-психолог, учитель-логопед

3 неделя ноября

«Символика Индии»

 «Музыкальные инструменты Индии»

«Музыка и танцы Индии»

 

  1. Фильмы об Индии, о людях, живущих в Индии, о том какие религии исповедаются в Индии
  2. Просмотр презентаций по темам
  3. Дидактические игры: «Собери картину», «Четвертый лишний»; «Найди растение Индии», «Угадай чей костюм».
  4. Пересказ индийских народных сказок, прочитанных в семейном кругу
  5. Экскурсия на выставку репродукции картин художника С.Н. Рериха
  6. Мини-музей «Чудо из Индии» (атрибуты связанные с Индией)

 

Педагоги группы

Музыкальный руководитель

педагог-психолог

4 неделя ноября

«Национальные праздники Индии»

«Чудо из Индии»

«Мандалы»

 

 

  1. Мультимедийная презентация «Национальные костюмы Индии»
  2. Творческие игры;
  3. Сюжетные игры;
  4. Мультимедийная презентация «Мандалы»
  5. Мастер-класс «Изготовление мандал из различного материала»
  6. Выставки детских рисунков «Мандалы»
  7. Слушание а/записи в исполнении Девида Ханда
  8. Выставка музыкальных инструментов
  9. Конкурс детского рисунка «Удивительная Индия»
  10. Выставка детских рисунков «Удивительная Индия»

 

Педагоги группы, музыкальный руководитель, педагог-психолог

 

2 неделя декабря

Организация партнерских отношений между ДОУ и семьями воспитанников по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста

  1. Консультирование семей по проблеме формирования толерантности;
  2. Просмотр видеофильмов «Мы –другие»;
  3. Оформление информационных стендов для родителей.
  4. создание макетов «Удивительная флора и фауна Индии»

Педагоги группы

Пеагог-психолог

Муз.руководитель

Физ.инструктор

3 неделя декабря

Обобщение и распространение опыта работы в ДОУ

1. Проведение методических мероприятий по данной проблеме;

2. Участив в семинарах, конференциях;

3. Создание фонда видео- аудиоматериалов;

4. Создание картотек:

- игры народов мира

- сказки народов мира

- национальные традиции;

5. Публикация наработок в СМИ;

6. Создание методического пособия.

Педагог-психолог, педагоги группы, специалисты

 4 неделя декабря

Анализ результативности работы по вопросу толерантного воспитания у родителей и детей дошкольного возраста

1. Анкетирование родителей и педагогов по выявлению уровня сформированности толерантного отношения;

2. Анализ по итогам анкетирования сформированности толерантного отношения у детей, родителей.

3. Отчет педагога о проделанной работе

Педагог-психолог, педагоги группы

Разработка и проведение мероприятий недели толерантности

с 12 по 16 ноября

Чтение сказок народов мира в течение недели.

12 ноября   выпуск памяток для родителей «Рекомендации для родителей по   толерантному воспитанию детей»

Стенгазета «16 ноября - Всемирный день толерантности»

 15 ноября  Спортивный праздник «Игры Индии»

(инструктор физкультуры)

Выставка детских рисунков «Животные Индии»

Основные формы работы:

1. Работа с воспитанниками ДОУ:

Важным условием для успешности реализации проекта является исходные функции показателей толерантного развития у детей. Полученные первичные результаты являются отчетом для прогнозирования развития особенностей личности ребенка, подбора оптимального содержания воспитания, педагогических методов и приемов, использования национального регионального компонента. В связи этим при формировании навыков успешного социального целесообразно использовать следующие виды деятельности ребенка:

1.Игровая деятельность – система применение игр и упражнений на развитие социальных эмоций, а также освоение и закрепление социальных норм поведения через сюжетно– ролевые игры, театральную деятельность, дидактические игры основой которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия.

2. Чтение художественной литературы из серии “Развитие безусловного принятия себя и другого человека”.

3. Сказкотерапия, где используется психологическая, терапевтическая, развивающая работа. Сказку может рассказывать и взрослый, и это может быть групповое рассказывание, где рассказчиками может быть и группа детей.

4.Психогимнастика включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы.

Этюды и упражнения, направленные на: на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми: «Подарок»; воспитание уважения к людям различных национальностей и рас.

5.Использование художественного слова –  стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира.

6.Арт-терапия – это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребенком. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка.

7.Использование наглядных пособий –  сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем и карт.    Слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов.

В качестве основных методов и приемов работы использовались:

  • Беседа на моральные темы
  • Чтение и последующий анализ художественных произведений
  • Ролевая гимнастика для упражнения в выражении эмоционального состояния другого человека или животного
  • Создание проблемных ситуаций для обыгрывания и обсуждения
  • Слушание и пение детских песен
  • Просмотр и обсуждение фрагментов знакомых мультфильмов
  • Рисование на заданную тему
  • Проигрывание этюдов (отрывки из сказок, сценки из жизни), передающие различные черты характера.
  • Развивающие и словесные игры, направление на знакомство с моральными чертами характера.
  • Проигрывание этюдов с неопределенным концом («Как бы ты поступил в такой ситуации?»).

2. С родителями воспитанников ДОУ

Сотрудничество ДОУ с семьей является приоритетным в формировании толерантного поведения у дошкольников, обеспечивая воспитательный процесс и реальное взаимодействия ребенка родителей и социума. Родители являются первыми и основными воспитателями детей и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.

1. Проведение родительского собрания с участием детей «Толерантность-путь к миру»;

2. Круглый стол.

3. Выпуск тематических групповых газет, памяток-рекомендаций по воспитанию толерантного отношения к окружающему миру, папок-передвижек «Права и обязанности взрослых и детей»;

4. Организация совместной деятельности, чаепитий с родителями.

3. Работа родителей с детьми

1.Совместно с детьми изготовить атрибуты костюмов дома сшить костюм для куклы;

2. Конкурс совместных рисунков.

Формы работы с воспитателями

1.Изучение психолого-педагогической литературы (теоретический анализ проблемы);

2. Проведение семинара-тренинга с воспитателями «Особенности проявления толерантности в структуре деятельности воспитателя»

3. Проведение методических мероприятий по данной проблеме;

4. Консультирование воспитателей по проблеме формирования толерантности.

III этап: Заключительный

1.Анализ результативности работы по вопросу толерантного воспитания у родителей и детей дошкольного возраста

2. Презентация проекта на собрании педагогов.

В результате реализации проекта будет:

1.Пополнен методический кабинет, появятся картотеки подвижных игр, сценарии спортивного праздника, досуги с родителями.

2.В группах будут созданы условия для развития толерантных отношений у детей, творческих способностей воспитанников, их коммуникативных качеств.

3.Будут разработаны специальные мероприятия по оказанию консультативной и практической помощи родителям по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста; повышение правовой и педагогической культуры родителей (папки-передвижки, памятки-рекомендации по воспитанию толерантности); укрепление отношений сотрудничества между детским садом и родителями воспитанников.

4. У детей будут развиты такие качества личности, как отзывчивость, справедливость, скромность, доброжелательное отношение друг к другу независимо от национальности, культуры и вероисповедания, социального статуса.

Оценка результатов

Уровень сформированности навыков толерантного поведения у детей будет отслеживаться путем наблюдений в свободной деятельности, в сюжетно-ролевых играх, беседах.  

Уровень сформированности знаний о воспитании толерантных отношений у взрослых будет отслеживаться через анкетирование, определяться степенью заинтересованности.        

 

Теоретическая и практическая значимость проекта

Практическая значимость проекта заключается в том, что в ней раскрыты условия, содержание работы по формированию основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Внедрена модель формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста, и в нее включены цикл занятий и бесед, список произведений художественной литературы для чтения и обсуждения разработан конспект игры-тренинга с родителями  подобраны мультфильмы для просмотра с последующим обсуждением, сформирована картотека игр и упражнений «Уроки добра» , картотека «Уроки общения», картотека игр народов мира и подобрана картотека по психогимнастике.  Работа с детьми проводилась поэтапно.

Данный проект способствует формированию основных черт толерантной личности:

  1. Терпимость к чужим мнениям.
  2. Сотрудничество.
  3. Отказ от причинения вреда кому-либо.
  4. Дружелюбие.   
  5. Чуткость и заботу.
  6. Доверие.
  7. Доброжелательность.
  8. Умение владеть собой и не осуждать других.
  9. Гуманизм.
  10. Любознательность.
  11. Чувство юмора.
  12. Умение слушать собеседника.

    Данный опыт работы может быть интересен педагогам дошкольных образовательных учреждений и родителям, заинтересованным в формировании толерантности своих детей.

Как подчеркнул немецкий философ Иммануил Кант: «Нравственность заложена в характере». А характер, как известно формируется в детстве. И только от нас, от взрослых зависит, какими вырастут наши дети, как они смогут социализироваться в обществе, и как сложиться их дальнейшая жизнь.

Список используемой литературы

  1. Арушанова А. Детские диалоги// Обруч – 1999. - №5. – с.20-27
  2. Бобинова С. Приемы воспитания толерантности // Педагогическая техника – 2008. - №5. – с.40-43
  3. Воспитание индивидуальности .Учебно-методическое пособие под ред.Степанова Е.Н. // Москва . Творческий центр. 2005г.
  4. Всеобщей декларации прав человека ООН 1995.
  5. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.62 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. - М.: МГУ, 2001.
  6. Закон «Об образовании» 2013 г.
  7. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности: учеб. пособие для вузов. // М.: Академ. проект, 2004. - 175 с.
  8. Клюева Н.В., Касаткина Ю. В. «Учим детей общению», Ярославль 
  9. “Ознакомление дошкольников с историей родного края” Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений
  10. Панфилова М.А. Игротерапия общения // Москва , 2001 г.
  11. Сборник упражнений в рамках программы «Образование ххi века: Толерантная среда», Ижевск, 2008
  12. Строгонова Л.В “Воспитание толерантности” М. 2007 г.
  13. Эльконин Б.Д. Психология развития // учебное пособие для студентов Вузов. Москва. Издательский центр «Академия» 2001,144с

Электронные ресурсы

  1. Ганенкина Е.Н. Методические рекомендации к проведению интегрированных занятий с здоровьесберегающими технологиями www.nerungri.edu.ru
  2. Погодина А.А. Толерантность: термин, позиция, смысл, программа. Проблема толерантности в современном мире his.1september.ru
  3. Материалы интернет-ресурса www.tolerance.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к теме "Мәктәп" в подготовительной группе (проект "Без инде хәзер зурлар - мәктәпкә илтә юллар")

Надеюсь эта презентация окажет помощь педагогам в обучении детей дошкольного возраста татарскому языку по программе "Говорим по-татарски" на тему "Мәктәп" (проект "Без инде хәзер зурлар - мәктәпкә илт...

презентация "как производят чай" для проекта "Загадочная Индия"

в презентации рассказывается, путь чая до нашей кружки...

Проект: «Краски Индии».

Дошкольное детство – это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей  навыков уважительног...