Проект Краски Индии
проект (старшая группа)
Цель проекта: формирование у дошкольников толерантного отношения к людям других национальностей (народу Индии) через организацию совместной творческо-познавательной деятельности педагогов, детей и родителей по ознакомлению с традициями, национальными особенностями и культурой индийского народа
Задачи:
- Проведение мониторинга по выявлению уровня сформированности толерантного отношения у всех участников образовательного процесса;
- Пополнение материальной и методической базы ДОУ;
- Создание условий для развития толерантных отношений у детей старшего дошкольного возраста;
- Воспитывать у детей толерантное отношение к представителям других национальностей;
- Развивать коммуникативные качества, познавательную активность, развивать творчество и фантазию.
- Познакомить детей с жизнью Индии, ее культурой, с обычаями, искусством, животными и растительным миром.
- Расширить кругозор детей.
- Развивать любознательность у детей.
- Обогащать, уточнять и активизировать словарь детей.
- Воспитывать интерес детей к другой стране.
- Разработка плана мероприятий, направленных на развитие толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
- Организация партнерских отношений между ДОУ и семьями воспитанников по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста.
- Обобщение и распространение опыта работы в ДОУ.
- Анализ результативности работы по навыкам толерантного взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Для детей | Для педагогов | Для родителей |
Воспитательные: -Формирование толерантного отношения к людям разных национальностей и вероисповеданий, людям с ограниченными возможностями; -Формирование основ позитивного взаимодействия и эмоциональной отзывчивости детей между собой и умения выходить из конфликтных ситуаций; Развивающие: Развитие коммуникативных навыков, умения взаимодействовать в группе сверстников и со взрослыми; Обучающие: Знакомство детей с понятием «толерантность»; «толерантный человек». | -Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста и раскрыть сущность понятия «толерантность»; -Изучить возрастные особенности детей дошкольного возраста. - Выявить педагогические условия формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста; -Исследовать уровень сформированности основ толерантности у детей – дошкольников; -Разработать ряд проектов по формированию толерантности детей дошкольного возраста и апробировать их в педагогической деятельности; -Определить педагогическую эффективность реализованных проектов; | -Выявить уровень толерантности родителей -Активизировать родителей, вовлечь в воспитательный процесс, путем включения в проект, а именно: -Подготовка совместно с детьми фото проектов. -Участие в совместных мероприятиях -На основе изученных материалов определить тенденции формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста и разработать комплекс практических рекомендаций для родителей.
|
Участники: воспитатели, специалисты детского сада, родители, дети.
Руководитель проекта: педагог-психолог Полесовщикова Н.А.
Творческая команда: музыкальный руководитель Варич А.С., инструктор по физической культуре Бронникова В.А., учитель-логопед Григоренко Т.Н.
Время реализации проекта: ноябрь, декабрь 2021г.
Тип проекта: краткосрочный, информационно-практический, социально-просветительский, познавательно-творческий.
Материально-техническое оснащение:
- Кабинет психолога для занятий с детьми;
- Музыкальный зал для выставок и экскурсий;
- Физкультурный зал для развлечений;
- Компьютер; магнитофон;
- Проектор для презентации
- Выставка репродукций картин Н.К. Рериха
- Выставка фото Л.В. Шапошниковой
- Выставка старинных фото Индии
- Мини-музей атрибутов Индии
Планируемые результаты
После реализации данного проекта в образовательном учреждении ожидаются следующие результаты:
1. У детей дошкольного возраста постепенно сформируются такие качества, как отзывчивость, справедливость, скромность. Волевые качества – умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, в своих поступках следовать положительному примеру.
2. Усилится взаимосвязь в вопросах воспитания толерантных отношений между семьей и детским садом. Родители сменят пассивную позицию на активную, приобретут знания в области воспитания толерантных отношений своих детей, и что важнее всего, притворят их в жизнь.
Стратегия достижения поставленной цели и задач
Воспитание толерантных отношений у детей дошкольного возраста, будет организовываться через игровую, образовательную, продуктивную, театрализованную деятельность, развлечения.
Реализация проекта в образовательных областях:
Социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие
В основу содержания проекта легла системность со всеми представителями детский сад-семья-ребенок:
- работа с детьми,
- работа с семьей воспитанников ДОУ,
- работа родителей с детьми,
- работа с педагогическим коллективом.
I этап: Подготовительный
1.Разработать план работы по формированию толерантности на 2021-2022 учебный год | специалисты |
2. Продумать и подготовить систему мероприятий для проведения недели толерантности | специалисты |
3. Приобретение дидактических игр, игрушек, наглядно-демонстрационных материалов, картин художников мира | Воспитатели, родители |
4. Составить список произведений художественной литературы для чтения и обсуждения | Воспитатели, педагог-психолог |
5. Разработать собрание для родителей и тренинг с педагогами | Педагог-психолог |
6. Подобрать мультфильмы для просмотра с последующим обсуждением | Воспитатели, педагог-психолог |
7. Сформировать картотеку игр и упражнений «Уроки добра», «Уроки общения» | Педагог-психолог |
8. Оснащение предметно-развивающей среды в группе и ДОУ, отвечающей принципам культуросообразности, индивидуальности | Воспитатели
|
9. Вовлечение родителей в образовательный процесс, подготовку групповых мероприятий по теме толерантности | Воспитатели, специалисты |
10. Повышение компетентности родителей по правовым вопросам, изучение социального статуса семей воспитанников | Воспитатели, педагог-психолог
|
II этап: Реализация проекта
Дата | Темы | Мероприятия | Ответственный |
В течении ноября | Оснащение и обогащение предметно – развивающей среды в группе, Организация информационного пространства среди родителей
| 1.Приобретение дидактических игр, игрушек, наглядно-демонстрационных материалов 2.Подготовка выставки репродукций картин Н.К.Рериха 3.Создание картотеки подвижных игр Индии
| Воспитатели, родители, специалисты
|
2 неделя ноября 2 этап – 3 неделя ноября | Проведение мониторинга по выявлению уровня сформированности толерантного отношения у всех участников образовательного процесса | 1. Диагностика по выявлению причин агрессивных отношений друг к другу у детей дошкольного возраста. 2.Анкетирование родителей по выявлению возникающих трудностей в воспитании толерантного отношения. 3.Анкетирование педагогов для самооценки толерантности, опросник «Черты терпимой личности» 4. Анализ по результатам диагностики детей, анализ анкетирования родителей по следующим параметрам. Дети: - имеют представление «что такое хорошо и что такое плохо»; - имеют представление о том, как поступать в конкретном случае; - имеют представления о многонациональном составе нашей Родины и мировом сообществе. Родители: -умение выражать одобрение по поводу характеристики поведения своего ребенка; - умение безконфликтного общения. | Педагог-психолог |
2 неделя ноября | 1.«Игры Индии»
|
| Инструктор по физкультуре, Воспитатели |
2 неделя ноября | «Удивительная страна Индия» |
| педагог-психолог, учитель-логопед |
3 неделя ноября | «Символика Индии» «Музыкальные инструменты Индии» «Музыка и танцы Индии»
|
| Педагоги группы Музыкальный руководитель педагог-психолог |
4 неделя ноября | «Национальные праздники Индии» «Чудо из Индии» «Мандалы»
|
| Педагоги группы, музыкальный руководитель, педагог-психолог
|
2 неделя декабря | Организация партнерских отношений между ДОУ и семьями воспитанников по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста |
| Педагоги группы Пеагог-психолог Муз.руководитель Физ.инструктор |
3 неделя декабря | Обобщение и распространение опыта работы в ДОУ | 1. Проведение методических мероприятий по данной проблеме; 2. Участив в семинарах, конференциях; 3. Создание фонда видео- аудиоматериалов; 4. Создание картотек: - игры народов мира - сказки народов мира - национальные традиции; 5. Публикация наработок в СМИ; 6. Создание методического пособия. | Педагог-психолог, педагоги группы, специалисты |
4 неделя декабря | Анализ результативности работы по вопросу толерантного воспитания у родителей и детей дошкольного возраста | 1. Анкетирование родителей и педагогов по выявлению уровня сформированности толерантного отношения; 2. Анализ по итогам анкетирования сформированности толерантного отношения у детей, родителей. 3. Отчет педагога о проделанной работе | Педагог-психолог, педагоги группы |
Разработка и проведение мероприятий недели толерантности
с 12 по 16 ноября
Чтение сказок народов мира в течение недели.
12 ноября выпуск памяток для родителей «Рекомендации для родителей по толерантному воспитанию детей»
Стенгазета «16 ноября - Всемирный день толерантности»
15 ноября Спортивный праздник «Игры Индии»
(инструктор физкультуры)
Выставка детских рисунков «Животные Индии»
Основные формы работы:
1. Работа с воспитанниками ДОУ:
Важным условием для успешности реализации проекта является исходные функции показателей толерантного развития у детей. Полученные первичные результаты являются отчетом для прогнозирования развития особенностей личности ребенка, подбора оптимального содержания воспитания, педагогических методов и приемов, использования национального регионального компонента. В связи этим при формировании навыков успешного социального целесообразно использовать следующие виды деятельности ребенка:
1.Игровая деятельность – система применение игр и упражнений на развитие социальных эмоций, а также освоение и закрепление социальных норм поведения через сюжетно– ролевые игры, театральную деятельность, дидактические игры основой которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия.
2. Чтение художественной литературы из серии “Развитие безусловного принятия себя и другого человека”.
3. Сказкотерапия, где используется психологическая, терапевтическая, развивающая работа. Сказку может рассказывать и взрослый, и это может быть групповое рассказывание, где рассказчиками может быть и группа детей.
4.Психогимнастика включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы.
Этюды и упражнения, направленные на: на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми: «Подарок»; воспитание уважения к людям различных национальностей и рас.
5.Использование художественного слова – стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира.
6.Арт-терапия – это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребенком. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка.
7.Использование наглядных пособий – сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем и карт. Слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов.
В качестве основных методов и приемов работы использовались:
- Беседа на моральные темы
- Чтение и последующий анализ художественных произведений
- Ролевая гимнастика для упражнения в выражении эмоционального состояния другого человека или животного
- Создание проблемных ситуаций для обыгрывания и обсуждения
- Слушание и пение детских песен
- Просмотр и обсуждение фрагментов знакомых мультфильмов
- Рисование на заданную тему
- Проигрывание этюдов (отрывки из сказок, сценки из жизни), передающие различные черты характера.
- Развивающие и словесные игры, направление на знакомство с моральными чертами характера.
- Проигрывание этюдов с неопределенным концом («Как бы ты поступил в такой ситуации?»).
2. С родителями воспитанников ДОУ
Сотрудничество ДОУ с семьей является приоритетным в формировании толерантного поведения у дошкольников, обеспечивая воспитательный процесс и реальное взаимодействия ребенка родителей и социума. Родители являются первыми и основными воспитателями детей и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.
1. Проведение родительского собрания с участием детей «Толерантность-путь к миру»;
2. Круглый стол.
3. Выпуск тематических групповых газет, памяток-рекомендаций по воспитанию толерантного отношения к окружающему миру, папок-передвижек «Права и обязанности взрослых и детей»;
4. Организация совместной деятельности, чаепитий с родителями.
3. Работа родителей с детьми
1.Совместно с детьми изготовить атрибуты костюмов дома сшить костюм для куклы;
2. Конкурс совместных рисунков.
Формы работы с воспитателями
1.Изучение психолого-педагогической литературы (теоретический анализ проблемы);
2. Проведение семинара-тренинга с воспитателями «Особенности проявления толерантности в структуре деятельности воспитателя»
3. Проведение методических мероприятий по данной проблеме;
4. Консультирование воспитателей по проблеме формирования толерантности.
III этап: Заключительный
1.Анализ результативности работы по вопросу толерантного воспитания у родителей и детей дошкольного возраста
2. Презентация проекта на собрании педагогов.
В результате реализации проекта будет:
1.Пополнен методический кабинет, появятся картотеки подвижных игр, сценарии спортивного праздника, досуги с родителями.
2.В группах будут созданы условия для развития толерантных отношений у детей, творческих способностей воспитанников, их коммуникативных качеств.
3.Будут разработаны специальные мероприятия по оказанию консультативной и практической помощи родителям по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста; повышение правовой и педагогической культуры родителей (папки-передвижки, памятки-рекомендации по воспитанию толерантности); укрепление отношений сотрудничества между детским садом и родителями воспитанников.
4. У детей будут развиты такие качества личности, как отзывчивость, справедливость, скромность, доброжелательное отношение друг к другу независимо от национальности, культуры и вероисповедания, социального статуса.
Оценка результатов
Уровень сформированности навыков толерантного поведения у детей будет отслеживаться путем наблюдений в свободной деятельности, в сюжетно-ролевых играх, беседах.
Уровень сформированности знаний о воспитании толерантных отношений у взрослых будет отслеживаться через анкетирование, определяться степенью заинтересованности.
Теоретическая и практическая значимость проекта
Практическая значимость проекта заключается в том, что в ней раскрыты условия, содержание работы по формированию основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Внедрена модель формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста, и в нее включены цикл занятий и бесед, список произведений художественной литературы для чтения и обсуждения разработан конспект игры-тренинга с родителями подобраны мультфильмы для просмотра с последующим обсуждением, сформирована картотека игр и упражнений «Уроки добра» , картотека «Уроки общения», картотека игр народов мира и подобрана картотека по психогимнастике. Работа с детьми проводилась поэтапно.
Данный проект способствует формированию основных черт толерантной личности:
- Терпимость к чужим мнениям.
- Сотрудничество.
- Отказ от причинения вреда кому-либо.
- Дружелюбие.
- Чуткость и заботу.
- Доверие.
- Доброжелательность.
- Умение владеть собой и не осуждать других.
- Гуманизм.
- Любознательность.
- Чувство юмора.
- Умение слушать собеседника.
Данный опыт работы может быть интересен педагогам дошкольных образовательных учреждений и родителям, заинтересованным в формировании толерантности своих детей.
Как подчеркнул немецкий философ Иммануил Кант: «Нравственность заложена в характере». А характер, как известно формируется в детстве. И только от нас, от взрослых зависит, какими вырастут наши дети, как они смогут социализироваться в обществе, и как сложиться их дальнейшая жизнь.
Список используемой литературы
- Арушанова А. Детские диалоги// Обруч – 1999. - №5. – с.20-27
- Бобинова С. Приемы воспитания толерантности // Педагогическая техника – 2008. - №5. – с.40-43
- Воспитание индивидуальности .Учебно-методическое пособие под ред.Степанова Е.Н. // Москва . Творческий центр. 2005г.
- Всеобщей декларации прав человека ООН 1995.
- Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.62 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. - М.: МГУ, 2001.
- Закон «Об образовании» 2013 г.
- Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности: учеб. пособие для вузов. // М.: Академ. проект, 2004. - 175 с.
- Клюева Н.В., Касаткина Ю. В. «Учим детей общению», Ярославль
- “Ознакомление дошкольников с историей родного края” Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений
- Панфилова М.А. Игротерапия общения // Москва , 2001 г.
- Сборник упражнений в рамках программы «Образование ххi века: Толерантная среда», Ижевск, 2008
- Строгонова Л.В “Воспитание толерантности” М. 2007 г.
- Эльконин Б.Д. Психология развития // учебное пособие для студентов Вузов. Москва. Издательский центр «Академия» 2001,144с
Электронные ресурсы
- Ганенкина Е.Н. Методические рекомендации к проведению интегрированных занятий с здоровьесберегающими технологиями www.nerungri.edu.ru
- Погодина А.А. Толерантность: термин, позиция, смысл, программа. Проблема толерантности в современном мире his.1september.ru
- Материалы интернет-ресурса www.tolerance.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Словарный минимум УМК по проекту “Без инде хәзер зурлар – мәктәпкә илтә юллар” в подготовительной к школе группе
слова для изучения...
Словарный минимум УМК по проекту “Без инде хәзер зурлар – мәктәпкә илтә юллар” в подготовительной к школе группе
слова для изучения...
конспект НОД в подготовительной группе по проекту "Без инде хәзер зурлар - мәктәпкә илтә юллар"
Конспект занятия в подготовительной группе по теме "Мәктәп"...
Презентация к теме "Мәктәп" в подготовительной группе (проект "Без инде хәзер зурлар - мәктәпкә илтә юллар")
Надеюсь эта презентация окажет помощь педагогам в обучении детей дошкольного возраста татарскому языку по программе "Говорим по-татарски" на тему "Мәктәп" (проект "Без инде хәзер зурлар - мәктәпкә илт...
презентация "как производят чай" для проекта "Загадочная Индия"
в презентации рассказывается, путь чая до нашей кружки...
Конспекты занятий по закреплению пройденного материала УМК проект "Уйный-уйный үсәбез",проект "Без инде хәзер зурлар - мәктәпкә илтә юллар"
Занятие для повторения материала...
Проект: «Краски Индии».
Дошкольное детство – это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительног...