Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область «Познание», "Эксперементирование" Тема: «Часы».
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель: познакомить детей с часами, как прибором для измерения времени. Систематизировать знания о видах часов и истории их возникновения. Дать представления о временных интервалах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chasy.docx | 19.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста.
Образовательная область «Познание», "Эксперемекнтирование"
Тема: «Часы».
Цель: познакомить детей с часами, как прибором для измерения времени. Систематизировать знания о видах часов и истории их возникновения. Дать представления о временных интервалах.
Материал к занятию:
Демонстрационный: картинки цветочных часов, солнечных часов, водяных часов, модель песочных часы, модель механических часов, изображение часов, которые показывают разное время.
Раздаточный:, карандаши, лист А 4.
Ход занятия:
1. Организационная часть.
Приветствие:
В. Доброе утро ребята! Я рада вас всех видеть, улыбающихся, в хорошем настроении. Ребята, сегодня мне на электронную почту пришло видео обращение Хранителя Времени. Давайте его вместе посмотрим:
Воспитатель включает видео с обращением Хранителя Времени, в котором говорится: «Здравствуйте мальчики и девочки! Я Хранитель Времени. Уже много столетий я собираю и храню часы в своем многовековом замке! Но случилось непредвиденное! Сильный, разрушительный ураган ворвался сквозь стены моего замка. И несколько часов все же были разрушены. Только вы мне сможете помочь восстановить потерянные часы »
В. Ну что ребята, поможем Хранителю Времени? (ответ детей)
Мы ночью ходим, Ходим днем,
Но никуда мы не уйдем. (Часы)
В. Ребята, как вы думаете, может ли современный человек обходиться без часов? Почему? (Можно опоздать в сад, на поезд, на самолет и т.д.)
Для начала давайте покажем Хранителю Времени, какие же виды часов мы знаем и поиграем в Словесную игру "Продолжи предложение":
При каждом ответе детей на доске появляется картинка часов.
Посмотрите, тут много разных часов. Вот часы висят на стене, значит они.... (настенные)
А эти стоят на столе, значит они....(настольные)
Эти часы, человек носит на руке, они (наручные)
А вот эти часы необычные, старинные, их носят в кармане (карманные)
Есть часы, которые стоят на полу, они (напольные)
Даже на башне Кремля есть часы (башенные)
Это часы по которым можно узнать время, если следить за цветами (цветочные )
А эти часы измеряют время с помощью солнца ( солнечные)
В этих часах отмеряет время вода (водяные)
А в этих часах отмеряет время песок (песочные)
Есть часы на батарейках (Электронные)
В. Непростую задачу дал нам Хранитель Времени! Я думаю без экспериментальной лаборатории нам ребята не обойтись! Согласны стать настоящими учеными?
(Да)
Тогда отправляемся в экспериментальную лабораторию "Хочу все знать", где нас ждут интересные истории и необычные исследования!
Дети подходят к первому столу. Эксперимент 1. Знакомство с солнечными часами.
В. Еще в глубокой древности люди подметили, что как только всходило солнце на небе, от него начинала падать тень на деревья. И ходила тень по кругу, следовала за солнцем. И изобрел человек первые солнечные часы. А пользовались они ими следующим образом. Люди чертили на земле большой круг, в середину круга они вставляли высокую палку, а по кругу делали деления: час, два, три и так до 12. В течение дня солнце двигалось по небу, и тень от палки перемещалась от деления к делению. Давайте испытаем, как же работали солнечные часы в древности.
На столе за ранее подготовленный круг из бумаги с делениями по краю. В середине круга отверстие. Деревянная палочка, фонарик.
В. У нас на столе лежит круг из бумаги с делениями по краю, в середине круга отверстие. Есть деревянная палочка и фонарик. Можем ли мы с помощью этих предметов сделать свои солнечные часы?
(Да)
В. Ребята! А как вы думаете, всегда ли работали солнечные часы? А почему?
(Ответы детей.) (нет)
В. Правильно. В пасмурную погоду или в дождливый день часы не работали.
А еще их нельзя взять с собой. Да и время они показывали не точное.
Оказывается есть еще и живые часы. Как вы думаете, что такое "живые часы"? Такие часы вы уже видели и хорошо их знаете. Вспомните, какая птица по утру всех будит?
Д. Петух.
Дети подходят к второму столу. Эксперимент 2. Знакомство с живыми и цветочными часами. На столе картинки петуха и цветов: одуванчик обыкновенный, кукушкины слезки, ноготки полевые.
В. Правильно ребята. Оказывается петух, это "живые" часы. Он всем показывает, что наступило утро и пора вставать.
Ребята, можно ли по таким "живым" часам определить точное время?
(Нет).
В. Делаем вывод: хоть и пользовались люди "живыми часами", они были очень неточны и неудобны.
В. Вам, наверное, приходилось слышать такую фразу, что «время течет». Так вот, когда-то время действительно текло, т.к. люди придумали водяные часы. Даже в наше время можно услышать фразу "С тех пор, много воды утекло...". Как вы понимаете эту фразу?
(Прошло много времени)
В. В водяных часах вода из одного сосуда с двенадцатью элементами переливалась по каплям в нижний сосуд, и пока вода от одного деления стекала по каплям до другого деления, проходил один час.
Дети подходят к третьему столу. Эксперимент 3. На столе лежит пластиковая бутылка разрезанная пополам. В крышке бутылки небольшое отверстие.. Стакан с водой, маркер.)
Давайте попробуем сделать свои водяные часы. (Проводим эксперимент)
В. Ребята, как вы думаете, удобно ли было пользоваться водяными часами?
(Нет. Нужно было постоянно подливать воду.)
В. Вы правильно подметили, такие часы не удобны в использовании и с собой их не возьмешь. А если и можно было взять, то работали бы они зимой?
(Нет. Вода бы замерзла).
Дети подходят к четвертому столу. Эксперимент 4. На столе лежит пластиковая бутылка разрезанная пополам. В крышке бутылки небольшое отверстие.. Песок, маркер.)
В. С момента первого изготовления водяных часов прошло не мало времени, и люди стали использовать в часах песок. Как бы вы назвали такие часы? (песочные)
- Верно. Именно так их и назвали «песочные часы».
(Показ песочных часов)
Вот это часы песочные.
И они достаточно точные!
В них песчинки текут - секунды бегут!
Как песчинки собрались, холмиком улеглись
В колбочку из стекла, так минутка истекла.
В.Чем они были лучше водяных часов? (Ответы детей)
В.А какие у них были недостатки? (Ответы детей)
В.Конечно, эти часы надо было все время переворачивать. Часы, которые я вам показала, рассчитаны на 1минуту. Нужно каждую минуту их переворачивать.
Опыт.
В.У нас есть песок, заготовка из пластиковой бутылки, которая поделена пополам. В пробке бутылки небольшое отверстие. Можем ли мы, ребята, сделать сами песочные часы?
Да)
Изготавливаем часы.
В. А сейчас я вам предлагаю взять цветные карандаши, немного пофантазировать и нарисовать свои необычные часы или часы будущего.
Карандаш берем в правую руку, тремя пальцами. И приступаем к работе.
Сегодня на занятии мы с вами окунулись в историю развития часов. А еще, что не маловажно, мы помогли Хранителю Времени восстановить потерянные часы!
Рефлексия.
- Понравилось ли вам сегодняшнее занятие?
- Что нового вы узнали?
- Чем вам понравилось заниматься больше всего?
- С выполнением какого задания возникли у вас трудности?
- Как это можно исправить?
Вы сегодня ребята были отличными учеными, очень активными и любознательными!
Наше путешествие в мир часов закончено, все большие молодцы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область «Познание» Составитель: Пашкова Ирина Ивановна Воспитатель МБДОУ детского сада №12. Тема: "Неживая природа. Каменные украшения земли."
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область «Познание» Составитель: Пашкова Ирина ИвановнаВоспитатель МБДОУ детского сада №12....
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста (образовательная область «Познание») Тема: «Путешествие вокруг Солнца »
Продолжать знакомить детей с основными планетами, дать элементарные понятия о планетах....
Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область «Познание» Тема: «Земная жизнь Пресвятой Богородицы». «Пресвятая Богородица – покровительница и защитница».
Разработала и провела открытое занятие «Земная жизнь Пресвятой Богородицы. Пресвятая Богородица покровительница и защитница», в рамках проведения краевого конкурса на лучшую тематическую разрабо...
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область "Познание".Тема "Часы".
В данной работе представлен материал по использованию Системного оператора на занятии математике....
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область О.Х.Л. Тема: Анализ русской народной сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка".
В конспекте представлен матерал задачи которого : развивать способность детей раскодировать основной сюжет литературного произведения, учить составлять небольшие рассказы загадки о героях, самос...
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область "Коммуникация". Тема: "Рождение звезды"
занятин поможет испытать детям радость общения со сверстниками,чувства единства и доверия друг к другу....
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область "Познание". Тема "Ярмарка"
Занятие поможет познакомить дошкольников с русской народной культурой....