Схема анализа ООД
материал
Схема полного анализа (конспекта) организованной образовательной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shema_analia.doc | 139 КБ |
Предварительный просмотр:
Схема полного анализа (конспекта) организованной образовательной деятельности
- Анализ целей и задач
№ | Критерии анализа | Полное соответствие | Частичное соответствие | Несоотвествие |
1 | Соответствие целевым ориентирам ФГОС ДО | |||
Реальность достижения цели | ||||
2 | Ориентированность на создание образовательной среды, условий социализации | |||
3 | Соответствие возрастным возможностям | |||
4 | Связь цели и задач с темой образовательной деятельности | |||
5 | Конкретность формулировок | |||
6 | Наличие триединства задач (обучающих, развивающих, воспитательных) | |||
7 | Соответствие уровню развития группы |
2. Анализ организации организованной образовательной деятельности
Традиционная (академическая) модель организации образовательной деятельности | Личностно-ориентированная модель деятельности | |
Систематизация, уточнение, обобщение знаний | -3 -2 -1 0 1 2 3 | Развитие интегративных качеств |
Знания сообщаются в готовом виде | -3 -2 -1 0 1 2 3 | Дети сами добывают знания |
Приоритет вопросов репродуктивного характера | -3 -2 -1 0 1 2 3 | Приоритет вопросов проблемно-поискового характера |
Преобладание репродуктивных приемов и методов активизации детей (рассказ, объяснение, показ и др.) | -3 -2 -1 0 1 2 3 | Преобладание деятельностных приемов и методов активизации детей (проблемные вопросы, эвристическая беседа, побуждающий диалог, экспериментирование, моделирование, проекты и др.) |
Преобладание вербальной активности взрослого | -3 -2 -1 0 1 2 3 | Преобладание вербальной активности детей |
Ребенок – объект воздействий взрослого | -3 -2 -1 0 1 2 3 | Ребенок субъект своей деятельности |
Преобладание фронтальных форм работы | -3 -2 -1 0 1 2 3 | Преобладание организации работы в парах и подгруппах |
Взрослый – непосредственный источник информации | -3 -2 -1 0 1 2 3 | Взрослый – «координатор» и «наставник» |
3. Анализ образовательной ситуации открытия нового знания (Л.Г.Петерсон)
Этап образовательной деятельности | Оцениваемые параметры | Степень выраженности |
Введение в ситуацию | Использование приемов, позволяющих вызвать у детей внутреннюю потребность включения в деятельность (беседа с опорой на личный опыт детей, использование сюрпризных моментов и др.) | 1 2 3 4 5 |
Соответствие выбранных педагогом приемов возрастным и индивидуальным особенностям детей | 1 2 3 4 5 | |
Создание условий для осознанного принятия детьми так называемой «детской» цели | 1 2 3 4 5 | |
Соответствие «детской» цели индивидуальным особенностям, специфике личностных мотивов, эмоциональной сферы, познавательному интересу детей группы | 1 2 3 4 5 | |
Актуализация знаний и умений | Рациональность выбора содержания и форм работы с детьми, обеспечивающих актуализацию, их опыта, ЗУН и мыслительных операций, достаточных для «открытия» нового знания (способа действия) | 1 2 3 4 5 |
Воспитательные возможности содержания, обеспечивающие решение задач нравственного, эстетического развития | 1 2 3 4 5 | |
Рациональность выбора демонстрационного и раздаточного материала | 1 2 3 4 5 | |
Продуманность расположения детей в пространстве | 1 2 3 4 5 | |
Соблюдение принципов деятельностного метода | 1 2 3 4 5 | |
Затруднение в ситуации | Соответствие ситуации затруднения сюжетной линии образовательной ситуации. Личностная значимость затруднения для детей (связь затруднения с достижением «детской» цели) | 1 2 3 4 5 |
Четкость формулировки инструкции к «пробному» действию | 1 2 3 4 5 | |
Фиксация детьми затруднения (самостоятельно или с помощью взрослого) | 1 2 3 4 5 | |
Выявление и фиксирование в речи причины затруднения | 1 2 3 4 5 | |
Соответствие причины затруднения задаче «открываемому» детьми новому знанию | 1 2 3 4 5 | |
Воспитательные возможности содержания ситуации затруднения (решение задач личностного развития) | 1 2 3 4 5 | |
«Открытие» нового знания | Сохранение у детей интереса и мотивации к достижению «детской» цели, готовность к включению в деятельность по преодолению затруднения | 1 2 3 4 5 |
Степень участия детей в выборе способа преодоления затруднения и постановке учебной задачи | 1 2 3 4 5 | |
Соответствие использованных методов, приемов и организационных форм образовательному процессу деятельностного типа | 1 2 3 4 5 | |
Степень самостоятельности детей в «открытии» нового знания | 1 2 3 4 5 | |
Фиксация в речи (знаково) нового знания (способа действия) | 1 2 3 4 5 | |
Использование разнообразного материала, обеспечивающего оптимальные условия для совершения детьми «открытий» | 1 2 3 4 5 | |
Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений | Рациональность выбора содержания и организационных форм работы с детьми, обеспечивающих связь нового «открытия» детьми знания (способа действия) с имеющимися у них опытом | 1 2 3 4 5 |
Создание условий для проговаривания детьми вслух выполнения нового способа действия (если запланировано) | 1 2 3 4 5 | |
Сочетание методов педагогической оценки, самооценки (по образцу) и взаимооценки детей | 1 2 3 4 5 | |
Оптимальное соотношение групповых, подгрупповых, парных и индивидуальных форм работы | 1 2 3 4 5 | |
Сохранение детьми интереса и осознанного отношения к выполняемой деятельности | 1 2 3 4 5 | |
Осмысление | Эмоциональное и психофизиологическое состояние детей | 1 2 3 4 5 |
Фиксирование детьми достижения «детской» цели | 1 2 3 4 5 | |
Проговаривание воспитателем (в младшей и средней группе) или детьми (в старшей и подготовительной группе) условий, которые позволили достигнуть этой цели | 1 2 3 4 5 |
4. Анализ образовательной деятельности (вариант 2)
№ | Критерии анализа | Полное соответствие | Частичное соответствие | Несоответствие |
1 | Соответствие содержания образовательной деятельности поставленным целям и задачам | |||
2 | Соответствие содержания возрастным возможностям | |||
3 | Соответствие интересам детей | |||
4 | Достаточность объема информации | |||
5 | Связь с жизнью (жизненной практикой) | |||
6 | Интеграция содержания (образовательных областей) | |||
7 | Логичность, целостность, связанность содержания образовательной деятельности в контексте одной темы | |||
8 | Наличие структурных компонентов (вводная часть, основная часть, заключительная часть) | |||
9 | Наличие условий для развития познавательного интереса и познавательной активности (познавательных действий) | |||
10 | Наличие условий для взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности | |||
11 | Наличие условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности | |||
12 | Наличие условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств, и мыслей | |||
13 | Наличие условий для развития умения работать в группе сверстников | |||
14 | Наличие условий для развития коммуникативных способностей | |||
15 | Наличие условий для стимулирования речевой активности детей | |||
16 | Целесообразность организации рабочего пространства | |||
17 | Оригинальность и целесообразность иллюстративного и демонстрационного материала |
5. Схема анализа соответствия образовательного процесса дидактическим принципам деятельностного метода
Принцип | Обратить внимание | Степень соответствия |
Психологической комфортнос ти | Стиль общения со взрослыми (авторитарный, демократический, попустительский) | 12345 |
Занятую педагогом позицию, исполняемую роль (партнер, помощник, организатор, контролер, учитель и др.) | 12345 | |
Опору на личностные мотивы, эмоциональную сферу и познавательный интерес детей | 12345 | |
Соблюдение закономерностей чередования деятельности | 12345 | |
Расположение детей в пространстве, возможность свободного перемещения | 12345 | |
Гибкость в организации образовательного процесса (коррекция форм и объемов работы в соответствии с интересами, потребностями и самочувствием детей) | 12345 | |
Обеспечение ситуации успеха для каждого ребенка | 12345 | |
Эмоциональную атмосферу в группе | 12345 | |
Наличие у воспитанников собственной цели в осуществляемой деятельности | 12345 | |
Соответствие выбранных методов, форм, приемов работы возрасту детей, сюжету образовательной ситуации и «детской» цели | 12345 | |
Поддержание у детей интереса к деятельности в течение всей образовательной ситуации | 12345 | |
Отсутствие у детей страха перед ошибкой или неверным ответом | 12345 | |
Разнообразие материалов (в т.ч. демонстрационных и раздаточных), учитывающих возрастные особенности, интересы детей, обеспечивающих индивидуализацию работы и комплексный подход к рассматриваемому явлению или объекту | 12345 | |
Деятельнос ти | Оптимальное соотношение деятельностных (проблемные вопросы, эвристическая беседа, побуждающий диалог, экспериментирование, моделирование, проекты и др.) и репродуктивных (рассказ, объяснение, показ и др.) приемов и методов активизации детей | 12345 |
Степень осознания и принятия детьми цели деятельности, вовлеченности в процесс «открытия» | 12345 | |
Степень активности детей, осмысленности отношения к деятельности | 12345 | |
Преобладающая форма общения с детьми (монологическая, диалогическая) | 12345 | |
Степень самостоятельности детей в постановке цели деятельности, учебной задачи, реализации поставленной цели | 12345 | |
Минимакса | Соответствие уровня сложности заданий возможностям детей | 12345 |
Учет индивидуальных особенностей детей при подборе содержания, форм поддержки и стимулирования поисковой и творческой деятельности | 12345 | |
Целостности | Осуществление интеграции (различных видов деятельности, форм работы с детьми, содержания образовательных областей) | 12345 |
Опора при «открытии» нового знания на жизненный опыт детей, имеющиеся у них знания и умения из различных образовательных областей | 12345 | |
Вариативности | Возможность самостоятельного выбора детьми материалов, видов активности, способа действия, участников совместной деятельности и общения | 12345 |
Использование заданий, имеющих несколько вариантов решения (с учетом программных задач) | 12345 | |
Поощрение и поддержка детей в выдвижении разных гипотез, нахождении и применении различных вариантов решения задач и проблем (в соответствии с возрастом) | 12345 | |
Творчества | Использование различных форм сотворчества детей, взрослых, заданий творческого характера | 12345 |
Стимулирование и поощрение инициативности и самостоятельности детей в индивидуальной и коллективной деятельности по созданию чего-то нового (в т.ч. новых способов действия) | 12345 | |
Непрерывности | Отсутствие разного рода разрывов в образовательном процессе (выдержанность сюжетной линии на протяжении всей образовательной ситуации, наличие логической связи между ее этапами, формами работы, сохранение целевых ориентиров («детской» и «взрослой» целей), мотивации и осмысленного отношения к деятельности на каждом этапе) | 12345 |
Системность и последовательность используемого содержания | 12345 | |
Использование педагогом методов, технологий, содержания, обеспечивающих преемственность с начальным уровнем образования ( с учетом специфики дошкольного возраста и задач дошкольного образования) | 12345 |
6. Анализ категорий взаимодействия педагога с детьми на занятиях
Цель данного исследования: анализ речевых высказываний педагога с точки зрения создания условий на занятии для проявления инициативности, активности детей, их познавательных способностей, творческости, саморегуляции.
Разговор, происходящий на занятии, делится на 10 категорий:
* 1 - 7 относятся к речи педагога;
4, 5, 6, 7 –прямое воздействие на детей,
1, 2, 3 - косвенное.
Категория под № 4 разделена на две: 4-а – вопросы методически целесообразные и 4-б – вопросы методически нецелесообразные.
Категория под № 6 тоже разделена на две части: 6-а – указания, необходимые в данной ситуации, даны они в спокойной форме; 6-б – распоряжения, сделанные в резкой, категоричной форме и педагогически нецелесообразные.
* относятся к речи детей;
8– ответы детей на вопрос педагога, т. е речь, стимулированная взрослым, определенная по содержанию и по форме желанием педагога и сообразностью учебных задач.
9 – речь, возникающая по собственной инициативе детей, обусловленная их интересами и познавательными потребностями.
* 10 указывает на ситуации, которые трудно понять наблюдателю.
Анализ категорий взаимодействия педагога с детьми на занятии
Направление речи | Содержание речи | Количество |
Реакция педагога на действия детей | 1. Высказывания, направленные на создание определенного настроя на занятие: рабочей обстановки, тишины, внимания. Сделаны они в мягкой форме, доброжелательно, спокойно, не носят характера приказа или порицания. 2. Похвала или одобрение действий, ответов детей, их поведения. Одобрительные жесты, восхищение, положительное подкрепление. 3. Принятие и использование представлений, высказываний детей. Уточнение или разработка высказанных ребенком мыслей, их дополнение, уточнение. Но как только педагога переходит к изложению новой информации, разговор должен быть отнесен к 5 категории. | |
Собственная инициатива педагога | 4. Задание вопросов с целью получения от ребенка ответа. а) вопросы, методически целесообразные. б) вопросы, методически нецелесообразные. 5. Рассказ. Сообщение информации. 6. Распоряжения, приказы, указания, которым ребенок должен подчиняться: б)указания нецелесообразные, резкая, категоричная форма. 7. Критические замечания. Цель - пресечь, изменить действия ребенка; отрицательная оценка его ответов. Язвительные замечания, недовольные жесты, гневные высказывания. | |
Разговор детей | 8. Ответы ребенка педагога на его вопросы. 9. Высказывание ребенка по собственной инициативе. Ребенок сам задает вопрос; подводит к новой теме разговора, выходя за рамки заданной на занятии ситуации; проявляет творчество. |
Способы анализа речевого взаимодействия педагога с детьми на занятии:
Номер категорий взаимодействия | 1 | 2 | 3 | 4а | 4б | 5 | 6а | 6б | 7 | 8 | 9 | 10 |
Количество |
Количественный анализ проводится в зависимости от целей наблюдения.
Первый способ анализа позволяет выявить, как различные речевые категории сменяются во временной последовательности на занятии. С помощью этого способа анализа очень хорошо просматривается педагогическое мастерство использования речевых категорий педагога.
Например, такое сочетание категорий, как 1,5,4,8,9,2, говорит о поддержке педагогом детской познавательной активности, о возможностях детей проявлять собственную инициативу на занятиях.
У демократически направленного педагога на занятиях 9 категория имеет частое проявление и, самое главное, за ней следует в речи педагога либо 3, либо 2. Если в хронометраже за 9-й категорией появляется 7-я или 6-я категория, то это означает, что педагог порицает проявление детской активности, либо старается не замечать ее и уводит разговор детей в другое направление, отвлекает их от инициативы.
Вариант: категории 5, 4, 8 – характеризует формальность, стереотипность ведения занятия, не стимулируется самостоятельность высказываний детей, педагог ограничивается репродуктивной формой их речевой активности.
Такой способ анализа позволяет выявить типы деятельности детей на занятии, отношение педагога к проявлению детской инициативы.
Второй способ анализа позволяет выявить удельный вес разговора педагога и детей, то есть определить уровень речевой активности детей на занятии.
Оптимальным уровнем для занятия считается соотношение 2:3 (2-речевая активность педагога, 3-речевая активность детей).
Показательным для проявления познавательной активности детей является 9 категория. Если в процессе занятия она имеет довольно частое проявление, это означает, что педагог создал условия для детской инициативы, проявления любознательности, заинтересованности и активности детей на занятии.
Этот способ анализа позволят оценить мастерство педагога в создании условий для развития детской познавательной активности и инициативности в образовательном процессе.
Третий способ анализа категорий взаимодействия позволяет оценить деятельность педагога с точки зрения создания мотивационной основы учебной деятельности детей.
Частое использование 6-й и 7-й категорий требует от детей исполнительности, создает напряженность, страх, ожидание порицания, неуверенность в себе, в своих действиях, полную зависимость от оценки педагога, создает дискомфортное состояние и отрицательно сказывается на развитие мотивационной основы учебной деятельности детей.
Особое внимание при анализе нужно обратить на использование 2-й категории. Распространенным является суждение о необходимости похвалы действий ребенка со стороны взрослых в учебном процессе в целях развития его желания учиться. При поверхностном взгляде это утверждение как будто действительно справедливо. Но возникает вопрос: «А если ребенок привыкнет ждать похвалу и будет активен в обучении при условии признания его успехов и снизит ее при отсутствии похвалы со стороны?»
В постоянной похвале таится опасность - развитие зависимости ребенка от взрослого: во-первых, похвала-это позиция «сверху», во-вторых, она делает человека зависимым от других.
Не получив однажды похвалы за что-нибудь, человек переживает тяжелое чувство неудовлетворенности, станет несчастным. Поэтому 2-я категория, ее количество и место использования должны стать особым предметом обсуждения при анализе речевых взаимодействий педагога с детьми.
Все вместе взятые способы анализа категорий взаимодействия позволяют сделать вывод о стиле педагогического общения педагога с детьми на занятиях.
Для авторитарного стиля общения характерно использование в основном категорий 4, 5, 6, 7. В речевой активности детей будет в основном проявляться только 8-я категория.
Для демократического стиля общения характерно использование педагогом 1, 2, 3, 4, 5 категорий. И особенно важно то, что процент разговора детей (8 и 9 категории) больше, чем разговор педагога.
Либерально-попустительский стиль общения характеризуется неустойчивостью использования всех категорий. Кроме того, характерно для такого стиля взаимодействия частое проявление 10-й категории.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Схема физкультурно-оздоровительной работы ДОУ
Создание условий для физического развития...
Конспекты итоговых занятий с использованием схем Т.А.Ткаченко
Цель занятия - учить детей составлять описательные рассказы с использованием схем-моделей Ткаченко Т.А. Занятия составлены для детей обычных групп, но могут использоваться и в работе с дет...
Авторская дидактическая игра «Подбери букву, прочитай слово, подбери схему к слову , составь звуковую схему слова»
Цели : Развитие у детей фонематического слуха (определение первого звука в слове), знакомство с буквами, чтение, подбор схемы слова, составление звуковой схемы слова, воспитание усидч...
Схема построения НОД с учетом ФГОС. Схема оформления конспекта НОД с учетом ФГОС.
Схемы построения НОД с учетом ФГОС, позволят педагогам подбирать материал для НОД поэтапно. Данный материал подходит для работы с детьми любого возраста....
Тема: «Обитатели морских водоемов» Цель: научить детей составлять описательные рассказы по плану –схеме. Целевые ориентиры: способствовать развитию у детей коммуникативной, познавательной активности, составлять текст опираясь на схему, умения делать вывод
Конспект образовательной деятельности по познавательной речевой деятельности в подготовительной логопедической группе ОНРТема: «Обитатели морских водоемов» ...
Сообщение "Подбор схем конструирования поделок из бумаги в технике оригами,изготовление поделок по данным схемам "
СодержаниеВведение........................................................................................................ 31. Возникновение оригами………….......................
План-Конспект тематического занятия с использованием конструктора Lego (по предложенной схеме) СХЕМА «Ракета»
План-Конспект тематического занятия с использованием конструктора Lego (по предложенной схеме)СХЕМА «Ракета»Тема: «Путешествие в космос»Возраст: старшая группа 5-6 ле...