«Преемственность содержания непосредственно образовательной деятельности в детском саду и урока в начальной школе»
консультация
«Дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая “детством”. Дети 3 – 10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином образовательном пространстве. Следовательно, проблема преемственности в образовании не нова».
Даниил Борисович Эльконин (известный советский психолог)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preemstvennos_uroka_i_zanyatia2.docx | 22.5 КБ |
preemstvennos_uroka_i_zanyatia.pptx | 799.49 КБ |
Предварительный просмотр:
«Преемственность содержания непосредственно образовательной деятельности в детском саду и урока в начальной школе»
Слайд 1
«Дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая “детством”. Дети 3 – 10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином образовательном пространстве. Следовательно, проблема преемственности в образовании не нова».
Даниил Борисович Эльконин (известный советский психолог)
Слайд 2
Под преемственностью понимают последовательный переход от одной ступени образования к другой.
Особую актуальность в настоящее время приобрела проблема определения общих принципов преемственности между ступенями образования. Это связано с нарушением преемственных связей в целях и задачах, содержании и методах, форм организации обучения и воспитания, а также с изменением требований общества к качеству воспитания детей дошкольного и школьного возраста.
Предлагаем ознакомиться с основным содержанием обучения грамоте в детском саду и отметить основные моменты преемственности содержания, форм, методов и приёмов на основе урока в школе.
Обучение грамоте – образовательная область ,находящаяся на стыке образовательных ступеней и совпадающая по времени с переходным этапом в обучении детей предшкольного и младшего школьного возраста.
Слайд 3
Предлагаем ознакомиться с целями и задачами подготовки к обучению грамоте в дошкольном возрасте. Обучению грамоте в ходит в раздел «Речевое развитие» и начинается в старшем возрасте, а подготовка к этому периоду начинается с младшего дошкольного возраста. На каждом возрастном этапе ведётся работа по развитию звуковой и интонационной культуры речи.
Слайд 4
Уделяется внимание развитию фонематического слуха и формируется звуковая аналитико-синтетическая активность, как предпосылки обучения грамоте. Расширяется словарный запас и развивается грамматический строй речи.
Слайд 5
В Федеральном государственном стандарте образования в п.4.6 говорится о том, что ребёнок на этапе завершения дошкольного образования должен: достаточно хорошо владеет устной речью, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
Слайд 6
С целью ознакомления с содержанием урока в начальной школе и выявлении преемственности в октябре 2018года наши педагоги побывали на открытом уроке. В школе на уроке создавались условия по развитию универсальных учебных действий.
Слайд 7
Используя карту оценки деятельностного подхода, разработанную старшим воспитателем совместно с учителем (фрагмент карты на слайде) педагоги детского сада отмечали приёмы, формы, универсальные учебные действия на всех этапах урока.Рассмотрим особенности работы с детьми на разных этапах урока и непосредственной образовательной деятельности в
подготовительной группы
Слайд8
Первый этап мотивационный. Цель которого- обеспечить благоприятную обстановку , психологически настроить ребят на совместную деятельность.
Слайд 9
На втором этапе создаётся проблемная ситуация , при поиске способа решения которой дети плавно переходят к рассмотрению новой темы
Слайд 10
На этапе формулировки и принятие учебной задачи необходимо заинтересовывает детей , чтобы они в дальнейшем попытались сами сформулировать учебные задачи, цель и пути их преодоления.
Слайд 11
Четвёртый этап заключается в освоении детьми новых знаний посредством активизации умственной деятельности. Для достижения этой цели используются методы и приёмы на развитие фонематического слуха и расширения словарного запаса. Проводится работа со знаково-символическими действиями
( звуковой анализ слов, составление схем слов)
Слайд 12
Этап «первичное закрепление» -это этап закрепления новых знаний и способа их действий. На данном этапе применяются игровые упражнения на построение речевого высказывания (чтение слогов, составление слов, объяснения значения непонятных слов)
Слайд 13
Цель следующего этапа- использование полученных ранее знаний с опорой на опыт детей На этом этапе включают игровые задания , направленные на речевое развитие и развитие грамматического стоя речи. (составление слов , предложений и связного рассказа )
Слайд 14
Последним этапом урока ,как и занятия в д\с является рефлексия Это самооценка ребёнка своей деятельности на уроке или занятии, оценка своего настроения .
Оценить свою деятельнось ребёнок может, продолжив предложение у меня получилось… было интересно узнать…было трудно выполнять…. Для оценки настроения используют приём цветового изображения «Светофор» «Букет Настроения» «Дерево эмоций»
Слайд 15
Так же как в детском саду на уроке использовались различные формы организации детей ,которые способствуют эффективной работе по формированию предпосылок и уневерсальных учебных действий.
Таким образом структура и организация непосредственной образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении и урока в школе имеют много общего.
Следовательно ,работа школы и дошкольного учреждения, предусматривает использование всех форм преемственности.
Слайд 16
Индивидуальная Способствует решению точечных педагогических задач и развитию личностных уневерсальных учебных действий
Групповая Развитие коммуникативных и регулятивных ууд: готовность и способность к сотрудничеству с педагогом и сверстниками, положительное отношение к сотрудничеству в паре и группе, умение действовать по образцу умение оценивать правильность выполнения задания, видеть ошибку и исправлять ее;
Фронтальная организуется со всей группой, что гарантирует возможность широкого охвата и экономичность обучения ; формировать познавательных УУД:тоесть умение выделять единицы звучащей речи (предложения,слова, слоги, звуки); владение звуковым и звукобуквенным анализом и синтезом ; умение рассуждать, обосновывать свою точку зрения, делать выводы, классифицировать.
Выделяются три основные группы методов обучения детей, каждая из которых базируется на определённой форме мышления ребёнка.
- Наглядные методы. К ним относятся: показ предметов, картинок, иллюстраций; разгадывание изографов (буквы наложены одна на другую, нужно их определить) и ребусов; постановка сценок, просмотр презентаций, мультфильмов, посещение театра.
- Практические методы. В эту группу входят: выполнение упражнений, игровые методики, моделирование, конструирование.
- Словесные методы. Беседы, чтение, составление рассказов по образцу, рассказы по плану, рассказы — фантазии.
Задачи добуквенного периода - развитие фонематического слуха детей, умения вычленять звуки из слова, производить слого-звуковой и звуковой анализ слов; сравнивать звуки в похоже звучащих словах.
организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения.
Основой обучения грамоте является звук, на уроках проводятся звуковой анализ слов и слогов, звуковой синтез слов и слогов, анализ звуков и их артикулирование, работа над дикцией, логопедическая работа.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачи Младшая группа (3-4 года) Совершенствовать умение детей внятно произносить в словах гласные и некоторые согласные звуки Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков. Средняя группа (4-5 лет) Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков. Развивать артикуляционный аппарат. Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук.
Задачи В старшей группе (5-6 лет) Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков. Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с— з, с — ц, ш —ж, ч — ц, с — ш, ж — з, л — р. Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец). В подготовительной к школе группе (6-7 лет) Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.
ФГОС ДО, (раздел IV. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования, п. 4.6)
Урок. Чтение (букварный период) Педагог: Лалетина Марина Александровна Школа: КОГОБУ СШ с УИОП г. Омутнинска Тип урока: Урок открытия новых знаний Цель: Создать условия для ознакомления детей с новыми согласными звуками и буквами Универсальные учебные действия Личностные Регулятивные Коммуникативные Познавательные
Карта оценки урока в школе
1 .Мотивация к учебной деятельности Цель: создание и поддержка благоприятного психологического климата. НОД (предпосылки УУД ) Урок (УУД) Личностные -формирование познавательной и социальной мотивации - формирование адекватной самооценки Личностные -самоопределение (мотивация на урок) Познавательные - построение речевого высказывания Регулятивные -самооценка
2 . Актуализация опорных знаний Цель: воспроизведение детьми знаний, умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания. НОД (предпосылки УУД) Урок (УУД) Коммуникативные -формулировать собственное мнение и позицию Познавательные -установление причинно-следственных связей и др. Коммуникативные -умение выслушивать и дополнять других Познавательные -построение речевого высказывания
3 .Формулировка и принятие учебной задачи Цель: мотивация детей на постановку учебной цели. НОД (предпосылки УУД) Урок (УУД) Регулятивные -умение сохранять заданную цель Регулятивные -целеполагание -планирование
4 .Первичное усвоение новых знаний Цель: овладение детьми новыми знаниями и способами действия посредством активизации умственной деятельности. НОД ( предпосылки УУД) Урок (УУД) Познавательные -использование знаково-символических средств -подбор подходящего Коммуникативные -предлагать помощь и сотрудничество Познавательные -знаково-символические действия Коммуникативные -учебное сотрудничество
5 .Первичное закрепление Цель: закрепление изученного содержания. НОД ( предпосылки УУД) Урок (УУД) Познавательные -исключение лишнего -подбор подходящего Регулятивные -умение видеть указанную ошибку и исправлять ее Познавательные -построение речевого высказывания
6.Творческое применение знаний НОД ( предпосылки УУД) Урок (УУД) Познавательные - использование знаково-символических средств -моделирование Познавательные -построение речевого высказывания -структурирование знаний -знаково-символические действия Цель: использование полученных ранее знаний с опорой на опыт детей.
7 .Рефлексия НОД ( предпосылки УУД) Урок (УУД) Регулятивные -умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника Регулятивные - адекватная самооценка Цель: оценка и самооценка собственной деятельности.
Формы организации Фронтальная Парная Индивидуальная Групповая
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЗИМНЯЯ ИСТОРИЯ ДЛЯ ДЖИНА Конспект непосредственно образовательной деятельности по примерной ООПДО «От рождения до школы», тема: «Зима», раздел «Художественное творчество», подготовительная к школе группа. Интеграция образовательных областей: «Художестве
Программное содержание:1. Вызвать у детей эмоциональный отклик на образы зимы, ассоциации с собственным опытом восприятия зимних явлений.2...
Разработка содержания непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «ПОМОЖЕМ РЕЖИССЕРУ»
Конспект образовательной деятельности для детей 5-6 лет по речевому развитию «Поможем режиссеру».Цель: закрепление пройденного материала.Задачи:· активизирова...
Консультация для педагогов Содержание непосредственно образовательной деятельности.
Консультация для педагогов Содержание непосредственно образовательной деятельности....
Тематика (техника рисования, методы и приёмы) и программное содержание непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности в первой младшей группе
Занятия рисованием – одни из самых больших удовольствий для ребёнка. Они приносят малышу много радости. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Нел...
Непосредственно-образовательная деятельность «Волшебники детского сада» (подготовительная к школе группа)
Предлагаю конспект НОД "Волшебники детского сада" для подготовительной к школе группе, для знакомства детей с профессиями сотрудников детского сада.Думаю многим понравиться сюрпризный момент...
Содержание непосредственной образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении
В экологическом воспитании детей непосредственная образовательная деятельность выполняет совершенно определенную и очень важную функцию: чувственные представления детей, получаемые повседневно, могут ...
Программное содержание непосредственной образовательной деятельности. Театрализованная игра «В гостях у дедушки К.И. Чуковского».
Программное содержание непосредственной образовательной деятельности.Театрализованная игра «В гостях у дедушки К.И. Чуковского»....