Парциальная программа «Пальчики помогают говорить»
материал (младшая группа)
Важной составляющей частью психологического развития ребенка второго года жизни является накопление им сенсорно-моторного опыта. Ребенок познает окружающую его действительность путем ощущения и восприятия. Ребенок узнает о предметах и явлениях при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния и лишь в дальнейшем в процесс познания включаются речь, память, мышление. Таким образом, восприятие и ощущения, возникающие в процессе взаимодействия ребенка с окружающей его действительностью, составляет основу всей познавательной деятельности ребенка. Поэтому воспитание сенсорно-моторных функций имеет очень большое значение для всего последующего развития дошкольника.
Сенсомоторные функции развиваются в тесной и не разрывной взаимосвязи с двигательными навыками. Для детей младшего возраста важно стимулировать накопление чувственного опыта, сочетая его с моторной активностью. Ребенка необходимо обучать изучению окружающих предметов с помощью наиболее развитых в данном возрасте психических процессов таких как: зрение, слух, движения рук. Эта задача выполняется в процессе многих режимных занятий: в игровой деятельности, на коррекционных занятиях, в играх на воздухе и так далее.
Чтобы познакомиться с каким-то предметом, ребенку его нужно изучить: потрогать руками, сжимать, гладить, то есть совершать какие - либо действия, которые называются моторными. Чтобы взять предмет рукой, ребенок должен быть уже готов к этому. Если он не может схватить предмет, то ощутить его тоже не сможет. Значит, одной из основной задачей как воспитателя так и родителей, является развитие моторики рук, учить руки ребёнка быть ловкими и умелыми, тогда он сможет многое познать с их помощью. И чем раньше мы дадим в его руки новое, неизученное, тем быстрее они станут умелыми. Всё это, безусловно, облегчает развитие и обучение детей. Важно, чтобы окружающий мир был обогащён развивающей средой: разработаны игрушки, игровые пособия, стимулирующие зрительные, тактильные, обонятельные ощущения. Учитывается сила цвета: при грамотно подобранной цветовой гамме снижается напряжение, оптимизируется эмоциональный настрой.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
29.04.2021
Важной составляющей частью психологического развития ребенка второго года жизни является накопление им сенсорно-моторного опыта. Ребенок познает окружающую его действительность путем ощущения и восприятия. Ребенок узнает о предметах и явлениях при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния и лишь в дальнейшем в процесс познания включаются речь, память, мышление. Таким образом, восприятие и ощущения, возникающие в процессе взаимодействия ребенка с окружающей его действительностью, составляет основу всей познавательной деятельности ребенка. Поэтому воспитание сенсорно-моторных функций имеет очень большое значение для всего последующего развития дошкольника.
Сенсомоторные функции развиваются в тесной и не разрывной взаимосвязи с двигательными навыками. Для детей младшего возраста важно стимулировать накопление чувственного опыта, сочетая его с моторной активностью. Ребенка необходимо обучать изучению окружающих предметов с помощью наиболее развитых в данном возрасте психических процессов таких как: зрение, слух, движения рук. Эта задача выполняется в процессе многих режимных занятий: в игровой деятельности, на коррекционных занятиях, в играх на воздухе и так далее.
Чтобы познакомиться с каким-то предметом, ребенку его нужно изучить: потрогать руками, сжимать, гладить, то есть совершать какие - либо действия, которые называются моторными. Чтобы взять предмет рукой, ребенок должен быть уже готов к этому. Если он не может схватить предмет, то ощутить его тоже не сможет. Значит, одной из основной задачей как воспитателя так и родителей, является развитие моторики рук, учить руки ребёнка быть ловкими и умелыми, тогда он сможет многое познать с их помощью. И чем раньше мы дадим в его руки новое, неизученное, тем быстрее они станут умелыми. Всё это, безусловно, облегчает развитие и обучение детей. Важно, чтобы окружающий мир был обогащён развивающей средой: разработаны игрушки, игровые пособия, стимулирующие зрительные, тактильные, обонятельные ощущения. Учитывается сила цвета: при грамотно подобранной цветовой гамме снижается напряжение, оптимизируется эмоциональный настрой.
Новизна программы.
Данная программа разработана для детей дошкольного возраста, в процессе разработки программы были модифицированные существующие игры на развитие восприятия и моторики, а так же представлены авторские дидактические игры и комплексные занятия.
Цель программы: создание в детском саду условий способствующих сенсорно - моторному развитию детей младшего возраста.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
1.Создать предметно - окружающую среду для развития сенсорно – моторных функций у детей младшего возраста;
2. Разработать и подобрать методический материал, для реализации цели программы;
3. Вовлечь родителей в образовательно – развивающий процесс для совместной деятельности для успешной реализации программы;
4. Активизировать и развивать сенсорно – моторные функции детей младшего возраста.
Данная программа основывается на следующих принципах:
1. Принцип дифференциации.
2. Принцип доступности.
3. Принцип систематичности и последовательности.
5. Принцип повторения умений и навыков.
6.Принцип активного воспитания (игровые технологии, индивидуальная, подгрупповая деятельность, исследовательская деятельность).
7.Принцип взаимодействия детского сада и семьи направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка.
Основным условием для реализации данной программы является ее ориентированность на создание благоприятной среды для развития сенсорно-моторных функций у детей младшего возраста.
Ожидаемые результаты
По завершению реализации программы предполагается, что будут достигнуты следующие результаты:
1. Развитие речевых функций;
2. Развитие двигательных функций;
3. Развитие слуховых функций;
4. Развитие зрительных функций;
5. Развитие осязательной функции;
Для реализации цели программы используются следующие формы работы: групповая и индивидуальная работа, беседы, упражнения, творческие занятия.
Данная программа разработана для воспитанников учреждений общеразвивающего типа с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей младшего возраста.
Предварительный просмотр:
План реализации программы
29.04.2021
Перспективный план
Время проведения | Содержание |
Сентябрь-ноябрь | Наблюдение за адаптационным периодом детей младших групп. Мониторинг уровня адаптированности ребёнка к ДОУ. |
Декабрь-февраль | Развивающие занятия с использованием развивающих игр и упражнений, направленных на сенсорно-моторную деятельность, развитие эмоциональной, личностной и познавательной сферы |
Март – май
| Обучение изучению окружающих предметов с помощью наиболее развитых в данном возрасте психических процессов таких как: зрение, слух, движения рук |
Одной из составляющих развития речи, базой для её полноценного формирования служит развитие сенсомоторики.
Связь сенсомоторной сферы с развитием речи подчёркивается многими учёными (Е.Ф. Архипова, Л.С. Выготский, A.B. Запорожец, И.Ю. Левченко, Л.А. Метиева, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, И.В. Школьникова).
Исследованиями учёных Института физиологии детей и подростков (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Работы В.М. Бехтерева так же доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.
Для повышения эффективности работы по развитию сенсомоторики большое значение имеет следующее условие – использование в образовательном процессе различных приемов.
Рассмотрим некоторые из них:
1. Дидактические игры
2. Пальчиковая гимнастика
3. Игры с песком. Песочная терапия оказывает благотворное влияние на развитие мелкой моторики. Детям предлагается «пройтись» ладошками, оставляя свои следы. Отпечатками кулачков, ладошек дети создают узоры на песке (солнышко, домик и т.д.), «шагают» каждым пальчиком поочередно. Эти незатейливые упражнения стабилизируют эмоциональное состояние.
4. «Сенсорные дощечки» или «Сенсорный коврик» - с опорой на них дошкольники определяют фактуру ткани, меха, кожи: «мех такой мягкий, теплый, пушистый, как моя шапка; байковая ткань мягкая, теплая, уютная, как моя пижама…».
5. «Забавные шнуровки». Эта игра развивает глазомер, мелкую моторику, усидчивость, способствует улучшению координации движений, что является залогом отсутствия проблем с письмом в школе. Игра развивает и активизирует речь детей.
6. Массаж рук. В последнее время в среде педагогов и родителей возрастает интерес к массажу пальцев рук. Доказано, что даже самый примитивный массаж, заключающийся в сгибании и разгибании пальцев годовалого малыша, вдвое ускоряет процесс овладения им речью. Делая массаж, мы воздействуем на активные точки, связанные с корой головного мозга. Очень полезен массаж кончиков пальцев и ногтевых пластин кистей.
7. Конструирование. В конструировании развивается координация кисти, логическое мышление и пространственное воображение.
8. Теневой театр позволяет развивать точные, согласованные движения пальцев и кистей рук, он вызывает и поддерживает у малыша интерес к выполнению упражнений по развитию моторики, позволяет ему более продолжительное время концентрировать внимание, быть усидчивым, активным.
9. Рисование, штриховка, раскрашивание картинок способствуют лучшей ориентации в условиях двухмерного пространства листа бумаги, готовят руку ребёнка к обучению письму, развивают глазомер, аккуратность.
10. Нанизывание на леску. Хорошо формирует мелкую моторику рук нанизывание на леску пуговиц, бусинок, макарон, сушек, бисера и выкладывание фигур, создание картин с помощью этих материалов.
11. Различная игровая деятельность. Игры в мяч, с кубиками, с счетными палочками, мозаикой, приносят пользу ребёнку: развивают его руки, подготавливая к овладению письмом, формируют у него художественный вкус.
12. Бумажная пластика. Вырезание ножницами, сминание, разрывание и надрывание, скручивание и другие виды бумажной пластики, способствуют формированию координации движений кистей рук и пальчиков.
13. Пальчиковый театр
14. Метод ковролинографии. В группе можно создать сенсорную стену – комплекс развивающих игр на ковролине. Этот комплекс лежит в основе методики В.В. Воскобовича. Комплекс представляет собой ковролиновое полотно, которое выполнено по принципу фланелеграфа, но по сравнению с ним обладает рядом несомненных преимуществ:
· Современные материалы (ковролин и липучка) имеют намного большую силу сцепления, чем фланель. Поэтому игровой материал прочно прикрепляется к ковролину и не падает с полотна во время занятий.
· Новые элементы (кармашки, кассы, прищепки, кружки и веревочки) обеспечивают разнообразие, наглядность и динамизм занятий.
· Веревочки - нововведение, которое принципиально отличает игровой обучающий комплекс от ранее существующих пособий (школьной доски и фланелеграфа). Веревочки позволяют не только разнообразить занятия по всем направлениям образовательной деятельности, но и использовать новую форму аппликации.
· В отличие от фланелеграфа и доски комплекс создает условия для проявления творчества педагога и комфортного проведения занятия.
Можно сказать, что ковролиновый комплекс - это современный вариант школьной доски, содержащий в себе неограниченные возможности. Он позволяет сделать наглядным почти любое занятие или игру.
Комплекс игр на ковролине дает возможность проводить целенаправленные занятия по развитию сенсорных способностей. Такая работа включает следующие этапы:
· формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины;
· обучение способам обследования предметов, умению различать их форму, цвет и величину, выполнять сложные глазомерные действия (Д/И: «Собери ёлочку», «Собери бусы по образцу», «Сделай так же», «Собери предмет»; «Посади цветочки», «Собери грибочки», «Укрась ёлочку», «Что лишнее», «Что куда», «Найди такой же», «Найди свой домик», и др.)
Педагогам можно использовать в работе еще и маленький комплекс, который позволит ребенку не только наблюдать со стороны за действиями взрослого, но и самостоятельно выполнять некоторые задания. Это немаловажно для интенсивного развития способностей ребенка и более успешного решения педагогических задач. Сочетание этих комплексов позволяет организовывать учебно-образовательную работу с детьми фронтально, по подгруппам и индивидуально. Кроме того, комплекс позволяет организовывать и проводить целенаправленную работу по развитию психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения. Комплекс позволяет динамично и наглядно проводить игры и занятия по всем разделам: по формированию элементарных математических представлений (дидактические игры «Сделай по образцу», «Шарики для клоуна», «Что ещё такой же формы» и др. ), по ознакомлению с предметным миром и миром природы, по развитию речи («Кто что ест», «Чьи детки», « Что лишнее», «Расскажи о зиме» и др. ), по изобразительной деятельности(«Заборчики», «Дорога для паровозика», «Длинная дорога Колобку», «Укрась платье», «Иголки ёжику», «Лучики для солнышка», «Травка зеленеет», «Цветы на поляне» и др. ).
Ковролин удобен для раскладывания героев сказок. Дети лучше запоминают сюжет сказки, а после – и сами с удовольствием пересказывают текст с использованием картин, сами начинают сочинять сказки, игровые ситуации.
Работа с комплексом способствует развитию творческого потенциала педагога и совершенствованию его квалификации. Ведь, используя этот комплекс, педагог может самостоятельно придумывать игры и задания, отражая в своей деятельности все аспекты и направления образовательной работы с детьми.
Ковролиновый комплекс:
· Совершенствует интеллектуальные способности у детей (развивает логическое и творческое мышление у детей, развивает внимание, воображение, память и речь);
· Развивает творческие способности дошкольников;
· Развивает координацию движений, общей и мелкой моторики, ориентацию в пространстве и в собственном теле;
· Развивает зрительное, тактильное и слуховое восприятие (цвета, формы, размеры и т. п.)
· Формирует мотивационную сферу к учебному процессу;
· Сплачивает группу, развивает эмпатию, умение взаимодействовать со сверстниками. Создаёт положительный эмоциональный настрой в группе;
· Развивает умение действовать соответственно правилам игры.
Вся работа на занятиях строится на основе предметно-игровой деятельности. Такая деятельность развивает мышление, восприятие, активизирует словарь. В процессе предметной деятельности у ребенка также развивается крупная и мелкая моторика рук. Тесная связь между нею и развитием речи объясняется тем, что проекция кисти руки в головном мозге очень близко расположена к речевой зоне, которая формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев.
Как показывает практика использование перечисленных игр и упражнений даёт положительный результат. Если такую работу своевременно проводить с детьми младшего возраста, то среди речевых нарушений в старшем дошкольном возрасте реже будут встречаться стойкие нарушения звукопроизношения, фонематического восприятия, бедный словарный запас.
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование по развитию речи в младшем дошкольном возрасте
29.04.2021
Срок | Тема и программное содержание |
сентябрь | Игра «Чем похожи» Цель: развитие мыслительных процессов. Материал: пары картинок (корова — лошадь, ворона — воробей, лыжи — коньки, трамвай — автобус, молоко — вода, дождь — снег). Описание игры: Дети находят в данной паре картинок как можно больше сходства и обосновывают свои доводы. Чтобы игра была интересней, можно придать ей соревновательный характер: за каждое правильно обоснованное сходство ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто заработал больше фишек. Игра «Поставь пальчик» Цель: развитие целенаправленного внимания. Описание игры: Нужны 16 картинок с изображением фруктов и овощей. Лучше всего играть на полу. Коврики, на которых располагаются дети, раскладываются в виде цветка с сердцевиной. На «сердцевину» выкладываются все 16 карточек изображением вверх, так чтобы они друг друга не касались. Звучит команда «Внимание!» Затем называется какая-то из картинок, например: «Яблоко». Тот, кто первым ставит пальчик на картинку, получает фишку. Выигрывает набравший больше всех фишек. Игра «Колпак мой треугольный» Цель: развитие произвольности внимания и памяти. Описание игры: Ведущий произносит: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак, а если не треугольный, то это не мой колпак». Затем все вместе на слово «треугольный» показывают треугольник из пальцев, а само слово не произносится. В следующем повторе слово «мой» заменяется показом на себя. В третьем повторе слово «колпак» заменяется показом колпака над головой. Постепенно увеличивается темп, выигрывает тот, кто не собьётся. Упражнение «Собери фигуру» Цель: развитие пространственного восприятия, обучение детей способности анализировать элементарную схему предмета. Материал: Карты-образцы с контурными схематическими изображениями предметов. Комплекты деталей, одинаковые для каждого ребенка, из которых можно сложить фигурки. Самолет (5 деталей): 2 прямоугольника — крылья и хвост, 2 треугольника — нос и часть хвоста, трапеция — корпус. Девочка (5 деталей): 2 трапеции — туловище и ноги, 2 треугольника — руки, круг — голова. Ракета (6 деталей). Большой треугольник — корпус, 2 маленьких треугольника — крылья-основания, 3 кружка разной величины — иллюминаторы. Трактор (5 деталей): большой прямоугольник — корпус, трапеция — кабинка, 2 круга разной величины — колеса, маленький прямоугольник — труба. Мостик (7 деталей): длинный прямоугольник — основное покрытие, 2 больших квадрата, 2 средних квадрата, 2 маленьких квадрата последовательно и симметрично составляют опоры моста. Описание упражнения. Дети рассаживаются за столики, и воспитатель им говорит, что они сейчас будут собирать разные фигурки. Взрослый показывает первую картинку — самолет. Картинка устанавливается так, чтобы дети могли ее видеть все время, пока они будут ее складывать. Затем дети получают комплекты фигурок, из которых можно сложить эту картинку. Например, чтобы сложить первую фигурку — самолет, нужны 2 прямоугольника разной величины, 2 треугольника и трапеция. Дети из своих деталей складывают картинку, а воспитатель наблюдает, соответствует ли картинка образцу. Когда все выполнят задание по первой картинке, следует отметить тех, кто это сделал правильнее и быстрее остальных. Затем можно предложить детям следующую картинку, собрав все детали от предыдущего задания и раздав комплекты для выполнения следующего.
|
октябрь | Игра «Построй башню» Цель: развитие пространственного восприятия, приобретение нового кинестетического опыта. Формирование умения выполнять точные движения, основываясь на тактильных ощущениях. Материал: 10 кубиков. Описание игры: на столе лежат 10 кубиков. Воспитатель предлагает детям поиграть в игру: «Я вызову одного ребенка, он должен будет с завязанными глазами построить одной рукой башню из кубиков с основанием в один кубик. Вот так (педагог строит одной рукой пирамиду, ставя один кубик на другой). Башню надо строить осторожно, чтобы она не упала, и постараться соорудить ее, используя как можно больше кубиков. Из скольких кубиков будет построена башня, столько фишек получит ребенок». В конце игры подсчитываются фишки у каждого игрока и выявляется победитель. Упражнение «От дома к дому» Цель: развитие зрительно-двигательной (сенсомоторной) координации и тонкой моторики руки. Материал: листы бумаги с нарисованными разноцветными домиками, карандаши. Описание упражнения. Воспитатель раздает ребятам листы с нарисованными разноцветными домиками. Сначала педагог вместе с детьми называет расположение домиков на листах (один красный домик — справа, другой — внизу, один зеленый домик — слева, другой — в правом верхнем углу и т.д.). После этого воспитатель сообщает задание: «Вам нужно точными прямыми линиями соединить между собой домики одинакового цвета. При этом линия должна рисоваться одним росчерком, по возможности прямо. После этого параллельно ей нужно провести еще одну линию, чтобы домики были соединены ровными дорожками». Во время выполнения упражнения педагог советует детям сначала провести линию просто пальцем, выбрав направление, а потом уже карандашом. Когда все ребята закончат выполнение задания, воспитатель с детьми рассматривает и оценивает каждую работу, лучшие можно вывесить на выставку. Игра «Кто быстрее и ровнее?» Цель: развитие точности и координации графических умений. Материал: две доски, мел. Описание игры: Воспитатель делит детей на две команды, чертит на досках две вертикальные линии и соединяет их вверху горизонтальной линией слева направо. После этого сообщает ребятам правила игры: «Сейчас вам нужно, сменяя друг друга, быстро проводить ниже моей прямые параллельные горизонтальные линии. Вот так (показывает, как нужно проводить линии). Победит та команда, у которой линии будут проведены ровнее и быстрее». Соревнование начинается, одни дети выполняют задание, а другие в это время болеют за них, всячески подбадривая. После этого взрослый оценивает работу двух команд и выбирает победителя. Упражнение «Тени» Цель: совершенствование восприятия формы и величины, умения выделять признаки предмета. Материал: рисунки с вазами и тенями от них. Описание упражнения. Педагог показывает рисунок. На нем изображены ваза и ее тень. Ученики смотрят и отвечают, что это ваза и тень от нее. Затем педагог предлагает детям посмотреть на вазу и сказать, правильная или неправильная тень от вазы на рисунке. (Правильная.) После этого учитель предлагает ученикам картинку, на которой нарисованы вазы, но некоторые тени от них не соответствуют формам ваз. Дети путем сравнения находят ошибки и дорисовывают правильные тени. |
ноябрь | Упражнение «Ночной поезд» Цель: приобретение нового кинестетического опыта. Материал: повязки для глаз. Описание упражнения. Учитель говорит ребятам: «Сегодня мы поиграем с вами в игру, в которой поезд, состоящий из вагончиков — детей, будет ехать по ночному лесу между деревьями. Один из детей будет локомотивом, пятеро — деревьями в лесу, все остальные ребята — вагончиками (ребята с завязанными глазами). Деревья должны расположиться так, чтобы между ними было достаточно места. Они не должны двигаться, но могут издавать тихое «Ши-ши-ши» в момент, когда какой-нибудь вагон поезда проезжает очень близко». После этого упражнение начинается: вагоны выстраиваются за локомотивом, и каждый кладет руки на плечи предыдущего человека. Им завязывают глаза, потому что только у локомотива есть фары, которые освещают дорогу. Как только все готовы, педагог дает сигнал к движению. Локомотив начинает двигаться сначала медленно, чтобы не растерять вагончики, а потом немножко быстрее. Он сам выбирает путь, которым поедет через лес. При последующем проведении упражнения другие ребята могут быть локомотивом. Можно усложнить задание, например, пустить одновременно два поезда. Упражнение «Костер» Цель: развитие произвольности внимания Описание упражнения. Дети встают возле «костра» и выполняют соответствующую команду инструктора. По команде «жарко» - дети должны отодвинуться от костра, по команде «руки замерзли» - протянуть руки к костру, «Ой, какой большой костер» - встать и махать руками, «искры полетели» - хлопать в ладоши, «костер принес дружбу и веселье» - взяться за руки и ходить вокруг костра. Упражнение «Чайник с крышечкой». Цель: развитие внимания, самоконтроля Описание упражнения. Участники садятся в круг. Каждый из них пропевает песенку, сопровождая ее определенным жестом. «Чайничек (вертикальные движения ребрами ладоней) На чайнике – крышечка (левая рука складывается в кулак, правая ладонью делает круговые движения над кулаком) На крышечке – шишечка (вертикальные движения кулаками) В шишечке – дырочка (указательный и большой палец обеих рук делают колечки) Из дырочки идет пар (указательными пальцами делаются спиральки). При последующем повторении песенки одно слово нужно поменять на «Гу-гу-гу», жесты сохраняются. Игра «Сделай, как я!» Цель: увеличить объем внимания (результат достигается путем многократного повторения вариантов игры). Описание игры: дети играют парами. Первоначально у каждого ребенка по 6 спичек. Один, ведущий, выкладывает из 6 спичек произвольную композицию, затем на одну - две секунды показывает ее партнеру. Партнер из своих спичек выкладывает точно такую же фигуру по памяти. Затем дети меняются ролями. При успешном выполнении условия количество спичек постепенно увеличивается до 12-15. |
декабрь | Игра «Волшебное дерево» Цель использования: дать детям раннего возраста целостное представление о предмете (форма, цвет, величина), а также формировать представления о временах года. «Собери яблочки (листочки)». (игра проводится с пособием «Волшебное дерево») Цель игры: повторить признаки разных времен года, закрепить понятие «один – много». «Угадай время года». (игра проводится с пособием «Волшебное дерево») Цель игры: закрепить название времен года и их признаки, закрепить название цветов. |
январь | Игра «Загадочные пуговки» Цель игры: развитие умения узнавать и называть цвета, развитие мелкой моторики пальцев рук. Игра «Волшебное поле» Цель игры: развитие умения узнавать и называть цвета. Игра «Радуга» Цель игры: развитие умения узнавать и называть цвета и размер предмета, развитие мелкой моторики пальцев рук. Игра «Шарики» Цель игры: развитие умения узнавать и называть цвета, развитие мелкой моторики пальцев рук. |
февраль | Игра «Занимайка» Цель игры: развитие сенсорного восприятия, развитие мелкой моторики пальцев рук. Игра «На что похожа фигура?» Цель: воспитывать умение у детей группировать предметы по форме Игра «Спрячемся от дождика» Цель: воспитывать умение у детей группировать предметы по форме. Игра «Выбери пуговки» Цель: воспитывать умение группировать предметы по величине. |
март | ИГРА «ДЛИННЫЙ - КОРОТКИЙ» |
апрель | ИГРА «НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ ЦВЕТОЧЕК» ИГРА «РАЗНОЦВЕТНЫЕ КЛУБОЧКИ И ПРИЩЕПКИ» |
май | ИГРА «БОЛЬШОЙ, ПОМЕНЬШЕ, МАЛЕНЬКИЙ» |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ по развитию речи дошкольниковчерез пальчиковые игры «Весёлые пальчики»
30.04.2021
На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи - до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребёнка.
Пальчиковая гимнастика способствует развитию речевых центров коры головного мозга. Методика и смысл пальчиковой гимнастики заключается в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Другими словами, формирование речи ребёнка совершается под влиянием импульсов идущих от рук.
Занятия пальчиковой гимнастикой помогут ребенку научиться быть настоящим хозяином своих пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений.
Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат понимать смысл речи. Повышают речевую активность ребёнка.
3. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой. Ритмичной, яркой.
4. Ребёнок учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
5. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
6. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Итак, речь ребёнка совершенствуется под влиянием импульсов от рук, точнее от – пальцев. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты такие психические функции, речь.
Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое развитие ребёнка, а также проблема вызвана недостаточным просвещением родителей в данном вопросе.
На разработку проекта повлияла необходимость ориентировать родителей на правильный выбор пальчиковой гимнастики для детей взаимодействие с ребёнком в процессе этих упражнений.
Задачи для педагога:
- показать способы и приёмы проведения пальчиковой гимнастики;
- познакомить с правилами проведения пальчиковой гимнастики;
- развивать речь детей, расширять словарный запас.
Задачи для детей:
- развивать мелкую моторику пальцев рук детей, речевые способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка;
Задачи для родителей:
- учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду;
- создавать в семье благоприятные условия для проведения пальчиковой гимнастики.
Участники проекта:
1. Воспитатель
2. Дети;
3. Законные представители детей.
Средства достижения поставленных задач:
- применение пальчиковой гимнастики во время досуга детей;
- использование пальчиковой гимнастики на занятиях, на прогулке и т.д.;
- информационные листы для родителей;
- разучивание стихов, потешек;
- использование атрибутов к пальчиковой гимнастике.
Условия:
Материальные: приобрести игры для развития мелкой моторики, пальчиковые театры, соответствующие возрасту детей, необходимую методическую литературу по данной теме.
1. Игра «Цветные столбики»
2. Игра на развитие мелкой моторики «Цветные бусы»
3. Мозаика 50 деталей
4. Пирамидка «Сияние»
5. Кубики в картинках
6. Мозаика мелкая «Полянка»
7. Пазлы «Гусеница»
8. Набор «Строим вместе» (54 кубика)
9. Конструктор «Строитель»
10. Пальчиковый театр «Колобок»
11. Пальчиковый театр «Репка»
12. Пальчиковый театр «Теремок»
13. Пальчиковый тренажёр «Лунтик»
Методическая литература по данной теме.
Шанина С. Е., Гаврилова А. М. «Играем пальчиками - развиваем речь» Москва, 2008.
Навицкая О. П. «Ум на кончиках пальцев» Москва: «Сова», 2006;
Данилова Л. «Пальчиковые игры» Москва: «Росмэн», 2008;
Хвастовцев А. «Умные ручки» Новосибирск: «Сибирское издание», 2008;
Драко М.В. Развивающие пальчиковые игры. Минск: «Попурри», 2009;
Белая А. Е., Мирясова В. И., Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. Москва: «Профиздат», 2001;
Чурзина Н. О. Пальчиковые куклы. Москва: «Сова», 2007
Педагогические: пальчиковые игры, упражнения, пальчиковый и теневой театры, пальчиковые стихи, потешки, сказки.
Длительность проекта:с сентября 2017г. по май 2018г.
Предполагаемый результат:
Дети:
- проявляют интерес к пальчиковой гимнастике;
- увеличился словарный запас детей, речь детей стала более эмоциональной и выразительной.
- возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;
- дети используют пальчиковую гимнастику в повседневной жизни;
- отзывы родителей и педагогов;
- у детей более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, воображение, речь.
Родители:
- родители стали единомышленниками с педагогами ДОУ по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми;
- родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома;
Этапы проекта:
I. Подготовительный этап:
Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;
Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания, длительности проекта и участия в нем родителей.
Изучение методической литературы по данной теме:
О. Н. Новицкая «Веселые пальчиковые игры» (Москва «Астрель», 2001 год);
С. Шанина «Играем пальчиками, развиваем речь» (Москва «Классик», 2008 год);
А. Хворостовцев «Умные ручки» (Новосибирск, 2008 г.)
Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь – СПб.: Издательский дом «Литера»,2013г. и другая.
Подготовка наглядного материала:
- письменных консультаций, стендов информации, папок - передвижек;
- современных, многофункциональных игр для развития мелкой моторики рук «Бусы», «Цветная башенка» и др.
- оформление фотовыставок «Говорящие пальчики», «Пальчиковые сказки» и др.;
- выставки детских работ.
II. Основной этап реализации проекта:
- составление перспективного плана проведения пальчиковой гимнастики с ребенком;
- разработка рекомендаций по проведению пальчиковой гимнастики;
- обучение родителей проведению пальчиковой гимнастики с ребенком;
- включение пальчиковой гимнастики в конспекты занятий, комплексы утренней гимнастики, в сценарии утренников, в утренние и вечерние отрезки времени.
План мероприятий на 2017/2018г
Срок проведения | Мероприятия | Тема | Ответственный |
Сентябрь | Родительское собрание | Тема: «Знакомство с проектом «Веселые пальчики»» | Воспитатель |
Октябрь | Консультации для родителей | Тема: «Что такое мелкая моторика и как её развивать» | Воспитатель Воспитатель |
Ноябрь | Папка-передвижка | Тема: «Развитие мелкой моторики» | Воспитатель |
Декабрь | Информационная папка для родителей | Тема: «Играем вместе» | Воспитатель |
Январь | Круглый стол для родителей | «Умные пальчики - гимнастика для ума!» | Воспитатель |
Февраль | Мастер - класс для родителей | Тема: «Веселые пальчики» | Воспитатель |
Март | Открытое занятие для родителей | Тема «Весна красна» | Музыкальный руководитель |
Апрель | Консультация для родителей | Тема «Пальчиками играем – речь развиваем» | Воспитатель |
Май | Итоговое родительское собрание | Тема: «Слово на ладошке» | Воспитатель |
План мероприятий на 2017/2018г
Срок проведения | Мероприятия | Тема | Ответственный |
Сентябрь | Родительское собрание | Тема: «Развитие мелкой моторики и координации движений рук в дошкольном возрасте» | Воспитатель |
Октябрь | Консультации для родителей | Тема: «Пальчиковые игры – это развитая речь и здоровый ребенок» | Воспитатель Воспитатель |
Ноябрь | Презентация и папка-передвижка | Тема: «Игры для умной ладошки»» | Воспитатель |
Декабрь | Информационная папка для родителей | Тема: «Как подготовить ребёнка к школе» | Воспитатель |
Январь | Семинар – практикум для родителей | «Чтобы чётко говорить – надо с пальцами дружить». | Воспитатель |
Февраль | Мастер - класс для родителей | Тема: Изготовление продуктов для игры «Магазин» из солёного теста. | Воспитатель |
Март | Совместное развлечение с детьми и родителями | Тема: «Играем нашими пальчиками» | Музыкальный руководитель Воспитатель |
Апрель | Беседы с родителями | Тема: «Наши достижения» | Воспитатель |
Май | Итоговое родительское собрание | Тема: «Время подводить итоги» | Воспитатель |
Рекомендации по проведению пальчиковых игр:
- перед игрой с ребенком необходимо обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой;
- выполнять упражнения следует вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой;
- при повторных проведениях игры дети нередко начинают производить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением;
- выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша;
- не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре;
- вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений, поэтому отрабатываются движения постепенно и пассивно, с помощью взрослых;
- никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру;
- стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.
План выполнения проекта
№ | Виды деятельности | Цели и задачи |
1. | Изучение тематики, формулировка проблемы. | Стимулировать речевое развитие, психические процессы через тренинг движения пальцев рук детей. |
2. | Изучение родителями методической литературы: Е. И. Чернова, Е. Ю. Тимофеева «Пальчиковые шаги» Санкт-Петербург Корона-Век 2007, Л. Г. Брозаускас «Развиваем пальчики» Санкт-Петербург Издательский дом Литера 2008 | Приобщить родителей к чтению и приобретению специальной литературы и тем самым убедиться в эффективности ее применения. |
3. | Составление перспективного плана проведения пальчиковых игр для педагогов и родителей. | Систематизировать использование пальчиковых игр в работе с детьми, направленное на поиск креативных путей повышения качества работы на уровне современных дошкольных требований. |
4. | Включение воспитателем пальчиковых игр в конспекты разных видов занятий, в утреннюю гимнастику, физминутки, в свободную деятельность детей. | Способствовать снятию напряжения рук и губ, снятию умственной усталости, а также дать ощутить детям радость телесного контакта. |
5. | Консультации для родителей (индивидуальные и групповые) | Рассказать родителям о системе работы, ответить на все интересующие их вопросы. |
6. | Мастер-классы для родителей: | Обучить родителей правильному проведению дома пальчиковых игр. |
7. | Семинары-практикумы для родителей | Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта. |
8. | Размещение в уголке для родителей папок-передвижек и мини консультаций на стенде информации. | Пополнить педагогические знания родителей с помощью наглядной информации. |
9. | Выставки для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей, литературы по данной теме. | Акцентировать внимание родителей на значимости их помощи. Отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми пальчиковыми играми. |
10. | Анализ проделанной работы по проекту «Время подводить итоги». с родителями. | Совместно с родителями выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки. |
11. | Постановка новой проблемы: «Теневой театр». | Разработать план работы по развитию речи детей посредством театральной деятельности. |
III. Заключительный этап
Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:
тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста, объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности детей;
отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с новыми видами пальчиковой гимнастики, дети проявляли желание и интерес играть в данные игры, с интересом и желанием выполняли упражнения на развитие мелкой моторики рук;
возросла речевая активность детей, внимание стало более сосредоточенным, улучшилась память;
считаем, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагога с родителями. Родители принимали активное участие в реализации проекта, научились правильно проводить пальчиковую гимнастику в домашних условиях.
Таким образом, целенаправленная, регулярно осуществляемая работа воспитателями и родителями по развитию речи детей посредством пальчиковой гимнастики, использование методических приемов, способствующих речевому развитию детей, позволила добиться положительных результатов. Проведенное диагностическое обследование в мае 2017 и 2018 года показало увеличение диагностируемых знаний в среднем на 35 % по сравнению с предыдущим годом.
Перспектива на будущее: разработать перспективу проекта «Теневой театр».
Перечень используемой литературы:
1) Шанина С. Е., Гаврилова А. М. Играем пальчиками - развиваем речь. Москва: «Риполплассик», 2008;
2) Навицкая О. П. Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры. Маленькие подсказки для родителей. Москва: «Сова», 2006;
3) Данилова Л. Пальчиковые игры. Москва: «Росмэн», 2008;
4) Драко М. В. Развивающие пальчиковые игры. Минск: «Попурри», 2009;
5) Хвастовцев А. Умные ручки. Пальчиковые потешки для детей от 3 месяцев до 7 лет. Новосибирск: «Сибирское университетское издание», 2008;
6) Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика. Пособие для родителей и педагогов. Владимир: «Астрель», 2006;
7) Белая А. Е., Мирясова В. И., Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. Москва: «Профиздат», 2001;
8) Чурзина Н. О. Пальчиковые куклы. Москва: «Сова», 2007.
9) Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь – СПб.: Издательский дом «Литера»,2013г.
Предварительный просмотр:
Рекомендации родителям "Пальчики помогают говорить"
30.04.2021
У детей с общим недоразвитием речи отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонение в развитии движений пальцев рук, так как движение пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе поих обучению и воспитанию предусматривается воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении.
Если внимательно посмотреть на карту головного мозга, то бросается в глаза, что двигательная область расположена совсем рядом с двигательной областью, она является, собственно, ее частью. Может быть, развитие моторной речи зависит от развития общей моторики ребенка в целом?
Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники института физиологии детей и подростков АПН установили что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированность тонких движений пальцев руки.
Так, на основе проведенных опытов и обследование большого количества детей было выявлена следующая закономерность: если развитие движения пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в приделах нормы. Если жеразвитие движения пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Дети, которым удаются изолированное движение пальцев-говорящие дети, если же пальцы напряженные, сгибаются и разгибаются только все вместе или, напротив, вялые/ "ватные"/и не дают изолированных движений, то это-неговорящие дети. Таким образом, не услышав от ребенка ни одного слова, можно определить, как у него развита речь.
До тех пор пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удается. Для развития мелкой моторики рук можно предложить следующие упражнения:
1/разминать пальцами пластилин, глину.
2/катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусины, шарики.
3/делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальци, крепкие, которые не разожмешь.
4/двумя пальцами руки указательным и средним "ходитъ"по столу: сначала медленно, как будто кто-то крадется, а потом левой рукой.
5/показывать отдельно только один палец- указательный, затем два указательных и средний, далее три, четыре и пять.
6/показывать отдельно только один большой палец.
7/барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.
8/махать в воздухе только пальцами.
9/хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе.
1О/собирать все пальчики в щепотку/пальчики собрались вместе разбежались.
11/нанизывать крупные пуговицы, бусины, шарики на нитку.
12/наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец/получается колечко или спираль.
13/завязывать узлы на толстой веревке, шнуре.
14/застегивать пуговицы, крючки, молнии, кнопки, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиком.
15/собирать пирамидки, матрешки, мозаику.
Хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают пальчиковые игры. Они очень эмоциональные, простыв Пальчиковые игры как бы отражают объективную реальность окружающего мира- предметов, животных, людей, их деятельность, а также процессы, происходящие в природе.
В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движение взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Самым простым является изображение при помощи пальчиков различных фигурок:
1."Флажок". Четыре пальца соединить вместе, большой опустить вниз. Тыльная сторона ладони обращена к себе.
2.«Очки» Соединить в кольцо большой и указательный пальцы каждой руки.Приставить колечки друг к другу, поднести к глазам.
3. "Бинокль". Большой палец каждой руки вместе с
остальными образует кольцо. Посмотреть в„ бинокль,,.
4. «Стол». Левую ладонь сжать в кулак, поставить на стол,
правую прикрыть и положить сверху.
5. "Беседующий человек". Поставить на стол два кулака с
поднятыми вверх большими пальцами.
6. "Ворота". Кисти рук поставить на ребро, свести кончики
пальцев. Открыть и закрыть "ворота".
7. "Бутончик цветка". Утром он проснулся и раскрылся, а вечером заснул-закрылся, спрятался. Сжимать и разжимать кулачки.
8."3айчик". Указательный и средний пальцы поднять вверх и развести в стороны, остальные прижать к ладони. Шевелить' 'ушками''.
Выполнять пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторикой рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рукприобретают хорошую подвижность, гибкость исчезает скованность движения, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма
В Японии, например, тренировку пальцев рук у ребят в детских садах проводят с двух лет, считая, что это стимулирует умственное развитие и способствует выработкеосновных элементарных умений, таких, как одевание и раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, манипулирование палочками для еды, ложками, ножницами.
Систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев также является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшается внимание, память, слух, зрение.
Литература:
1. В.В. Цветарный " Играем пальчиками и развиваем речь"
2. Лань, С.-Я., 2005 г. 2.С.Е. Большакова ''Работа логопеда с дошкольником" М.: 1996г.
З. Журнал ''Дошкольное воспитание" №8,2008г.
4. Е.В.Сербина "Математика для малышей" М.: Просв., 1992г.
Предварительный просмотр:
Выступление на педсовете "Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста"
30.04.2021
Работая в данный момент воспитателем в детском саду, я стала понимать всю важность развития мелкой моторики рук у детей именно с раннего возраста.
Значимость данной проблемы осознаёшь тогда, когда знакомишься с результатами исследований и наблюдений, которые доказывают, что степень развития пальцев рук напрямую воздействует на развитие речи ребёнка. К сожалению, в последние годы развитию мелкой моторики родители уделяют слишком мало внимания.
То, что взрослому человеку облегчает жизнь и экономит время, лишает детей возможности работать руками. Например, не все мамы и папы в утренней спешке готовы терпеливо ждать, пока малыш сам зашнурует ботинки или застегнёт пуговицы. В итоге родители покупают обувь на «липучках», куртки на «молниях» и мелкие движения кисти и пальцев практически исключаются из жизни ребёнка. А ведь ещё Сухомлинский В.А. писал, что истоки способностей и дарования детей находится на кончиках их пальцев! Именно здесь неиссякаемый источник творческой мысли, которая питает мозг ребёнка. Поэтому необходимо уделять должное внимание различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки. С этой целью я уже второй год углубленно изучаю данную тему.
Речь, является уникальной способностью, присущей только человеку, связана с процессами мышления, обеспечивает развитие моторики и общение, с помощью того или иного языка. Она представляет собой сложную психическую деятельность, имеющую различные виды и формы. На основе устной речи строится и развивается письменная речь. Речевая патология является следствием повреждения периферических и центральных органов слухового, зрительного, двигательного анализаторов. Нарушение моторных зон двигательного анализатора приводит к недостаткам произношения, так как страдают подвижные органы артикуляции (язык, губы, мягкое нёбо) и статическое (твёрдое нёбо), а также органы голосообразования дыхания.
Сегодня, уважаемые коллеги, я хотела бы поделиться опытом своей работы с учетом внедрения ФГОС.
В быту нам ежеминутно приходится совершать действия мелкой моторики: застегивать пуговицы, завязывать шнурки, держать столовые приборы. Навыки мелкой моторики важны при обучении письму и рисованию: от степени развития этих навыков будет, в частности, зависеть почерк человека. Кроме того, развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи, так как зоны коры головного мозга, отвечающие за эти функции, расположены очень близко друг от друга.
Именно в дошкольном возрасте на развитие мелкой моторики следует обращать особое внимание: к тому моменту, когда ребенок пойдет в школу, его моторные навыки должны быть развиты на достаточном уровне, иначе обучение в школе будет представлять для него сложности.
Работая с детьми дошкольного возраста, я сталкиваюсь с такими проблемами детей, как слабое развитие кисти рук, слабое запоминание цвета, формы, нарушение моторики рук, у таких детей преобладает медлительность выполнения движений, наблюдается скованность. Ребенок при выполнении заданий начинает капризничать, у него ухудшается настроение.
От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
В образовательной деятельности для развития мелкой моторики я использую:
• пластилин, при помощи пластилина ребёнок самовыражается не только творчески, но и развивает гибкость и подвижность своих пальцев, что, в свою очередь, способствует улучшению речи;
• Рисунок из фасоли. На кусочке картона ребенок рисует простое изображение, например, человечка. После этого наносит клей на линии от карандаша и наклеивает фасоль. Работа с такими мелкими предметами как фасоль тренирует мышцы кисти и пальцев.
• Мозаику - заранее готовлю тонкие полоски цветной бумаги. Ребенок рвет их руками на мелкие кусочки и выкладывает из них мозаику, предварительно смазав их клеем. Это упражнение особенно хорошо подходит детям, которые еще не умеют пользоваться ножницами.
• Цветная манная крупа
Пусть ребенок нарисует простой контурный рисунок на листе бумаги и смажет его клеем. После этого, захватывая пальцами крупу, заполнит ей рисунок. Даст клею подсохнуть. В конце надо стрясти лишнюю крупу с картинки.
• Лепка из глины и пластилина.
• Рисование или раскрашивание картинок
• Изготовление поделок из бумаги. Например, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем.
• Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.
• Нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой и т. д.
В свободное время, вечерами мы играем с детьми в:
Сортировка семян (требуется рассортировать различные виды семян с помощью пинцета); переливание жидкостей и не только (начинать лучше с "переливания" семян, например, гороха. После этого можно учиться "переливать" песок, и только потом воду); застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков (хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук); завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке (каждое такое движение оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук ребенка); закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д. (также улучшает развитие мелкой моторики и ловкость пальчиков ребенка); любимая игра моих малышей «Сухой бассейн». Ребенок погружает руку в разноцветные контейнеры от шоколадных яиц и на ощупь ищет игрушку, спрятанную там мною. Найденная игрушка доставляет огромную радость ребенку. Использование такого пособия многофункционально, это и мозаика и предметы – заместители в игре.
Например, из контейнеров от шоколадных яиц получаются хорошие погремушки в стиле Монтессори - педагогики. Для этого нужно взять четное количество одинаковых киндер - коробочек, наполнить их попарно разными сыпучими продуктами разного калибра: манной крупой, рисом, горохом, фасолью, крупными орехами (фундук) или каштанами. Задача ребенка – найти два контейнера с одинаковым звучанием.
И, конечно, игра «Камень, ножницы, бумага», которая пришла к нам из Китая. Дети с четырех лет прекрасно понимают правила игры и с удовольствием играют в нее. Стоит отметить, что эта игра является самой любимой для многих детей.
Слова: камень, ножницы, бумага. Цу-е-фа.
На последние слова выкидывается ладонь, которая показывает определенный знак. Камень затупит ножницы, ножницы режут бумагу, а бумага заворачивает камень. Продемонстрируйте ребенку, как это происходит, чтобы он не запутался.
Игра «Тактильный мешочек»
Я подготовила одинаковые крышечки, их число должно быть четным. Можно взять крышечки от коробок сока или пластиковых бутылок, питьевого йогурта.
В качестве тактильного материала использовала наждачную бумагу, ковролин, ткань с разной фактурой (вельвет, джинсовая ткань, гобелен, мех, вязаная ткань, кожу, сетка от комаров и т. д. По размеру крышек вырезала по два кружка каждого материала и вложила кружочки в смазанные клеем крышечки. Сшила красивый мешочек из плотной ткани.
Правила игры: положите в мешочек несколько пар крышечек (начинать можно с двух пар, постепенно увеличивая их количество).
Ребенок на ощупь распознает, что наклеено в крышечке, и вытаскивает одинаково наклеенные крышечки.
Упражнение с пипеткой
Для этого упражнения вам понадобится пипетка и небольшие емкости для наливания жидкости. Всасывание пипеткой воды. Развивает мелкие движения пальчиков и улучшает общую моторику рук.
Упражнение с пинцетом
В емкость пинцетом дети накладывают бусинки, горох, пуговицы.
Сортировка мелких предметов
Сортировка по цвету, форме, размеру мелких предметов, например, бусинок, пуговиц.
Помпоны и щипцы
Требуется сложить при помощи щипцов помпоны в бутылку.
Кукольная одежда на прищепках
Развешивание кукольной одежды и лоскутков ткани на веревочке с помощью прищепок также замечательное упражнение для развития мелкой моторики. Данный вид деятельности популярен не только у девочек, но и у мальчиков.
Коробочка с прищепками
Прищепки можно цеплять не только на веревочку, но и на картонную коробку. Для этих целей я использовала коробку из-под обуви. Чтобы сделать это упражнение более интересным и полезным я вырезала из картона геометрические фигуры и к ним цепляем прищепки.
Упражнение с дыроколом
Нужно вырезать из картона какую-нибудь фигурку, после чего проделать дыроколом отверстия по краю этой фигурки. Теперь нужно взять цветной шнурок или ленточку и продеть ее в отверстия.
Трубочки для коктейля
Разрежьте на мелкие кусочки разноцветные пластиковые трубочки для коктейля. Упражнение состоит в том, чтобы нанизывать на ниточку эти кусочки в определенной последовательности.
Уважаемые коллеги, я познакомила Вас с наиболее известными формам и методами работы по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Но для своей работы я выделила еще несколько нетрадиционных и малоизвестных метода, о которых Вам сейчас расскажу.
К нетрадиционным методам развития мелкой моторики рук относятся: массаж с помощью мячика Су-джок, аппликатора Кузнецова или игольчатых ковриков Ляпко (Иглотерапия, пуговичная терапия.
Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер.
Между непрерывной образовательной деятельностью я провожу динамические паузы с массажером «Су-Джок».
Массажер “Су-Джок” – это уникальная тактильная гимнастика, которая оказывает тотальное воздействие на кору головного мозга, что предохраняет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг. Игровой самомассаж с массажером проводится в виде 5-ти минутных упражнений между основными частями занятия (динамических пауз).
Упражнения на расслабление пальцев и кистей рук:
• “Погладим котёнка” – плавные движения, иллюстрирующие соответствующее действие, выполняется сначала одной рукой, потом другой. (3-5 раз).
• “Зайчик” – и. п. : рука опирается на локоть; выпрямляются и разводятся в стороны указательный и средний пальцы, остальные пальцы зажаты в кулак.
• “Кольцо” – и. п. то же; большой и указательный пальцы соединяются в кольцо, остальные пальцы выпрямляются и разводятся в стороны.
Иглотерапия
Термин «Иглотерапия» дословно обозначает лечение с помощью игл. Иглотерапия с детьми провожу с помощью аппликатора Кузнецова – игольчатого лечебно-профилактического массажера, который разработан в виде сборной конструкции, простейшим элементом которой является модуль, представляющий собой пластмассовую пластину с рабочей игольчатой поверхностью.
Техника игольчатого массажа: в игровой форме предлагаю ребенку положить руки на аппликатор. Причем такая игра должна содержать задания, при которых ребенок по-разному касается игольчатого массажера: то полной ладошкой, то одним пальчиком, то еле-еле, то со значительным усилием.
Так же можно разнообразить эту деятельность:
-предлагать прошагать по дорожке;
-искать отдельные модули в сухом бассейне, в песке, емкости с водой,
-использовать как фишки в настольно-печатных играх, жетоны в соревнованиях;
-закреплять знание цвета, счета, предложно-падежных конструкций, делить слова ни слоги и звуки, выкладывая схемы на столе из модулей массажера, играть в шашки.
Пуговичная терапия.
Любой педагог знает: чтобы завоевать доверие ребенка, надо обладать чем-то сокровенным и недоступным для него в обычной жизни. И таким предметом в нашей группе стала обыкновенная пуговица.
Большое разнообразие пуговиц позволяет нам использовать их для коррекционных и развивающих игр по ознакомлению и закреплению таких понятий, как цвет, форма, величина. Упражняясь с пуговицами, ребенок развивает координацию движений, добиваясь точного выполнения; развивает усидчивость и произвольность психических процессов, развивает аудиальный, визуальный и кинестетический каналы восприятия, так как упражнения выполняются в режиме: услышал, увидел, сделай.
Пуговичная терапия проста в применении, манипуляции с пуговицами не образуют пыль, не вызывают аллергии, не пачкаются, ими нельзя порезаться или уколоться. Пуговицы легко моются, обрабатываются как все пластмассовые игрушки в детском учреждении, а помощников по мытью пуговиц долго ни искать, не упрашивать не придется.
Приведу несколько примеров игр с пуговицами.
Поднимание пуговиц.
С помощью двух пальцев разных рук переложить пуговицы из коробки на стол, при этом в процессе должны участвовать все пары одноимённых пальцев обеих рук (по очереди).
Усложнение: сочетать в парах разные пальцы обеих рук, например пара – указательный палец правой руки и мизинец левой руки. Игра на время: кто за определенное время соберет больше пуговиц?
Расти, пальчик!
Большим пальцем двигаем пуговицу по фаланге пальца от ногтя к ладони и обратно, заставляя «расти» каждый пальчик.
Усложнение: выполнение упражнения двумя руками одновременно.
Кто быстрее?
Положите пуговицу на указательный палец ребенка. Задача его товарища будет в том, чтобы переложить пуговицу на свой палец без использования других. Проигрывает тот, кто уронил предмет. Если детей достаточно много, можно разделить их на команды и устроить соревнования.
Передай пуговицу.
Передавать пуговицу из рук в руки по кругу.
Усложнение: менять способ передачи пуговицы.
Подбери пуговицу.
Подобрать пуговицу по размеру и цвету к соответствующему ей месту на картинке – шаблоне.
Криотерапия.
Криотерапия дословно — это лечение холодом. Но в нашем случае, положительный эффект дает не столько холод, сколько контраст температур, т. е. воздействие на кисти рук холода и тепла попеременно, контрастная терапия.
От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление. Нормализуется мышечный тонус, сократительная способность мелких мышц кисти возрастает. Всё это способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки, ведёт к выполнению чётких дифференцированных движений, соответственно развивается двигательная зона коры головного мозга и, как следствие, улучшает процесс развития речи. Проведение криотерапии не требует специального оборудования. Необходимы кусочки льда, которые заранее готовят. Проведение криотерапии с детьми имеет свои противопоказания и свою методику.
Противопоказания.
Нельзя проводить криотерапию детям с эписиндромом;
Осторожно применять криотерапию с длительно и часто болеющими детьми.
Криотерапия проводится в три этапа.
1. Криоконтраст. Дети берут кусочки льда из миски и перебирают их 10-15 секунд. Затем разогревают руки, это делается в тазу с тёплой водой или на пластиковых бутылках с горячей водой. Снова опускают руки в лёд. Криоконтраст проводят три раза. Затем насухо вытирают руки полотенцем.
Эту работу можно разнообразить, добавив в лед аромомасло, цвет.
2. Пальчиковая гимнастика (в основном на растягивание мышц).
3. Развитие тактильной чувствительности:
- массаж руки с помощью шишек, Су-Джок шариков, щеток, поглаживание предметов разных фактур.
Методы развития мелкой моторики – криотерапия, иглотерапия и пуговичная терапия позволили достичь определенных результатов:
- дети легче усваивают и самостоятельно выполняют сложные пальчиковые упражнения и их комбинации;
- у детей легче происходит развитие изобразительных и графических умений;
- развиваются внимание и память, которые тесно связаны с речевым развитием;
- повышается интерес детей к занятиям с логопедом, психологом.
Кроме того, оба эти методы изначально имеют медицинскую направленность. А это значит, что положительный эффект от их использования подтвержден не только в процессе педагогического наблюдения, но и в процессе различных медицинских исследований.
Я представила вашему вниманию совсем малую часть игр, которые использую в своей работе.
Провожу работу по совершенствованию сенсорного восприятия и развитию руки на прогулке. Это, конечно же, игры с песком и снегом. Нравится ребятам рисовать палочкой на песке, но и ставить отпечатки ладошками, изображая цветочки или бабочки. Рисовать следы животных, автомобильные дороги, мир, который видит ребенок своими глазами. Это разнообразно, интересно и поучительно.
Заключение
Таким образом, развивая мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности, совершенствуя условия для развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста, я добилась следующих результатов: улучшилась координация и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность; мелкая моторика пальцев, кистей рук; улучшилось развитие воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческая активность; создана эмоционально-комфортная обстановка в общении со сверстниками и взрослыми.
Давайте смело ребёнку задание даже сидя дома на кухне : разобрать по форме макароны, перебрать пшено и гречку. Это увлечет ребёнка и принесет большую пользу.
Предварительный просмотр:
57 упражнений для запуска речи у малышей (1-3лет)
30.04.2021
В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.
Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.
Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик.
Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха
• Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри
• Задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых
• Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них
• Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса
• Показываем «ветерок» — дуем друг на друга
• Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга
• Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.
Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата
1. Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся
2. Развиваем артикуляционные мышцы:
• o Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками
o Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно
o Показываем зубы – «У кого есть зубки?!»
o «Лакаем молоко» как кошка.
3. Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:
Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му!
Как барабанчик стучит? Та-та-та!
Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!
Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи
Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.
1. Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:
Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан)
Ля-ля-ля! (Металлофон)
Динь-динь! (Колокольчик)
Как-кап-кап ! (Треугольник)
Бум-бум-бум! (Бубен)
2. Песенки- звукоподражания «У бабушки Натальи было 7 утят», «Гуси-гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит лягушка».
3. Песенные артикуляционные разминки Е.Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте».
4. Простукивание на бубне простых слов и имен.
5. Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных инструментов «НА!» «ДАЙ!».
6. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:
• Топ-топ;
• Хлоп-хлоп;
• Прыг-прыг;
• Бип-бип (Нажимаем на носик)
• Туда-сюда (Повороты корпуса)
• Вверх-вниз (Ручки с бубенцами или султанчиками)
Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь
1. Прятки игрушек под платочком
2. ДАЙ! (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера)
3. ПОКАЖИ! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой)
4. Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).
5. Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов) — ребенок находит, взрослый называет.
Пальчиковый массаж и пальчиковые игры
Многие педагоги любят говорить: «Речь находится на кончиках пальцев!»
В семидесятых годах XX века физиолог Марионелла Максимовна Кольцова проводила исследование в детском доме. Она доказала, что в экспериментальной группе детей, с которыми проводились упражнения на развитие мелкой моторики, речевое развитие было значительно выше, чем у детей, с которыми не проводились такие занятия.
Это так, но лишь отчасти. Большинство современных неврологов и логопедов склоняются к мысли, что не сами упражнения явились определяющим фактором развития речи, а непосредственное общение педагога с детьми способствовало развитию речи у исследуемых детей.
К тому же речевые центры, которые находятся в непосредственной близи к моторным центрам в головном мозге, созревают к 3-4 годам. Поэтому стимулировать их, надеясь лишь на развитие мелкой моторики в раннем возрасте не стоит.
Однако развивать мышцы пальчиков с помощью мягкого массажа («Ладушки, «Сорока-ворона»), а также тренировать ловкость посредством простейших движений полезно и нужно.
Как я рассказывала в предыдущей статье, у детей с речевыми нарушениями очень часто наблюдаются нарушения координации движений, мышечные зажимы, моторная неловкость. Упражнения под ритмичные стихи или пение, расслабление и наоборот движения с пальчиками, помогают подготовить ребенка к моторному планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ребенку испытывать эмоциональный отклик в упражнениях.
Игры на развитие слухового восприятия
Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически.
Игры на развитие слухового восприятия:
• Угадай, что звучит.
• Жмурки
• В какой руке звучало
• Быстро-медленно
• Громко-тихо
• Справа-слева (после 2 лет)
• Если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши (как пример)
Вкусные игры
• Облизываем губки – варенье, мед
• Высовываем язычок – возьми ягодку, конфетку, и убираем в рот на язычке ягодку/конфетку
• Облизываем чупа-чупс или петушок на палочке – тянемся к нему язычком вверх, вниз, вправо, влево
• Макаем кончик язычка в сахар или декоративную сладкую обсыпку и пробуем по заданию донести на язычке до рта, внутренней стороны щечек, нёба
• Катаем внутри рта вишенку или круглое драже
• Тянем зубками мармеладных червячков, губками собираем червячка в ротик
• Проводим язычком различные дорожки на подносе с сахарной пудрой
• Вытаскиваем заранее воткнутые кусочки сладких палочек из яблока или апельсина.
Тренировка «осознанного моторного планирования»
Моторное планирование — это способность представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных действий.
У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования.
Процесс звукоопроизношения требует от ребёнка сложного моторного планирования. Ребенок должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не станет навыком.
Что необходимо для развития навыка моторного планирования?
• Регулярность занятий
• Новизна и проработка тех движений, которые еще не автоматизированы
• Выполнение по инструкции заданий.
Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по инструкции педагога.
Например:
• Сортировка, но не пальчиками, как привычно, а пинцетами, или ложками или другими предметами, помогающими осуществить захват
• Использование двух рук сразу.
• Использование НЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ для выполнения задания.
• Работа по инструкции педагога или взрослого (сначала красная бусина потом желтая бусина ит.д.).
• Двигательные упражнения по показу, а не заученные и выполненные много раз.
• Замена привычных движений на новые и изменение темпа и ритма.
• Любые задания с использованием новых инструментов, материалов, задач.
Итак, моторное планирование связывает идею и ее моторное исполнение. Для осуществления моторного планирования требуется произвольное внимание и моторная ловкость.
Предварительный просмотр:
Пальчиками играем речь развиваем!
15.04.2021
Воспитатель – это первый, после мамы, учитель, который встречается детям на их жизненном пути. Для меня моя профессия – это возможность постоянно находиться в искреннем, всё понимающем и принимающем мире детства, в ежедневной, а подчас и ежеминутной стране сказки и фантазии.
Можно ли помочь маленькому человечку в становлении правильной, чистой, свободной речи? Вполне!
Все знают о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Также известные исследователи отмечали, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Этим и обусловлен выбор темы нашей программы
«Пальчики помогают говорить» (развитие речи детей средствами сенсомоторной деятельности).
Целью, которой является формирование речевой деятельности детей раннего возраста через развитие мелкой и крупной моторики.
Задачи:
· Развивать понимание речи и активизировать словарь.
· Обучение детей сенсомоторным играм.
· Обогащение игрового опыта, через создание новых игровых пособий, способствующих развитию мелкой моторики.
· Совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития мелкой моторики и развития речи.
Моторику развивают:
- Пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок;
- Массаж с растиранием пальчиков и массажёрами для рук;
- Народные игры с ладошками;
- Игры с песком
- Пальчиковый театр;
- Аква гимнастика для пальчиков. Ни для кого не секрет, что маленькие дети любят игры с водой. Мы соединили это увлечение со специальными пальчиковыми упражнениями.
- Песочная терапия оказывает благотворное влияние на развитие мелкой моторики, эмоциональной сферы, воображения.
Работая с детьми в данном направлении, я добилась определённых результатов. Если на начало года у некоторых детей наблюдалось полное безречие, то к середине года уже было доступно произношение отдельных слов и простых предложений.
Если такую работу своевременно проводить с детьми раннего возраста, то среди речевых нарушений в старшем дошкольном возрасте реже будут встречаться стойкие нарушения речи.
Свою профессию я люблю и с удовольствием прихожу на работу, где каждый день дарю детям любовь, внимание и заботу. И чувствую, что дети отвечают мне тем же.
Я думаю, мне удалось подобрать заветный ключик к каждому детскому сердечку. Важно, что они мне доверяют и с удовольствием каждый день идут в детский сад.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пальчики помогают говорить
Консультативный материал для родителей поможет мамам и папам организовать игровую деятельность с детьми посредством пальчиковых игр для развития активного словаря и моторики ребенка....
"Пальчики помогают говорить"
Значение развития мелкой моторики для детей разного возраста....
Комплексно-тематическое планирование кружковой работы «Пальчики помогают говорить» в подготовительной к школе группе «Ракушка»
Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук через организацию совместной деятельности для совершенствования речевых навыков, творческой фантазии, эстетического восприятия.Задачи: ·...
Консультация для родителей "Пальчики помогают говорить"
Консультация для родителей "Пальчики помогают говорить"...
Пальчики помогают говорить, консультация для родителей
В статье предлогаются пальчиковые игрыи для родителей дошкольного учреждения....
Вариативная часть рабочей программы. Педагогический проект «Пальчики помогают говорить»
В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества детей имеющих проблемы в речевом развитии. Возраст от рождения до трех лет в научном мире считается уникаль...
Консультация для родителей: "Пальчики помогают говорить, играя пальчиками развиваем речь".
Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно- психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики....