ВЫСТУПЛЕНИЕ на городской конференции. «Учет гендерных факторов в семейном и общественном воспитании дошкольников»
методическая разработка
Участвую в мероприятиях по передаче опыта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_gorodskoy_konferentsii.docx | 18.14 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЫСТУПЛЕНИЕ на городской конференции
«Учет гендерных факторов в семейном и общественном воспитании дошкольников»
подготовил: педагог - психолог МАДОУ «Детский сад №33» г. Хабаровска
Шелковая Елена Александровна
Гендерная педагогика, гендерный подход в образовании – эти вопросы являются одними из наименее разработанных в современных гендерных исследованиях. Гендерная педагогика – это совокупность подходов, направленных на то, чтобы помочь детям чувствовать себя в образовательном учреждении комфортно и справиться с проблемами социализации, важной составной частью которых является самоидентификация ребенка как мальчика или девочки. Цель гендерной педагогики – коррекция воздействия гендерных стереотипов в пользу проявления и развития личных склонностей индивида. Гендерный подход предполагает, что различия в поведении и воспитании мужчин и женщин определяются не столько их физиологическими, биологическими, анатомическими особенностями, сколько социально – культурными факторами.
В рамках данного исследования был проведен анализ статей, научной литературы, посвященной изучению особенностей полоролевой социализации дошкольников, содержанию гендерного воспитания в современном дошкольном образовании, особенностей родительского воспитания и родительских установок в зависимости от пола родителей и ребенка. Нами были рассмотрены работы таких авторов, как Сабнаева М.Л., Бреслав Г.М., Репина Т.А, Семенова В Э. Также в рамках данного исследования было проведено интервьюирование воспитателей МАДОУ № 33.
Задачами данного исследования было выявить актуальность проблемы учета гендерного фактора в общественном и семейном воспитании дошкольников, соответствие образовательной программы детского сада принципам и целям гендерной педагогики, изучение представлений современного воспитателя о гендерном подходе в воспитании и образовании дошкольников, роли практического психолога образования в реализации принципов гендерной педагогики и психологии в общественном и семейном воспитании.
Выводы, сделанные вышеперечисленными авторами в своих исследованиях, позволяют нам говорить о наличии противоречий между требованиями к социальным ролям мужчины и женщины в современных экономических и социокультурных условиях, стремлении государства сохранить уклад российской семьи в патриархальных традициях, содержании родительских установок отцов и матерей к воспитываемому в семье ребенку (мальчику или девочке), и содержанием образовательной программы детского сада, представляющего в том числе общественное воспитание подрастающего поколения.
Общепризнанным в гендерной психологии является факт различия между людьми разной половой принадлежности – мужчиной и женщиной, девушкой и юношей, мальчиком и девочкой на физиологическом, нейропсихологическом, эмоциональном уровне.
Известно, что половая принадлежность становится визитной карточкой мальчика и девочки уже к концу старшего дошкольного возраста. Дети разного пола по – разному решают творческие задачи, по – разному взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в коллективе (Семенова В.Э., 2010 год). Также была установлена различная специфика в приоритетах воспитания отцами и матерями своих сыновей и дочерей.
Л.Э. Семенова и Е.В. Кожина, резюмируя результаты собственного исследования, делают выводы о том, что содержание установок родителей детей дошкольного и младшего школьного возраста в области воспитания ребенка с учетом его половой принадлежности, социальные влияния отцов и матерей являются большей частью строго дифференцированными и соответствующими традиционной стратегии гендерной социализации. В то же время, отход в воспитании от жестких стереотипных гендерных норм, как правило, у матерей относительно девочек.
Обсуждая соответствие современной образовательной системы в России принципам гендерной психологии и педагогики необходимо отметить ряд особенностей. Во – первых, программа детского сада и школы проводит половую дифференциацию детей только на физиологическом уровне (на занятиях по физической культуре); социокультурный, психологический уровень программа не учитывает.. В подавляющем большинстве случаев обучающиеся обозначаются термином «ребенок», «дошкольник», «учащийся», что нивелирует половую принадлежность ребенка.
Анализ отражения гендерных образов в современных сборниках по детскому чтению для дошкольников, проведенный Л.Э. Семеновой, показал, что в большинстве случаев литературные произведения, рекомендованные для детского чтения современными дошкольниками, как и в аналогичных изданиях прошлых лет, оказываются ориентированы, прежде всего, на читателей и слушателей мужского пола, предоставляя именно им идеалы и антиидеалы, а также возможность для идентификации с различными положительными образами своих персонажей. Данный автор подчеркивает, что детская художественная литература в начале XXI века сохраняет консервативность в плане приверженности во многом устаревшим и несправедливым гендерным стандартам.
Продолжая анализ соответствия современной системы российского образования принципам гендерной педагогики, необходимо отметить наличие феномена «кадровой феминизации» общего среднего и дошкольного образования. В силу исторически сложившейся практики и экономических условий, дошкольное и школьное образование на сегодняшний день, представлено в подавляющем большинстве, педагогами – женщинами. Женский психологический склад в педагогике предполагает прежде всего, ориентирование на конкретную ситуацию межличностных отношений, и не реализует необходимых специфических организационно – управленческих функций. По мнению Бреслава Г.М., возникли несколько заметных социально-психологических и культурных феноменов, которые можно квалифицировать как нежелательные девиации, связанные с особенностями действования сложившейся феминизированной образовательной системы.
Во-первых, это очевидная и все более усиливающаяся маскулинизация девочек и феминизация мальчиков.
Во-вторых, значительное повышение общей статистики проявления крайних, неадекватных форм поведения молодежи: агрессивных и депрессивных.
В-третьих, значительное обострение проблемы одиночества в молодом возрасте и нестабильность супружеских отношений.
Анализ результатов интервью, проведенного с воспитателями нашего детского сада позволяет нам говорить об актуальности вопроса гендерного воспитания в детском саду. Так, 80% воспитателей, принимавших участие в интервью, признавали необходимым учитывать гендерный (половой) фактор в воспитании ребенка на физиологическом, эмоциональным уровне. Вместе с тем 65% педагогов не выделяют фактор учета нейропсихологических особенностей ребенка в связи с его половой принадлежностью. Также подавляющее большинство педагогов (95%)не выделяют целей и задач в воспитании и образовании дошкольников в связи с их половой принадлежностью. Общее мнение воспитателей склоняется к тому, что образовательная программа ДОУ нивелирует гендерный фактор, задачи полоролевого воспитания не выделяет. Представление воспитателей о предпочитаемых качествах личности ребенка, мальчика и девочки соответствуют традиционным, патриархальным требованиям к мужской и женской модели поведения.
Таким образом, проблема воспитания ребенка с учетом его половой принадлежности в семье и в образовательном учреждении, ставит перед нами задачу определения основных критериев педагогических установок родителей, воспитателей, учителей; изучение, развитие, коррекцию содержательного аспекта «Я - концепции» ребенка, расширение содержания образовательной программы детского сада на предмет учета гендерных различий детей физиологических, нейропсихологических, эмоциональных. Основную роль в решении этих задач, на мой взгляд, должен взять на себя практический психолог образования. Владение знаниями и навыками в области гендерной психологии позволят психологу организовать среду для успешного развития социально – культурных факторов гендерного воспитания.
В рамках работы по социально – эмоциональному развитию дошкольников, используя гендерный подход, психолог может проводить консультации для педагогов и родителей.
Проводить психологическую экспертизу литературных произведений, мультипликационных, кинофильмов на предмет соответствия требованиям гендерного воспитания.
Оказывать педагогам помощь в подборе игр, дидактических материалов, формирующих у ребенка дифференцированную гендерную социализацию.
В новом учебном году на базе нашего детского сада мы планируем создать творческую группу педагогов, специалистов ДОУ для работы по проблеме учета гендерного фактора в воспитательно – образовательном процессе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение на педагогическом совете "Особенности воспитания детей в дошкольном учреждении с учетом гендерных факторов"
В последнее время проблема воспитания детей с учетом гендерного фактора является очень актуальной. Причинами являются следующие процессы, протекающие в нашем обществе: - унификация полов в обществе, ж...
Развитие познавательной активности детей через экспериментирование (выступление на городской конференции).
Материал знакомит с опытом работы по организации детского экспериментирования в старшей группе....
Выступление по теме “Воспитание экологической культуры личности в ДОУ” на городском семинаре для воспитателей детских садов на тему “Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ”
Выступление по теме "Воспитание экологической культуры личности в ДОУ"...
выступление на городской конференции: "Психолого - педагогические аспекты организации игровой деятельности детей". март 2014г.
Развитие творчества дошкольников в игровой деятельности с помощью психогимнастики....
Выступление на городской конференции
Городская конференция "Основы нравственности в семье"...
Презентация выступления на городской конференции
Тема: "Создание условий для освоения первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений посредством реализации парциальной программыО. Л. Князевой...