выступление на городской конференции: "Психолого - педагогические аспекты организации игровой деятельности детей". март 2014г.
учебно-методический материал (старшая группа) на тему
Развитие творчества дошкольников в игровой деятельности с помощью психогимнастики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие творчества дошкольников при помощью психогимнастики | 23.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Секция: Развитие творчества дошкольников в игровой деятельности.
Тема: Психогимнастика, как средство развития творчества дошкольников.
В современной ситуации глобальных изменений в мире, обществе особую, глубокую озабоченность людей вызывает судьба подрастающего поколения, его развития, обучения, воспитания.
Человеческое сообщество качественно изменилось в целом и собственно российское общество тоже – в характере отношений, взаимоотношений.
Изменилось и Детство. И не только в смысле расширения его границ, но, главное, в плане искусственной задержки личностного развития детей, интенсификации роста их потребностей, интересов, что усугубляется у них чувством брошенности, ненужности взрослому миру.
Изменился и ребёнок. При этом он не стал ни хуже и не лучше, он – другой. У современного ребёнка изменилась система ценностей, интересов, личностных ориентаций, мотивационно – потребностная сфера, сфера отношений и структура умственной деятельности.
Сегодня на детей обрушиваются потоки информации – неуправляемой, неранжированной, хаотичной, бисерно воспринимаемой (клиповое мышление! ), что изменяет не только систему получаемых знаний, но и всю структуру мышления, а также принципиально меняет сочетание зрительного и слухового восприятия современного ребёнка.
В связи с этим по ФГОС целевые условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагает:
Творческое развитие возможно только при:
- обеспечение эмоционального благополучия, через непосредственное общение с ребёнком.
- поддержку индивидуальности и инициативы детей через: - создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, - создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей.
- организация видов деятельности, способствующих развитию общения, воображения и детского творчества, личностного, художественного – эстетического развития.
Какой он – ребёнок с развитым воображением? Владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуацию, может выражать свои мысли, чувства и желания, проявляют любознательность, пытаются самостоятельно придумывать объяснения поступкам сверстников.
Наш детский сад работает по программе, в которой разработана система психолого – дидактических принципов развивающего образования. Например: личностно – ориентированные принципы: принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества, принцип развития, принцип психологической комфортности и другие.
-- деятельностно – ориентированные принципы: принцип перехода от совместной учебно - познавательной деятельности к самостоятельной деятельности, принцип опоры на предшествующее развитие…
Ещё Л.С. Выготский говорил о том, в новой педагогике жизнь ‘’раскрывается как система творчества… Каждая наша мысль, каждое движение и переживание являются стремлением к созданию новой действительности, прорывом вперёд к чему-то новому’’.
В.В.Давыдов абсолютно точно замечает, что ’’нельзя выявить подлинные глубины творческого потенциала человека, оставаясь лишь в пределах устоявшихся форм его деятельности и уже принятых систем обучения и воспитания, так как в других условиях жизни в других системах обучения и воспитания этот потенциал может существенно меняться’’.
Чтобы обеспечить самостоятельную, творческую деятельность каждого ребёнка, чтобы научить его умственным действиям, надо идти “снаружи”,от внешних, практических, материальных действий,“внутрь”, к действиям внутренним, идеальным.
Как писал Выготский «то, что сегодня умеет делать ребёнок в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно».
В период с 3 до 6 лет, осознав своё я среди других, ребёнок стремится примерить себя к другим, активно воздействовать на ситуацию; он овладевает социальным опытом, социально зафиксированными действиями, их социальной сущностью, которая и определяет развитие его социализации – индивидуализации.
И я решила с детьми начать заниматься игровой психогимнастикой.
Актуальность моей работы в том, что при всей информированности современные дети не умеют владеть своими эмоциями, не умеют слушать друг друга, не хватает терпения выслушивать ответы другого, разговаривать в приветливой форме.
Цель: Сформировать эмоционально – мотивационные установки по отношению к себе, окружающим. Приобрести навыки, умения, опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшего творческого развития личности ребёнка, в подготовке его к жизни.
Первоначальные задачи – через упражнения психогимнастики и театрализацию научить детей строить взаимоотношения с другими детьми, развить способность чувствовать другого, влиять на них, не оскорбляя и не вызывая агрессию. Научить внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональные состояния собеседника.
Начала я с создания предметно – развивающей среды. Приобрели куклы бибобо, театральную ширму, сделали маски.
1 ЭТАП работы - выражение психоэмоционального и психофизического состояния: с утра во время зарядки просила детей выразить своё настроение - в осенний хмурый день, в разное время зимы -радость первому снегу, дрожь от холода, весной – радость солнышку, теплу; используя метод сопереживания ситуации, развивается способность не только анализировать, но и чувствовать всё.
Обучение детей навыкам адекватного восприятия и выражения эмоций, усиления отдельных видов неречевого общения, мимика, пантомимика. Узнавание ими эмоций, анализ, сравнение, классификация, характерные признаки их внешнего выражения.
Так же начали образные перевоплощения в разных зверей в разные времена года, с разным настроением – грусть, радость, удивление, злость, огорчение, удивление ( заяц боится, хитрая лиса, собака замёрзла …)
2 ЭТАП перешли к образно – пластическому творчеству. Обучение выразительным движениям: проигрывание этюдов с последовательным изучением поз, походки и др.; инсценировки с использованием различных эмоциональных состояний.
к этюдам: просила изобразить состояние собаки, которую выгнали из дома; женщину, у которой пропала её любимая кошка…
3 ЭТАП перешла к театрализованной деятельности.
Первая игра - инсценировка “Гав-гав”, игра – драматизация “Маша обедает”.
К новому году мы начали готовить спектакль по английской сказке “Как собака разучилась лаять”; в этой сказке герои произносят короткий текст, а есть и вообще без слов, в основном, надо было выразить эмоциональное состояние. Я в неё ввела большее количество персонажей, чтобы были задействованы все дети, даже тем детям, которые стесняются выступать, дала роли без слов, для преодоления стеснения.
Мы его показали детям младших групп, а затем перед родителями, дети приобрели бесценный опыт выступления перед аудиторией.
К 8 марта мы подготовили уже спектакль по сказке: ”Про башмачки”, в которой дети проговаривали короткие репризы с одновременным выражением психоэмоционального состояния героя – огорчение, удивление, радость по ходу действия.
Дети очень увлеклись постановкой, спрашивали, - когда мы будем выступать, то есть стали получать удовольствие не только от процесса, но и от публичного выступления. Дети, которые изначально очень стеснялись выступать, стали более смелыми, и хоть очень тихо, но стали проговаривать свои слова, выражая эмоцию мимикой.
Мы её снова показали родителям и младшим группам, дети почувствовали себя актёрами, уверенно держались, соблюдали очерёдность выступления, не отвлекались, слушали друг друга, старались помочь друг другу при заминках.
Были заинтересованными деятелями.
В средней группе я продолжила работу, после летнего перерыва, начав опять с этюдов, но уже выражая эмоциональное и психофизическое состояние, намерение и отношение к другому человеку, на примере своих близких, например: покажите - какая мама пришла усталая с работы, как папа сердится на непослушание сына, - мне стыдно, так как я – дети сами придумывают, что именно, проявляя творчество от жизненной ситуации, стали выражать отношения между членами семьи, придумывая разные ситуации, которые происходят в повседневной жизни.
Дети стали задумываться над человеческими взаимоотношениями, что хорошо, а что может человека обидеть, напугать. Так у детей формируются эмоционально – мотивационно установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым, они приобретают навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребёнка и подготовки его к жизни.
К новому году мы подготовили очередной спектакль “Теремок”, дети очень старались, эту сказку я тоже немного переработала, добавив, во- первых, персонажей, во- вторых – эмоции (удивление, радость, страх) , разделив сказку и детей на два потока, одна часть показывала про диких животных, а вторая про домашних.
Подготавливая спектакль, мы в то же время продолжаем работу над выражением психоэмоционального и психофизического состояния, усложняя образные перевоплощения: образно – пластическое творчество детей по темам (профессии людей, пешеходы на улице).
Таким образом происходит формирование у детей навыков и умений практического использования методов и приёмов развития коммуникативной деятельности. Пробуждается и укрепляется интерес к окружающим людям и воспитание чувства взаимоуважения, взаимодоверия.
Создавая ситуации, позволяющие ребёнку проявить и развить свои индивидуальные способности, происходит развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ, как собственного поведения, так и поступков окружающих людей, обучение искусству общения в различных формах и ситуациях.
Работа по психогимнастике мною проводится в системе, вследствие этого эффективность результатов возрастает.
Так же дети научились выражать мимически различные эмоции, овладели выразительными движениями, произошло улучшение внимания, памяти, автоматизированной и выразительной моторики, снижение эмоционального напряжения. Сформировались начальные моральные представления.
Дети творчески подходят к любой игре – они уже способны самостоятельно организовать театральную деятельность, опираясь на жизненные ситуации, на увиденное по телевизору, часто играют в диктора ТV.
Дети учатся правильно строить свою речь, говорить с выражением, развивается воображение. Дети учатся анализировать собственную реакцию – чувства, как эмоциональную реакцию на ситуацию, мысли – как идеи, возникающие в ответ, на полученную ситуацию, возможное поведение – как , то что человек делает в соответствии с чувствами и мыслями в конкретных условиях, ситуациях.
Чем ближе игровые ситуации к жизненной, тем лучше мы готовим ребёнка к жизни, тем лучше развивается творческое воображение.
Таким образом,психогимнастика помогает мне раскрыть эмоциональную сторону творческого потенциала детей.!
Планы: в старшей группе будем пытаться придумывать свои сказочные истории по опорам на существующие сказки, делая упор на интонационную составляющую.
Литература:
- М.И. Чистякова Психогимнастика. М., 1990.
- Л.М. Щипицина, А.П.Воронова, О.В.Защиринская, Т.А.Нилова Азбука общения.С-П.2003.
- Е.А. Пожиленко Мир вокруг нас. С-П.2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет в ДОУ. Тема: «Современные педагогические технологии организации игровой деятельности детей дошкольного возраста»
В сценарии педагогического совета предлагается интеллектуальная игра для педагогов «Педагогическая заморочка»....
Выступление на ГМО на тему: "Организация игровой деятельности детей среднего возраста"
Организация игровой деятельности детей в средней группе.Игра - ведущая деятельность дошкольников, в которой они исполняют роли взрослых, воспроизводя в воображаемых ситуациях их жизни, труде и от...
выступление на педагогическом совете "Организация двигательной деятельности детей раннего возраста на прогулке"
Известный врач-педиатр Е.А. Аркин в своей книге «Ребёнок в дошкольные годы» писал: «Взрослый думает мозгом, а ребёнок – мускулами». А вот зачастую мускулы, т.е. развитие ...
Выступление в рамках муниципального методического объединения по теме «Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей дошкольного возраста»
Мир не стоит на месте и дети, которые рождались 20 лет назад, кардинально отличаются от современных детей. Поэтому меняются интересы детей, виды игр в которые они играют. Безусловно, мы как педагоги д...
Педагогические условия организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста в детском саду
Для детей младшего дошкольного возраста игровая деятельность обеспечивает зону его ближайшего развития, оказывает воздействие на развитие всех психических процессов и функций и личности в целом....
Выступление из опыта работы«ЛЭПБУК КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Лэпбук (lapbook) –В дословном переводе с английского языка лэпбук означает «книга на коленях», или как его еще называют тематическая папка, которая дает возможность размеща...