Стратегия формирования позитивных привычек у детей
статья

Осипова Наталья Васильевна

Выступление  как участника дискуссионной площадки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл strategiya_formirovaniya_pozitivnyh_privychek.docx18.8 КБ

Предварительный просмотр:

Стратегия формирования позитивных привычек у детей.

Привычка - это то, чего ты сам уже не замечаешь. Это высказывание Агаты Кристи тот идеал, которого мы хотим добиться от наших детей. Педагогам и родителям хочется чтобы ребенок, встав с утра заправил свою кровать, сделал утреннюю зарядку, полюбил завтракать полезными продуктами, зайдя в группу был приветлив и не забыл поздороваться, начав дело сумел его завершить и т.д. Помогая ребенку выработать нужные привычки, мы тем самым избавляем его от многих будущих проблем, ведь если у человека нет полезной привычки, то ее место может занять вредная.

Стратегия формирования позитивных привычек у детей заключается в том, что действия при многократном повторении превращаются в привычки.  Например, учим малыша заправлять постель. Показали — сделал, завтра — забыл, послезавтра — отложил и уже не захотелось. Родителям  или педагогу в первое время надо не столько напоминать, сколько контролировать выполнение задания — действие должно повторяться много раз под присмотром взрослых. А еще лучше на первых этапах формирования привычки, не просто требовать выполнения, а делать вместе с ребенком. Ребенку и легче, и веселее.

Так большинство привычек формируются в раннем детстве — дети наблюдают за действиями родителей и поступают так же, даже если мамы и папы требуют иного поведения. Очень важно подавать детям достойный пример. Если малыш не видит, как родители  убирают постель, чистят зубы, умываются, моют руки перед едой, то ему трудно эти действия сделать привычными, даже если ему о них постоянно напоминают.  Также немаловажным является то, что привычка должна быть осознанным навыком — ребенок должен знать, для чего он это делает и получать удовлетворение от выполненного действия. Ему  необходимо рассказывать, зачем надо здороваться, убирать игрушки, благодарить.

Привычки формируются тогда, когда впервые возникает новый вид деятельности ребенка, когда впервые у него появляются новые вещи, новые обязанности и т.д. Вот тогда и могут появиться новые привычки. Например, ребенок начал сам раздеваться - возникла привычка складывать или разбрасывать снятые с себя вещи. Ребятам купили книги, покажите им место их хранения и на протяжении нескольких дней внимательно наблюдайте за тем, чтобы они не бросали книги, где попало, а убирали их на указанное место. За выполнением этого требования нужно следить до тех пор, пока у детей не укрепится привычка класть свои книги на место. Понимая это, взрослые должны с особым вниманием относиться ко всем тем действиям и обстоятельствам, которые возникают в жизни ребенка впервые.

Для превращения какого-нибудь действия ребенка в привычку важно и нужно не только многократное повторение этого действия, а также важен его результат: приводило ли это действие к удовольствию или к неудачам и огорчениям. Таким "подкреплением" может быть положительная оценка действия ребенка со стороны взрослых, детского коллектива или непосредственное удовольствие от результата труда, от процесса действия (наслаждение музыкой, книгой, природой и т.д.). Ведь бывает, что по требованию взрослых ребенок много раз выполняет какое-либо задание, относясь к нему, как к навязанному, неприятному для него делу. В этом случае действие не станет привычным, связанное с неприятными переживаниями, повторение его лишь помешает возникновению привычки. В качестве примера можно привести катание на лыжах. В одной семье родители в течение нескольких зим каждое воскресенье проводили с детьми на лыжах. В результате дети не только научились хорошо кататься, но у них создалась и потребность в часы досуга ходить на лыжах. То есть возникла привычка. В другой семье родители также купили детям лыжи и часто посылали их кататься, но все же привычки занятиям лыжным спортом у детей не образовалось. Сравнивая оба факта, легко установить, почему результаты были неодинаковые: в первом случае прогулки проходили в обществе родителей, которые учили детей правильным приемам ходьбы, поощряли, а при неудачах ободряли их. Совсем по-иному обстояло дело во втором случае. Кататься приходилось детям одним, никто не учли их, не помогал правильно вставить лыжные ботинки в крепления. Дети испытывали больше огорчений, чем удовольствия от катания.

В становлении личности значение привычек трудно переоценить. Формирование позитивных привычек у ребенка проводится родителями  и педагогами с одной целью: сформировать привычки, которые помогут ребенку стать счастливым, здоровым и благополучным. Привычки - это те кирпичи фундамента воспитания, которые нужно класть в самом начале постройки и класть правильно.

Список использованных источников:

  1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/08/06/formirovanie-privychek-u-detey
  2. https://www.maam.ru/detskijsad/vospitanie-privychek-u-doshkolnika.html
  3. https://infourok.ru/poleznie-privichki-i-puti-ih-priobreteniya-v-doshkolnom-vozraste-1964868.html
  4. http://www.psyworld.ru/for-adults/for-parents/534-2008-11-15-18-27-35.html
  5. https://childdevelop.ru/articles/develop/8351/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования позитивного отношения у детей старшего дошкольного возраста к предстоящему обучению

В статье раскрыты  закономерности развития познавательной мотивации и позитивного отношения у детей старшего дошкольного возраста к обучению....

«Формирование позитивных установок у детей 3-4 летнего возраста в бережном отношении к природе и польза в общественно полезном труде в природе».

Мои наблюдения и рассуждения за долголетнюю работу воспитателем как софрмировать у детей позитивные установки в бережном отношении к природе и их посильным вкладом в общее дело....

Роль родителей в формировании позитивной «Я – концепции» детей старшего дошкольного возраста.

Самооценка ребенка- это его суждения о собственной ценности. В формировании самооценки ребенка очень важную роль играют родители....

Формирование позитивного мышления у детей

Любящим родителям важно формировать у детей правильный образ мышления и положительный настрой. Вместе с ребенком вы можете определить то, как он воспринимает окружающий мир. Задавая правильные вопросы...

Перспективный план работы по становлению ценностей здорового образа жизни и формированию полезных привычек у детей среднего дошкольного возраста "Азбука здоровья"

Перспективный план работы по становлению ценностей здорового образа жизни и формированию полезных привычек у детей среднего дошкольного возраста "Азбука здоровья"...

Презентация "Формирование полезных привычек у детей дошкольного возраста"

Презентация "Формирование полезных  привычек  у детей дошкольного возраста"...

Мастер - класс для родителей "Роль семьи в формировании позитивной самооценки у детей дошкольного возраста и подростков"и "

Самооценка - это представление человека о важности своей личности и деятельности среди других людей. Это оценивание себя и  собственных качеств и   чувств, достоинств и недостатков....