СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК.
статья на тему

Волкова Вероника Юрьевна

В этой статье даётся информация для воспитателей и родителей о социально - нравственном развитии дошкольников через русские народные сказки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_konferentsiyu_po_narodn_traditsiyam.docx21.73 КБ

Предварительный просмотр:

  СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК.

Волкова В.Ю., воспитатель МБДОУ «Детский сад №248»

       В настоящее время Россия переживает непростой исторический период, сейчас материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости, патриотизме. Поэтому проблема духовно – нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение.

Дошкольное детство – короткий период в жизни любого человека, но именно он наиболее благоприятен для нравственно воспитания ребёнка. Поэтому, значение сказок в воспитании детей трудно переоценить.  Русские сказки, накопив в себе мудрость прежних поколений, обретают воистину волшебную силу: обучающую, развивающую, исцеляющую. И поистине становятся одним из сильных и ненавязчивых педагогических средств социально – нравственного воспитания дошкольников.

Не секрет, что дети лучше всего воспринимают информацию, поданную в игровой форме, а постоянные нравоучения взрослых быстро утомляют детей, не достигая своей цели. В то же время, через восприятие сказочного мира, можно создать необходимые условия для развития у ребёнка нравственных качеств, объяснить прописные истины, но сделать это в лёгкой, доступной для ребёнка форме.

Воспитательная ценность народных сказок состоит в том, что они дают так называемые косвенные наставления. Дети мыслят образами, им гораздо проще представить себе ситуацию  со стороны, где главными героями являются сказочные персонажи. Именно на их примере усваивается важная жизненная информация. Сказки воспитывают не только гордость за свой народ, любовь к Родине, одобряет такие качества как, трудолюбие, настойчивость, смелость, верность и осуждает такие свойства характера как лень, жадность, упрямство, трусость. В содержании сказки всегда заложен урок , который дети постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Связь  между поступком и его следствием, делает мораль сказки близкой и понятной  дошкольнику. Ребёнку гораздо легче воспринять хорошее и плохое, добро и зло на конкретных примерах сказочных героев, ведь ребёнок почти всегда сравнивает себя с положительным героем. А значит такие нравственные понятия (доброта, честность, взаимовыручка), закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими и сверстниками, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки детей. Поэтому, использование народных сказок в непосредственной образовательной и совместной с взрослыми деятельности, способствует развитию у детей тяги к добру и справедливости, развивается склонность к фантазированию и вера в чудеса, а желание подражать ловким и умным героям помогает реализовать все свои неосознанные желания, победить злодеев и оказаться в волшебном мире.

Между прочим, тот факт, что в конце сказок добро торжествует над злом, является важным фактором в воспитании детей. Понимая эту простую истину, ребёнок будет чувствовать себя увереннее и смелее, а жизненные невзгоды будет воспринимать как испытания, закаляющие его характер и силу духа…

Каждое дошкольное учреждение, реализуя комплексную образовательную программу,  уделяет внимание нравственному воспитанию детей.

Наш детский сад работает по комплексной программе «От рождения до школы» под редакцией  М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой, и приоритетным направлением выбрали  ознакомление детей с народными традициями и творчеством, поэтому в своей работе я использую программы :  «От родного порога» Е.В. Затеевой, «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой, М.Д. Маханёвой.

Работая с детьми, я увидела, что детей недостаточно знакомят с русскими народными сказками, в основном дети смотрят зарубежные мультфильмы, а если и родители читают детям сказки,  то они в современном варианте и в сокращённом виде. Дети стали проявлять агрессию, не терпимость  друг к другу, поэтому я и решила приобщить детей к миру народной сказки.

Но не для забавы созданы русские народные сказки. Они являются мудрым воспитателем ребёнка. Сказка всегда поучительна. Она впервые знакомит ребёнка с искусством своего народа, его моральными убеждениями, культурой. Поэтому если ребёнка лишить этого важного литературного жанра, заменив его компьютером и зарубежными мультфильмами, можно упустить момент формирования основ социально – нравственного воспитания ребёнка.

Учитывая огромную силу воздействия русской народной сказки на ребёнка, большую воспитательную ценность её содержания, красоту художественной формы, я выбрала для себя приоритетное направление: развитие социально –нравственных основ личности ребёнка посредством русских народных сказок.

Второй год я работаю по этой теме, потому что приобщение к истокам русской народной культуры через сказку способствует формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, вызывает интерес к самобытной русской культуре, развитию познавательных способностей детей и  сказка способствует повышению уверенности в себе и своём будущем.

Опыт моёй работы показал, что сказка является начальным звеном становления социально – нравственного развития личности ребёнка. Использование сказочных сюжетов во всех видах деятельности помогает раскрепостить детей, способствует формированию самостоятельности, активности и инициативности, творческое мышление и образное видение, присущее русскому народу.

Поэтому я использовала разнообразные формы работы со сказкой:

В младшем возрасте я подбирала  «Бытовые сказки» и сказки о животных, через простой сюжет которых, дети знакомились с ярко выраженными чертами характера героев сказок (добрый, смелый, хитрый, трусливый).  Я знакомила детей со сказкой комплексно через чтение, а лучше рассказывание (так дети слушают внимательние), инсценирование с помощью различных видов театра, драматизация по ролям.

Использую игровую форму  и в других видах деятельности, где сказочный герой не пассивный наблюдатель, а активный участник жизни детей. Он участвует в режимных процессах, гуляет, играет в народные игры, помогает решить различные проблемные ситуации, способствует в упражнении детей в добрых поступках. Например: (подарим ласковое слово зайчику, поможем петушку, научим лису правилам поведения и т. д.)

Дети эмоционально реагируют на появление сказочного персонажа, и с удовольствием идут на контакт с педагогом, которому гораздо проще объяснить, что такое хорошо и плохо через игровой образ.

Использую сказочные примеры, ситуации, образы в повседневной жизни, на прогулке, во время режимных моментов или в совместной деятельности.

Ведь в народной сказке содержаться правила общения, вежливого обращения, уважительного отношения к старшим ( поклониться в пояс, здравствуй кумушка, хлеб да соль).

В старшем возрасте упор делаю на «волшебные» сказки, потому что моральные ценности в них представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, добротой и честностью и всеми моральными и физическими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность.

Беседы  по содержанию сказок, с помощью которых  закладываются представления о справедливости, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих в жизни.

Организую сюжетно-ролевые игры, игры – путешествия, игры – драматизации, праздники на основе сказок. Это способствует формированию гуманных чувств и развивает социально – нравственные основы личности, делает его уверенным, обогащает восприятие окружающего мира.

Широко использую произведения сказочного жанра  в процессе ознакомления с художественной литературой, а так же во время художественно – эстетической деятельности.

Включаю сказочные образы и элементы сказок гимнастики, праздники, физминутки,  психологические этюды.

Одним из нетрадиционных методов социально – нравственной работы со сказкой я считаю, приём подбора с детьми пословиц к сказке, по итогам размышления над прочитанной сказкой.

Пословицы, помогут яснее показать скрытые народные мудрости, например:

«Лиса и журавль» - «Как аукнется, так и откликнется»

«Крошечка - Хаврошечка» - «Кто правдой живёт, тот добро наживёт»

«Морозко» - «По делам и награда»

С большим удовольствием родители тоже принимают участие в народных праздниках и досугах, показывают спектакли по русским народным сказкам. Участвуют в конкурсах, помогают в оформлении среды группы и пополняют фольклорными произведениями книжный уголок.

В целом после двух лет углубленной работы по данной теме принёс свои плоды, дети стали внимательнее друг к другу, с удовольствием оказывают помощь сверстникам и взрослым, повысился интерес к фольклору.

Мальчики мечтают быть похожим на русских богатырей как, например Никита Кожемяка, а девочки на умных, трудолюбивых красавиц из русских сказок. И родители положительно оценивают усилия ДОУ по приобщению к истокам народной культуры, и развитию нравственного начала в детях.

Подводя итог, делаю вывод, что работа по развитию у детей нравственного начала, многогранна и  никогда не кончается. А русская народная сказка большая помощница в этом нелёгком деле в любом возрасте ребёнка.

Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создаёт реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребёнка в обществе.

И величайшим счастьем становится встреча ребёнка с высокохудожественными произведениями  детской литературы цель которых,  как писал К.И.Чуковский, воспитывать в человеке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться успеху другого, переживать чужую судьбу, как свою!

Список литературы:

  1. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В.Г. Нечаевой
  2. Духовно –нравственное воспитание подрастающего поколения / И.В.Якунина
  3. «Подарки фей» развивающая сказкотерапия для детей /А.Ю. Капская, Т.Л. Мирончик
  4. Общительные сказки / Т.А.Шорыгина
  5. Народная сказка в системе воспитания дошкольника Зимина И.К. / Дошкольное  воспитание-2005.№5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план. «Нравственное воспитание ребенка посредством русских народных сказок в соответствии с ФГОС ДО»

Нравственное воспитание одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.Благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания дете...

Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством русских народных сказок.

Изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста....

Консультация для родителей « Развитие коммуникативных навыков дошкольника посредством русских народных сказок»

Через восприятие народной сказки закладываются основы нравственного сознания ребенка. Происходит воспитание национального самосознания, сохранение народных традиций. Именно через сказку...

«Нравственное воспитание дошкольников посредством русских народных сказок»

Проблемы духовно- нравственного воспитания дошкольников всегда находились а центре внимания выдающихся педагогов, таких как В. А Сухомлинского, Н. С Карпинской, Л. Н Стрелковой и др. Они занимались по...

Консультация для родителей "Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников посредством русских народных сказок"

Сказки -  это самый доступный пример для детей.  Дети учатся различать добро и зло, правильные и неправильные поступки, положительных и отрицательных героев. И как следствие, делают выводы, ...