МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
методическая разработка (средняя группа)
Под музыкальной одаренностью понимается более высокая восприимчивость к музыке и более ярко выраженные музыкально-творческие проявления одного ребенка, в отличие от его сверстников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnye_sposobnosti.docx | 17.27 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Ключевым для музыкальной педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей ребенка: являются ли они врожденными или развиваются под воздействием внешних факторов - образования, окружающей среды и т.п. Опираясь на исследования Б.М. Теплова «…музыкальные способности можно определить, как индивидуально-психологические особенности человека, являющиеся условием успешного выполнения различных видов музыкальной деятельности».
В психологическом контексте проблема способностей и их задатков (природная основа способностей) была разработана С.Л. Рубинштейном, который писал: «Исходные природные различия между людьми являются различиями не в готовых способностях, а именно в задатках. Между задатками и способностями еще очень большая дистанция. Значение врожденных задатков для разных способностей различно». Задатки – это врожденные анатомо-физиологические особенности человека, на основе которых могут развиваться его способности, как в музыке, так и в других областях. К основным музыкальным способностям относят ладовое чувство, чувство ритма и музыкально-слуховые представления.
Ладовое чувство, в основе которого лежат психологические механизмы эмоционального переживания – это способность различать характер музыки (мажор, минор) и взаимосвязь между устойчивыми и неустойчивыми звуками.
Музыкально-слуховые представления (МСП) – это способность, проявляющаяся в воспроизведении ребенком звуковысотного и ритмического движения мелодии голосом или на музыкальном инструменте. При этом МСП опираются на музыкальную память, воображение, мелодический (по отношению к одноголосной мелодии) и гармонический (отношение к многоголосной музыке) слух, моторику. Для того, чтобы ребенок мог воспроизвести мелодию по слуху, необходимо осуществить ряд действий:
- Мысленно представить, что нужно воспроизвести (запомнить мелодию);
- Осознать направление и характер движения мелодии (например: «Вот иду я вверх. Вот иду я вниз»).
- Представить ритмический рисунок мелодии (Например: Ти-ти-ти-ти-Та).
Чувство ритма – это способность воспринимать и воспроизводить в движении временные отношения в музыкальном произведении. Эта способность проявляется в двигательной реакции ребенка с эмоциональной выразительностью точного воспроизведения ритма.
Наряду с перечисленными музыкальными способностями детей можно также включить музыкальную память, исполнительство в движении и исполнительство в игре на инструментах, творческие способности, музыкальное мышление и т.д. Для всех музыкальных способностей свойственно единство эмоционального и слухового компонентов. Характеризуя музыкальные способности, можно отметить и музыкальную одаренность детей.
Под музыкальной одаренностью понимается более высокая восприимчивость к музыке и более ярко выраженные музыкально-творческие проявления одного ребенка, в отличие от его сверстников. К таким показателям относят блестящий музыкальный слух, феноменальную память, пластичный, скоординированный двигательный аппарат, необычайную работоспособность. Такие дети опережают сверстников в развитии на 2-4 года, так как рано проявляют музыкальные способности, проявляют любопытство к любым звучащим объектам, точно интонируют (к 2-3 годам!). они рано овладевают исполнительскими навыками игры на музыкальных инструментах, быстро запоминают мелодию, импровизируют на инструменте. Следовательно, раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать развитие ребенка как можно раньше. Созданные для этого необходимые условия дают неоспоримый эффект в формировании музыкальности ребенка.
В структуре музыкальности Б.М. Теплов выделил две взаимосвязанные ее стороны: эмоциональную (способность эмоционально отзываться на музыку) и слуховую (ориентация звуковысотных, ритмических, тембровых и динамических соотношений).
Музыкальность, как комплекс способностей, включает в себя также и исполнительские способности: выразительность, технические данные, владение инструментом или голосом. Б.М. Теплов поставил проблему музыкальности прежде всего, как проблему качественную, а не количественную, акцентируя внимание на том, что для успешного музыкального развития ребенка прежде всего необходимо обращать внимание на то, какова его музыкальность, и исходя из этого разрабатывать стратегию педагогических действий в области музыкального образования.
Литература:
«Развитие музыкальных способностей детей» М.А. Михайлова. – Ярославль, 1997 г.
«Психология музыкальных способностей» Б.М. Теплов – М., 1985г.
«Музыкальное воспитание дошкольников», О.П. Радынова, А.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили. М. 2000г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ»
педагогический опыт работы музыкального руководителя Терзьян Надежды Матевосовны...
Творческая тема: «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через игры на детских музыкальных инструментах»
В современных условиях, когда возрастают задачи эстетического воспитания детей, музыкальным игрушкам и детским инструментам отводится особая роль. Они вызывают у ребенка большой интерес. И...
Консультация для родителей на тему: Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через игру на музыкальных инструментах.
Консультация для родителей на тему: Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через игру на музыкальных инструментах....
Роль музыкально- дидактических игр в развитии музыкальных способностей, в формировании основ музыкального вкуса, музыкальной культуры детей дошкольного возраста.
В процессее формирования музыкальных способностей детей дошкольного возраста ,значительное влияние оказывают музыкально- дидактические игры.Использование музыкально- дидактических игр помо...
Конспект НОД по музыкальному развитию "Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»
Конспект НОД по музыкальному развитию"Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных...
Музыкальные способности: характеристика понятия. Психолого - педагогические основы формирования музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста
Музыкальные способности: характеристика понятия. Психолого - педагогические основы формирования музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возрастаВ научной р...
Конспект доклада по «Развитию музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально – дидактические игры в соответствии с ФГОС, из опыта работы музыкального руководителя Гекало Л.А. на городской педагогической конференции 2021 г.
Одним из наиболее доступных средств познания музыки как вида искусства, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям ребёнка, выступает музыкально-дидактическая игра, поск...