МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
методическая разработка (средняя группа)

Под музыкальной одаренностью понимается более высокая восприимчивость к музыке и более ярко выраженные музыкально-творческие проявления одного ребенка, в отличие от его сверстников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnye_sposobnosti.docx17.27 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ РЕБЕНКА                                            ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ключевым для музыкальной педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей ребенка: являются ли они врожденными или развиваются под воздействием внешних факторов - образования, окружающей среды и т.п. Опираясь на исследования Б.М. Теплова «…музыкальные способности можно определить, как индивидуально-психологические особенности человека, являющиеся условием успешного выполнения различных видов музыкальной деятельности».

В психологическом контексте проблема способностей и их задатков (природная основа способностей) была разработана С.Л. Рубинштейном, который писал: «Исходные природные различия между людьми являются различиями не в готовых способностях, а именно в задатках. Между задатками и способностями еще очень большая дистанция. Значение врожденных задатков для разных способностей различно». Задатки – это врожденные анатомо-физиологические особенности человека, на основе которых могут развиваться его способности, как в музыке, так и в других областях. К основным музыкальным способностям относят ладовое чувство, чувство ритма и музыкально-слуховые представления.

Ладовое чувство, в основе которого лежат психологические механизмы эмоционального переживания – это способность различать характер музыки (мажор, минор) и взаимосвязь между устойчивыми и неустойчивыми звуками.

Музыкально-слуховые представления (МСП) – это способность, проявляющаяся в воспроизведении ребенком звуковысотного и ритмического движения мелодии голосом или на музыкальном инструменте.  При этом МСП опираются на музыкальную память, воображение, мелодический (по отношению к одноголосной мелодии) и гармонический (отношение к многоголосной музыке) слух, моторику. Для того, чтобы ребенок мог воспроизвести мелодию по слуху, необходимо осуществить ряд действий:

  • Мысленно представить, что нужно воспроизвести (запомнить мелодию);
  • Осознать направление и характер движения мелодии (например: «Вот иду я вверх. Вот иду я вниз»).
  • Представить ритмический рисунок мелодии (Например: Ти-ти-ти-ти-Та).

Чувство ритма – это способность воспринимать и воспроизводить в движении временные отношения в музыкальном произведении. Эта способность проявляется в двигательной реакции ребенка с эмоциональной выразительностью точного воспроизведения ритма.

Наряду с перечисленными музыкальными способностями детей можно также включить музыкальную память, исполнительство в движении и исполнительство в игре на инструментах, творческие способности, музыкальное мышление и т.д. Для всех музыкальных способностей свойственно единство эмоционального и слухового компонентов. Характеризуя музыкальные способности, можно отметить и музыкальную одаренность детей.

Под музыкальной одаренностью понимается более высокая восприимчивость к музыке и более ярко выраженные музыкально-творческие проявления одного ребенка, в отличие от его сверстников. К таким показателям относят блестящий музыкальный слух, феноменальную память, пластичный, скоординированный двигательный аппарат, необычайную работоспособность. Такие дети опережают сверстников в развитии на 2-4 года, так как рано проявляют музыкальные способности, проявляют любопытство к любым звучащим объектам, точно интонируют (к 2-3 годам!). они рано овладевают исполнительскими навыками игры на музыкальных инструментах, быстро запоминают мелодию, импровизируют на инструменте. Следовательно, раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать развитие ребенка как можно раньше. Созданные для этого необходимые условия дают неоспоримый эффект в формировании музыкальности ребенка.                            

 В структуре музыкальности Б.М. Теплов выделил две взаимосвязанные ее стороны: эмоциональную (способность эмоционально отзываться на музыку) и слуховую (ориентация звуковысотных, ритмических, тембровых и динамических соотношений). 

Музыкальность, как комплекс способностей, включает в себя также и исполнительские способности: выразительность, технические данные, владение инструментом или голосом. Б.М. Теплов поставил проблему музыкальности прежде всего, как проблему качественную, а не количественную, акцентируя внимание на том, что для успешного музыкального развития ребенка прежде всего необходимо обращать внимание на то, какова его музыкальность, и исходя из этого разрабатывать стратегию педагогических действий в области музыкального образования.

Литература:

«Развитие музыкальных способностей детей» М.А. Михайлова. – Ярославль, 1997 г.

«Психология музыкальных способностей» Б.М. Теплов – М., 1985г.

«Музыкальное воспитание дошкольников», О.П. Радынова, А.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили. М. 2000г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ»

педагогический  опыт  работы  музыкального  руководителя  Терзьян  Надежды  Матевосовны...

Творческая тема: «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через игры на детских музыкальных инструментах»

В современных условиях, когда возрастают задачи эстетического воспитания детей, музыкальным игрушкам и детским инструментам отводится особая роль. Они   вызывают у ребенка большой интерес. И...

Консультация для родителей на тему: Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через игру на музыкальных инструментах.

Консультация  для родителей на тему: Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста  через игру на музыкальных инструментах....

Роль музыкально- дидактических игр в развитии музыкальных способностей, в формировании основ музыкального вкуса, музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

В процессее формирования музыкальных способностей детей дошкольного возраста ,значительное влияние оказывают музыкально-  дидактические игры.Использование  музыкально- дидактических игр помо...

Конспект НОД по музыкальному развитию "Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

Конспект НОД по музыкальному развитию"Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста  Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных...

Музыкальные способности: характеристика понятия. Психолого - педагогические основы формирования музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста

 Музыкальные  способности: характеристика понятия. Психолого - педагогические основы формирования музыкальных способностей  у детей старшего дошкольного  возрастаВ научной р...

Конспект доклада по «Развитию музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально – дидактические игры в соответствии с ФГОС, из опыта работы музыкального руководителя Гекало Л.А. на городской педагогической конференции 2021 г.

Одним из наиболее доступных средств познания музыки как вида искусства, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям ребёнка, выступает музыкально-дидактическая игра, поск...