Формирование элементов учебной деятельности в процессе Лего-конструирования
консультация (старшая группа)

Гожуловская Татьяна Александровна

Методы и приемы обучения и развития детей дошкольного возраста в процессе Лего-конструирования

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Формирование элементов учебной деятельности в процессе лего -конструирования» Воспитатель:высшей квалификационной категории : Гожуловская Татьяна Александровна МДОАУ №197 г.Оренбург 2021г

Слайд 2

Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. В этом смысле конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры. Среди разных видов технического конструирования конструктор LEGO вызывает особый интерес и популярность у детей дошкольного возраста. Ведь с его помощью ребенок может осуществить любую свою мечту: построить машину, дом, город, корабль, смоделировать фигуры животных и человека и т.д .

Слайд 3

Лего — это игровой феномен от латинского слова LEGO — собирать, конструировать. LEGO – самый узнаваемый бренд в мире игрушек, был создан в 1932-м году Оле Кирком Кристиансеном ( Ole Kirk Christiansen ) столяром из небольшого городка Билунд в Дании ( Billund , Denmark ). Оле Кирк Кристиансен на своей небольшой фабрике занимался производством стремянок, табуреток, гладильных досок и деревянных игрушек. Название компания получила в 1934-м году от словосочетания « LEg GОdt » — «играть хорошо» на датском. Оле Кирк Кристиансен объявил о конкурсе на лучшее название для фирмы среди своих работников и в тяжелой конкурентной борьбе сам же его и выиграл. С тех пор название украшает собой всю продукцию компании. Конструктор LEGO неоднократно получал премии и награды в разных странах мира, вполне справедливо он был назван одним из самых важных изобретений 20-го века. Отличительной чертой Лего от других строительных комплектов послужило то, что Lego предложил скрепляющиеся между собой детали, которые в ходе постройки оставались крепкими и сбалансированными. Британская ассоциация продавцов игрушек назвала кирпичик Лего самой значимой игрушкой 20 века в 2000 году. Конструкторы его не случайно вот уже три поколения подряд занимают верхние строки популярности у детей.

Слайд 4

Шипастые кубики воплощают идею модульности. Поразительно, но детали первых конструкторов середины 20 века совместимы с новейшими сериями выпуска. Повальное увлечение детей лего-конструированием заинтересовало и методистов-педагогов. Выяснилось, что игры с Лего повышают мотивацию к обучению (т.к. при этом требуются знания практически всех учебных дисциплин - от искусства и истории до математики и естественных наук). Таким образом, игру с лего с легкостью можно превратить в игровое занятие с использованием кубиков в качестве материалов и пособий. В процессе игры у детей легко вырабатывается естественный интерес к проектированию и созданию различных моделей. Ну, а, Лего предлагает модели из самых разных областей жизни и техники, вплоть до научно-фантастических. Первый этап - сборка по инструкции - скоро перерастает в авторское техническое творчество и изобретательство. Последнее особенно актуально для современных детей, привыкших только "нажимать на кнопку".

Слайд 5

Лего - конструирование приоритетно используется в дошкольной педагогике, формируя тем самым развитую личность во всех направлениях . Лего-конструирование -расширяет представление о предметах и явлениях - позволяет учиться, играя и обучаться в игре. -развивает умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по признакам. -повышает умственную работоспособность -повышает физическую работоспособность

Слайд 6

Введение федерального государственного стандарта дошкольного образования предполагает использование новых развивающих педагогических технологий. Одной, из которых является ЛЕГО-технология . При использовании ЛЕГО-технологий , мы можем отметить некоторые преимущества их перед другими, инновационными конструктивно-игровыми приёмами, используемыми для развития речи: • С поделками из конструктора ЛЕГО ребенок может играть, ощупывать их, не рискуя испортить. Конструктор безопасен : нет риска порезаться, проглотить ядовитый химический состав, например ,клей. У ребенка руки остаются чистыми, а убрать поделки можно легко и быстро. • При использовании конструктора ЛЕГО у ребенка получаются красочные и привлекательные конструкции вне зависимости от имеющихся у него навыков. Он испытывает психическое состояние успеха. • В работе с конструктором ЛЕГО у ребенка возникает чувство безопасности, так как конструирование – это мир под его контролем. • Поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу, на ковре, и даже на стене, ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу. • Работа с ЛЕГО позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможн ость их реализации.

Слайд 7

Лего-технология позволяет: оптимизировать педагогический процесс расширять образовательное пространство; обогащать развивающую предметно – пространственную среду; способствовать экспериментированию с доступными детям материалами, игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности воспитанников; обеспечивать развитие психических процессов и мелкой моторики рук; дает возможность самовыражения детей, и тем самым способствует речевому развитию дошкольников.

Слайд 8

Базовые идеи Лего-технологии : от простого к сложному; учёт возрастных и индивидуальных особенностей; созидательность и результативность; развитие творческих способностей; комплексный подход, который предусматривает синтез обучающей, игровой, развивающей деятельности

Слайд 9

Разнообразие конструкторов LEGO позволяет заниматься с детьми разного возраста С малышами 3–4 лет используются Лего-наборы с крупными элементами и простыми соединениями деталей.

Слайд 10

С детьми 4–5 лет конструирование усложняется, используются элементы среднего размера, применяются более сложные варианты соединения деталей. В средней группе используются цветные фото и картинки с изображениями моделей, по которым дети должны выполнить постройку. Созидательная деятельность осуществляется по теме, образцу, замыслу и простейшим условиям. Особенность конструирования предметов из Лего детьми среднего дошкольного возраста заключается в том, что дети выполняют конструкции в основном по образцу воспитателя и с его помощью. Так как у детей среднего дошкольного возраста еще нет достаточного опыта, нет знаний и умений в выполнении различных предметов из Лего-деталей , различными способами. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса.

Слайд 11

В 6–7 лет для технического творчества предлагаются разнообразные виды Лего-конструкторов , от крупных с простыми соединениями элементов до самых миниатюрных со сложной техникой исполнения. В работе со старшими дошкольниками можно использовать задания в виде графических схем, усложнённые модели будущих построек, работу по замыслу, условиям, разнообразные тематические задания. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Дети учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умение сотрудничать с партнером, работать в коллективе.

Слайд 12

Одним из важных показателей умственного развития ребенка является высокое речевое развитие. Развивать речь ребенка, не включая его в какую-либо деятельность, невозможно. Поэтому в детском саду создаётся специальная среда, способствующая максимально полному раскрытию речевых возможностей воспитанников . Такой подход легко реализовать в образовательной среде ЛЕГО, так как конструкторы ЛЕГО позволяют ребёнку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. Целенаправленная система развития детей дошкольного возраста в процессе конструирования играет большую роль в подготовке детей к школе. Она способствует формированию умения стараться, добиваться результатов, получать новые знания. Закладываются предпосылки учебной деятельности .

Слайд 13

Применение ЛЕГО на занятиях по развитию речи позитивно отражается на качестве обучения, так как способствует : развитию лексико-грамматических средств речи в рамках определенных тем; • формированию грамматической составляющей речи (обрабатыванию навыков согласования числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, формообразованию существительных с предлогами и без, словообразованию глаголов с использованием различных приставок, а так же образование сложных слов); • постановке и автоматизации звуков в ходе игры (выстраивание «волшебных»ступенек, лесенок, дорожек, по которым ребенок «проходит», называя соответствующие слоги и слова); • формированию графического образа букв при обучении грамоте, а также ,развитию тактильных ощущений, играя с закрытыми глазами на ощупь; • овладению звуко-буквенным анализом и слого-звуковым составом слов (применяются кубики с традиционным цветовым обозначением гласных, твердых и мягких согласных); • развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления); При работе с ЛЕГО хорошо отрабатывать грамматические конструкции : согласование числительных с существительными (сколько в твоём домике окошек? сколько ягодок на кустике). При создании построек по определенной сюжетной линии дети учатся правильно соотносить «право», «лево», «сзади», «спереди», «под», «над», различать понятия «между тем-то и тем-то» т. д., тем самым формируется понимание пространственных отношений между предметами. Развитие познавательной и речевой сфер ребенка с использованием ЛЕГО -технологии осуществляется в различных видах детской деятельности: самостоятельной игровой деятельности (конструирование, сюжетно-ролевая игра); совместной деятельности со взрослым (организованная образовательная деятельность); совместной деятельности с родителями

Слайд 14

Развивая речь детей в процессе лего-конструирования можно использовать разнообразные игровые приемы : Комментированное конструирование заключается в озвучивании ребенком своих действий и перспективы развития модели или сюжета. Привлекая детей к комментированному конструированию следует использовать примерную схему рассказа о будущей постройке: -Расскажи, что ты хочешь построить? -Расскажи, какие детали ты будешь для этого использовать? -Расскажи, что ты сделаешь сначала, что потом? -Расскажи, как ты будешь изготавливать свою поделку? -Что ты ещё хочешь добавить в свою поделку? Не стоит бояться шума в ходе проведения организованной образовательной деятельности. Педагог должен понимать : занятия, на которых шум – это норма, разговоры – это не болтавня , движение – это необходимость, ЛЕГО - это не просто занимательная игра – это работа ума и рук.

Слайд 15

Составление технических Лего-сказок Технические сказки при работе с ЛЕГО. Такой вид сказок нацелен на развитие познавательного интереса детей, помогая подробно и увлекательно рассказать детям о том, что и как устроено. Работа над сказкой проводится поэтапно : На 1 этапе предлагается детям авторская сказка, содержащая познавательный материал и практические задания по конструированию. На 2 этапе - дети принимают активное участие в составлении сказок, привлекаются родители. Сказки красочно оформляются и помещаются в Лего-библиотеку . На 3 этапе - происходит драматизация сказок старшими детьми и организуются театральные представления для малышей. Данная работа так же способствует повышению речевой активности и развитию выразительности речи. Использование технических сказок заключается в обыгрывании процесса соединения деталей и моделей.

Слайд 16

Использование ЛЕГО-технологий способствует развитию связной речи. Пересказывание рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, при котором мы помогаем ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным. При этом работа над связной речью ведётся в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности. Стимулируя развитие игровых ситуаций, детям даём речевой образец. Проговариваются вслух игровые действия. Можно установить правило – все игровые действия с фигурками конструктора LEGO необходимо проговаривать для своих партнеров по игре: что делаю? что хочу сделать? как буду делать ? И т.д.

Слайд 17

Тематическое Лего -конструирование С начала возникает идея, которая изучается с помощью метода учебных исследований, а потом начинается трудовая деятельность по воплощению данной идеи в жизнь. Дети совместно с родителями и воспитателями при помощи LEGO конструктора создают развивающую среду в соответствии с темой. В процессе конструирования из LEGO, дети общаются, договариваются, рассуждают, учатся отстаивать свою точку зрения, при этом расширяется словарный запас, умение задавать вопросы, развивается диалогическая речь, дети учатся активно составлять рассказы из личного опыта, развивается монологическая речь .

Слайд 18

Использование Лего-технологии на занятиях по обучению грамоте: Дидактическое упражнение по звукопроизношению: при постановке звука, используя ЛЕГО, можно предложить ребенку построить автомобиль, обговорить условие, что заводиться каждая деталь (« р »). Аналогичные упражнения с самолетом («у»), пчелкой («ж») и т.д. « Жжж …» Ррррр …. Ууу … Жжж …

Слайд 19

Составление образа буквы из кирпичиков LEGO Построй различные предметы, которые начинаются с указанного звука («Д»-дом, дерево, дорога и т.д.

Слайд 20

Дидактическое упражнение «Определи первый звук в слове» Задание: найти кубик с картинкой и ,определив первый звук в слове, построить башенку и т.д. Д/упражнение « Назови предлоги «НА,ЗА» Задание:: нужно построить небольшую башенку и с ее помощью отрабатывать предлоги. Спросить, например, какой кирпичик на красном и предложить ребенку дать развернутый ответ: «На красном зеленый кирпичике синий кирпичик» ,то же самое с предлогом «ЗА»

Слайд 21

Дидактическая игра «Башня» Цель : закрепляем предлоги (на, под, между) Ход игры: Воспитатель: «У вас на столе кирпичики разного цвета, - поставьте кирпичики на кирпичик, постройте башенку (НА) - внизу был синий а на верху желтый (предлог под) - поставьте кирпичик так, чтобы желтый кирпичик, был между синим и зеленым кирпичиком -теперь расскажи о твоей конструкции : на столе лежит желтый кирпичик, продолжай… -под красным лежит зеленый кирпичик -между красным и желтым лежит зеленый кирпичик- -расскажи мне про свою башню, какая она? Из каких геометрических фигур сделана? -Какие присутствуют цвета в твоей башне? -Из скольких кубиков построена высокая башня и низкая?» И т.д

Слайд 22

Дидактические упражнения: «Составь схему предложения из кирпичиков» («Саша строит дом») «Определи сколько слогов в данном слове» («МО-ЛО-КО»).Назови первый слог и т.д.

Слайд 23

Дидактичекое упражнение «Слоговая лесенка» Задачи: формирование навыков правильного звукопроизношения, слияние букв в слоги, анализ и синтез слогов

Слайд 24

Дидактическое упражнение: составление схемы слова с использованием ЛЕГО, с опорой на цветовую гамму деталей. Детали красного цвета - гласные звуки, синего - согласные твердые, зеленые - согласные мягкие. МО-ЛО-КО ПЕЧ-КА О-ГО-РОД)

Слайд 25

Дидактическое упражнение: преобразование одного слова в другое с помощью удаления некоторых звуков и замену отдельных на другие (белка - булка и т.д.).

Слайд 26

Игра «Волшебный зоопарк» Составление частей разных животных помогает развивать понимание образования сложных слов (где соединяется голова крокодила и туловище тигра и получается « крокотигр », « медвееж », « лисозай » и т.д ).

Слайд 27

Дидактическое упражнение«Что изменилось?» Задача : развитие внимания, связной речи, умение описывать предмет. Ход игры : на столе расположены лего - предметы в определенной последовательности. Воспитатель : посмотрите внимательно на предметы, запомните как они расположены. Потом, когда вы отвернетесь, я что-то изменю. Когда вы повернетесь обратно, вы должны внимательно посмотреть, как лежат предметы, и сказать что изменилось?

Слайд 28

. Игра«Собери кирпичики Лего » Задача: развитие связной речи Ход игры: в коробке лежат кирпичики Лего . По команде воспитателя дети раскладывают кирпичики по цвету. Выигрывает команда, первой собравшая кирпичики нужного цвета. Вариативность: собрать из кирпичиков определеного цвета постройку и рассказать о ней .

Слайд 29

Дидактическое упражнение «Сосчитай и назови» Цель : способствовать закреплению грамматических конструкций. Ход игры : воспитатель:- поиграем в игру, у меня одна лего-елка , а скажи как будет много? Например , один попугай – а много будет – попугаев и т.д.

Слайд 30

Дидактическая игра «Собери последовательно и расскажи» Содержание игры: воспитатель напоминает детям содержание сказки и предлагает самостоятельно, рассказать сказку, последовательно собирая кубик, на гранях которого изображены сюжеты из сказки.

Слайд 31

Дидактическая игра «Опиши деталь» Ход игры : перед ребенком находится несколько деталей конструктора Лего . Воспитатель показывает деталь, ребёнок должен описать эту деталь. (какая она? какого цвета? какой формы? на что похожа)

Слайд 32

Дидактическое упражнение « ЛЕГО-диктант » Ход :перед вами на столе лежат плато, положите перед его собой. Расположите в верхнем правом углу красный кубик 2х4. В нижнем левом углу зеленый кубик 2х2, в центре оранжевый 2х4, в верхнем левом углу жёлтый 2х4 , в нижний правый угол голубой 2х6. Проверяем друг у друга. Что находится в верхнем правом углу? В нижнем левом углу? У кого по другому? Свои действия дети сопровождают речью.

Слайд 33

Дидактическая игра «Домик для Мишки» Цель: - закрепление правильного произношения звука «М» в словах; - развитие фонематического восприятия; - развитие мелкой моторики пальцев рук. Материал . Предметные картинки на конструкторе ЛЕГО прямоугольной формы («кирпичики») 10-14 штук и «крыша» треугольной формы. Ход игры: игрок выбирает «кирпичики» с картинками, где слышится звук «М» . Из них он строит домик для Мишки.

Слайд 34

Дидактическое упражнение «Где Матрешка? Наглядный материал : постройки из лего (домик, кровать, машина, игрушечная матрешка Ход игры : воспитатель передвигает Матрешку в постройке: ставит на крышу, сажает на кровать, прячет за дом, за машину и т.д. Дети объясняют, где находится Матрешка, используя предлоги «на», «за», «около», «перед»( стоит на крыше и т.д )

Слайд 35

Дидактическая игра «Скажи, какой?» Цель : Учить детей выделять признаки предмета. Ход: Воспитатель (либо ребёнок) вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак этого предмета. Если дети затрудняются, воспитатель помогает : «Это страус. Какой он? И т.д.» Данную игру можно провести в ходе выполнения постройки. «Страус» «Танк» «Собака с щенятами» Танк Танк

Слайд 36

Игра «Телефон» Цель: развитие связной речи Описание игры: Построить « Лего –телефон». У ребенка и у вас есть телефон и вы можете звонить и разговаривать друг с другом. По телефону можно обсудить, куда пойдете гулять, рассказать о своих любимых играх и увлечениях и т.д. ЛЕГО-телефон можно использовать в сюжетно-ролевых играх и т.д

Слайд 37

Игра «Светофор» Ход игры: дети строят светофор и шлагбаум. По красному сигналу светофора шлагбаум опускается и машины останавливаются, по зеленому –шлагбаум поднимается и машины едут. Дети объясняют свои действия. Игра может использоваться для закрепления знаний сигналов светофора, в сюжетно-ролевых играх.

Слайд 38

Игра «Зеркало» Ход игры: В центре листа синий кирпичик-это зеркало. Слева расположены цветные кубики .Нужно выполнить такое же изображение в обратном порядке справа. Объяснить свои действия.

Слайд 39

Дидактическая игра «Построй животного по схеме и расскажи»(старший возраст) Содержание игры: воспитатель предлагает детям угадать и изобразить животного (либо другой предмет) , используя схему и рассказать об этом животном.

Слайд 40

Использование Лего для заучивания стихотворений

Слайд 41

Упражнение на развитие речевого дыхания «Попади в ворота» Дети строят воротца и с помощью ватного шарика выполняют длительный выдох (во время выдоха можно произносить разные звуки)

Слайд 42

Шумовые коробочки из Лего конструктора Цель: развитие слухового восприятия. С помощью шумящих коробочек ребенок учится сопоставлять пары одинаковых шумов. Как сделать шумовые коробочки: нужно в один кубик положить шумящий материал (обрезки картона, фасолины , крупу, соль и т.д.) , затем присоединяя второй кубик соединить обе детали с помощью скотча. Сопоставляя шумы в коробочках дети могут определять, на что похож издаваемый звук (шум дождя и т.д )

Слайд 43

ЛЕГО-технология предлагает современные методы обучения дошкольников. Она объединяет элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность детей. Использование ЛЕГО-технологии в ДОУ позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе. Целенаправленное использование технологии ЛЕГО создает условия для интенсивного развития элементов логического мышления, внимания, памяти, речи, способностей детей к наглядному моделированию, тем самым формируя предпосылки учебной деятельности .

Слайд 44

Приложение: Виды конструктора ЛЕГО

Слайд 45

Приложение: Название основных деталей конструктора ЛЕГО: кубик , кирпичик, цилиндр, конус, пластина и др.

Слайд 47

Приложение: «Схемы построек по Лего-конструированию »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование элементов учебной деятельности у старших дошкольников"

Одной из основных задач дошкольного воспитания является подготовка детей к обучению в школе. Такая подготовка должна обеспечить: а) овладение ребенком определенным объемом знаний и представлений...

Формирование элементов учебной деятельности у старших дошкольников

Одной из основных задач дошкольного воспитания является подготовка детей к обучению в школе. Такая подготовка должна обеспечить: а) овладение ребенком определенным объемом знаний и представлений об ок...

Формирование элементов учебной деятельности у старших дошкольников

Одной из основных задач дошкольного воспитания является подготовка детей к обучению в школе. Такая подготовка должна обеспечить: а) овладение ребенком определенным объемом знаний и представлений об ок...

Консультация для воспитателей на тему: Формирование элементов учебной деятельности у старших дошкольников

Как известно, наибольшую побудительную силу к учению, проявлению настойчивости для детей старшего дошкольного возраста имеют интеллектуальные задачи. Появление новых познавательных моти...

Игра и его влияние на формирование элементов учебной деятельности дошкольников

Подготовка к школе органично входит в жизнь ребенка, если взрослые учитывают психологическую специфику дошкольного возраста, не забывая о ведущей роли игры в этом периоде развития личности. Однако вед...

Формирование элементов учебной деятельности в процессе Lego – конструирования

Мною представленна презентация по Формированию элементов учебной деятельности в процессе Lego – конструирования...