Профилактика дисграфии в системе коррекционной работы учителей-логопедов ДОУ
статья

Михеева Татьяна Владимировна

Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процессов письма.

Содержание термина «Дисграфия» определяется каждым автором по – разному, но все авторы сходятся в одном, что ДИСГРАФИЯ – это неспособность к правильной письменной речи, которая не связана с нарушениями интеллекта. (т.е. дисграфия может наблюдаться и у ребенка с совершенно сохранным интеллектом).

Дети, которые представляют группу риска по дисграфии – это

  • С «цепочкой» пери- и постнатальных вредностей;
  • С поздним и аномальным развитием устной речи;
  • С задержкой психического развития;
  • С выраженной незрелостью  изобразительных способностей;
  • С билингвизмом;
  • С леворукостью  (левши) .

Дисграфия проявляется стойкими, типичными, повторяющимися ошибками на письме (это не орфографические ошибки).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon profilaktika_disgrafii_v_sisteme_korr.raboty.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Профилактика дисграфии в системе коррекционной работы

учителей-логопедов ДОУ»

Михеева Татьяна Владимировна, учитель-логопед

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Специальная (коррекционная) Начальная школа №60 «Сибирский лучик» (МКОУ С(К) НШ № 60 «Сибирский лучик»)

Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процессов письма.

Содержание термина «Дисграфия» определяется каждым автором по – разному, но все авторы сходятся в одном, что ДИСГРАФИЯ – это неспособность к правильной письменной речи, которая не связана с нарушениями интеллекта. (т.е. дисграфия может наблюдаться и у ребенка с совершенно сохранным интеллектом).

Дети, которые представляют группу риска по дисграфии – это

  • С «цепочкой» пери- и постнатальных вредностей;
  • С поздним и аномальным развитием устной речи;
  • С задержкой психического развития;
  • С выраженной незрелостью  изобразительных способностей;
  • С билингвизмом;
  • С леворукостью  (левши) .

Дисграфия проявляется стойкими, типичными, повторяющимися ошибками на письме (это не орфографические ошибки).

Типичные ошибки при дисграфии:

  •  Искажения и замены букв;  
  • Искажения звуко-слоговой структуры;
  • Нарушения слитности написания отдельных слов в предложении;
  • Аграмматизмы на письме.

Выделяют несколько основных видов дисграфии. Это деление довольно условно, потому что чаще встречается смешанная дисграфия (сразу несколько видов).

1. АРТИКУЛЯТОРНО-АКУСТИЧЕСКАЯ (косноязычие на письме): нарушения звукопроизношения характера искажений, замен, пропусков.

    -При письме отражается неправильное произношение звуков речи.

2. АКУСТИЧЕСКАЯ: трудности при различии фонем близких по звучанию.

    -При письме смешивают свистящие, шипящие; звонкие, глухие согласные, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (ч-ть, ч-ть, ц-т, ц-с и т.д.), гласные о-у, и-е.

3. ДИСГРАФИЯ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА: трудности при проведении фонематического, слогового анализа, синтеза, слов в предложении, анализа предложений в тексте.

   -При письме пропуски гласных, согласных при стечении, перестановки букв, добавления букв, пропуски, перестановки слогов и т.п.

4. АГРАММАТИЧЕСКАЯ: несформированность лексико-грамматического строя речи.

    -При письме аграмматизмы на уровне слова, словосочетания, предложения, текста.

5. ОПТИЧЕСКАЯ:несформированность зрительно-пространственных функций.

   -При письме зеркальное написание букв, недописывание элементов, лишние       элементы, замены, смешения графически сходных букв.

Профилактика дисграфии – актуальная проблема в современных условиях. Предупреждение нарушений письменной речи – одно из приоритетных направлений в коррекционной работе учителей – логопедов ДОУ. Как и любое другое речевое нарушение,  дисграфию легче предупредить, чем устранить. Поэтому  важно проводить профилактику данной патологии еще в дошкольном возрасте.

Логопедическая коррекционная работа

Количество детей – постоянно растет (все дети, это потенциальные дисграфики).

В больших садах – не все дети с  нарушениями речи посещают логопедическую группу и получают логопедическую помощь.

Дети с нарушениями речи в будущем без соответствующей работы выдают нам АРТИКУЛЯТОРНО-АКУСТИЧЕСКУЮ и АКУСТИЧЕСКУЮ ДИСГРАФИЮ. Артикуляторно –актустическая дисграфия  (косноязычие на письме) связана с нарушением произношения звуков речи, которое отражается на письме.

Акустическая дисграфия связана с трудностями в различении  фонем, близких по звучанию (твердые  - мягкие, звонкие - глухие, свистящие - шипящие и др.)

Что же нужно делать, чтобы предотвратить эти виды дисграфии?

  1. Исправить звукопроизношение (желательно до 1 класса)
  2. Развивать фонематические процессы и операции звукового анализа и синтеза.

Логопеды работают над звукопроизношением. НО… (как мы видели по статистике не все дети на выходе имеют чистую речь)

Работа по формированию фонематических процессов и операций звукового анализа и синтеза ведется в три этапа:

  1. Восприятие и различение неречевых звуков.
  2. Восприятие и дифференциация звуков речи.
  3. Развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – это игра, поэтому в основном мы конечно играем  с нашими детьми, развивая у них фонематические процессы.

Потенциальными дисграфиками могут стать и совершенно обычные дети,  не имеющие нарушения звукопроизношения, фонематических процессов или высших психических функций. Это дети, у которых нарушены или недоразвиты оптико-пространственные представления. Таким детям в будущем грозит ОПТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ.

Оптическая дисграфия связана с недоразвитием оптико- пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.

Рассмотрим типичные ошибки при оптической дисграфии:

  1. Зеркальность букв
  2. Смешение оптически сходных букв
  3. Ошибки двигательного запуска
  4. Лишние элементы или недописывание элементов букв

Что же делать для профилактики оптической дисграфии?

  1. Развитие зрительного восприятия (гнозиса);
  2. Расширение объема зрительной памяти;
  3. Формирование пространственных представлений;
  4. Развитие зрительно-моторной координации.

Рассмотрим по - порядку. Развитие зрительного гнозиса можно разделить на 2 процесса – развитие предметного гнозиса и буквенного гнозиса.

Игры по развитию предметного гнозиса.

  1. Назвать предметы по их контурам;
  2. Назвать недорисованные предметы;
  3. Назвать перечеркнутые контурные изображения;
  4. Выделить контурные изображения, наложенные друг на друга;
  5. Определить, что неправильно нарисовал художник;
  6. Распределить изображения предметов по их реальной величине;
  7. Подбор картинок к определенному цветовому фону;
  8. Нахождение фигуры среди других;
  9. Дорисовывание симметричных изображений;
  10. Составление разрезных картинок;
  11. Конструирование фигур из палочек, спичек.

Игры по развитию буквенного гнозиса.

  1. Найди букву среди ряда других букв;
  2. Назвать или написать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями;
  3. Определить букву в неправильном положении;
  4. Дописать букву,
  5. Выделить буквы, наложенные друг на друга;
  6. На фоне контурных изображений предметов найти буквы;
  7. Конструирование букв из элементов;

Игры на расширение объема зрительной памяти.

  1. Игра «Чего (кого) не стало?»
  2. Игра «Что изменилось?»
  3. Игра на запоминание 4-6 картинок, а затем их поиск среди 8-10 картинок;
  4. Игры на запоминание букв, цифр или фигур (3-5, а затем их поиск среди других);
  5. Игра на расположение букв, фигур, цифр в первоначальной последовательности.

Формирование пространственных представлений идет в 2 этапа:

- ориентирование в схеме собственного тела,

- ориентирование в пространстве,  на листе бумаги. Например, игра «Паучок»

Игры на развитие зрительно-моторной координации.

  1. Написать буквы справа или слева от вертикальной линии;
  2. Графические  диктанты;
  3. Определение пространственных соотношений элементов графических изображений и букв;
  4. Срисовывание букв и фигур по предложенному образцу;
  5. Конструирование буквы из элементов;
  6. Найти правильную букву среди других;
  7. Найти сходные буквы;
  8. Работа над пространственными предлогами ;
  9. Рисование узоров и орнаментов;
  10.  Упражнения, направленные непосредственно на обучение письму элементов букв;
  11. Пальчиковые игры

  Благодаря этим упражнениям дети

  • учатся ориентироваться на листе бумаги,
  • у них развивается зрительный контроль,
  • закрепляются знания о геометрических формах,
  • учатся писать элементы букв и дифференцировать их друг от друга.

Все это чрезвычайно важно для предупреждения оптической диcграфии.

Таким образом, работа по устранению дисграфии должна  начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, когда начинается развитие речи у ребенка.

Но в силу того, что количество детей со сложной речевой патологией неуклонно растёт, эта работа может и должна быть продолжена в школьный период, особенно в начальной школе, когда закладываются основы обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Преемственность в коррекционной работе учителя-логопеда и педагогов ДОУ по профилактике дисграфии и дислексии у детей старшего дошкольного возраста»

  Развитие речи дошкольников является одним из важных условий в подготовке детей дошкольного возраста к школьному обучению.Одним из основных этапов формирования грамматически правильной ус...

Дыхательная гимнастика в системе коррекционной работы учителя-логопеда с детьми с минимальными дизатрическими расстройствами

В настоящее время отмечается тенденция к увеличению числа детей с минимальными дизартрическими расстройствами (со стертой дизатрией). Нарушение речевого дыхания у детей с данным нарушением входит в ст...

Коррекционная работа учителя-логопеда по предупреждению оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Актуальность обусловлена тем, что очень важно как можно раньше приступить к коррекционной работе по профилактике оптической дисграфии, так как ошибки на письме могут привести к трудностям изучения ро...

Кинезиологические упражнения в системе коррекционной работы учителя- логопеда

Представленные в статье кинезиологические упражнения помогают учителю- логопеду достичь поставленных целей в коррекционной работе с дошкольниками и детьми младшего школьного возраста, улучшают внимани...

Доклад на тему: Использование цифровой образовательной системы "МЭО Детский сад" в коррекционной работе учителя-логопеда".

Доклад на тему: Использование цифровой образовательной системы "МЭО Детский сад" в коррекционной работе учителя-логопеда"....

Презентация к докладу: "Использование цифровой образовательной системы "МЭО Детский сад" в коррекционной работе учителя-логопеда".

Презентация к докладу: "Использование цифровой образовательной системы "МЭО Детский сад" в коррекционной работе учите-логопеда"....