Профилактика дисграфии в системе коррекционной работы учителей-логопедов ДОУ
статья
Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процессов письма.
Содержание термина «Дисграфия» определяется каждым автором по – разному, но все авторы сходятся в одном, что ДИСГРАФИЯ – это неспособность к правильной письменной речи, которая не связана с нарушениями интеллекта. (т.е. дисграфия может наблюдаться и у ребенка с совершенно сохранным интеллектом).
Дети, которые представляют группу риска по дисграфии – это
- С «цепочкой» пери- и постнатальных вредностей;
- С поздним и аномальным развитием устной речи;
- С задержкой психического развития;
- С выраженной незрелостью изобразительных способностей;
- С билингвизмом;
- С леворукостью (левши) .
Дисграфия проявляется стойкими, типичными, повторяющимися ошибками на письме (это не орфографические ошибки).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_disgrafii_v_sisteme_korr.raboty.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Профилактика дисграфии в системе коррекционной работы
учителей-логопедов ДОУ»
Михеева Татьяна Владимировна, учитель-логопед
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Специальная (коррекционная) Начальная школа №60 «Сибирский лучик» (МКОУ С(К) НШ № 60 «Сибирский лучик»)
Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процессов письма.
Содержание термина «Дисграфия» определяется каждым автором по – разному, но все авторы сходятся в одном, что ДИСГРАФИЯ – это неспособность к правильной письменной речи, которая не связана с нарушениями интеллекта. (т.е. дисграфия может наблюдаться и у ребенка с совершенно сохранным интеллектом).
Дети, которые представляют группу риска по дисграфии – это
- С «цепочкой» пери- и постнатальных вредностей;
- С поздним и аномальным развитием устной речи;
- С задержкой психического развития;
- С выраженной незрелостью изобразительных способностей;
- С билингвизмом;
- С леворукостью (левши) .
Дисграфия проявляется стойкими, типичными, повторяющимися ошибками на письме (это не орфографические ошибки).
Типичные ошибки при дисграфии:
- Искажения и замены букв;
- Искажения звуко-слоговой структуры;
- Нарушения слитности написания отдельных слов в предложении;
- Аграмматизмы на письме.
Выделяют несколько основных видов дисграфии. Это деление довольно условно, потому что чаще встречается смешанная дисграфия (сразу несколько видов).
1. АРТИКУЛЯТОРНО-АКУСТИЧЕСКАЯ (косноязычие на письме): нарушения звукопроизношения характера искажений, замен, пропусков.
-При письме отражается неправильное произношение звуков речи.
2. АКУСТИЧЕСКАЯ: трудности при различии фонем близких по звучанию.
-При письме смешивают свистящие, шипящие; звонкие, глухие согласные, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (ч-ть, ч-ть, ц-т, ц-с и т.д.), гласные о-у, и-е.
3. ДИСГРАФИЯ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА: трудности при проведении фонематического, слогового анализа, синтеза, слов в предложении, анализа предложений в тексте.
-При письме пропуски гласных, согласных при стечении, перестановки букв, добавления букв, пропуски, перестановки слогов и т.п.
4. АГРАММАТИЧЕСКАЯ: несформированность лексико-грамматического строя речи.
-При письме аграмматизмы на уровне слова, словосочетания, предложения, текста.
5. ОПТИЧЕСКАЯ:несформированность зрительно-пространственных функций.
-При письме зеркальное написание букв, недописывание элементов, лишние элементы, замены, смешения графически сходных букв.
Профилактика дисграфии – актуальная проблема в современных условиях. Предупреждение нарушений письменной речи – одно из приоритетных направлений в коррекционной работе учителей – логопедов ДОУ. Как и любое другое речевое нарушение, дисграфию легче предупредить, чем устранить. Поэтому важно проводить профилактику данной патологии еще в дошкольном возрасте.
Логопедическая коррекционная работа
Количество детей – постоянно растет (все дети, это потенциальные дисграфики).
В больших садах – не все дети с нарушениями речи посещают логопедическую группу и получают логопедическую помощь.
Дети с нарушениями речи в будущем без соответствующей работы выдают нам АРТИКУЛЯТОРНО-АКУСТИЧЕСКУЮ и АКУСТИЧЕСКУЮ ДИСГРАФИЮ. Артикуляторно –актустическая дисграфия (косноязычие на письме) связана с нарушением произношения звуков речи, которое отражается на письме.
Акустическая дисграфия связана с трудностями в различении фонем, близких по звучанию (твердые - мягкие, звонкие - глухие, свистящие - шипящие и др.)
Что же нужно делать, чтобы предотвратить эти виды дисграфии?
- Исправить звукопроизношение (желательно до 1 класса)
- Развивать фонематические процессы и операции звукового анализа и синтеза.
Логопеды работают над звукопроизношением. НО… (как мы видели по статистике не все дети на выходе имеют чистую речь)
Работа по формированию фонематических процессов и операций звукового анализа и синтеза ведется в три этапа:
- Восприятие и различение неречевых звуков.
- Восприятие и дифференциация звуков речи.
- Развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – это игра, поэтому в основном мы конечно играем с нашими детьми, развивая у них фонематические процессы.
Потенциальными дисграфиками могут стать и совершенно обычные дети, не имеющие нарушения звукопроизношения, фонематических процессов или высших психических функций. Это дети, у которых нарушены или недоразвиты оптико-пространственные представления. Таким детям в будущем грозит ОПТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ.
Оптическая дисграфия связана с недоразвитием оптико- пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.
Рассмотрим типичные ошибки при оптической дисграфии:
- Зеркальность букв
- Смешение оптически сходных букв
- Ошибки двигательного запуска
- Лишние элементы или недописывание элементов букв
Что же делать для профилактики оптической дисграфии?
- Развитие зрительного восприятия (гнозиса);
- Расширение объема зрительной памяти;
- Формирование пространственных представлений;
- Развитие зрительно-моторной координации.
Рассмотрим по - порядку. Развитие зрительного гнозиса можно разделить на 2 процесса – развитие предметного гнозиса и буквенного гнозиса.
Игры по развитию предметного гнозиса.
- Назвать предметы по их контурам;
- Назвать недорисованные предметы;
- Назвать перечеркнутые контурные изображения;
- Выделить контурные изображения, наложенные друг на друга;
- Определить, что неправильно нарисовал художник;
- Распределить изображения предметов по их реальной величине;
- Подбор картинок к определенному цветовому фону;
- Нахождение фигуры среди других;
- Дорисовывание симметричных изображений;
- Составление разрезных картинок;
- Конструирование фигур из палочек, спичек.
Игры по развитию буквенного гнозиса.
- Найди букву среди ряда других букв;
- Назвать или написать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями;
- Определить букву в неправильном положении;
- Дописать букву,
- Выделить буквы, наложенные друг на друга;
- На фоне контурных изображений предметов найти буквы;
- Конструирование букв из элементов;
Игры на расширение объема зрительной памяти.
- Игра «Чего (кого) не стало?»
- Игра «Что изменилось?»
- Игра на запоминание 4-6 картинок, а затем их поиск среди 8-10 картинок;
- Игры на запоминание букв, цифр или фигур (3-5, а затем их поиск среди других);
- Игра на расположение букв, фигур, цифр в первоначальной последовательности.
Формирование пространственных представлений идет в 2 этапа:
- ориентирование в схеме собственного тела,
- ориентирование в пространстве, на листе бумаги. Например, игра «Паучок»
Игры на развитие зрительно-моторной координации.
- Написать буквы справа или слева от вертикальной линии;
- Графические диктанты;
- Определение пространственных соотношений элементов графических изображений и букв;
- Срисовывание букв и фигур по предложенному образцу;
- Конструирование буквы из элементов;
- Найти правильную букву среди других;
- Найти сходные буквы;
- Работа над пространственными предлогами ;
- Рисование узоров и орнаментов;
- Упражнения, направленные непосредственно на обучение письму элементов букв;
- Пальчиковые игры
Благодаря этим упражнениям дети
- учатся ориентироваться на листе бумаги,
- у них развивается зрительный контроль,
- закрепляются знания о геометрических формах,
- учатся писать элементы букв и дифференцировать их друг от друга.
Все это чрезвычайно важно для предупреждения оптической диcграфии.
Таким образом, работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, когда начинается развитие речи у ребенка.
Но в силу того, что количество детей со сложной речевой патологией неуклонно растёт, эта работа может и должна быть продолжена в школьный период, особенно в начальной школе, когда закладываются основы обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Преемственность в коррекционной работе учителя-логопеда и педагогов ДОУ по профилактике дисграфии и дислексии у детей старшего дошкольного возраста»
Развитие речи дошкольников является одним из важных условий в подготовке детей дошкольного возраста к школьному обучению.Одним из основных этапов формирования грамматически правильной ус...
Дыхательная гимнастика в системе коррекционной работы учителя-логопеда с детьми с минимальными дизатрическими расстройствами
В настоящее время отмечается тенденция к увеличению числа детей с минимальными дизартрическими расстройствами (со стертой дизатрией). Нарушение речевого дыхания у детей с данным нарушением входит в ст...
Коррекционная работа учителя-логопеда по предупреждению оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Актуальность обусловлена тем, что очень важно как можно раньше приступить к коррекционной работе по профилактике оптической дисграфии, так как ошибки на письме могут привести к трудностям изучения ро...
Кинезиологические упражнения в системе коррекционной работы учителя- логопеда
Представленные в статье кинезиологические упражнения помогают учителю- логопеду достичь поставленных целей в коррекционной работе с дошкольниками и детьми младшего школьного возраста, улучшают внимани...
Помощь в формировании дифференциации звуков у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, оказываемая родителями в системе коррекционной работы учителя-логопеда.
Работа с семьей в системе оказания логопедической помощи...
Доклад на тему: Использование цифровой образовательной системы "МЭО Детский сад" в коррекционной работе учителя-логопеда".
Доклад на тему: Использование цифровой образовательной системы "МЭО Детский сад" в коррекционной работе учителя-логопеда"....
Презентация к докладу: "Использование цифровой образовательной системы "МЭО Детский сад" в коррекционной работе учителя-логопеда".
Презентация к докладу: "Использование цифровой образовательной системы "МЭО Детский сад" в коррекционной работе учите-логопеда"....