Статья на тему «Повышение компетенции родителей (законных представителей) в вопросах воспитательно-образовательного процесса ДОУ»
статья
В данной статье рассматриваются некоторые аспекты повышения компетенции родителей( законных представителей) в вопросах воспитательно-образовательного процесса в ДОУ»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Повышение компетенции родителей (законных представителей) в вопросах воспитательно-образовательного процесса ДОУ
Семья играет колоссально важную роль в воспитании и социализации ребенка. Это первый социальный институт, отвечающий за его гармоничное развитие и всестороннее воспитание. Поэтому актуальность исследования обусловлена важностью и необходимостью вовлечения родителей в образовательно-воспитательный процесс ДОУ, повышения их педагогической компетенции, а также необходимостью поиска наиболее эффективных путей реализации данной задачи.
Статья 44 закона «Об образовании» гласит, что «родители (законные представители) несовершеннолетних детей имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Поэтому необходимо изучить такое понятие как педагогическая компетенция, так как только грамотный и компетентный родитель способен заложить основы гармоничного развития и воспитания своего ребенка.
Понятие «педагогическая компетенция» появилось сравнительно недавно и связано оно с именами таких исследователей, как С.С. Пиюкова [9], Г.Р. Ломакина [11], Н.А. Хрусталькова [13]. Педагоги единогласно утверждают о том, что необходимо повышать уровень педагогической компетенции в вопросах воспитания и обучения детей, необходимо привлекать родителей к совместному взаимодействию с ДОУ. Только в этом случае можно добиться эффективности в образовательно-воспитательном процессе детей. Родители и педагоги должны стать союзниками в вопросе воспитания ребенка и действовать сугубо в его интересах. Только в этом случае они могут добиться успеха. Такая деятельность сотрудничества поможет родителям понять индивидуальные особенности своих детей, увидеть своего ребенка в разных ситуациях.
Многие ученые прошлого говорили о большой роли семьи в воспитании детей, а родителей называли главными воспитателями. Еще И.Г. Песталоцци выделил семью, как «главный и подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление». Однако А.С. Макаренко утверждал, что «семьи бывают разные, одни плохие, другие хорошие. И ручаться за то, что семья будет осуществлять воспитание должным образом, мы не можем. Поэтому организующим началом в семейном воспитании должна стать образовательная организация, которая будет руководить семьей. При этом семейное воспитание должно играть подчиненную роль, зависеть от «заказа общества».
Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, О.Л. Зверева рассматривают педагогическую компетенцию как готовность родителей в теоретических вопросах и практических навыках проводить педагогическую деятельность в отношении своих детей
Н.Ф. Талызина, Р.К. Шакуров под педагогической компетентностью родителей рассматривают знания, умения, навыки и способы выполнения педагогической деятельности.
Е. П. Арнаутова, Т.В. Бахуташвили, О.С. Нестерова, М. А. Орлова С. С. Пиюкова, В. В. Селина выделяют в структуре педагогической компетенции такие компоненты, как когнитивный, личностный, мотивационный, коммуникативный, эмоционально-ценностный, рефлексивный.
Для повышения педагогической компетенции родителей дошкольников ДОУ и педагогам необходимо взаимодействовать с родителями, выстраивать с ними сотруднические отношения. Согласно Л.И. Габдулиной, в практике работы с семьей воспитатели должны проявлять инициативу, развивать у себя навыки общения с семьей, разработать методы и приемы вовлечение родителей в жизнь ДОУ. По мнению многих педагогов, родители мало уделяют внимание образовательно-воспитательному процессу в ДОУ, ссылаясь на то, что родителей сейчас ничем не удивишь. Но исследования Е.П. Арнаутовой , В.П. Дубровой, О.Л. Зверевой показали, что именно от воспитателей зависит причастие родителей к жизни ДОУ. Зачастую работа с родителями ограничивается лишь поиском новых форм взаимодействия, а содержанию работы внимание не уделяется.
Н.В. Антонова выделила следующие особенности в общении родителей и педагогов ДОУ:
- родители с разной частотой обращаются к воспитателям, одни обращаются реже, другие чаще, некоторые вообще практические не общаются с воспитателями;
- родители, прежде всего, обращаются к педагогам ДОУ с вопросами, что ел, пил, как себя вел; не многих родителей интересуют вопросы успехов ребенка занятиях, пути формирования его личности;
- чаще всего воспитатели контактируют с родителями по вопросам плохого поведения их ребенка, они не отмечают его успехи; это формирует у родителей на подсознательном уровне негативную установку на контакты с педагогом;
- обычно воспитатели обращаются с просьбой к родителям, чтобы они поспособствовали воспитательному процессу, но не дают конкретных рекомендаций совместных усилий; на что родители агрессивно реагируют, так как они не знают, как воздействовать на ребенка;
- воспитатели не всегда профессионально компетентно могут построить диалог с родителями, иногда они могут высказать оценочное суждение, что может ранить родителей, или не всегда могут корректно описать характер проблемы;
- воспитатели и родители часто общаются на отвлеченные темы, не связанные с деятельностью ДОУ и с воспитанием ребенка;
- иногда воспитатели выбирают неправильный стиль общения с родителями: обращаются на «ты», не соблюдают дистанцию. Все это вредит репутации воспитателя.
Общение родителей и педагогов в основном осуществляется через:
- вовлечение родителей в образовательно-воспитательный процесс;
- расширение диапазона участия родителей в жизни ДОУ;
- посещение родителями праздников, развлечений, родительских собраний, открытых занятий;
- организацию информационно-педагогических материалов, выставок работ детей;
- объединение усилий педагогов и родителей по воспитанию и развитию ребенка;
- уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.
Разные авторы предлагают разные формы работы ДОУ с родителями. Т.А. Маркова выделила следующие: тематические стенды, тематические беседы и консультации, родительские собрания, конференции [8]. Л.Ф. Островская дополнила, предложенные Т.А. Марковой формы, деловыми играми. Л.М. Кларина, основываясь на тех трудностях, которые могут возникнуть в общении ДОУ и родителей, определила следующие формы работы: открыть клубы по интересам и дискуссионные клубы, спортивные секции. Н.В. Самоукина предложила использовать не только традиционные формы взаимодействия, но и нетрадиционные: семинары-практикумы, круглые столы, мастер-классы, деловые игры, семейные конкурсы творчества. По ее мнению, эти формы работы вызовут бурный интерес и живой отклик у родителей.
Таким образом:
1) педагогическая компетенция родителей – это не только знания, умения и навыки педагогической деятельности, но и комплекс коммуникационных, личностных и деятельностных качеств родителей, позволяющих достигать качественных результатов в воспитании детей, а также осознание ими необходимости воспитания и рефлексия самооценки своей педагогической деятельности;
2) выстраивание взаимоотношений между педагогами и родителями воспитанников одна из основных задач, стоящих перед педагогом. Процесс общения педагогов и родителей имеет свою особенность, заключающуюся в том, что эти взаимоотношения должны носить характер взаимопонимания и доверия. Только партнерское общение между педагогами и родителями будет способствовать установлению «обратной связи», индивидуальному подходу, непосредственности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию по теме: "Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей»
Цель: «Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по вопросу психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (закон...
Опыт работы по теме: "«Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей, направленные на повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей с ОВЗ».
Одним из важных направлений своей работы считаю именно работу с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает рол...
Педагогический совет "Создание условий в ДОО для повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования и воспитания с учетом индивидуальных способностей и образовательных потребностей ребенка"
Педагогический совет "Создание условий в ДОО для повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования и воспитания с учетом индивидуальных способностей и образовате...
Повышение педагогической компетенции родителей (законных представителей) по вопросам формирования основ здорового образа жизни дошкольного возраста (из опыта работы)
С каждым годом возрастает процент детей, имеющих различные отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста уровня общей заболеваемости среди дошкольников. Именно поэтому актуальным нап...
Мастер-класс для педагогов "Повышение компетенции родителей (законных представителей) в вопросах воспитания финансовой грамотности своих детей средствами квиз-игры «О детях и деньгах»
Цель игры: сформировать у родителей представления об истинном родительском авторитете и актуализации потребности его проявления в вопросе «Что такое деньги для ребёнка?»Задачи игры:1. акту...
«Пути и средства обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах охраны и укрепления здоровья детей».
Cовместная работа образовательного учреждения и семьи по воспитанию здорового ребенка и приобщению его к здоровому образу жизни строится на следующих основных положениях, определяющих е...