Познавательное развитие в ДОУ "ДЕТИ ПОЗНАЮТ ТО, ЧТО ИХ ОКРУЖАЕТ"
статья
Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Познавательное развитие ребенка дошкольного возраста как эволюционный процесс проходит несколько стадий: любопытство, любознательность, стадия развития познавательного интереса, стадия развития познавательной активности, которые переходят от низшей к высшей в совместной деятельности значимого взрослого и ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья познавательное развитие | 740.06 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕТИ ПОЗНАЮТ ТО, ЧТО ИХ ОКРУЖАЕТ
Паньшина Екатерина Александровна, воспитатель
ГБОУ ООШ пос. Ровно-Владимировка СПДС «Солнышко» Самарская обл., Волжский район
Ek.panshina2014@yandex.ru
Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Познавательное развитие ребенка дошкольного возраста как эволюционный процесс проходит несколько стадий: любопытство, любознательность, стадия развития познавательного интереса, стадия развития познавательной активности, которые переходят от низшей к высшей в совместной деятельности значимого взрослого и ребенка.
Маленький ребенок по сути своей - неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть свой нос. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать. Чем меньше ребенок видит то и мышление у него совсем узкое. Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает вовлечение малыша в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности.
В нашем детском учреждении все создано для того, чтобы маленький исследователь смог удовлетворить свое любопытство. Чтобы эффективно развивать познавательную сферу малыша, лучшим вариантом считается организация и проведение действий, направленных на познание. Деятельность, какой бы она ни была, является важной составляющей для гармоничного развития ребенка. Ведь в процессе малыш познает окружающее его пространство, приобретает опыт взаимодействия с различными предметами. Ребенок приобретает определенные знания и овладевает конкретными навыками.
В ДОУ вся программа по воспитанию, развитию и обучению детей основана на ФГОС.
К высокому уровню познавательного развития детей дошкольного возраста мы относим познавательную активность, основой развития которой служит целостный акт познавательной деятельности.
Источником познавательной активности является познавательная потребность, направляемый на выявление, открытие неизвестного и его усвоение.
Формирование действий, направленных на познание окружающего мира, развитие сознательной деятельности. Развитие творческих задатков и воображения. Формирование знаний о самом себе, других детях и людях, окружающей среде и свойствах различных предметов. Дети в саду знакомятся с такими понятиями, как цвет, форма, размер, количество. Малыши начинают осознавать время и пространство, причины и следствие. Дети получают знания о своей Отчизне, им прививаются общие культурные ценности. Даются представления о национальных праздниках, обычаях, традициях. Дети получают представление о планете как всеобщем доме для людей, о том, как многообразны жители Земли и что у них общего.
Воспитателю следует так строить занятия, чтобы малыш был заинтересован в исследовании, был самостоятелен в своих познаниях и проявлял инициативу. К основным формам направленным на познавательное развитие по ФГОС в ДОУ, относятся: личная вовлеченность детей в исследование и разную деятельность; применение различных дидактических заданий и игр; использование приемов в обучении, которые помогают в становлении у детей таких черт, как воображение, любознательность и развитие речи, пополнение словарного запаса, формирование мышления и памяти. Познавательное развитие дошкольников немыслимо без активности. Чтобы малыши не были пассивны, для поддержки их активности используются своеобразные игры. Познание через игру Малыши не мыслят своей жизни без игры. Нормально развивающийся ребенок постоянно манипулирует с предметами. На этом строится работа воспитателей по познавательной деятельности.
Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений.
В экспериментировании ребенок выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В процессе экспериментирования ребёнок осваивает позицию субъекта познания и деятельности.
Чтение художественной литературы расширяет, систематизирует знания, обогащает словарный запас. В детском саду, будь то группа или участок, все создано так, чтобы развитие познавательной активности проходило естественно и непринужденно.
Ребенок, чтобы он в будущем был самодостаточным, имел свое мнение, должен научиться сомневаться. А сомнения в итоге приводят к собственному выводу. Задача воспитателя - не подвергнуть сомнению компетенцию педагога и его учения. Малышу можно просто что-то сказать и научить, а можно и показать, как это происходит. Ребенок сможет спросить о чем-то, высказать свое мнение. Так полученное знание будет намного крепче. В качестве примеров предлагаю следующие эксперименты.
1. «Есть ли у воды вкус?»
2. «Какие предметы могут плавать?»
3. «Куда делись чернила?»
4.«Волшебный песочек»
В Предметной деятельности дети познают такие свойства как цвет, форму, характер поверхности, вес, расположение в пространстве, температуру и др. Эта деятельность помогает детям решать задачу путём проб и ошибок, т.е. при помощи наглядно-действенного мышления. В Экспериментировании с песком, водой, тестом и т.д. открываются скрытые на первый взгляд свойства: вода течёт, она мокрая, в ней тонут или плавают предметы….
Из Общения с взрослыми дети усваивают огромное количество необходимой информации: названия предметов, действий, свойств, отношение взрослых ко всему окружающему. Совместные игры со сверстниками под руководством взрослых позволяют малышам применить знания и умения полученные ранее.
В дошкольном возрасте на первое место по значимости среди видов деятельности, в которых происходит познавательное развитие, выходит игра.
Главные виды игр – сюжетно-ролевые, режиссёрские, театрализованные, потому что в этих играх удовлетворяется стремление ребёнка к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. Игра для дошкольника выполняет ту же функцию, что учебник для школьников, она помогает осознать происходящее вокруг. Все игры, и развивающие и игры с правилами в том числе, удовлетворяют потребность в познании окружающего.
Конструирование, изобразительная деятельность, музыкальная деятельность, конечно, главным образом решают задачи художественно-эстетического развития детей, но при этом они много узнают нового о средствах и материалах, с которыми работают, знакомятся с произведениями искусства.
Таким образом, можно сделать вывод, что каждая из детских видов деятельности позволяет реализовать содержание познавательного развития, интегрируя его с другими образовательными областями.
Литература:
1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Познавательное развитие в дошкольном
детстве: Учебное пособие. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.-336с
2. Годовина Д.Б. Формирование познавательной активности детей. /Дошк.
восп-е, № 1, 1986, с.28.
3. Глуховера Н. Познавательная деятельность детей, ее особенности. /Дошк.
восп-е”, № 11, 1976, с.18.
4. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психология и педагогика обучения
дошкольников: Учеб. пос.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. -264с.
5. Кригер Е.Э. Педагогические условия развития познавательной активности
детей старшего дошкольного возраста / Е.Э. Кригер. – Барнаул, 2000.- 178
с.
6. Марамыгина Е. А. Познавательное развитие дошкольников с учетом
требований ФГОС [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/03/18/poznavatelnoe-razvitie-
doshkolnikov-s-uchetom-trebovaniy-fgo
7. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей.
Популярное пособие для родителей педагогов. – Ярославль: Академия
развития, 1996. – с.192.
8. Смирнова Е.О. Психология ребенка. Учебник для пед. училищ и вузов - М.:
Школа-Пресс, 1997, с.384.
9. Чернышенко Ю. К. Возрастные особенности развития психических
процессов детей 3-6 лет // Вестник Адыгейского госуд. унив. Серия 3:
Педагогика и психология. – 2012. - №2. – с.1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ознакомлению детей с предметным окружением и миром природы с привлечением познавательно-исследовательской деятельности и элементов ТРИЗ-технологии«Познаю мир» Образовательная область «Познавательное развитие»(3 –7 лет).
Презентация программы, написанной в рамках регионального проекта "Внедрение модели вариативного развивающего образования в условиях дошкольной образовательной организации"...
Педагогический проект по познавательному развитию младших дошкольников «Познаем, исследуем, творим» на тему: «Математика для самых маленьких»
Пояснительная запискаДанный проект является авторской разработкой по познавательному развитию в ДОУТема проекта «Математика для самых маленьких»В раннее развитие ребенка обязательно должна...
Конспект НОД по познавательному развитию Необитаемый остров (позн-исл деят-сть)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экспериментированию для детей старшей группы по теме: «Удивительный мир камней»...
Конспект ОД По образовательной области «Познавательное развитие» Тема: «Я познаю мир » (средняя группа)
расширять у детей представление о своем организме, органах чувств....
Конспект ОД По образовательной области «Познавательное развитие» Тема: «Я познаю мир » (средняя группа)
Цель: расширять у детей представление о своем организме, органах чувств.Образовательные задачи:1. расширять представления детей об органах чувств детей органами чувств человека.2. уточнить, како...
Конспект НОД по познавательному развитию на тему: «Предметы, которые нас окружают»
Конспект НОД по познавательному развитию на тему: «Предметы, которые нас окружают» для детей подготовительной к школе группе...