Консультация «Типы высшей нервной деятельности и особенности работы с каждой категорией детей».
методическая разработка (младшая группа)

Необходимое условие успешной адаптации — согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация по адаптации17.93 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Типы высшей нервной деятельности

и особенности работы с каждой категорией детей».

Педагог-психолог Цыврина С.В.

Для родителей решение отдать ребенка в детский сад, в «чужие руки» может спровоцировать у них тревожность, беспокойство. Дети раннего возраста не могут рассказать об испытываемом ими дискомфорте, поэтому передают информацию через плач, тревожное ожидание мамы. Появление нехарактерных для ребенка невротических симптомов тревожит и пугает родителей. Даже оставаясь внешне спокойными, они выдают собственное беспокойство: тревожный взгляд, разговор на повышенных тонах, напряженный голос - масса мелочей, которые родители не осознают, но которое моментально считывает подсознание ребенка. Напряженное, тревожное состояние взрослых усиливает эмоциональное напряжение ребенка в детском саду.

Родителям бывает нелегко расстаться с маленьким ребенком и передать его в чужие руки – это показывают примеры о трудностях при расставании. Но не только трудности с расставанием у ребенка приводят к проблемам в процессе привыкания к яслям. В большей мере детский опыт родителей, который активизируется в этой ситуации, может оказывать влияние, в той или иной степени осознаваемое родителями, на их поведение в отношении ребенка и через это – на его собственное поведение. Стресс родителей усиливается, когда приближается момент их возвращения на работу, и это опять-таки сказывается на ситуациях расставания на пороге яслей. На поведение самих воспитателей также влияют различные факторы.  От их детских переживаний зависит большая или меньшая чуткость воспитателя, и тут возможны взаимные недоразумения как с малышом, так и с его родителями. В этой области необходима срочная помощь и поддержка в виде консультаций, чтобы родители и воспитатели не воспроизводили в общении с ребенком проблемы прошлого.

Передача чувств происходит моментально: ребенок улавливает стойкое отвержение детского сада родителями и тоже начинает испытывать страх и тревогу.

Необходимое условие успешной адаптации — согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.

Адаптация ребенка к детскому саду — это адаптация, в первую очередь, семьи. • Если поменять отношение родителей к детскому саду- они станут доверять воспитателям— тогда адаптация ребенка будет происходить быстрее и легче. • Оптимальное течение адаптационного периода обеспечивается при условии плавного перехода ребенка из семьи в дошкольное учреждение и при тесном взаимодействии специалистов, педагогов и родителей.

Цель моей работы, как педагога-психолога, в решении вопроса об адаптации детей раннего возраста к детскому саду, я вижу в оказании помощи в построении взаимоотношений между детьми, родителями и сотрудниками детского сада. Важно построить отношения, которые создают ощущение комфорта, уверенности, взаимоуважения, взаимопомощи, способности решать проблемы по мере их возникновения. Осуществляется это через систему психологического сопровождения всех участников процесса, включающую в себя прогноз вероятной степени адаптации ребенка, консультирование родителей и консультирование педагогов.

С воспитателями 

- Помощь в установлении контакта с родителями

Обычно есть родители, в общении с которыми сразу возникают трудности. Разъяснение воспитателям позиции и опасений родителей и обсуждение с родителями позиции воспитателей позволяет снять остроту проблемы непонимания, если она возникает.

Консультация о типах высшей нервной деятельности и особенностях работы с каждой категорией детей.

Это необходимо потому, что только учёт индивидуальных типологических особенностей с самого раннего возраста даёт возможность предупредить возможные проблемы в поведении детей. Правильная тактика в отношениях с детьми раннего возраста снижает вероятность появления «трудных» детей в дошкольных группах детского сада.

Психологическая поддержка оказывается тем родителям, кто в ней нуждается.

- Индивидуальное консультирование

Родители проговаривают о своих опасениях, выясняют тревожащие их вопросы.

- Помощь в установлении контакта с ребёнком в новых жизненных обстоятельствах.

- Помощь в установлении контакта с воспитателями

- Разъяснение недоразумений, формирование положительного отношения к воспитателям и детскому саду в целом.

Дети с разным типом темперамента по-разному реагируют на новые обстоятельства. Меланхолики проявляют ярко выраженный протест в ответ на намерения родителей отвести его в детский сад. В группе они могут не реагировать на воспитателей в знак несогласия с решением родителей. Действия родителей должны быть направлены на мирное урегулирование вопроса. Нельзя приказывать и вести силой ребенка в детский сад. Необходимо попытаться договориться, заинтересовать ребенка, описать ему предстоящее событие, выделяя положительные моменты.

Игры – конструкторы, настольные игры, игры с водой, экспериментирование с красками, игры-потешки («Сорока-ворона», «Ладушки»).

«Кто в кулачке?», «Забывчивый зайка» «Паучок»

Флегматики стараются всячески избежать коллективного общения, предпочитая в одиночестве сидеть на стульчике или играть в те игрушки, которые не заняты другими детьми. Таким детям нужно разрешать брать с собой какие-то значимые вещи, которые напоминали бы привычную для него домашнюю обстановку. Эту возможность необходимо заранее обсудить с воспитателем. Сложности в адаптации детей с таким типом темперамента состоит в том, что они воспринимают детский сад как незнакомую ему территорию, а воспитателей — как чужих людей.

Игры – игры-эксперименты, пазлы, конструкторы, мозаика, лепка, рассматривание иллюстраций и раскрашивание картинок.

«Дуть во что-нибудь и на что-нибудь»

 «Забава с увеличительным стеклом»

Для успешной адаптации детей холериков родителям необходимо задолго до планируемого посещения детского сада устанавливать правила поведения для ребенка. В то же время, не нужно наказывать холериков за их чрезмерную активность и конфликты со сверстниками. Особенно в первое время после начала посещения младшей группы детского сада дети-холерики становятся агрессивными и непослушными. Так проявляется их реакция на разлуку с родителями, в первую очередь — с мамой.

Игры- подвижные, игры с кеглями, с мячом, ритмичные танцы.

 «Мяч в кругу», «Все дальше и выше», «Бегом к дереву»

Легче всего приходится с детьми сангвиниками. Для успешной адаптации детей в детском саду необходимо, чтобы ребенку было интересно там находиться. Дети в детском саду должны не просто проводить в нем время — важно, чтобы были занятия различной направленности.

Игры – веселые, подвижные игры, танцы под веселую музыку, хороводы, игры с водой и песком

«Еле-еле, еле-еле»

«Мы топаем ногами»

Практика выявила неэффективность традиционных форм работы с детьми в адаптационный период, поэтому сейчас мы понимаем - необходим дифференцированный, индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его интересы и возможности.

В силу значимости и необходимости адаптации к ДОУ в жизни ребенка, мы всячески помогаем малышу и его родителям. В ходе работы отбираются такие формы и методы работы с детьми и их родителями, которые интересны для них и вызывают положительные эмоции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности высшей нервной деятельности ребенка

При воспитании детей необходимо учитывать не только возрастные, но и многочисленные индивидуальные особенности их высшей нервной деятельности. Воспитание может оказать большое влияние на эти индивидуа...

Особенности высшей нервной деятельности детей с нарушением интеллекта, влияющие на формирование навыков игры

В материале рассматриваается вопрос  развития  игровой деятельности у детей с ограниченными возможнстями здоровья с точки зрения нейрофизиологии....

Самостоятельная работа Тема: «Высшая нервная деятельность в раннем и дошкольном периодах развития (от рождения до 7 лет)».

СодержаниеВведение…………………………………………………………..…………...………31. Период первого года…………………………………………………………..…..3-42. Развитие речи…………………………………………………………………..…..4-53. Период второй и третий год……………………………………………...

Рекомендации по работе с детьми с различными типами высшей нервной деятельности

Рекомендации по работе с детьми с различными типами высшей нервной деятельности...

Упражнения на развитие процессов высшей нервной деятельности.

Упражнения на развитие процессов высшей нервной деятельности(Рекомендации для родителей и педагогов) Упражнение на развитие произвольного внимания.Ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и пр...

Развитие тонких движений пальцев рук детей раннего и младшего дошкольного возраста как средство формирования высшей нервной деятельности ребенка.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивн...