Упражнения на развитие процессов высшей нервной деятельности.
консультация
Упражнения на развитие процессов высшей нервной деятельности
(Рекомендации для родителей и педагогов)
Упражнение на развитие произвольного внимания.
Ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз. "Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники" Если ребенок переспрашивает, ответить - пусть делает так, как понял. Если ребенок справился с первым заданием, можно продолжить работу, постепенно усложняя задания.
Упражнение на развитие наблюдательности.
Предложите ребенку игру: "Внимательно осмотри комнату и найди предметы, в которых есть круг, окружность". Ребенок называет предметы - часы, основание карандаша, выключатель, ваза, столик: Можно провести эту игру в соревновательной форме для группы детей, придумать аналогичные задания.
Игра на развитие памяти.
В эту игру можно играть с ребенком , например, во время длительных поездок. Взрослый начинает эту игру и говорит: "Я положил в мешок яблоки". Следующий игрок повторяет сказанное и добавляет что-нибудь еще: "Я положил в мешок яблоки и бананы". Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-нибудь от себя. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту.
Игра для тренировки мышления и сообразительности "Как это можно использовать?"
Предложите ребенку игру - найти как можно больше вариантов использования какого либо предмета. Например, Вы называете слово "карандаш", а ребенок придумывает, как его можно использовать - писать, рисовать, использовать как палочку, указку, градусник для куклы, удочку и т.д.
Тест "Нелепицы" - для оценки образно - логического мышления.
Покажите ребенку картинку, на которой изображены разные нелепицы. Попросите его внимательно рассмотреть картинку и сказать, что нарисовано неправильно. Попросите малыша объяснить, что именно неверно в этих нелепых ситуациях. На все задание отводится 2 минуты. Хорошо, если ребенок за это время заметит более 8 нелепиц.
Тест для будущих первоклассников:
- назови свою фамилию, имя, отчество;
- сколько тебе лет? А сколько будет через год? А через два?
- как зовут твоих родителей?
- утром ты завтракаешь, а днем...?
- сравни самолет и птицу. Что у них общего, чем отличаются?
- футбол, гимнастика, теннис, плавание - это...?
- что нужно сделать, чтобы вода в чайнике закипела?
- нож, что это? Велосипед, что это? Килограмм, что это?
- сравни квадрат и прямоугольник. Что у них общего, чем отличаются? Какие еще геометрические фигуры ты знаешь?
- в какой стране ты живешь? Какой твой адрес?
- береза, дуб, осина - это...?
- каких домашних, диких животных ты знаешь? Почему их так называют?
- у коровы - теленок, у собаки - ..., у лошади - ...?
- почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум?
- огурец, помидор, морковь, свекла - это ...?
Посмотрите, с какой группой вопросов ребенку удалось справиться менее успешно, и уделите этой стороне словарного мышления особое внимание.
Одной из наиболее доступных и распространенных методик тестирования готовности ребенка к обучению в школе является тест Керна-Йирасека.
Он состоит из трех заданий:
- нарисовать фигуру человека;
- скопировать небольшую фразу;
- скопировать 10 точек, расположенных одна под другой на равном расстоянии по вертикали и горизонтали.
Подготовьте чистый лист бумаги, карандаш, две карточки с заданиями. На одной из них черным фломастером (не очень толстым) нужно написать фразу "Он ел суп", вертикальный размер букв - 1 см, а заглавной - 1,5 см. На второй карточке нужно изобразить 10 точек, расстояние между точками по вертикали и горизонтали - 1 см, диаметр точек - 2 мм. При выполнении первого задания говорите ребенку: "Нарисуй здесь (на чистом листе) какого-нибудь мужчину, дядю как умеешь". Дети часто задают много дополнительных вопросов, на них лучше ответить: "Рисуй как умеешь". Можно подбодрить ребенка, если он не уверен.
Желаю успехов!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uprazhneniya_na_razvitie_protsessov_vysshey_nervnoy_deyatelnosti.doc | 797 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнения на развитие процессов высшей нервной деятельности
(Рекомендации для родителей и педагогов)
Упражнение на развитие произвольного внимания.
Ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз. "Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники" Если ребенок переспрашивает, ответить - пусть делает так, как понял. Если ребенок справился с первым заданием, можно продолжить работу, постепенно усложняя задания.
Упражнение на развитие наблюдательности.
Предложите ребенку игру: "Внимательно осмотри комнату и найди предметы, в которых есть круг, окружность". Ребенок называет предметы - часы, основание карандаша, выключатель, ваза, столик: Можно провести эту игру в соревновательной форме для группы детей, придумать аналогичные задания.
Игра на развитие памяти.
В эту игру можно играть с ребенком , например, во время длительных поездок. Взрослый начинает эту игру и говорит: "Я положил в мешок яблоки". Следующий игрок повторяет сказанное и добавляет что-нибудь еще: "Я положил в мешок яблоки и бананы". Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-нибудь от себя. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту.
Игра для тренировки мышления и сообразительности "Как это можно использовать?"
Предложите ребенку игру - найти как можно больше вариантов использования какого либо предмета. Например, Вы называете слово "карандаш", а ребенок придумывает, как его можно использовать - писать, рисовать, использовать как палочку, указку, градусник для куклы, удочку и т.д.
Тест "Нелепицы" - для оценки образно - логического мышления.
Покажите ребенку картинку, на которой изображены разные нелепицы. Попросите его внимательно рассмотреть картинку и сказать, что нарисовано неправильно. Попросите малыша объяснить, что именно неверно в этих нелепых ситуациях. На все задание отводится 2 минуты. Хорошо, если ребенок за это время заметит более 8 нелепиц.
Тест для будущих первоклассников:
- назови свою фамилию, имя, отчество;
- сколько тебе лет? А сколько будет через год? А через два?
- как зовут твоих родителей?
- утром ты завтракаешь, а днем...?
- сравни самолет и птицу. Что у них общего, чем отличаются?
- футбол, гимнастика, теннис, плавание - это...?
- что нужно сделать, чтобы вода в чайнике закипела?
- нож, что это? Велосипед, что это? Килограмм, что это?
- сравни квадрат и прямоугольник. Что у них общего, чем отличаются? Какие еще геометрические фигуры ты знаешь?
- в какой стране ты живешь? Какой твой адрес?
- береза, дуб, осина - это...?
- каких домашних, диких животных ты знаешь? Почему их так называют?
- у коровы - теленок, у собаки - ..., у лошади - ...?
- почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум?
- огурец, помидор, морковь, свекла - это ...?
Посмотрите, с какой группой вопросов ребенку удалось справиться менее успешно, и уделите этой стороне словарного мышления особое внимание.
Одной из наиболее доступных и распространенных методик тестирования готовности ребенка к обучению в школе является тест Керна-Йирасека.
Он состоит из трех заданий:
- нарисовать фигуру человека;
- скопировать небольшую фразу;
- скопировать 10 точек, расположенных одна под другой на равном расстоянии по вертикали и горизонтали.
Подготовьте чистый лист бумаги, карандаш, две карточки с заданиями. На одной из них черным фломастером (не очень толстым) нужно написать фразу "Он ел суп", вертикальный размер букв - 1 см, а заглавной - 1,5 см. На второй карточке нужно изобразить 10 точек, расстояние между точками по вертикали и горизонтали - 1 см, диаметр точек - 2 мм. При выполнении первого задания говорите ребенку: "Нарисуй здесь (на чистом листе) какого-нибудь мужчину, дядю как умеешь". Дети часто задают много дополнительных вопросов, на них лучше ответить: "Рисуй как умеешь". Можно подбодрить ребенка, если он не уверен.
Желаю успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности высшей нервной деятельности ребенка
При воспитании детей необходимо учитывать не только возрастные, но и многочисленные индивидуальные особенности их высшей нервной деятельности. Воспитание может оказать большое влияние на эти индивидуа...
Особенности высшей нервной деятельности детей с нарушением интеллекта, влияющие на формирование навыков игры
В материале рассматриваается вопрос развития игровой деятельности у детей с ограниченными возможнстями здоровья с точки зрения нейрофизиологии....
Самостоятельная работа Тема: «Высшая нервная деятельность в раннем и дошкольном периодах развития (от рождения до 7 лет)».
СодержаниеВведение…………………………………………………………..…………...………31. Период первого года…………………………………………………………..…..3-42. Развитие речи…………………………………………………………………..…..4-53. Период второй и третий год……………………………………………...
"Учёт возрастных особенностей высшей нервной деятельности детей"
Методические рекомендации...
Рекомендации по работе с детьми с различными типами высшей нервной деятельности
Рекомендации по работе с детьми с различными типами высшей нервной деятельности...
Консультация «Типы высшей нервной деятельности и особенности работы с каждой категорией детей».
Необходимое условие успешной адаптации — согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду....
Развитие тонких движений пальцев рук детей раннего и младшего дошкольного возраста как средство формирования высшей нервной деятельности ребенка.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивн...