Сообщение из опыта работы
консультация
"Формирование элементарных математических представлений в младшем возрасте через игру"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_sr_gr._17-18.docx | 20.96 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ Детский сад комбинированного вида №77
Сообщение из опыта работы на тему:
«Формирование ФЭМП в младшем возрасте через дидактическую игру»
Подготовила воспитатель:
Кузнецова О.А.
г. Раменское 2017-2018 уч. г.
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста- одна из актуальных проблем современности. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет развитие элементарных математических способностей.
Элементарные математические навыки уже в младшем возрасте обладают уникальным развивающим эффектом. Они способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Как известно основными задачами в развитии ФЭМП в младшей группе является умение детей определять:
-Количество
Привлекать детей к формированию групп однородных предметов. Учить различать количество предметов: много – один (один – много, много – мало (мало – много).
-Величину
Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом —маленький домик, большая матрешка– маленькая матрешка, большие мячи – маленькие мячи и т. д.).
-Форму
Учить различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар).
- Умение Ориентироваться в пространстве
Продолжать накапливать у детей опыт практического освоения окружающего пространства (помещений группы и участка детского сада). Учить находить спальную, игровую, туалетную и другие комнаты.
- Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина).
Учить двигаться за воспитателем в определенном направлении.
Я работаю в группе раннего возраста, по примерной общеобразовательной программе «От рождения до школы».
За время работы и обучения детей ФЭМП я пришла к выводу, что в развитии мышления дошкольников большую роль играют дидактические игры. Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребенок учится вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать, группировать, классифицировать по определенным общим признакам. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируется их внимание, память, развивается произвольное восприятие. Образовательная область «Познание», и в частности, формирование элементарных математических представлений обладает уникальным развивающим эффектом. А обучение элементарным математическим способностям детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр.
Игры на развитие элементарных математических способностей рассматриваются мной как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя и детей по формированию элементарных математических представлений.
Чтобы повысить показатели по формированию элементарных
математических представлений детей, я поставила перед собой цель,
разработала задачи. Изучив необходимую литературу, я узнала о своеобразии дидактических игр, их структуре, классификации. Дидактическая игра является формой обучения, наиболее характерной для детей младшего дошкольного возраста. В дидактической игре содержатся все части, характерные для игровой деятельности детей: игровая задача, обучающая задача, содержание, правила игры, игровые действия, результат или оценка.
Дидактические игры, которыми пользуюсь я в своей работе, делятся по характеру используемого материала на игры с предметами, настольно - печатные и словесные. Играя с детьми в игры по формированию восприятия формы, я применяла такие виды работы, как совместная игра-забава, выполнение задания по образцу, выполнение задания по слову взрослого; использовала такие приёмы, как показ действий с предметами, обучение целесообразным действиям с данными предметами, прямой показ, показ с объяснением, словесное указание.
Зная о том, что мышление ребёнка носит наглядно-действенный характер, различение параметров величины предметов и фигур в играх я осуществляю с помощью практических действий: приложения, наложения, ощупывания, группировки на два признака: величину - форму.
Для игр подбираю знакомые игрушки, чтобы детям они были знакомы. Игры хороши тем, что предполагают принцип добровольности и самостоятельного выбора.
В группе есть игры:
«Найди такой же»
«На что похоже»
«Большой- маленький»
«Геометрический поезд»
«Скажи сколько»
«Противоположности»
Все дидактические игры провожу по правилам- если ребенок не справляется с заданием, работает непроизводительно, он быстро теряет к нему интерес, утомляется и отвлекается от работы. Учитывая это, я даю детям образец каждого нового способа действия. Стремясь предупредить возможные ошибки, я показываю все приемы работы и детально разъясняю последовательность действий. При этом мои объяснения предельно четкие, ясные, конкретные, доступные восприятию маленького ребенка. Потому что если я буду говорить торопливо, то дети перестанут меня понимать и начнут отвлекаются. Наиболее сложные способы действия я демонстрирую 2—3 раза, обращая внимание малышей каждый раз на новые детали. По такому принципу я провожу игры
«Геометрический поезд» учимся находить картинку по форме,
«Чудесный мешочек» учила детей выделять форму в конкретных предметах зрительно и на ощупь.
Играя в игру «Кружок и квадратик», знакомлю детей с основными геометрическими фигурами. я учу сравнивать пары фигур (круг и квадрат). Эта игра очень нравится детям. Помимо закрепления цвета и формы, у детей развивается умение классифицировать по одному-двум признакам, расширяется словарный запас.
Дидактическая игра «Разрезные картинки» позволяет мне формировать у детей представления о целостном образе предмета и его частях, кроме того, развивать внимание и восприятие. Для создания целенаправленной мотивации детей на деятельность, говорю детям, что у них должна получиться волшебная картинка для Мишки или Зайчика.
В дидактической игре «Украсим елочку» дети учатся подбирать предметы, обозначающие цвет, по слову. Я рассказывала детям о том, что скоро праздник Новый год. Все будут наряжать елки. Елка будет и у нас в группе, но не настоящая, а игрушечная. Мы ее сами нарядим, но есть одно условие: шар будете вешать того цвета, который я назову. Дети наряжают елку сначала разноцветными шарами, а затем и разноцветными игрушками. В данной игре развиваются не только познавательные, но и речевые способности детей: дети называют игрушку, которую берут и ее цвет. Или же после того, как елка украшена, дети перечисляют, какого цвета игрушки на елке.
Дидактическая игра «Большой –маленький» помогает различать одинаковые предметы, изображения по величине.
Дидактическая игра «Один -много» помогает мне познакомить детей с понятием один -много, учить подбирать пары картинок по этому признаку, учить подбирать заданное количество предметов- один, много.
Читая книги, мы различали их по величине: большие и маленькие, толстые и тонкие. Рассказывая сказки, сравнивали героев по росту. Называли героев сказки «Репка» начиная с деда и, наоборот, с мышки. Вспоминаем пространственные отношения персонажей: Дед стоит впереди, за дедкой бабка и т. д
Так же закрепляем умение различать геометрические фигуры и количество читая сказку «Теремок»
Стоит в полянке теремок-теремок, он не низок невысок, невысок. На что похож сам домик? (Ответы детей: на квадрат).
На что похожа крыша теремка (Ответы детей: на треугольник).
На что похожи окна в теремке? (Ответы детей: на круги). Сколько окон в теремке? (Ответы детей: много).
Сколько животных оказалось в теремке? (Ответы детей: много).
А как получилось их много (Ответы детей: 1 мышка, 1 лягушка, 1 зайка, 1 лисичка, 1 волк, 1 медведь и получилось много).
Работая с детьми младшего возраста я сама всегда включаюсь в игру. Вначале привлекаю детей играть с дидактическим материалом (башенки, кубиками). Я вместе с детьми разбираю и собираю их, тем самым вызываю у детей интерес к дидактическому материалу, желание играть с ним.
Я учу собирать из 3-5 колец разноцветные пирамидки, раскладывать кольца, расставлять пирамидки в порядке убывания возрастания, выкладывать из строительного материала одноцветные и разноцветные, короткие и длинные дорожки, и т. д.
Учу нанизывать на штативы различные фигуры.
Разбирать и собирать игрушки вкладыши, блоки/
Играя в кукольном уголке, дети пополняют и закрепляют знания о величине, форме, цвете, количеству. Мы с детьми группируем посуду по цвету, величине, сравнивали, чашки и блюдца. Всегда обращаю внимание детей на форму различных предметов в окружающем мире, их количество. Например, тарелки круглые, скатерть квадратная, часы круглые.
Играя на прогулке, мы сравниваем камушки, веточки, листья, цветы, комки снега, сосульки. Гуляя вокруг сада находили длинные и короткие дорожки, широкую и узкую тропинку, высокие деревья и низкие кусты. Упражняю детей в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки по цвету, но разного размера; мячи: один красный мяч, другой синий; большой кубик — маленький кубики т. п.).
Работа с родителями. Для улучшения игровой деятельности детей, я веду работу с родителями, беседую с ними. В результате выяснилось, что игрушек у детей в семье достаточно, но покупаются они без учета их возраста и интересов, в основном это дорогие мягкие игрушки, куклы, машины. Родители мало играют с детьми, никак не руководят детскими играми. Проанализировав эти недостатки, я помогаю родителям советом как создать условия для игр детей, какие игры, игрушки нужны детям для формирования ФЭМП. Для пропаганды педагогических знаний я использую письменные консультации.
Результативность. Используя такой подход к работе в ФЭМП замечаю, что мои воспитанники проявляют высокую познавательную активность, задают много разнообразных вопросов об окружающем мире. Исследуя предметы, их свойства и качества, дети стали пользоваться разнообразными обследовательскими действиями: группировать объекты по цвету, форме, величине, назначению, количеству; составлять целое из 2-3частей;
Сейчас я планирую еще пополнить свою группу новым дидактическим материалом, но уже можно сказать, что использование дидактических игр на занятиях благотворно влияет на усвоение элементарных математических представлений у дошкольников и способствует повышению уровня математического развития детей.
Дидактические игры дают действительно большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить элементарные математические навыки. В мае я проведу диагностику по данной теме. Надеюсь, что результаты значительно улучшатся по сравнению с началом года. И тогда поставленные задачи будут выполнены, цель достигнута.
Обучая маленьких детей через игру, я стремлюсь к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость к познанию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы на тему: "Организация работы по развитию конструктивно-творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста"
Какая проводится работа с детьми по конструированию. Как мы её проводим в средней группе. Зачем и с какой целью....
Сообщение из опыта работы "Формы работы с родителями по патриотическому воспитанию"
Содержание работы с родителями охватывает широкий круг вопросов, освещает все стороны развития и воспитания ребёнка. Важной задачей воспитания дошкольн...
Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».
Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обуче...
Сообщение из опыта работы на тему: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ РАБОТЫ И АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ»
Использование разнообразных форм работы и активных методов общения с родителями....
Сообщение из опыта работы по теме:«Оздоровительная работа в лагере с дневным пребыванием детей»
Положительный опыт проводимой оздоровительной работы, позволили нам продолжить деятельность по оздоровлению детей в летний период. На базе нашего детского сада на протяж...
Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».
В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную ...
Сообщение из опыта работы на родительском собрании. Тема сообщения: «Знакомство с образовательной программой «Миры детства: конструирование возможностей». Образовательный процесс: типы работ в продуктивной деятельности (2-я мл. группа)».
Занятия в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми в продуктивной деятельности, опирающиеся на программу "Миры детства: конструирование возможностей"....