Проект самообразования «Развивающие игры » с детьми средней группы по технологии В.В.Воскобовича.
проект (средняя группа)
Выступление из опыта работы
«Поиграем вместе или развивающие игры нового поколения
(технология развивающих игр Воскобовича)»
воспитателя Ткач Т.Ю.
Дошкольное детство-период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, становление основ индивидуальности.
Главная задача ДОУ состоит в том, чтобы ребёнок рос здоровым, жизнерадостным, гармонично развитым и деятельным.
Общепризнанно, что основной вид деятельности дошкольника - игра. В игре развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания. Игра способствует развитию, обогащает жизненным опытом, готовит почву для успешной деятельности в реальной жизни.
Организовать педагогический процесс так, чтобы ребёнок играл, развивался и обучался одновременно - задача достаточно сложная.
Принципы методики Воскобовича Автор методики Вячеслав Вадимович Воскобович уверен, что обучение должно быть веселым и непринужденным. В связи с этим, один из принципов методики Воскобовича – интересные сказки. Каждую развивающую игру Воскобовича сопровождает увлекательная сказка, которая помогает ребенку быстрее запомнить цифры, буквы или формы. В сюжете сказки малыш помогает героям, выполняя различные задания и упражнения. Для родителей без специального образования данные методические разработки являются настоящей ценной находкой. Ведь можно основываясь на сюжет сказки легко играть с малышом, выполняя различные творческие задания.
Вторым принципом методики Воскобовича является игра с пользой. Развивающие игры автора достаточно многофункциональны. В игровой форме можно обучаться чтению или счету, параллельно развивая логику, мышление, памятьи другие психологические процессы. Таким образом, ценность игры заключается в ее способности всесторонне развивать и обучать малыша.
Третий принцип авторской методики Воскобовича заключается в развитие у ребенка творческого начала. Игры и сказки Воскобовича помогают развивать воображение, фантазиюи творческий потенциал. Выполнение нетрадиционных заданий различного уровня сложности способствует формированию раннего креативного мышления у детей. Специфика развивающих игр Воскобовича Развивающие игры Воскобовича являются актуальными для детей от двух лет и старше. Игра может начинаться с элементарной манипуляцией элементами и заканчиваться решением сложных многоуровневых задач. Игры Воскобовича также учитывают интересы ребенка. Дети в ходе увлекательного игрового процесса совершают новые открытия и получают эмоциональное удовлетворение от выполненных задач. Большинство развивающих игр Воскобовича сопровождаются специальными методическими пособиями с иллюстрированными сказками, в которых необходимо выполнить интересные задания или ответить на поставленные вопросы. Добрые герои сказок помогают ребенку в игровой форме освоить не только азы чтения или математики, но и учат малыша общению и взаимопониманию. Важно, что дети, выполняя различные задания по методике Воскобовича, быстро не утомляются. Ведь ребенок самостоятельно выбирает темп и нагрузку занятия, переключаясь с одного задания на другое.
Цель работы : Развитие творческих, познавательных данных детей, интеллектуальных, умственных и математических способностей.
Задачи:
-развитие у ребёнка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое;
-развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности;
-развитие воображения, креативности мышления(умения гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения);
-гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал;
-формирование базисных представлений(об окружающем мире, математических), речевых умений;
-построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально – творческому развитию детей в игре;
Формы организации детской деятельности.
1.Логико-математические игры.
2.Интегрированные игровые занятия.
3.Совместная деятельность педагога и детей.
4.Самостоятельная игровая деятельность.
Реализация данной работы возможна при создании ряда условий:
1.Подготовка педагогов:
- повышение квалификации педагогов через специальную курсовую подготовку (ознакомление и изучение специальных технологий);
- владение формами и методами работы с дошкольниками.
2.Организация развивающей предметной среды:
- оснащение комплектами игр и игровых пособий.
3.Организация педагогического процесса с детьми:
-программа предназначена для работы с детьми 5-7 лет.
Ожидаемые результаты:
-дети осваивают цифры и буквы, счёт, знание геометрических фигур, умеют ориентироваться на плоскости;
-умеют концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций и доводить начатое дело до конца;
-умеют анализировать, сравнивать, сопоставлять;
-у детей совершенствуется речь, внимание, память, воображение;
-хорошо развита мелкая моторика рук.
В своей работе : в индивидуальной работе, во время проведения НОД, в совместной деятельности мы используем :
1.Коврограф «Ларчик»
2. «Математические корзинки-5, 10» - Развивать произвольное внимание. Формировать навык выбора фигуры по образцу. Развивать мыслительные процессы обобщения, выделения существенных признаков.
3.«Квадрат Воскобовича» (двухцветный , четырехцветный) - Формировать умение соотносить предметы и объекты. Развивать произвольное внимание, пространственное мышление.
4. « Волшебную змейку»
5. «Игровизор» В играх с интеллектуальным тренажёром развивается мелкая моторика руки, точность движений, происходит подготовка руки к письму. Они способствуют развитию интеллектуальной культуры, умению учиться: принимать учебную задачу, находить пути её решения, контролировать себя в процессе работы, достигать результата. Ребёнок, выполняя задания, может оценить результат и легко исправить ошибку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект самообразования коврограф В.В. Воскабовича | 41.76 КБ |
Проект самообразования коврограф В.В. Воскабовича | 23.8 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №12
ПРОЕКТ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ КОВРОГРАФА
Воспитатель
Ткач Т.Ю.
г.Урай 2021г.
1. Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность и значимость темы проекта
В настоящее время система образования должна работать на опережение, готовить человека к жизни в постоянно меняющихся условиях, требующих нестандартного мышления, повышенной концентрации внимания, более четкого восприятия окружающего мира.
Дошкольное детство - период проявления творческих сил ребенка, становление его индивидуальности. Приоритетной задачей дошкольного образования является создание условий для формирования и развития ребенка, сохранение здоровья и его личности.
А как известно, игра является лучшим способом проникновения в детство для познания и воздействия на него. С помощью игр можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры или буквы, узнает и запоминает цвет или форму, учиться считать, ориентироваться в пространстве, тренирует мелкую моторику рук, совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение, у него появляется опыт взаимодействия и взаимопонимания. Игра обогащает жизненный опыт, готовит почву для успешной деятельности в дальнейшем.
Актуальность проекта связана с тем, что у детей младшего дошкольного возраста очень развита зрительная память и тактильное восприятие, именно на этом и основана методика работы с коврографом.
Многие задаются вопросом как сделать процесс игры не только интересным и привлекательным, но и познавательным?
Поиск решений привел к изобретателю, который придумал более 50 пособий для развития умственных и творческих способностей ребенка Вячеславу Вадимовичу Воскобовичу. Его технология «Сказочные лабиринты игры» отличается от уже знакомых нам технологий в первую очередь своей простотой, доступностью, возможностью постоянно обучаться.
Одним из развивающих комплексов технологии «Сказочные лабиринты игры» является игровой комплекс «Коврограф Ларчик» и комплект «МиниЛарчик»».
«Коврограф Ларчик» - это демонстрационный комплект для педагога, информация в игровом виде, а «МиниЛарчики» - это индивидуальные комплекты для детей уменьшенной копии «Коврографа Ларчик». Этот комплекс относится к универсальным пособиям так как способствует сенсорному развитию, развитию психических процессов (память, внимание, мышление, воображение). Так же развивает математические, речевые, экологические предпосылки у детей от двух лет и школьного возраста.
«Коврограф Ларчик» - это игровое поле из ковролина и наглядный материал: «Забавные буквы», «Забавные цифры», «Разноцветные веревочки», «Разноцветные круги», «Разноцветные квадраты-эталоны цвета», «Буквы и цифры» и оригинальные элементы: зажимы, кармашки.
Поле Коврографа разделено сеткой, которая помогает знакомить детей с пространственными и количественными отношениями и облегчает построение геометрических контуров и облегчает в дальнейшем ориентировку детей в тетрадях в клетку, позволяет увидеть границу клеток их расположение. Дети знакомятся с такими понятиями, как вертикаль, горизонталь, диагональ. Учатся ориентироваться на плоскости.
Использование данного пособия дает хорошие результаты: мы отмечаем, что дети быстрее запоминают названия геометрических фигур, легко сравнивают их с окружающими предметами, стараются изобразить при помощи разноцветных веревочек на Коврографе, паутинок на «Геоконте» и складывать из Волшебного квадрата. Обогащается словарный запас детей по всем лексическим темам, по геометрическим понятиям (геометрия, угол, отрезок, прямая, луч и др.). Дети с удовольствием играют, и мы решили, что будем продолжать использовать эти игры в дальнейшей работе с детьми.
Цель:
-способствовать развитию сенсорных и познавательных способностей детей с помощью зрительного, осязательного и тактильного анализаторов.
Задачи:
-формирование умения классифицировать предметы по цвету;
-развитие инициативного общения ребёнка со взрослым;
-стимулирование к проявлению доброжелательности, сопереживания, стремления оказать помощь.
Новизна проекта заключается в том, что внедряемый проект позволит повысить качество реализуемой основной общеобразовательной программы дошкольного образования, а именно в разделе формирования элементарных математических представлений.
Педагогическая целесообразность внедрения проекта определяется в следующем:
- в уникальности проекта, так как является базовым элементом организации образовательной среды в русле реализации ФГОС ДО;
- работа с коврографом применяется для улучшения обучения, в ситуациях, требующих ясного мышления или в ситуациях, связанных с проблемными областями;
- учете физиологических особенностей ребенка: потребности в частой смене деятельности, потребности в движении, возможности в самовыражении всеми доступными способами;
Значимость проекта - данный проект может послужить практическим пособием для воспитателей. Данный проект полностью соответствует требованием ФГОС ДО и раскрытию каждой из образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие и физическое развитие.
2. Инновационность проекта заключается в необходимости и достаточности мероприятий для успешного формирования познавательной активности дошкольника. Имеет широкий возрастной диапазон участников игры - от самых маленьких (3-4 года) до младших школьников. С одной и той же игрой могут заниматься как дети младшего дошкольного возраста, так и школьники. Это возможно потому, что к самому простому заданию можно подобрать усложняющиеся познавательные задачи. Например, игра Дорожки 3-4 года - 2-3 дорожки (один персонаж идет в гости к другому), 6-7 лет 3-5 дорожек (найти самый короткий путь к другу с закрытыми глазами) и т.д.
3. Методологическая основа проекта
Идеи, заложенные разработчиками ФГОС ДО, являются глубоко разработанной методологической базой всего проекта. Начиная с выделения ведущей и основной формы деятельности дошкольника в дошкольной образовательной организации – игры, и указания на то, что ребенок входит в мир знаний через «ворота игры». Собственно сам проект – это игровые задания, которые сопровождаются добрыми сказочными образами, что помогает детям постигать математику, логику, начала знакомства со звуками, буквами, осваивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, овладевать речью.
- Сказочность – это мотивация, способ заинтересовать ребенка. Она действует практически безотказно - все игровые ситуации сопровождают сказочный сюжет, путешествия, преодоление трудностей, разрешение сложных ситуаций, нахождение верного решения.
- Вариативность – наличие в каждом игровом задании множества вариаций проигрывания ситуаций, возможностью придумывания все новых и новых способов их разрешения.
- Незавершенность игровых действий
- использование разнообразных игровых заданий, задач, требующих все новых неоднозначных решений.
- Творческий потенциал - реализациях всех задумок составление множества образов, соединение их в истории и сказки, обыгрывание.
- Возможность разнообразного использования - как в группах образовательных учреждений, детских центров, так и индивидуальной работе с детьми, а также в домашних условиях.
Методическая сложность проекта заключается:
- во внедрении эффективных форм и приемов работы с коврографом;
- в системном использовании коврографа «Ларчик» через организацию игровой деятельности (или организацию разнообразных форм детской деятельности).
4. Практическая значимость
Реализация данного проекта для улучшения обучения, оказывая помощь как детям, так и взрослым в ситуациях, требующих ясного мышления или связанных с проблемными областями, поэтому практическая ценность ожидаемых результатов реализации программы заключается в:
- формирование практического материала: подборка заданий и упражнений по возрастам, консультации для родителей;;
- совершенствование теоретической и практической подготовки, профессиональных и личностных качеств педагогов дошкольных образовательных организаций;
- улучшение мыслительной деятельности, повышение устойчивости внимания, развития мелкой и крупной моторики, снижение утомляемости, улучшение произвольности внимания;
5. Этапы и сроки реализации проекта
Срок реализации проекта 1 год по следующим направлениям
- Организационный этап - изучение методики работы с коврографом; составление тематического плана по организации проекта, составление картотеки игр с описанием, разработка консультаций для родителей, разработка информационного материала для родительского уголка, подбор методической литературы, приобретение и изготовление иллюстративного материала, игровой методический материал.
- Основной этап - реализация поэтапного внедрения проекта в соответствии с планом в образовательный процесс.
- Обобщение полученных результатов работы, проведение мастер-класса для коллег; фотоотчет.
Реализацию данного проекта мы начали с 2020 – 2021 учебного года.
Свою работу я начала с знакомства и изучения нормативно-правовых законов деятельности дошкольников в образовательных организациях на современном этапе.
Коврограф «Ларчик» я использую в своей работе с детьми для решения задач познавательно – речевого развития, в том числе и в образовательной деятельности по математике, а именно, во время проведения ОД, как часть занятия, и особенно часто для проведения индивидуальной работы с детьми. Работая с детьми второй младшей группы. Исходя из задач по математике на младшую группу, я подбираю игры для детей из методического пособия к комплекту «Коврограф Ларчик», а еще пользуюсь наработками из интернета.
Используя игры Воскобовича В.В., возникла необходимость оформить "Интеллектуально-игровой центр", где мы разместили все пособия и игры, которые хорошо вписались в нашу развивающую среду, благодаря их хорошему оформлению и многофункциональному применению. В этом центре дети закрепляют знания, полученные на непрерывной образовательной деятельности, в виде разминки, в свободное время, что обеспечивает максимальное накопление информации о величине, цвете, пространственном понятии, совершенствуется процесс восприятия, вырабатывается координация руки, глаза. Предметно-развивающая среда, продумана таким образом, что весь материал дает возможность каждому ребенку действовать самому, обеспечивает развитие познавательных интересов дошкольников.
В пособии к коврографу «Ларчик» имеются Разноцветные веревочки, изготовленные из контактной ленты, это удобный материал с большими функциональными возможностями. Ими можно:
1. Обводить и соединять, создавать различные фигуры и узоры измерять величину предметов
2. Проложить дорожку, например, помочь гномикам найти свой домик (по цвету), или пройти от домика к домику, соединить и провести по ней пальчиком.
3. Поставить на поле точки попросить ребенка поставить симметрично такие же точки, их соединить веревочкой и получить образ.
В состав комплекта входят Разноцветные круги-липучки.
Их я использую чаще всего на коврографе. Также с ними можно провести ряд игровых упражнений:
-Помоги Фифе собрать бусы, чередуя бусинки по цвету, по величине;
-Продолжи ряд по образцу.
-Укрась платочек, шарфик, рукавичка разными кружочками и сосчитай их.
В комплект «Ларчик» входят Разноцветные квадраты и Радужные гномы. Это 10 карточек из ковролина: семь карточек цветов радуги и три ахроматических (серый, белый, черный). Детям предлагаются следующие игровые, проблемные ситуации:
-Познакомить Дольку с частями суток, временами года, днями недели, создавая соответствующие временные модели.
-Используя цветные карточки-лоскутки, я использую игру «Разноцветное одеяло»
-Собери одеяло так, чтобы - в середине был расположен лоскуток серого цвета, - над ним и под ним лоскутки такого цвета, из которых можно получить серый цвет, - в правом верхнем углу – красный лоскут, в правом нижнем – желтый, а между ними- оранжевый;
В состав комплекта входят 7 гномов, которые активизируют познавательный интерес детей. Они имеют свои имена, которые дети быстро запоминают: Кохле – красный, Охле – оранжевый, Желе – желтый, Зеле – зеленый, Геле – голубой, Селе – синий, Фи – фиолетовый. Используя игры с цветными гномами, дети приобретают навыки порядкового счета, развивают наблюдательность, память…
В состав пособия входят Пространственные картинки: «Лев, Павлин, Пони, Лань». Детей знакомлю с тем, что игровое поле помимо клеточек разделено на 4 части малозаметными желтыми линиями. Центр поля обозначен точкой. Чтобы найти центр, нужно из угла в угол натянуть по диагонали веревочку или толстую нитку и место пересечения двух ниток будет находиться прямо в центре. Это им пригодиться и в будущем, если они, например, захотят найти середину листа бумаги. Через середину проходят две линии, которые делят коврограф на 4 части, в углу каждой части находится картинки. Дети легко запоминают зрительное расположение животных, и это помогает им в дальнейшем ориентироваться в пространстве. Лев – в левом верхнем углу, Лань – в левом нижнем углу. Павлин – в правом верхнем, Пони – в правом нижнем.
Для закрепления пространственных представлений можно предложить такие игровые задания.
-Расположи в центре Полянки озеро. Кто придет к водопою сверху, снизу, слева, справа?
-Кто придет с правого верхнего угла?
-Откуда придет к водопою лев?
Необходимая система мероприятий, проводимая для реализации проекта несомненно даст положительный эффект в развитии и воспитании детей дошкольного возраста, только при полной поддержке родителей ,с этой целью нами было проведено родительское собрание, мастер – класс по работе с играми В.Воскобовича. видео отчет «Как мы применяем игры В.В.Воскобовича». несомненно реализация данного проекта нашла свое отражение и в организации предметной среды группы в виде специально организованной зоны игр В.Воскобовича.
6. Результативность, эффективность реализации проекта выражается в:
- Развитии творческих . познавательных, интеллектуальных, умственных, речевых и математических способностей ребенка;
- повышении компетентности педагогов в вопросах использования коврографа в образовательном процессе, через организацию семинаров, мастер-классов;
- совершенствовании предметно-развивающей среды, обеспечивающей внедрение проекта;
- удовлетворенности родителей результатами достигаемыми детьми;
Заключение.
Коврограф позволяет в игровой форме решать самые разнообразные задачи: совершенствовать умение выделять признаки сходства и различия предметов, объединять предметы в группу по общему признаку, выделять части группы, находить «лишние» элементы, выделять в речи признаки сходства и различия предметов по цвету, размеру, форме. Развивать умение непосредственно сравнивать предметы по длине, ширине, высоте; раскладывать по 5 предметов в возрастающем порядке, выражать в речи соотношение между ними. Формировать представления о геометрических фигурах: квадрате, прямоугольнике, овале, цилиндре, конусе, призме, пирамиде. Развивать умение устанавливать пространственно- временные отношения (впереди – сзади - между, справа – слева, вверху – внизу, раньше – позже и т. д.); совершенствовать умение двигаться в нужном направлении, определять положение того или иного предмета на плоскости.
Занимаясь с такими игровыми пособиями, дети получают истинное удовольствие и открывают для себя всё новые и новые возможности, обогащают свой познавательный опыт.
Данный проект может использоваться воспитателями детских садов, специалистами по дошкольному образованию, родительской общественностью и всем, кто интересуется проблемами воспитания и обучения дошкольников.
Список литературы
- Харько Т.Г., Воскобович В.В. Коврограф «Ларчик»
- Как подготовить ребенка к школе: метод.пособие для воспитателе/ Т.И.Гризик, О.А.Карабанова, Е.В.Соловьева и др.- М.: Просвещение, 2011
- Островская И.В. Психология. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №12"
Проект самообразования «Развивающие игры » с детьми средней группы
по технологии В.В.Воскобовича.
Выполнила воспитатель: Ткач Татьяна Юрьевна
г.Урай
Проект самообразования «Развивающие игры » с детьми средней группы по технологии В.В.Воскобовича
Выполнила воспитатель: Ткач Татьяна Юрьевна
Группа: средняя
Сроки реализации: сентябрь-май
Проблема: как сделать учение интересным занятием для малыша
Материал: дидактические игры по игровой технологии интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет В.В.Воскобовича «Сказочные лабиринты»; научно-популярная литература по данной технологии.
Цель: воспитание личности через основной вид деятельности – игру.
Задачи:
- Развитие у ребенка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое.
- Развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениями и объектам окружающей действительности.
- Развитие воображения, креативности мышления (умения гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения).
- Гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал.
- Формирование базисных представлений (об окружающем мире, математических), речевых умений.
- Построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально-творческому развитию детей в игре.
Этапы проекта:
- Организационный этап.- составление тематического плана по организации проекта, составление картотеки игр с описанием, разработка консультаций для родителей, разработка информационного материала для родительского уголка.
- -подбор методической литературы, приобретение и изготовление иллюстративного материала, игровой методический материал.
- Основной этап.
- реализация проекта в соответствии с планом
- Итоговый этап.
-анализ проделанной работы, фотоотчет о проделанной работе.
Форма работы с родителями:
-фотоотчет «Как мы играем», доклад на тему «Игра- как форма обучения и всестороннего развития детей»
Форма работы с педагогами:
Выступление на педсовете с докладом «Развивающие игры В.В.Воскобовича в ДОУ», «Построение процесса обучения на основе инновационных технологий».
Планирование развивающих игр В.В.Воскобовича на год для детей 4-5 лет
Сентябрь | 1. Эталоны формы (Фонарики) 2. Чудо-крестики-1 3. Игра «Поймай бабочку» (Картотека игр В. Воскобовича) 4. Логоформочки -5 |
Октябрь | 1. Эталоны цвета (Лепестки) 2. Чудо-крестики-2 3. Кораблик «Плюх-плюх» 4. Игра «Чей домик?» (Картотека игр В. Воскобовича) |
Ноябрь | 1. Чудо-крестики-2 2. Игра «Кто спрятался?» (Картотека игр В. Воскобовича) 3. Математические корзинки -5 4. Кораблик «Плюх-плюх» |
Декабрь | 1. Логоформочки -5 2. Игра «Разноцветные лучи» (Картотека игр В. Воскобовича) 3. Математические корзинки -5 4. Эталоны формы (Фонарики) |
Январь | 1. Чудо-крестики-2 2. Математические корзинки -5
|
Февраль | 1. Кораблик «Плюх-плюх» 2. Игра: «Какой длины Фифа?» (Картотека игр В. Воскобовича) 3. Математические корзинки -5 4. Кораблик «Плюх-плюх» |
Март | 1. Геоконт 2. Кораблик «Плюх-плюх» 3. Математические корзинки -5 4. Игра «Кто набрал грибов больше всех?» (Картотека игр В. Воскобовича) |
Апрель | 1. Геоконт 2. Игра «Все грибы пополам» (Картотека игр В. Воскобовича 3. Математические корзинки -5 4. Кораблик «Плюх-плюх» |
Май | 1. Чудо-крестики-1,2 2. Эталоны цвета (Лепестки) 3. Игра «Как Цифрята поделили грибы?» (Картотека игр В. Воскобовича) 4. Логоформочки -5 |
Литература:
В.В. Воскобович, Т.Г. Харько, Т.И. Балацкая «Игровая технология интеллектуально- творческого развития детей,2003
Бондаренко Т.М. Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм Воскобовича. Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ. – Воронеж: ООО «Метода», 2013.
Воскобович В.В., Харько Т.Г., Балацкая Т.И. Технология интенсивного интеллектуального развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринтры игры». СПб., 2000.
Воскобович, В.В. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста «Сказочные лабиринты, игры» [Текст] / В.В. Воскобович. - СПб.: НИИ «Гириконд», 2010. – 73 с.;
Воскобович, В.В. Развивающие игры [Текст] / В. В. Воскобович, Л.С. Вакуленко. - СПб.: ТЦ «Сфера», 2015 г. - 43 с.;
Интернет ресурсы
Развивающие игры Воскобовича: Сборник методических материалов/Под ред. В.В. Воскобовича, Л.С. Вакуленко. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
Отчёт о работе по проекту «Развивающие игры »
с детьми средней группы по технологии В.В.Воскобовича.
В современной педагогике существует большое количество игр, в том числе дидактических, которые развивают сенсорные и интеллектуальные способности ребенка. Понятие «развитие интеллекта» включает в себя развитие всех умственных способностей: памяти, восприятия, мышления. Дошкольное детство - первая ступень в подготовке ребенка к участию в жизни общества. Этот период служит подготовительным этапом для школьного обучения. Наша задача руководить игрой так, чтобы воспитать свойства личности, имеющие наибольшее значение для последующего учения в школе.
Развивающее значение игры многообразно. В игре ребенок не только познает мир, но и развивает мышление, волю; формируют взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания. Дидактические игры помогают усвоению и закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактических игр повышает интерес к деятельности, развивает сосредоточенность, способствует лучшему усвоению программного материала.
Изучив много различных технологий, я остановилась на технологии Воскобовича «Сказочные лабиринты игры». Привлекло то, что технология игровая, и каждая игра сопровождается сказкой. Игры яркие, красочные, интересны как малышам, так и старшим дошкольникам.
В течении лета я изучила технологию В.В.Воскобовича. Данная технология рассчитана на детей – дошкольников, в ней с комбинированы игра и сказка, а образовательные задачи включены в ход игры. Сказки же – это мотивация, способ заинтересовать ребенка. Технология действует практически безотказно – взрослый читает сказку ребенку, задает вопросы по ходу чтения, а малыш на эти вопросы отвечает, выполняет некоторые задания и решает образовательные задачи. В основе методики Воскобовича лежит игра. Игра возбуждает интерес ребенка и всегда сопровождается сказкой. Изучив методику, я пришла к выводу – это не просто квадраты, треугольники, шнурочки, но волшебные льдинки и чудо-цветики. Игра всегда познавательна: она несет новое задание, формирует навыки, тренирует память, внимание, мелкую моторику. Игра не имеет жестких правил и условий, она позволяет ребенку придумывать свое, фантазировать, творить.
Многие игры сопровождаются специальными методическими книгами со сказками, в которых различные сюжеты переплетаются с интеллектуальными заданиями, вопросами и иллюстрациями.
В начале года, кроме игр и пособий были приобретены и методические пособия В.В.Воскобовича, Т.М.Бондаренко, Т.Г. Харько. В ходе изучения методики мною были отобраны игры соответствующие детям данного возраста и составлен план работы на 2021-2022 учебный год. Необходимость подбора игр В.Воскобовича отнюдь не означает, что игры нужно иметь в огромном количестве. При подборе данных игр я руководствовалась возрастными особенностями детей и спецификой группы.
В ноябре месяце для родителей группы было проведено родительское собрание, в котором одним из пунктов был просмотр презентации по теме «Развивающие игры В.Воскобовича в д/с» и наглядное знакомство с играми и их применением. В группе создан уголок по играм. Передо мною стояла задача познакомить родителей с технологией «Сказочные лабиринты игры» и дать возможность поиграть с игровыми материалами В.Воскобовича. Кроме того, игры стали полезным совместным занятием родителей и детей, а это значит, что папы и мамы стали больше общаться со своими детьми.
Также своим опытом работы я поделилась с педагогами других групп на педсовете. Была продемонстрирована презентация и фотоотчет, и мастер класс по использованию игр в других возрастных группах. В своей работе я начала использовать игры как индивидуальная деятельность. Эти игры не предполагают положения взрослого над ребенком – признаются партнерские отношения. Ребенок окружается непринужденной, веселой, интеллектуально – творческой атмосферой. Она сплетается из чувства внешней безопасности, когда ребенок знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и ощущения внутренней раскованности за счет поддержки его творческих начинаний. Я поочередно вносила в группу игры, объявляла название игры, но не объясняла, как в нее играть, предоставляя возможность детям самим придумывать правила, применять свое творческое воображение.
Так, например, внося в группу игру «Двухцветный квадрат», я дала детям возможность рассмотреть игру, попробовать ее наощупь. При самостоятельной игровой деятельности с квадратом, дети получили фигуры одного цвета, отметили, что из большого квадрата получается маленькая фигурка. Этот необычный квадрат «оживает» и может бесконечно трансформироваться, очень заинтересовал и привлек детей.
Далее я знакомила детей со сказками, с персонажами сказок и образной терминологией, подбирала игровые задания в зависимости от возрастных возможностей и интересов детей группы. Ребята с удовольствием слушают сказки, решают интеллектуальные задачи и выполняют творческие задания вместе с героем.
Дети с удовольствием занимаются и играют в игры в самостоятельной деятельности, проявляют неограниченную возможность придумывать и творить.
Для себя я определила следующие перспективы на будущее:
Более подробно изучить последовательность работы с играми, где будет постепенное усложнение игр.
Пополнить количество развивающих игр В.Воскобовича в группе.
Используя технологию В.Воскобовича, я поняла важность развивающих игр в работе с детьми и осознала справедливость народной мудрости: «Дайте ребенку что-нибудь в руки, чтобы он начал думать».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы с детьми средней группы
Рабочая программа является настольной книгой учителя-логопеда в работе с детьми имеющими тяжелые нарушения речи 4-5 лет....
Проект совместной деятельности педагога с детьми средней группы «Животные холодных стран» (Арктика, Антарктика) (Средняя группа)
Развивать у детей познавательный интерес к жизни животных Арктики и Антарктики...
Коррекционно-развивающее занятие с детьми средней группы с ЗПР «Дети овощи учили…»
Коррекционно - развивающее занятие с детьми средней группы с ЗПР "Дети овощи учили..." можно использовать воспитателями, дефектологами в работе с детьми с ОВЗ для обогащения и уточнения знан...
Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы с детьми средней группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Данное перспективное планирование разработано на учебный год в соответствии с комплексно-тематическим планированием для средней группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями ре...
Конспект образовательной, коррекционно-развивающей деятельности с детьми средней группы с ТНР
Интеграция содержания дошкольного образования – один из ведущих принципов построения образовательной программы. Интегрированный подход является стержневым и отражает взаимосвязь и взаимоде...
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с детьми (средняя группа).Тема 1. Знакомство. Волшебные слова.
1. Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с детьми (средняя группа).Тема 1. Знакомство. Волшебные слова.2. Бланк с заданием....
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с детьми (средняя группа).Тема 2. Правила поведения на занятиях
1.Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с детьми (средняя группа).Тема 2. Правила поведения на занятиях2. Бланк заданий к занятию...