проект "Экспериментируя, познаем"
проект (старшая группа)
Развитие у детей старшего дошкольного возраста стремления к познавательной активности, любознательности, посредством развития поисково – исследовательской деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_eksperimentiruya_poznaem.docx | 37.18 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 56 общеразвивающего вида»
Проект
«Экспериментируя, познаём»
с детьми старшего дошкольного возраста
Воспитатель первой квалификационной категории:
Буйновская Диана Васильевна
2021г.
| «Экспериментируя, познаём» |
Составитель проекта | Буйновская Диана Васильевна |
Вид проекта | Исследовательский, долгосрочный. |
Цель проекта | Развитие у детей старшего дошкольного возраста стремления к познавательной активности, любознательности, посредством развития поисково – исследовательской деятельности |
Задачи проекта | -формировать у детей старшего дошкольного возраста умение находить причинно-следственные связи, делать выводы в процессе опытнической поисково – исследовательской деятельности; - знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость) -создать условия для развития поисково – исследовательской деятельности; -воспитывать бережное отношение к природным ресурсам -повысить педагогическую компетентность родителей в области познавательного развития детей через исследовательскую деятельность. |
Срок и этапы реализации проекта | Январь2021 года - декабрь 2021 года. 1 этап – подготовительный (январь 2021г) 1.Изучение методической литературы, интернет ресурсов по теме проекта, подбор дидактического, наглядного материала. 3.Определение цели, задач, основных направлений реализации проекта. 4.Планирование деятельности, направлений на реализацию проекта. 2 этап – основной: февраль 2021г – ноябрь 2021года 1.Внедрение проекта в образовательный процесс 2. Стимулирование развития поисково - исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста, организация совместной деятельности педагогов, детей и родителей. 3. Установление партнёрских отношений по вопросу формирования исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования 4.Отслеживание промежуточных результатов реализации проекта. 3 этап – завершающий: декабрь 2021г. 1. Анализ эффективности проекта: соотнесение результатов с задачами. 2.Презентация проекта. |
Перечень основных мероприятий | 1.Разработка системы организационных мероприятий, направленных на развитие поисково - исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. 2. Создание развивающей предметно – пространственной среды, способствующей формированию поисково - исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. 3. Организация взаимодействия с родителями воспитанников по вопросам формирования познавательного развития детей через поисково - исследовательскую деятельность. 4. Организация и проведение открытых мероприятий. 5. Разработка практических материалов для реализации проекта. 6. Осуществление постоянного мониторинга развития поисково - исследовательской деятельности |
Исполнители проекта и основных мероприятий | Воспитатель Буйновская Диана Васильевна, воспитанники, родители |
Ожидаемые результаты реализации проекта | В результате выполнения проекта будет достигнуто: -Создание условий предметно - пространственной среды. -Проявляет познавательный интерес к опытно-экспериментальной деятельности. -Умеет проводить опыты и эксперименты с объектами живой и неживой природы. -Обогащение знаний детей старшего дошкольного возраста новыми понятиями. |
Пояснительная записка
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного элементарного образа мира, который совершенствуется всю последующую жизнь. Именно поэтому так важно в этот возрастной период серьезно заниматься развитием познавательной сферы ребенка. Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль (т.е. хорошо развитая речь) облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи. Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами в жизни общества. Одним из наиболее ярких и ранних проявлений познавательного интереса ребенка является его бескорыстное стремление к познанию и исследованию окружающего мира. На основе опыта у детей складываются свои предпочтения, стремления: разузнать, подойти, потрогать. Развитие познавательной сферы дошкольников происходит в различных формах деятельности и поведения человека. Наиболее ярко она проявляется в экспериментировании как деятельности, направленной на самостоятельное познание и исследование объектов окружающего мира, получение новой, значимой для субъекта информации. В работах многих отечественных педагогов Поддьякова Н.Н., Усовой А.П., Е.Л. Панько говорится, что «детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития», и выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию. Познавательная деятельность захватывает дошкольников тогда, когда они могут не только осмотреть и потрогать предмет, но и преобразовать его, изменить, разобрать с целью познания его свойств, внутренних связей и отношений. Поэтому необходимо с раннего возраста рассказывать детям о материалах, технических устройствах и физических явлениях, с которыми они встречаются дома, на улице, в детском саду, и о важнейших открытиях, которые вели человечество к прогрессу. Получая, такие сведения, дети более осознанно будут относиться ко всем окружающим вещам – к своей одежде и игрушкам, к предметам бытовой техники, явлениям природы. Сопоставления, раскрытия связи между вещами и явлениями побуждают ребенка задавать вопросы, а то и самостоятельно находить взаимосвязи, аналогии, фантазировать, проявлять изобретательность. В процессе экспериментирования дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, найти ответ на множество интересующих их вопросов: Почему? Зачем? Как? Что будет если? почувствовать себя учёными, исследователями, первооткрывателями. Китайская пословица гласит: “Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму”. Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Цель проекта: Развитие у детей старшего дошкольного возраста стремления к познавательной активности, любознательности посредством развития поисково – исследовательской деятельности.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
-формировать у детей старшего дошкольного возраста умение находить причинно-следственные связи, делать выводы в процессе опытнической поисково – исследовательской деятельности;
-создать условия для развития поисково – исследовательской деятельности;
-воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.
-повысить педагогическую компетентность родителей в области познавательного развития детей через исследовательскую деятельность.
Срок реализации проекта: 2020 – 2021 учебный год.
Вид проекта: исследовательский, долгосрочный.
Участники проекта: воспитанники старшей группы, воспитатели, родители воспитанников.
Образовательные области: познание (мир природы, предметное окружение), речевое развитие, социально - коммуникативное развитие.
Целевые группы проекта
Группа | Характеристика | |
Дети 5-6 лет | Продолжают совершенствоваться через игру, общение со взрослыми и сверстниками, но постепенно, важнейшим видом деятельности становится учение. Интеллектуальное развитие определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Важнейшими характеристиками внимания являются: устойчивость внимания, как способность к более длительному сохранению концентрации, переключение внимания, как способность быстро ориентироваться в ситуации и переходить от одной деятельности к другой, и распределение внимания - возможность сосредоточения одновременно на двух или большем числе различных объектов. Отчетливо сказывается на развитии внимания роль эмоциональных факторов (интереса), мыслительных и волевых процессов. К пяти годам ребенок обычно хорошо различает цвета и форму предметов (он называет различные геометрические фигуры). Ребенок хорошо ориентируется в пространстве и правильно использует многообразные обозначения пространственных отношений. Формируется наглядно-образное и более сложная форма мышления - словесно-логическое. Через игровую деятельность у ребенка развиваются такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, установление причинно-следственных связей, память по-прежнему является непроизвольной, основанной на эмоциях, интересе. Экспериментирование также претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которой составляет познавательное ориентирование; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Детское экспериментирование является одним из актуальных методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь. | |
| Характеристика | |
Родители | Испытывают потребность в коммуникативном и познавательном развитии ребёнка, в получении знаний и навыков для успешного вхождения в школьную среду. Проявляют заинтересованность в получении ребёнком качественного образования без ущерба для здоровья, в формировании коммуникабельной, мобильной, самостоятельной деятельной личности, соответствующей запросам общества и социально – экономическим условиям. Готовы к взаимодействию с педагогами по вопросам образования и развития детей. | |
Механизм реализации проекта
- Разработка системы организационных мероприятий, направленных на развитие поисково - исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста.
- Создание развивающей предметно – пространственной среды, способствующей формированию развития у детей познавательной активности, любознательности.
- Осуществление постоянного мониторинга по формированию развития поисково - исследовательской деятельности
- Организация взаимодействия с родителями воспитанников по вопросам формирования познавательного развития детей через исследовательскую деятельность.
- Организация и проведение открытых мероприятий.
- Разработка практических материалов для реализации проекта.
Мероприятия реализации проекта
Период | Мероприятие | Задачи |
1 этап – подготовительный: январь 2021 | ||
Январь | Изучение научно–исследовательской, методической литературы, интернет ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала. | Повысить уровень профессиональной компетентности по данному вопросу. |
Январь | Разработка содержания проекта: «Экспериментируя, познаём» | Определить цель, задачи, основные направления реализации проекта и ожидаемые результаты |
Январь | Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта | Определить объём и содержание работы по проекту |
Январь | Анкетирование родителей на тему: «Организация познавательно-исследовательской деятельности ребенка дома» | Выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса. Привлечение родителей к созданию предметно-пространственной среды в группе. |
Период | Мероприятие | Задачи |
2 этап – основной: февраль-ноябрь 2021г. | ||
Февраль | 1-я: -«Путешествие с капелькой» -«Значение воды в жизни растений» 2-я неделя: -«Вода прозрачная, может менять цвет, форму» -Рисование на мокром листе | Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму любого сосуда, не имеет запаха, вкуса, цвета). Закрепить и обобщить знания о воде, понять значение воды для всего живого. Формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений |
Март | 1-я неделя: - «Плавает-тонет» -- «Плавает, тонет или растворяется» 2-я неделя: -«Бумага, ее качества и свойства» -«Водичка – водичка» (игры с водой) | Познакомить детей с легкими и тяжелыми предметами (одни остаются на поверхности воды, другие тонут). Исследовать, как плавают, тонут или растворяются различные предметы. Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется; бывает тёплая, холодная. В ней растворяются некоторые вещества. Формировать умение узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, размокает). |
Апрель | 1-я неделя: - «Плавает-тонет» -- «Плавает, тонет или растворяется» 2-я неделя: -«Бумага, ее качества и свойства» -«Водичка – водичка» (игры с водой) | Познакомить детей с легкими и тяжелыми предметами (одни остаются на поверхности воды, другие тонут). Исследовать, как плавают, тонут или растворяются различные предметы. Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется; бывает тёплая, холодная. В ней растворяются некоторые вещества. Формировать умение узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, размокает). |
Май | 1-я неделя: -«Воздух вокруг нас» -«Поиски воздуха» (игры с воздушным шариком и соломинкой) 2-я неделя: -«Ветер, ветер, ветерок» -Изготовление ветрячков | Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе, активизировать речь и обогащать словарь детей. Познакомить детей со свойствами воздуха. Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека. Учить детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы. |
Июнь Июль Август Сентябрь октябрь | 1-я неделя: -«Песочная страна» -Рассматривание картинок «Пустыня»
-«Мокрый, сухой песок» -«Что тяжелее?» (песок, камни) -«Солнечные зайчики» - «Солнце высушивает предметы» (Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие) | Выявить свойства песка, дать понятие о песочных часах, создать целостное представление о песке, как об объекте неживой природы. Пополнение и активизация словаря на основе углубления знаний об объектах неживой природы. Сравнить свойства песка, камня. Познакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка (сыпучесть, способность пропускать воду, на песке остаются следы), показать детям, что песок стоит из очень мелких частиц - песчинок. Развивать умение путем экспериментальной деятельности устанавливать причинно-следственные связи. Расширять словарный запас детей. Воспитывать интерес к окружающему миру Дать представление, что «солнечный зайчик» - это луч солнца, отражающий в зеркале. Наблюдать за способностью солнца нагревать предметы. Развивать любознательность, расширять кругозор. Учить детей делать выводы. |
-«Волшебная рукавичка» -«Действие магнита на предмет» -«Цветные листочки» | Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. Развивать любознательность, мышление, активность. Расширять логический и естественно - научный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо. Формировать у детей познавательные интересы. Развивать умение рассуждать, делать выводы | |
Ноябрь Декабрь | -«Вода, лед, снег» -«Льдинка и снежинка»
-Изготовление цветных льдинок. | Расширять представления детей о свойствах воды, снега,льда, сравнивать их, выявить особенности взаимодействия. Учить устанавливать элементарные причинно -следственные связи: снег тает в тепле и превращается в воду, на морозе замерзает и превращается в лед. Формировать исследовательские умения сбора информации об объектах неживой природы: снег и лед, сходство и различие. Развивать познавательный интерес к объектам неживой природы на основе сравнения анализа. |
3 этап – завершающий: май 2021г. | ||
Ожидаемые результаты реализации проекта.
В результате выполнения проекта будет достигнуто:
-Создание условий предметно - пространственной среды, направленных на развитие поисково - исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста.
-Развитие мышления, любознательности, наблюдательности, сообразительности у детей среднего дошкольного возраста.
- Интерес к поисково - исследовательской деятельности.
-Обогащение знаний дошкольников новыми понятиями.
-Самостоятельная исследовательская деятельность
Список литературы
1. Л. Н. Менщикова «Экспериментальная деятельность детей» изд.- 2014г.
2. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2012г.
3. Прохорова Л.Н., Балакшина Т. А. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира//Формирование начал экологической культуры дошкольников Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2011.
4. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез.2013г.
5. Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В игре ребенок развивается, познает мир, общается
Творческие игры. Игровые умения младшего дошкольника....
Конспект занятия на тему: "Познай себя".
Познакомить с особенностями органа зрения, дать понятие о его значении в жизни человека. Формировать у детей интерес к познанию своего тела. Учить избегать ситуаций, приносящих вред...
План кружковой работы по ОБЖ "Познай себя"
Целью кружковой работы:Культивирование у детей осмысленного и преобразовательного отношения к собственному физическому и духовному здоровью как единому целому; расширение на этой основе адаптивн...
Проект «познай себя» в подготовительной группе группе № 1 МДОУ №7 «Журавушка»
цели, задачи проекта, схема проекта,реализация проекта...
Жители пустыни» (занятие в подготовительной к школе группе Раздел «Учимся рисовать», «Познаем мир») Форма проведение: занятие - путешествие
Учить рисовать оттенки цветов ( желтого).Выполнять аппликации в нетрадиционной технике....
Программа "Познаешь себя - познаешь других"
России, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. Основным приоритетом сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком — принятие и поддержка ег...
Тренинг для воспитателей «Познай себя - познаешь другого»
Формирование у педагогического коллектива толерантного отношения к окружающим....