Статья «Коррекция гиперактивности в художественно-предметной деятельности»
статья

В статье рассматривается художественно-предметная деятельность, которая является одной из эффективных форм коррекции поведения личностного развития гиперактивных детей. Представлены следующие виды художественно-предметной деятельности: деятельность по созданию средств визуальной коммуникации, деятельность по созданию элементов костюмов и использованию их в игровых ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_giperaktivnost.docx17.18 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Коррекция гиперактивности в художественно-предметной деятельности»

   Гиперактивные дети неосторожны и импульсивны, им не хватает осмотрительности, с ними чаще происходят несчастные случаи. Они постоянно становятся виновниками нарушения правил, причем не столько по умыслу, сколько по неспособности усвоить эти правила и выполнять их.

   Для гиперактивных детей характерны повышенная агрессивность, склонность к демонстративному поведению, а в конечном счете асоциальные проявления, следствием чего становится неприятие со стороны окружающих.

   Гиперактивным детям плохо удается подавлять свои двигательные импульсы, поэтому они почти не способны сосредоточить внимание на предлагаемой на занятии информации, не могут адекватно воспринимать зрительные и акустические сигналы. Движения таких детей хаотичны и резки, избыточно энергичны, запас сил расходуется слишком интенсивно.

   В современной психолого-педагогической практике существует несколько методов коррекции поведения гиперактивных детей: медикаментозные методы, методы, основанные на программах самоконтроля, когнитивная терапия и т.д.

Одной из эффективных форм коррекции поведения и личностного развития таких детей выступает художественно-предметная деятельность, если она организована на основе:

-синтетического характера деятельности, дающего возможность достаточно быстрой смены разных ее видов (изобразительная, игровая, коммуникативная, предметно-практическая деятельность);

-сочетания разных видов художественного творчества;

-простоты разных видов деятельности (это необходимо, потому что по развитию мелкой моторики гиперактивные дети отстают от сверстников);

-яркости и практической ценности результата, что приносит гиперактивному ребенку чувство удовлетворения (он должен иметь возможность показать свои достижения как можно большему количеству зрителей);

-сочетания различных форм педагогического воздействия: индивидуальной работы, совместной работы с ребенком и родителями, работы в малых группах, взаимодействия с психологами и другими педагогами.

   Наиболее интересным видом художественно-предметной деятельности для гиперактивных детей является деятельность по созданию средств визуальной коммуникации. Детям можно предложить, например, изготовить вывески («Все для вашего автомобиля», Вывеска для магазина» и др.) из достаточно прочного материала, чтобы их можно было использовать в играх.

   При работе с гиперактивными детьми можно организовать художественно-предметную деятельность по созданию элементов костюмов и использованию их в игровых ситуациях. Можно познакомить детей с историей костюма, с практической, социальной и эстетической функциями одежды, с изменением внешнего вида человека с помощью разнообразных аксессуаров.

   Интересным для детей будут занятия «Носовой платок», «Яркий галстук», на которых дети познакомятся с техниками холодного батика и свободной росписи и распишут свои платки, используя простые ритмические построения (полосы, зигзаги, круги и т.д.) и яркие цвета.

   Ко Дню космонавтики можно организовать занятие «Шлем космонавта», на котором дети сделают шлем и скафандр.

   Художественно-предметное творчество дошкольников, направленное на создание элементов костюмов и аксессуаров позволяет организовывать игры «Модница»», «Самая нарядная» и т.д., а также развлечения «Маленькие модельеры» и «Показ мод».

   Обновленные игры побуждают детей к увеличению гардероба для кукол, придумыванию новых персонажей спектаклей, костюмов для развлечений и праздничных утренников, а для гиперактивных детей большое значение имеет то, что они могут сразу от изобразительной деятельности переходить к игровой.

   Вовлечение гиперактивных детей в художественно-предметную деятельность приводит к тому, что у детей появляются тесные контакты со сверстниками, они гордятся своими достижениями, чаще переживают положительные эмоции, получают меньше замечаний, многие проявляют фантазию созидательного, а не разрушительного плана. Похвала и признание со стороны детей и взрослых- это, пожалуй, самая важная составляющая в процессе становления самосознания этих детей.

   Таким образом, психолого-педагогическая  система оказания помощи гиперактивным детям, если она осуществляется на ранней стадии и имеет междисциплинарный характер, в настоящее время включает новые подходы и средства. Это означает прежде всего отказ от приоритета медикаментозного и диетического лечения гиперактивных детей, которые долгое время занимало господствующие позиции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Коррекция гиперактивности в художественно-предметной деятельности»

Гиперактивный ребенок независимо от ситуации и в любых условиях: дома, в гостях, в кабинете врача, на улице – будет вести себя одинаково: бегать, бесцельно двигаться, не задерживаясь надолго на ...

Статья "Игра как средство коррекции гиперактивного поведения ребенка"

В данной статье описаны симптомы поведения гиперактивных детей, способы коррекции посредством игр и рекомендации для родителей....

"Использование приёмов игротерапии при коррекции гиперактивности детей"

Даны рекомендации, игры и упражнения в работе  с гиперактивными детьми....

Статья "Индивидуальный подход, как средство коррекции гиперактивности детей 4 - 5 лет в ДОУ"

* Сущность понятия гиперактивность* Возрастные особенности детей 4 -5 лет* Основные проявления гиперактивного поведения детей 4 - 5 лет* Возможности индивдуального подхода в коррекцонной работе с деть...

Особенности психологической коррекции гиперактивности дошкольников. Картотека игр для работы с гиперактивными детьми

Методика - тест «Несуществующее животное» (Дукаревич М.З.)Цель проведения – диагностика уровня агрессивности и импульсивности по специфическим графическим деталям изображения и описа...

Статья "Коррекция поведения агрессивных детей в музыкальной деятельности"

Статья раскрывает возможности музыкальной терапии,  которая активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, ...