Консультация для родителей «Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста».
консультация (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста».
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев идут тончайшие нити, которые питают источник творческой мысли.
Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Василий Сухомлинский, советский педагог
Умение владеть графическими навыками позволяет ребенку формировать пространственные представления, что важно при формировании преемственных связей между обучением в детском саду и в начальной школе.
Начало обучения письму — очень важный момент в жизни ребенка. От того, насколько он будет успешным, во многом зависит эффективность обучения в последующие годы. Одни ученые и методисты выступают категорически против обучения письму в дошкольном возрасте, даже в подготовительных группах, мотивируя свое мнение недостаточной готовностью организма ребенка к данному виду деятельности, большой вероятностью ухудшения его здоровья, не знанием воспитательной методики обучения письму. Другие, напротив, считают, что многих сложностей при обучении детей письму в начальной школе можно избежать при проведении подготовительной работы на дошкольном этапе.
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Обучение письму – сложный вид работы для любого малыша. Техника письма требует согласованной работы, мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Для овладения навыками письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга и развитие практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Одна из причин трудностей в овладении письмом кроется в неподготовленности мелкой мускулатуры кистей рук ребенка. Это проявляется в неумении держать карандаш, ножницы, кисть.
Практика показывает, что наибольшие трудности возникают при выполнении графических упражнений. Причиной этого так же является отсутствие у ребенка интереса к выполнению определенных заданий, связанных с ручной умелостью.
Без побуждения и помощи со стороны взрослого 6-7 летние дети практически не усваивают навык письма. Формирование интереса к выполнению графических упражнений, подготавливающих руку к письму, является важной задачей подготовки ребёнка к систематическому обучению в школе. Формирование интереса к графическим упражнениям следует начинать в игровой деятельности, ставя вначале перед ребёнком игровые и практические задачи: «Нарисуй узор по клеточкам», «Нарисуй рисунок по точкам», «Соедини точки», «Повтори узор», «Дорисуй предмет», «Проведи героя по лабиринту»… Эти игровые упражнения обеспечивают подготовку руки ребёнка к письму и дают возможность в дальнейшем выполнять более сложные задания.
Родителям необходимо поддерживать интерес своего ребёнка к занятиям по развитию графических навыков:
* создать необходимые условия (бумага, тетради в клетку, всевозможные прописи для дошколят, карандаши и другие «рисующие» предметы).
* обеспечить усложнение графических упражнений, ставя перед ним новые, более трудные задачи.
* формировать правильные навыки выполнения графических упражнений (осанка, правильное удерживание пишущего предмета, выполнение линий различной формы).
*активизировать интерес ребёнка к графической деятельности («Напиши «письмо» другу»).
*включение графических упражнений в сюжетную игру (выписывание рецептов в игре в больницу, ведение бортового журнала в игре «Морское плавание», выписывание чека в игре «Магазин»).
*демонстрация заинтересованности занятиями ребёнка, одобрение и похвала.
результатов детской деятельности.
Обращая внимание на успехи в графической деятельности, тем самым взрослый стимулирует интерес ребёнка к письменным упражнениям, к занятиям письмом.
Зрелость мелкой моторики рук обеспечивает точность графических действий за счёт мышечного контроля. Это ловкость пальцев и кистей рук, умение координировать их движений. Для развития мелкой моторики рук используются следующие приёмы и упражнения:
- массаж кистей рук.
- пальчиковая гимнастика.
- пальчиковые игры.
- лепка из различных материалов.
- выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, нанизывание бусинок, сортировка разных видов круп, завязывание верёвочек, шнурков, застёгивание пуговиц, вырезание ножницами).
- специальные упражнения для подготовки руки к письму.
Опыт графических упражнений ребёнок приобретает, выполняя различные виды штриховки, рисуя, копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям, обводя трафареты.
Успешность формирования графического навыка во многом зависит от уровня развития других учебно-важных качеств:
- способности принимать задачу и произвольно управлять своими действиями.
- зрительного анализа и зрительно-двигательной координации движений руки.
-навыков пространственной ориентации.
Для этого проводятся игры на развитие внимания, мышления, памяти.
Если графические навыки сформированы неправильно и ребенок приходит в школу неготовым приступить к обучению письму, то возникают следующие трудности:
- низкий темп письма.
- быструю утомляемость при письме.
- неровную «дрожащую» линию.
- трудности в написании овалов;
- слишком сильный нажим.
- трудности в воспроизведении формы графических элементов.
- несоблюдение графических элементов.
- сползание букв со строки.
- массу ошибок при написании букв, сходных по начертанию или имеющих одинаковые элементы.
Чтобы избежать этих трудностей, необходимо заранее позаботиться о формировании у ребенка графических навыков.
Желаю успехов Вам и вашим детям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей«Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста»
Консультация для родителей «Развитие графических навыков у детей старшего дошкоьного возраста»...
Консультация для родителей "Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста
Графомоторика имеет огромное значение для развития детей. Благодаря приобретенным в детстве навыкам и умениям, они не столкнутся с проблемами при письме в школе, будут правильно различать границы пред...
Консультация для родителей " Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста" Материал предназначен для родителей
laquo;Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению....
Консультация для родителей «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста»
Общение ребенка – это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать, использование мимики и жестов для более эффективного выражени...
Консультация для родителей «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста».
Цель: развитие коммуникативных навыков – это развитие коммуникативной компетентности, направленности на сверстника, расширение и обогащение опыта совместной деятельности и форм общения со с...
Консультация для родителей «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически...
Консультация для родителей«Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»
Консультация для родителей «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста» Один из важнейших показателей готовности реб...