Консультация для воспитателей
консультация (подготовительная группа)
«Ежедневный рефлексивный круг», специфика его проведения.
10 самых интересных примеров начала рефлексивного круга»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
refl_krug.docx | 21.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Золушка»
Консультация для воспитателей
«Ежедневный рефлексивный круг», специфика его проведения.
10 самых интересных примеров начала рефлексивного круга»
Воспитатель
Магомедова П.Н.
Когалым-2021
«Ежедневный рефлексивный круг» – это технология, позволяющая стимулировать речевую активность дошкольников, мыслительные возможности детей. Он направлен на сплочение детского коллектива, формирование умения слушать и понимать друг друга, развития умения выражать свои чувства и переживания публично, умения анализировать и делать выводы. По мнению автора технологии Н.П. Гришаевой, «Круг рефлексии – это самый эффективный способ развития саморегуляции у детей».
Цель данной технологии: развитие связной речи детей, раскрытие «я» ребенка (познанию себя, своих мыслей, собственных действий и состояний).
Задачи:
- сплотить детский коллектив;
- развивать умение выражать свои чувства и переживания публично;
- формировать умение слушать и понимать друг друга, решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи;
- учить обсуждать планы на день (в дальнейшем на неделю, месяц);
- привлечение родителей к жизни детей в ДОУ.
Виды рефлексивных кругов:
- ЛИЧНОСТНЫЕ (познание ребенком самого себя, своих мыслей, чувств, оценка себя в обществе других сверстников и взрослых, развитие речи как средства общения)
- СОБЫТИЙНЫЕ (осмысление собственных действий и состояний)
- ТВОРЧЕСКИЕ (развитие творческого потенциала (дети учатся сочинять, фантазировать), релаксация, рассказы по воображению и др.)
- ПОНЯТИЙНЫЕ (осмысленное понимание и восприятия духовной действительности человека, формирование умения решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи)
Рефлексивный круг может проводиться:
- по плану
- по итогам свободной работы
- без плана, когда в течение дня неожиданно появляется необходимость обсудить какое-то событие или жизненную ситуацию.
Большинство дошкольников испытывают трудности, на первых порах внедрения этой технологии:
- не умеют выражать свои мысли и чувства словами;
- не всегда понимают вопросы и задания;
- не умеют выслушивать мнения других ребят, перебивают друг друга, выкрикивают;
- боятся высказывать свое мнение, думают, что над ними посмеются, испытывают страх «неправильного» ответа.
Постепенно они привыкают видеть доброжелательность, терпеливость, прислушиваются к тому, о чем рассказывают другие, не боятся говорить о себе. Речь становится эмоциональной, а запас слов разнообразнее.
Правила на РК создаются совместно педагогом и детьми (они вывешиваются на стенд в виде картинок)
ПРАВИЛА проведения ЕРК:
- РК проводится каждый день в удобное время (утро/день/вечер)
- РК начинается с речёвки (приветствия)
- Время проведения: младшие группы-5-10 минут,
старшие группы-10-20 минут.
- Необходимо соблюдать атрибутику и традиционность проведения РК (приглушенный свет, спокойная музыка, свеча (электрическая), мягкий предмет-талисман, который дети передают по кругу, место проведения РК (ковер, подушки и др.)
- В младших группах начинать РК с детей, которые могут что-либо сказать самостоятельно. Для привлечения внимания детей надевать на руку куклу и говорить от ее лица.
- Обсуждать проблемы без перехода на личности детей, чтобы каждый ребенок чувствовал свою защищенность.
- Нельзя оценивать высказывания детей! Стараться комментировать каждое их высказывание, развивая суждения дальше.
- Каждый РК заканчивается технологией развивающего общения «К родителям через детей», по которой дети должны дома задавать вопросы своим родителям по теме прошедшего РК.
ПРАВИЛА проведения РК для детей:
- Правило поднятой руки.
- Говорить по одному или тому, у кого в руках предмет.
- Отвечать на вопрос, который задан.
- Не повторять то, что кто-то уже сказал.
- Если не хочешь, можешь не говорить.
- Не уходить из «круга», пока он не закончится.
Пример структуры утреннего ЕРК:
- Позывные для утреннего круга (звуковые сигналы, песня, сюрпризный момент, …)
- Организация круга (п/и «Поезд», размещение на своей подушке, …)
- Приветствие (речёвка, клубок, игрушка-талисман, …)
- Обсуждение эмоционального состояния детей.
- Обсуждение планов на день.
- Обмен новостями и информацией о прошедших и предстоящих событиях.
- Выявление детских интересов.
- Обсуждение проблемных ситуаций.
Пример вопросов на экстренном «ЕРК» (сразу после какого-то происшествия)
- Что случилось?
- Почему так произошло?
- Как решить ситуацию?
- Какие у нас правила в группе? Какие правила ты готов выполнять, а какие-нет и почему?
- Как поступить с тем, кто нарушает правила?
- Зачем людям нужны правила?
- Какие правила ты знаешь?
Примеры приветствий:
1. «Здравствуйте» (коммуникативная игра; музыка М. Картушиной)
По дорожке мы шагаем Дети идут по кругу взявшись за руки
И друзей своих встречаем.
Здравствуй, солнце! Поднимают руки вверх.
Здравствуй, речка! Опускают руки и плавно водят ими перед собой вправо и влево.
Здравствуй, белая овечка! Прикладывают кулачки на голове («рога»).
Здравствуй, козлик! Приставляют указательные пальцы к голове.
Здравствуй, кот! Мягкими движениями по очереди
Тот, что моет лапкой рот! выставляют руки вперед («кошачьи лапы»).
По дорожке мы шагаем Дети идут по кругу взявшись за руки
И друзей своих встречаем.
Здравствуй, белка! Прижимают руки к груди, опустив кисти вниз.
Здравствуй, стриж! Взмахивают кистями как крыльями.
Здравствуй, заинька - малыш! Приставляют ладони к голове ( «заячьи уши»).
Здравствуйте, мои друзья! Поднимают руку вверх и приветственно машут ею.
Очень рад всех видеть я! Прижимают руки к груди и вытягивают их вперед
2. «Мы идем с тобой по кругу» (коммуникативный танец – игра)
.Мы идем с тобой по кругу,
Улыбаемся друг другу.
Повстречаться мы спешим,
Поздороваться хотим.
Снова встретились с тобой,
Топнем весело ногой,
Покачаем головой,
Улыбнемся мы с тобой…
3. Песня «От улыбки хмурый день светлей»
От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснется.
Поделись улыбкою своей
И она к тебе еще не раз вернется.
4. Песня-игра «Зашагали ножки весело по кругу»
Зашагали ножки весело по кругу (шагают по кругу/или в рассыпную)
Привели нас ножки по дороге к другу (находят себе пару, смотрят друг на друга)
Раз, два, три, здравствуй говори (на раз, два, три хлопают в ладоши)
Раз, два, три, руку мне пожми (хлопают в ладоши и пожимают друг другу руки)
Побежали ножки весело по кругу (далее по тексту)
Привели нас ножки по дороге к другу
Раз, два, три, головкой поклонись
Раз, два, три, мило улыбнись
3) Поскакали ножки весело по кругу
Привели нас ножки по дороге к другу
Раз, два, три, хлопай веселей
Раз, два, три, обнимись скорей!
5. Игра «Дружная семья»
Я, ты, он, она-
Вместе дружная семья.
Руку дай соседу справа.
Руку дай соседу слева.
Я, ты, он, она-
Вместе дружная семья.
Улыбнись соседу справа,
Улыбнись соседу слева.
Обними соседа справа,
Обними соседа слева.
6. Приветствие с комплиментами
7. «Волшебная палочка»
8. «Смайлик»
Дети передают по кругу большой смайлик и приветствуют друг друга, говорят друг другу ласковые слова.
9. Приветствие друг друга с обращением «господин», «госпожа», «мадемуазель» и т.п.
10. Приветствие со сказочными героями (воспитатель в роли сказочного героя; дети в роли героев- с использованием масок)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»
Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...
Консультация для воспитателей "Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника"
Основная цель создания данного материала - обучения детей Правилам дорожного движения. ...
Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"
Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....
Консультация для воспитателей на тему: «Формирование у дошкольников экологических начал». Консультация для воспитателей на тему: «Азбука экологии на прогулках».
Помощь воспитателям в формировании у детей экологической культуры....
Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей
Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...
Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...