Родительское собрание. «Нормы речи. Правильно ли говорит ваш ребенок?»
материал (младшая группа)

Сологубова Светлана Александровна

Родительское собрание.

«Нормы речи.

Правильно ли говорит ваш ребенок?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл normy_rechi.docx33.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

детский сад  № 22

Родительские собрания. Нормы речи. Правильно ли говорит ваш ребенок?

Родительское собрание.

«Нормы речи.

Правильно ли говорит ваш ребенок?»

Воспитатель:
Сологубова С.А

-Многие родители задаются вопросом: "Правильно ли говорит мой ребенок? К каким нормам стремиться?"-

Нормы речевого развития были исследованы великим русским ученым и лингвистом А.Н. Гвоздевым в первом десятилетии прошлого века на примере своего собственного сына Жени Гвоздева. Труд этот переоценить невозможно, до сих пор никто так и не решился пересмотреть, отменить или переосмыслить нормы речи. В новом тысячелетии нормы значительно снижаются и оспариваются. Но все же... Есть критерии, по которым точно можно отметить нарушения речи.

Признаки нарушения речи ребенка

  • отставания от возрастной нормы (см. нормы по А.Н. Гвоздеву)
  • длительное и многообразное употребление слов-звукоподражаний

(патология: «ту-ту, ав-ав, ням-ням» и после 2-х лет)

  • длительное отсутствие стремлению подражать новым словам

(в норме к 1,3г. Должно быть 20 слов, затем к 1,9-1, 10г. Наблюдается «прорыв» словаря до 80 и более слов. Патология -меньше 20 слов)

  • более позднее появление фразы

(в норме 1,5-3г. после 30-40 слов возникают фразы. Патология-когда в наличии есть 60-100 слов, а фразы нет. Ребенок просто указывает на предметы)

  • стремление подражать не контуру целого слова, а его части.
  • Настораживает сокращение всех слогов, опускание ударного слога, сокращение числа слогов до одного (часики-«тят», масло- «ма», девочка- «де»)
  • длительное, морфологически нечленимое деление слов при связывании их во фразу

(в норме должна быть связь между 3-4 словами, слова изменяются по родам, падежам, и др. грамматическим категориям. Патология, когда фраза звучит так: «Дека асе зё.» — девочка несет флажок.

  • Значительное преобладание «внутренней» (импрессивной) речи над «внешней» (экспрессивной)

(в норме к 3 годам должно быть снижение, речь должна переходить во «внутренний план», как бы проговариваться про себя. Патология- со слов родителей: «ребенок все понимает, но не говорит». Плюс + Импульсивность, отвлекаемость, интеллектуальные затруднения

Речевые игры дома:

  • «большое-маленькое» (лимон-лимончик, стол-столик)
  • «все наоборот» (добрый-злой, высоко-низко, вышел-зашел)
  • «один-много» (дом-дома, зима-зимы)
  • «посчитаем до 5» (один стол, два стола... пять столов, но пять стульев, т.е. разные окончания грамматических форм)
  • «назови одним словом» (диван, кровать, кресло — это мебель)
  • «кто больше найдет деталей» (у стула есть: ножки, сиденье, спинка, болты, гайки, ткань...)
  • «Чей-чья-чьё-чьи?» (у медведя хвост межвежий, голова медвежья, брюхо медвежье, лапы медвежьи)
  • «кто больше скажет?» (Это слива. Она фиолетовая. Овальная. Сочная. Кислая. Витаминная. Можно сварить сливовое варенье. Выжать сливовый сок. Засушить и сделать сухофрукт...)

Помощь родителей в воспитании правильной речи:

  • по рекомендации логопеда показывать ребенка врачам-специалистам, добросовестно проходить курсы лечения
  • активизировать самостоятельную речь ребенка путем постановки проблемных вопросов (Зачем? Почему? Как?)
  • поправлять речь ребенка, не «сюсюкаться». Называть слова правильно (если ребенок говорит на кошку «мяу», то надо произнести четко «кошка», и добиться повторения хотя бы контура слова «ко» или «ко-ка»)
  • замедлить темп речи для «неговорящего» ребенка
  • использовать подражательность (сначала движениям тела, затем мелким движениям пальцев, жестов и мимики, далее-движениям органов речи)
  • развивать наблюдательность, внимательность к языковым явлениям и предметам окружающей действительности
  • совершенствовать навыки самообслуживания, прививать любовь к знаниям, развивать трудолюбие, усидчивость, самостоятельность, аккуратность
  • Ежедневно давать ребенку рассматривать картинки, новые предметы, комментировать их
  • Ежедневно читать тексты, доступные его пониманию и возрастным возможностям. Объяснять смысл непонятных слов и выражений

Советы логопеда родителям для детей 2-4-летнего возраста:

игнорировать вызывающие поступки, поощрять малейшие случаи хорошего поведения, проявления правильной речи(чтобы благополучно прожить «Кризис трехлетнего возраста»)

  • Слово «нельзя» произносить не чаще 3 раз (когда опасность для жизни). Часто ребенок не в силах«затормозиться» и может проявиться «речевой негативизм»
  • Давать дробные, пошаговые инструкции в 1-2 задания

при просмотре телевизора или компьютера (не более 1,5 ч. в день) для «неговорящих» детей подбор сказок или мультиков не более 1-2 сюжетов. Желательно мультики без слов, но с комментариями родителя, «переводом» действий и сюжета

  • развивать тактильные ощущения, мягкую интонацию голоса, мелкую моторику пальцев рук

часто посещать с ребенком выставки, музеи, концерты, а также рынки или супермаркеты для развития пассивного словаря

Заповеди для родителей:

(или как избежать речевого негативизма)

  • Если ребенка постоянно критикуют-он учится ненавидеть
  • если ребенка высмеивают-он становится замкнутым
  • если ребенок живет во вражде-он учится быть агрессивным
  • если ребенка подбадривают-он учится верить в себя
  • если ребенок растет в упреках-он учится жить с чувством вины
  • если ребенка поддерживают-он учится ценить себя
  • если ребенка окружают понимание и дружелюбие - он учится находить любовь в этом мире

Важно! Быть терпеливыми, не терять самообладания, быть примером для ребенка.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "А как речь - то говорит, словно реченька журчит"

На данном собрании обсуждается проблема речи нынешних малышей и пути решения проблем...

Доклад к родительскому собранию средней группы «ПОМОЖЕМ РЕБЕНКУ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО»

Главным в развитии речи детей является желание и умение родителей помочь своему ребенку. Логопед же призван быть помощником и направляющим для родителей. Данный доклад - одна из форм профилактики рече...

Родительское собрание. Клуб интересных встреч "Пусть говорят" по теме "Детские травмы в ДОУ и в быту"

Несколько лет я исполняла обязанности ответственного по охране труда и работала социальным педагогом. Я не помню где я нашла эту разработку, вроде где-то на просторах интернета. Долго она лежала в пап...

Родительское собрание "Как научить ребёнка правильно говорить"

Собрание  знакомит родителей с причинами нарушения звукопроизношения, основными направлениями логопедической работы  в условиях логопункта....

Общесадовское родительское собрание Нормы речевого развития детей дошкольного возраста

Нормы речевого развития были исследованы великим русским ученым и лингвистом А.Н. Гвоздевым в первом десятилетии прошлого века на примере своего собственного сына Жени Гвоздева. Труд этот переоценить ...

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ: "НОРМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Цель: формирование педагогической компетенции родителей в вопросах коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.Задачи:-дать понятие о причинах возникновения речевых нарушений;-сф...