Родительское собрание "Как научить ребёнка правильно говорить"
консультация (старшая, подготовительная группа) по теме
Собрание знакомит родителей с причинами нарушения звукопроизношения, основными направлениями логопедической работы в условиях логопункта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sobranie.rar | 1.39 МБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
«Как научить ребенка правильно говорить?»
Цель: Создание мотивации у родителей к совместными занятиям с детьми по исправлению и развитию речи.
Задачи:
- Познакомить с причинами нарушения звукопроизношения.
- Познакомить родителей с основными направлениями логопедической работы в условиях логопункта.
- Познакомить с приемами работы по исправлению и развитию компонентов речи, доступных родителям в домашних условиях.
- Настроить родителей на сотрудничество в работе по исправлению недостатков речевого развития.
Оборудование: проектор, экран, ноутбук, доска магнитная (мольберт).
Ход собрания:
Логопед: Здравствуйте, уважаемые родители! Я очень рада видеть вас на родительском собрании. Свое выступление хочу начать с вопросов: Что же такое логопедия? Кто такой логопед?
Логопедия – это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания.
Термин «логопедия» образован от греческих слов «логос» (речь, слово), «пейдео» (воспитываю, обучаю). Что в переводе обозначает «воспитание речи». Соответственно, специалист, занимающийся коррекцией речи (или «воспитанием речи»), называется логопедом.
I. Причины нарушений звукопроизношения
Основными причинами нарушений звукопроизношения у детей являются следующие:
- снижение слуха;
- нарушение слуховой дифференциации звуков речи;
- нарушение анатомического строения артикуляторного аппарата;
- нарушение нормального функционирования артикуляторного аппарата
(недостаточная подвижность артикуляторных органов);
- неправильная речь окружающих ребенка людей или недостаточное с их стороны внимание к его речи.
Подробнее расскажем о каждой причине.
1. Снижение слуха, наступившее в раннем возрасте, отрицательно сказывается на формировании у детей не только звукопроизношения, но и всей их речи в целом.
2. При нарушении слуховой дифференциации речевых звуков дети слышат хорошо, но некоторые акустически близкие звуки (например «с» и «ш») кажутся им одинаковыми. По этой причине ребенок, овладевший, скажем, правильным произношением звука «с», не чувствует никакой необходимости в том, чтобы усваивать еще и произношение звука «ш», в силу чего спокойно говорит «сапка» вместо «шапка» или «сарик» вместо «шарик». В раннем возрасте такие нарушения могут сойти за возрастные особенности в произношении звуков, однако, в отличие от них, в дальнейшем они не только не исчезнут без специальной логопедической помощи, но обязательно перейдут в письмо. Вот почему так важно в возрасте 3 – 4 лет проверить у ребенка состояние слуховой дифференциации акустически близких звуков и в случае ее нарушения безотлагательно принять соответствующие меры.
3. Нарушения анатомического строения артикуляторного аппарата (неправильное строение челюстей и зубов, небные расщелины, короткая уздечка языка и т.д.) также во многих случаях препятствуют овладению правильным произношением некоторых или даже большинства звуков речи. Например, при короткой уздечке языка ребенку не удается поднять язык к верхним резцам, без чего не может быть усвоена нормальная артикуляция звука «р».
4. Недостаточная подвижность органов артикуляции (прежде всего языка и губ) не может не сказываться отрицательно на овладении звукопроизношением, поскольку при произнесении каждого звука артикуляторные органы должны занимать вполне определенное положение.
5. Неправильная речь окружающих ребенка людей и недостаточное их внимание к его речи, то есть неблагоприятные для развития речи социальные условия. К таким условиям относятся следующие:
- быстрая, неряшливая речь окружающих, не позволяющая ребенку четко воспринимать произносимые ими звуки ни на слух, ни зрительно;
- «двуязычие» в семье, при котором ребенок, овладевающий звукопроизношением, постоянно слышит разные образцы звуков;
- наличие дефектов звукопроизношения у окружающих людей, что приводит к усвоению ребенком этих дефектов по подражанию;
- «педагогическая запущенность», выражающаяся в недостаточном внимании взрослых к речи ребенка, в том числе и к правильности произношения им речевых звуков;
- подлаживание взрослых под детскую речь, сюсюканье с ребенком, вследствие чего он не только не имеет нормального образца для подражания, но даже и не стремится овладеть правильным звукопроизношением, раз взрослым так нравиться его «очаровательная» речь;
- длительное пребывание ребенка среди неправильно говорящих сверстников, где он тоже не слышит нормальной речи.
I I. Направления коррекционной работы в условиях логопункта (презентация).
К каждому направлению предлагается игра.
1. Коррекция звукопроизношения
- Чистоговорки с трудными звуками
2. Развитие навыков фонематического анализа
- Определи первый звук в слове, последний.
3. Обогащение и активизация словарного запаса
- Д. и. «Скажи наоборот»
4. Обучение грамматическому строю речи
- Д/и «Какой? Какая? Какое? Какие?»
5. Развитие навыков связной речи
- Составление рассказа по мнемотаблице.
I I I. Взаимосвязь логопеда с родителями.
Какова же роль семьи, родителей в преодолении речевых нарушений у детей?
Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:
- не ругать ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Неправильное звукопроизношение связано с недостатками в развитии артикуляционного аппарата. Родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению. Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий.
Задача родителей: не ставить звуки, а помочь ребенку укрепить органы артикуляции, после чего звуки, скорее всего сами появятся, если нет серьезных нарушений. Если звуки не появятся, то их будет ставить логопед на специальных занятиях.
Доступные игры с детьми на укрепление мышц артикуляционного аппарата: «вылизывание» тарелок, облизывать губы, перед зеркалом «стройте рожицы», высовывайте язык, доставайте язычком до бороды, носа, «учитесь сплевывать бумажку», делайте звукоподражания: мычите, лайте, мяукайте и т.д. Заставляйте жевать твердые овощи, фрукты, мясо, сухари, корочки хлеба.
Игры на развитие дыхания: дуть на вертушку, пускать мыльные пузыри, дуть на кораблик, дуть в соломинку, на ватный шарик, играть на дудочке, губной гармошке. Учите набирать в рот воды, полоскать горло, надувать щеки, удерживать воздух во рту, перекатывать его с одной щеки в другую.
Источники:
http://sch771s.mskobr.ru/files/1_771/Sots_Ps_Slujba/1_SPsl_Log_Prich_narush_zvukoproizn.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информация в родительский уголок "Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?"
Информация для родителей Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и никаких п...
Как научить ребёнка правильно говорить"
Роль родителей в развитии речи детей...
Родительское собрание: по правилам дорожного движения с участием работника ГИБДД «Научите ребёнка правильно вести себя на дорогах» Во 2 младшей группе
Родительское собрание по правилам дорожного движения с участием работника ГИБДД«Научите ребёнка правильно вести себя на дорогах»Цель: организация совместной деятельности родителей и воспитателей...
Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге? (материал к родительскому собранию)
Когда же ребёнок попадает в дорожное происшествие, то виноваты все: водитель, детский сад, школа, Госавтоинспекция. Почему не научили, не показали, не уберегли? Забывая при этом, что в первую очередь ...
Конспект родительского собрания "Научите ребёнка правильно вести себя на дорогах".
Конспект родительского собрания на тему: "Научите ребёнка правильно вести себя на дорогах" Подготовила: Дикарёва М.Н....
Родительское собрание в первой младшей группе "Как научить ребенка правильно говорить".
Родительское собрание в первой младшей группеРодительское собрание в первой младшей группе«Как научить ребенка правильно говорить»Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии лич...
Как научить ребёнка правильно и красиво говорить
Речевое развитие ребёнка-важный аспект в системе дошкольного образования. Без речи невозможно общение, понимание и взаимодействие друг с другом. С помощью речи осуществляется любая деятельность, дейст...
- Мне нравится (1)