Педагогический проект «Путешествие по стране Каллиграфии»
проект (подготовительная группа)

Голикова Наталья Сергеевна

Подготовка руки к письму для старших дошкольников имеет первостепенное значение: дети учатся не только красиво писать, но и вырабатывают в себе такие черты характера как исполнительность, внимательность, аккуратность, наблюдательность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл golikova_statya_1.docx25.63 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект «Путешествие по стране Каллиграфии»

Направленность проекта «Путешествие по стране Каллиграфия»: познавательно-развивающая.

Педагогическая целесообразность. Данный проект педагогически целесообразен, т.к. органично вписываясь в единое образовательное пространство детского сада, становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим подготовке старших дошкольников к школе в целом и подготовке руки к письму, в частности.

Принципы проекта:

- добровольность включения в реализацию проекта;

- обеспечение развития детского творчества, познавательной и социальной активности;

- гуманизация образовательного процесса, сотрудничества и сотворчества воспитанников и педагогов в атмосфере доброжелательства и доверия;

- учёт возрастных особенностей;

-  учёт интереса детей.

Проблема: вопрос подготовки дошкольника к владению письмом является частью проблемы подготовки к обучению в школе, которая, с каждым годом, становятся все актуальнее. Родителей и педагогов волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.

Неподготовленность рук к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению в дальнейшем негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе.

Подготовка руки к письму для старших дошкольников имеет первостепенное значение: дети учатся не только красиво писать, но и вырабатывают в себе такие черты характера как исполнительность, внимательность, аккуратность, наблюдательность. Письмо имеет значение для развития умственной деятельности ребенка: в Японии дети с 3-летнего возраста ежедневно занимаются уроками каллиграфии. Они учатся старательно выводить иероглифы — одни из самых сложных символов современного письма. Во время этих занятий развивается мелкая моторика рук, которая в свою очередь влияет на формирование коры головного мозга ребенка. Отечественные педагоги и психологи утверждают, что каллиграфическое письмо развивают эмоциональную сферу. Современные дети и подростки пишут рукой очень мало, это обедняет их эмоциональный мир, лишает возможности подобрать слова для выражения чувств и переживаний.

        Профессор С. Соловьёв, специалист по морфологии и эволюции мозга с 30-летним стажем на лекции в рамках проведения Международной выставки каллиграфии в сентябре 2017 г. отметил, что каллиграфия несёт не только эстетическую функцию, но и плодотворно влияет на развитие некоторых частей мозга — в процессе письма активируются уникальные нервные связи, а у детей наиболее успешно развивается мелкая моторика, что плодотворно сказывается на их способностях.

Цель проекта: в процессе целенаправленного педагогического воздействия подготовить руку к письму: сформировать у детей правильное обращение с письменными принадлежностями, развить координацию движений руки при письме, научить соблюдать гигиенические правила письма, развить графические навыки.

Задачи проекта

Воспитательные задачи:

- воспитание прилежания, аккуратности, усидчивости, трудолюбия, положительного отношение к процессу письма.

- привитие любви к русскому языку, художественному слову, развитие желания успешно учиться в школе;

- воспитание дружеских взаимоотношений в группе, формирование детского сообщества.

Развивающие задачи:

- развитие познавательного интереса, самостоятельности, инициативности;

 - развитие творческих и интеллектуальных способностей;

- развитие основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение), развитие пространственных представлений;

- развитие общей и мелкой моторики, чувства ритма, координации движений;

- развитие связной, монологической, диалогической речи.

Обучающие задачи:

- обучение правильному обращению с письменными принадлежностями;

- обучение координации движений руки при письме;

- обучение соблюдению гигиенических правил письма;

- обучение графическим навыкам.

Новизна и отличительная особенность проекта:

1.Использование технологии по каллиграфии с использованием пера и чернил как средства подготовки руки к письму у детей старшего дошкольного возраста позволит заинтересовать детей, повысит мотивацию к школьному обучению. Игры-путешествия, используемые в данной технологии не требуют специального оборудования и выступают как часть образовательной деятельности с детьми. Игры-путешествия – это веселая игра и серьезная интеллектуальная работа, дающие сильную эмоциональную реакцию, оставляющую след на всю жизнь. Также использование технологии по каллиграфии с использованием пера и чернил не только подготовит руку ребёнка к письму, но и даст возможность проявить свою индивидуальность, научит нестандартно мыслить, выявлять противоречия, свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. А разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.

2.В проекте присутствует интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Развитие речи», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», т.е. проектная работа включает в себя разные виды детской деятельности: игровую, коммуникативную, продуктивную.

Этапы реализации проекта

        1 этап: подготовительный

        Цель: подготовка и разработка системы работы, направленной на подготовку руки старших дошкольников с использованием пера и чернил в процессе игр-путешествий.

        Задачи: - изучить психолого-педагогическую литературу по теме         проекта;

        - проанализировать материально-техническую базу, педагогические условия реализации проекта;

        - подобрать диагностические методики по основным направлениям проекта.

        2 этап: практический

        Цель: реализация системы работы, направленной на подготовку руки старших дошкольников с использованием пера и чернил в процессе игр-путешествий.        

        Задачи: - отработать содержательную деятельность, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия;

        - разработать методические рекомендации;

        - вовлечь в систему работы представителей всех субъектов образовательной деятельности.

        3 этап: аналитический

        Цель: анализ проектной деятельности.

        Задачи: - провести мониторинг реализации проекта, в том числе анализ сотрудничества с родителями;

        - разработка рекомендаций для педагогов и родителей;

        - презентация результатов проектной деятельности на педагогическом совете.

Организация образовательной деятельности

Образовательный процесс проекта осуществляется в условиях, гарантирующих охрану здоровья обучающихся и профессиональной компетенции работающих педагогов, а также при соблюдении санитарно-гигиенических норм (в соотв. СанПиН 2.4.4.1251-03).

Форма ООД - игра-путешествие.

Данный проект рассчитан на 9 месяцев, общее количество организованной образовательной деятельности в год – 36: 1 ООД в неделю во вторую половину дня, продолжительность - 30 минут.

Основные методы работы:

2. Репродуктивный метод (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности);

3.Частично-поисковый метод (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом).

4. Исследовательский метод (овладение детьми методами научного познания, самостоятельной творческой работы).

Прогнозируемый результат:

1.Сформированность у детей базовых графических навыков;

2. Повышение у детей уровня развития самостоятельности и инициативности, социально-коммуникативных навыков;

4.Повышение педагогической компетентности родителей воспитанников.        

 Формы выявления, фиксации и предъявления результатов:

- выставки детских работ «Путешествие по стране Каллиграфия»;

- протоколы диагностики;

- открытые мероприятия;

- участие в конкурсах.

        Формы работы с родителями:

1.Опрос. Цель: Определить степень заинтересованности родителей в подготовке детей к школе, отношения к каллиграфии, а также уровень знаний по данной проблеме;

2.Родительское собрание «Готовность ребёнка к школе. Мифы и реальность». Цель: повышение педагогической компетентности родителей в вопросах подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению.

3. Круглый стол для родителей «Каллиграфия для детей и взрослых»; Цель: рассмотреть использование пера и чернил в подготовке детей к школе; вызвать у родителей интерес и желание принять активное участие в проектной деятельности.

4. Совместные с родителями досуги: «Волшебный карандаш», «Магическое перо», «Перо чародея». Цель: развитие партнёрских отношений, развитие детско-родительских отношений.

5. Консультации для родителей: «Мотивация к школьному обучению», «Развитие самостоятельности и инициативности в дошкольном возрасте», «Каллиграфические гаммы», «Развитие творческих способностей». Цель: повышение педагогической компетентности в вопросах воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста.

6.Мастер-классы «Каллиграфия для детей и взрослых», «Волшебство пера», «Искусство каллиграфии».

Формы работы с педагогами:

1.Деловая игра «Методика игры-путешествия как эффективный ресурс познавательного развития дошкольников». Цель: знакомство педагогов с инновационной методикой;

2.Консультации и мастер-классы для педагогов «Каллиграфия для детей и взрослых», «Волшебство пера», «Искусство каллиграфии». Цель: знакомство педагогов с инновационной технологией, трансляция передового педагогического опыта;

3. Открытые мероприятия: «Волшебный карандаш», «Магическое перо», «Перо чародея». Цель: трансляция передового педагогического опыта;

4.Выступление на педагогическом совете «Проект «Путешествие по стране Каллиграфии». Цель: презентация результатов проектной деятельности.

Источники

  1. Венгер, Л.А. Психология. - М.: Дрофа, 2015. - 336 с.
  2. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций/ Л. С. Выготский. ˗ М.:2016. ˗ 580 с
  3. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателей детского сада / сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. - М.: Мозаика-Синтез, 2006, - 180 с.
  4. Гурьянов, Е. В. Психология обучения письму. Формирование графических навыков / Е. В. Гурьянов ˗ М.: АПН РСФСР, 2014. ˗230 с.
  5. Кашлев, С.С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов: - Мн.: Университетское, 2015. – 95 с.
  6. Кудинова, М. И. Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и упражнений. Современные наукоемкие технологии / М. И. Кудинова. ˗ М.: 2016. ˗ 364 с.
  7. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Смысл, Academia, 2004. - 352 с.
  8. Лурия, А. Р. Очерки психофизиологии письма. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования / А. Р. Лурия. ˗ М.: ИЦ «Академия», 2002. ˗ 77 с.
  9. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя дет.сада / под ред. Т.А.Марковой. - М.,2012. – 165 с.
  10.  Педагогика: учебник для бакалавров / под общ. Ред. А.С. Подымовой, В.А. Сластёнина. – М.: Издательство Юрайт, 2014. - 332 с.
  11. Семаго, Н. Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие / Н. Я. Семаго. ˗ М.: Айрис ˗ пресс, 2007. ˗ 112 с.
  12. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект / под ред. Н.Н. Подьякова, Н.Я. Михайленко. - М., 2005. - 190 с.
  13. Семинарские, практические и лабораторные занятия по дошкольной педагогике / под ред. Э.К. Сусловой, Л.В. Поздняк. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 272 с.
  14. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013 г. - 34 с.
  15. Цветкова, Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление [Текст] / Л. С. Цветкова. ˗ М.: «Юристъ», 1997. ˗ 256 с.
  16. Эльконин, Д.Б. Психология игры. - М.: Академия, 2011. - 320 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект « Путешествие в страну знаний»

Самым важным условием успешного обучения в начальной школе является наличие у ребенка соответствующих мотивов обучения: т.е. отношение к учебе как к важному, значимому делу, стремление к приобретению ...

Педагогический проект "Путешествие в страну дорожных знаков"

Обеспечение безопасности движения из года в год становится всё актуальнее, поскольку количество автомобилей на улицах города, села растёт устрашающими темпами. Возрастающее число транспортных средств ...

Педагогический проект «Путешествие в страну Театралию» в старшей группе

Тип проекта: познавательно-творческийСрок реализации: декабрь 2016 г., январь 2017 г.Целевая аудитория: дети 5-6 лет.Участники проекта - дети, родители, педагоги....

Педагогический проект "Путешествие в страну вежливости"

Дошкольное детство - важнейший период в нравственном становлении личности. Одним из направлений в нравственном развитии ребёнка является воспитание культуры поведения....

Педагогический проект "Путешествие в страну сказок"

Проект "Путешествие в страну сказок" первая младшая группа...

Педагогический проект "Путешествие в страну этикета"

Каждый родитель хочет воспитать своего ребёнка счастливым человеком, уверенным в себе, успешно решающим жизненные проблемы, принятым в обществе, богатым дружескими и деловыми связями, любимым близкими...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Путешествие в страну букв и звуков»

laquo;Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться!»...